Слайд 1Деловая этика
Совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций
и их членов.
Включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета и пр.
Слайд 2Основы деловой этики
Понимание труда как нравственной ценности. Труд становится моральной
ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования, но и как способ формирования человеческого достоинства
Проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания
Проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный
Моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку.
Слайд 3Функции деловой этики
Репутационная
Заключается в повышении доверия к компании со стороны
потенциальных инвесторов.
Наличие у компании документа деловой этики становится своеобразным брендом, признаком ее успешности и необходимым условием высокой деловой репутации.
Управленческая
состоит в регламентации и упорядочивании корпоративного поведения в сложных и неоднозначных ситуациях с точки зрения соблюдения принципов этики, честности и добросовестности.
Слайд 4Управленческая функция обеспечивается
Формированием этических аспектов корпоративной культуры между заинтересованными лицами.
Регламентацией
приоритетов в отношениях с внешними заинтересованными лицами
Определением порядка и процедуры разработки и принятия решений в сложных этических ситуациях
Перечислением и конкретизацией форм поведения, недопустимых с позиции этики.
Слайд 5Л. Хосмер (амер. социолог)
Универсальные принципы
деловой этики (1)
Никогда не делай того,
о чем нельзя бы было сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о чем можно было бы с гордостью объявить на всю страну. Принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях честности, открытости и умеренности.
Слайд 6Л. Хосмер (амер. социолог)
Универсальные принципы
деловой этики (2)
Никогда не делай
того, что не способствует формированию чувства общности и работы на одну общую цель. Принцип основан на заповедях всемирных религий, призывающих к добру и осознанию взаимосвязи и взаимозависимости.
Слайд 7Л. Хосмер (амер. социолог)
Универсальные принципы
деловой этики (3)
Никогда не делай
того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества. Принцип основан на учении Гоббса и Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за блага.
Слайд 8Л. Хосмер (амер. социолог)
Универсальные принципы
деловой этики (4)
Никогда не делай того,
что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь. Принцип основан на этике утилитаризма – практической пользе нравственного поведения, разработанной И. Бентамом и Джоном С. Миллем.
Слайд 9Л. Хосмер (амер. социолог)
Универсальные принципы
деловой этики (5)
Никогда не делай того,
чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации. Принцип основан на императиве Канта о правиле универсальной, всеобщей нормы.
Слайд 10Л. Хосмер (амер. социолог)
Универсальные принципы
деловой этики (6)
Никогда не делай того,
что ущемляет установленные права других. Принцип основан на взглядах Руссо и Джефферсона на права личности.
Слайд 11Л. Хосмер (амер. социолог)
Универсальные принципы
деловой этики (7)
Никогда не делай того,
что препятствовало бы правам другого человека на саморазвитие и самореализацию. Принцип основан на идее необходимости расширения степени свободы личности, необходимой для развития общества.
Слайд 12Нормы деловой этики бизнеса
1. Честность, порядочность и надежность
2. Уважение прав собственности
3.
Коллегиальность
4. Принятие конструктивной критики
5. Экологический принцип
6. Соблюдение правовых норм
9. Благотворительность
10. Корпоративная социальная ответственность
11. Профессионализм, компетентность и информированность
13. Конфиденциальность и профессиональная тайна
14. Сотрудничество при конфликте интересов
15. Защита и надлежащее использование активов корпорации.
16. Борьба с коррупцией
Слайд 13Профессиональная этика
Моральные нормы, ценности и стандарты, принятые профессиональным сообществом
Наиболее востребованной профессиональная
этика является в профессиях системы «человек – человек»
Роль профессиональной этики возрастает по мере роста потребности в узких специалистах, появления новых специальностей (ПР-специалист, маркетолог, рекламный агент)
Слайд 14Профессионал
Человек, обладающий специальными знаниями и умениями способный выносить экспертные суждения и
принимать грамотные решения в сложных ситуациях. Которые для обычного человека, не имеющего специального образования, неразрешимы
Слайд 15Этические кодексы
Моральные нормы, ценности и стандарты, принятые профессиональным сообществом, чаще всего
воплощены в этическом кодексе
Этические кодексы формулируют границы дозволенного в рамках определённой профессии
Слайд 16Требования к профессиональному кодексу (1)
Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным. Включение
в него идеалов не возбраняется. Но в нем следует точно определить, какие его положения представляют собой идеалы, а какие носят дисциплинарный, карательный характер.
Слайд 17Требования к профессиональному кодексу (2)
Кодекс призван защищать общественные интересы и
интересы тех, кого профессия обслуживает. Если общество не извлекает выгоды от предоставления профессии автономии, оно должно лишить ее этой привилегии. Кодекс не должен являться средством самообслуживания профессии.
Слайд 18Требования к профессиональному кодексу (3)
Кодексы должны быть точно сформулированными и честными.
Кодекс, который просто утверждает, что члены профессии не должны лгать, красть или обманывать, не требует ничего сверх того, что требуется от всех других людей. Когда кодекс составлен честно, в нем отражены аспекты профессии, характеризующие конкретные специфические искушения, которые могут испытывать члены профессии.
Слайд 19Требования к профессиональному кодексу (4)
Кодекс должен быть и контролируем, и контролирующим.
Если кодекс не содержит положений о предъявлении обвинений и о применении наказаний, он представляет собой не более чем декларацию об идеалах.
Слайд 20Несовершенство профессиональных кодексов
Профессиональные кодексы обычно игнорируют такие проблемы, с которыми сталкиваются
по крайней мере некоторые члены профессии. Например, как должен поступить работающий в компании врач, когда ему велят не разглашать информацию о росте показателей связанных с работой заболеваний среди рабочих завода?
Профессиональные кодексы не содержат и указаний на то, какие должны последовать меры, когда сама профессия действует неподобающим образом.