Слайд 1Качественные методы исследования
Лекция 29
Звоновский, к.с.н.
Слайд 2Отличия качественных методов
Количественные методы – это прежде всего измерение, т.е. численное
выражение какого-то признака, присущего (являющейся атрибутом) объекта измерения. Например, длина или ширина комнаты, или ее площадь.
При этом очевидно, что мы в любом случае теряем некоторую точность в измерении и измеряем далеко не все признаки (атрибуты) объекта. Количественные измерения неизбежно огрубляют измерение и, соответственно, измеряемую реальность.
Качественные методы направлены на получение максимума информации о небольшом числе объектов, максимума – как по точности, так и по числу изучаемых параметров. Методы направлены на максимально подробное описание поведения и мнений представителей больших социальных групп (фокус-группы, этнометодология) для обнаружения ненаблюдаемых факторов, детерминирующих их поведение, или небольших групп, поведение представителей которых уникально (политики, бизнесмены, медики и пр.).
Слайд 3Виды качественных исследований
Этнографическое исследование / включенное наблюдение – исследователь на некоторое
время погружается в социальную среду, естественную для данной социальной группы (объекта исследования) и ведет в ней обычную жизнь.
Исследовательское (глубиннное, качественное, свободное, нарративное) интервью – интервью, которое проводит сам исследователь. Интервью направлено на получение максимального объема вербальной и невербальной информации от респондента.
Фокус-группа – структурированная групповая дискуссия на небольшой круг тем, направленный на обсуждение этих тем в данной аудитории.
Дискурс-анализ, конверсионный анализ – анализ текста, произнесенного респондентом и записанного для многократного воспроизведения. Исследователь интерпретирует невербальную часть текста (молчание, повторы, жесты, мимика и пр.)
Слайд 4Недостатки качественных методов
Все виды качественных исследований имеют различную методику проведения, организации
и анализа данных и, главное, - различное понимание и восприятие социальной реальности.
Связь между теорией и практикой в качественных исследованиях не так однозначна. В количественных исследованиях на основе теории строятся гипотезы, которые проверяются на эмпирическом материале. Результаты исследования встраиваются в теорию.
Качественные исследования предполагает, что теория сама должна стать результатом исследования, а не тем, что предшествует ему.
Слайд 5Выбор в пользу качественных методов
Использование качественных методов является приоритетным, если в
центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социального объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие объективных и субъективных факторов.
Качественные исследования позволяют также изучать новые явления или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях резких социальных изменений проведения, организации и анализа данных и, главное, - различное понимание и восприятие социальной реальности
Слайд 6Валидность и надежность
Внешняя надежность – степень, в которой исследование может быть
воспроизведено. Исследователь, повторяющий измерение, должен выполнять ту же социальную роль, что и оригинальный.
Внутренняя надежность – согласие между членами исследовательской команды по отношению того, что они видят и слышат.
Внутренняя валидность – адекватная взаимосвязь между наблюдениями и исследователей и идеями, концепциями и теориями, которые они выдвигают.
Внешняя валидность – степень, в которой результаты могут быть обобщены для разных социальных контекстов
Слайд 7Валидация и триангуляция
Триангуляция – использование для исследования объекта более одного метода.
Если в случае количественных методов данная процедура является желательной, то в случае качественных - обязательной.
Триангуляция реализуется как с помощью различных методов, так и с помощью различных вопросов в рамках одного и того же интервью. Может быть полезным анализ ответов респондентов, которые были подтверждены триангуляцией и теми, которые были ею опровергнуты.
Валидация – процесс, в ходе которого исследователь предоставляет людям, участвующим в исследовании, полученные результаты. Это позволяет им устанавливать более доверительные и непосредственные отношения. С другой стороны, это может вызвать нежелательное отторжение респондентов от исследователей, или цензуру со стороны первых.
Слайд 8Критика качественных методов
Высокая субъективность метода – исследователь основывает свои выводы в
значительной степени на собственных несистематизированных и часто невербализированных, установках. Часто считается, что значимый результат достигается через установление близких отношений исследователя и респондента. Но самое важное – потребитель получает слишком мало информации, почему был выбран именно данный метод.
Сложность воспроизведения – из-за низкой структурированности сложно повторить исследовательскую процедуру. А то, что можно повторить, принимается как недостаточно «качественная».
Обобщаемость – сложно перенести выводы, сделанные на исследуемой группе (выборке) на всю общность или большую социальную группу.
Недостаточная прозрачность – не всегда ясно как происходил отбор респондентов и каким образом сделаны выводы.
Слайд 9Качественные и количественные методы
Слайд 10Этнография
Этнография – процесс присоединения к группе, наблюдение за происходящим в ней,
составление заметок (отчетов) и обобщение всего этого в письменном виде.
Термин этнография, начиная с 1970-х годов вытесняет (заменяет) термин включенное наблюдение, поскольку ставит целью те же результаты и проводится в тех же социальных условиях.
Этнография может быть скрытой или явной. Достоинства скрытой – не существует проблемы доступа
- реактивность не является проблемой
Недостатки:
- проблематичность производства заметок
- проблематичность использования других методов, а значит и триангуляции
- опасение за разоблачение
- этические проблемы
Слайд 11Дискурс-анализ
Дискурс-анализ (конверсионный) – совокупность методик и техник интерпретации текста как продукта
речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно-политических и культурно-исторических условиях. Под дискурсом понимается социально обусловленная и культурно закрепленная система рационально организованных правил словоупотребления и взаимоотношения отдельных высказываний в структуре речевой деятельности
Последовательные дискурс-аналитики не задаются вопросом об истинности результатов анализа, поскольку доминантой для них всегда остается прагматический принцип практической полезности и эффективности.
Дискурс анализ предполагает, что речевая деятельность людей конструирует реальность. Например, слова ректора об открытии института или факультета реально кладут начало новой академической институции, а слова специалиста PR в компании о том, что его целевую аудиторию составляют потребители, это формируют иную организационную структуру его деятельности.
Слайд 12Исследовательское интервью
Интервью является главным и наиболее широко используемым инструментом сбора информации.
Интервью в качественном исследовании имеет самостоятельное значение и используется в двух методах: исследовательском интервью и case-study.
Case-study – исследование одного случая. Случаем (case) может выступать как один респондент (Виноградский В.Г. и др. Жизнь Любы Курановской: семья, хозяйство, бюджет), так и целый город или социальная группа, изучаемая как отдельный случай. В этой парадигме интервью является один из способов получения информации (
Слайд 13Основные методы исследования
Техники сбора
информации
Наблюдение
Социальный
эксперимент
Опросные
методики
Анализ
документов
Анкетный опрос
Техника
интервью
Традиционный
анализ
Контент-анализ
Полевое
и
лабораторное
Включенное и
невключенное
Открытое и
латентное
Формализованное и
неформализованное
Частичная классификация по технике сбора информации.
Воспринимать и фиксировать, не искажая, то, что происходит
Создавать «искусственную реальность» и изучать ее
Задавать вопросы (различными способами) и фиксировать ответы
Анализировать материальные носители, «думать» или «считать»