Слайд 1Гендерология и феминология
Преподаватель- доктор медицинских наук, профессор
Ахмадуллина Хамида Минвалиевна
Слайд 2Наука, исследующая взаимосвязи мужчин и женщин называется гендерология.
Анатомо-биологические особенности людей, на
основе которых они определяются как мужчины или женщины, называется пол.
Совокупность специфических качеств, свойственных мужчине, называется мужественность, маскулинность.
Слайд 3Совокупность специфических качеств, свойственных женщине, называется женственность, фемининность.
Предприсания, служащие общими указаниями
для социального действия, называются норма.
Объектом гендерологии выступают мужчины и женщины.
Слайд 4Совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, связанных с социальным и
правовым статусом мужчин и женщин в определенном обществе, называется гендер.
Пол указывает на биологический статус личности.
Гендер указывает на социально-психологический статус личности.
Слайд 5Социально-психологический статус с точки зрения мужских качеств называется маскулинность
Социально-психологический статус с
точки зрения женских качеств называется фемининность
Ожидание определенного поведения от мужчины и женщины в данном конкретном обществе называется гендерная роль.
Слайд 6Аспект самосознания личности, описывающий ее переживание себя как представителя определенного пола
называется гендерная идентичность.
Первичная половая идентичность, т.е. осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка уже к 1,5 годам.
Мнения, что «женщины - это низшие существа, импотентные мужчины» придерживался Аристотель.
Слайд 7Мнения, что «сама женщина - это образ грязного телесного мира» придерживался
Филон Александрийский.
Авторы знаменитого «Молота ведьм»: Я. Шпренгер и Г. Инститорис.
Автор «Эссе о возвышенном и прекрасном»: И Кант.
Автор «Метафизики половой любви»: А. Шопенгауэр.
Слайд 8Автор книги «Пол и характер»
О. Вейнингер.
Точки зрения, что «женщина лишена «субъектности», «Я», «личности», «души»» придерживался: О. Вейнингер.
Взаимодействие мужчин и женщин называл «надеванием доспехов» М. Кауфман.
Автор работы «Женская культура»: Г. Зиммель.
Слайд 9Автор мнения, что «культура –это сублимация полового влечения мужчины к женщине»:З.
Фрейд.
Соответствие авторов их трудам:
Слайд 10Соответствие авторов их трудам:
Философия средневековья признавала дуализм маскулинного и фемининного.
Русские философы
оценивали женское начало как дополнительное.
Слайд 11Слабым местом теории психоанализа считается можно назвать изначальное признание мужского полового
органа как детерминирующего свое социальное превосходство.
Позиция представителей психоанализа состоит в утверждении отделение от матери является определяющей чертой в развитии маскулинности.
Теория гендера как стратификационной категории предполагает, что гендер - это иерархизирующий фактор социальных отношений.
Слайд 12Впервые различие понятий «пол» и «гендер» определил Р. Столлер.
Психоаналитическая теория гендерной
социализации была разработана З. Фрейдом.
Концепция психологической андрогинии была разработана С. Бэм.
Высокая маскулинность и низкая феминность по теории С. Бэм относится к маскулинному типу.
Слайд 13Высокая маскулинность и высокая феминность по теории С. Бем относится к
андрогинному типу.
Низкая маскулинность и высокая феминность по теории С. Бем относится к фемининному типу.
Низкая маскулинность и низкая феминность по теории С. Бем относится к недифференцированному типу.
Слайд 14Раздел 2. Мужчина и женщина как субъекты общества
Обобщенное и упрощенное представление
о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское», называется гендерный стереотип.
Ассиметричное размещение мужчин и женщин в профессиональной структуре называется профессиональная сегрегация.
Слайд 15«Двойная занятость» женщины — это совмещение производственной деятельности и семейных ролей.
Уникальная
совокупность социальных качеств данной личности называется идентичность.
Социализация ребенка в пределах семьи относится к стадии социализации: начальной.
Слайд 16Обучение в школе относится к стадии социализации: средней.
Этап принятия социальными деятелями
тех ролей, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий относится к стадии социализации взрослого человека.
Начальный этап психосексульного развития – это этап половой дифференцировки структур мозга.
Слайд 17Этап психосексульного развития, во время которого под влиянием воспитания формируется половая
идентичность – это этап полового самосознания.
Этап психосексульного развития, во время которого подросток усваивает нормативы мужского или женского стиля – это этап становления стереотипов полоролевого поведения.
Слайд 18Этап психосексульного развития, во время которого происходит становление вектора сексуального влечения
– это этап психосексуальных ориентаций.
Этап полового самосознания характерен для возрастного интервала от рождения до 7 лет.
Этап становления стереотипов полоролевого поведения характерен для возрастного интервала от 7 до 13 лет.
Слайд 19Этап психосексуальных ориентаций характерен для возрастного интервала от 13 до 18
лет.
Пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям называется адаптация.
Феминизация бедности предполагает снижение экономического уровня жизни женщин в результате роста безработицы.
Слайд 20Согласно историку М.Лернеру, в цивилизованном мире произошли пять революций.
Революция, которая предоставила
женщинам избирательные права, называется суфражистской.
Революция, которая предоставила женщине привилегии в сфере сексуального самовыражения, называется сексуальной.
Слайд 21Революция, которая механизировала домашний труд, предоставила женщинам больше свободного времени, называется
кухонной.
Революция в области морали и поведения, в результате которой женщины сбросили свои громоздкие облачения, стали заниматься спортом, водить машины, называется морально-поведенческой.
Слайд 22Революция на рабочих местах, которая изменила характер рабочей силы, а также
и роль женщины в экономике, называется разделением труда на производстве.
Идентификация ребенка с родителями рассматривается в качестве основного механизма по теории З. Фрейда.
Различия между полами как результат соответствующих культурных установок, влияющих на развитие человека в детстве рассматриваются в качестве основного механизма по теории А. Адлера.
Слайд 23По теории М. Мид все маскулинные и фемининные свойства человека имеют
не биологическую, а социальную природу.
По теории Т. Парсон и Р. Бейлс личность формируют агенты социализации, а половые роли усваиваются в процессе социализации.
По теории Э. Макоби и К. Джэклин половая идентификация зависит от усвоения ребенком в раннем детстве своей половой принадлежности и от социальных ожиданий общества и ближайшего окружения.
Слайд 24По теории Н. Ходорова гендерные различия формируются с помощью образцов идентификации,
усвоенных в детстве.
Женщины, желающие профессионально расти и работать полный рабочий день относятся к карьерному типу российских женщин.
Женщины, желающие делать карьеру, но предпочитающие работать неполный день, относятся к профессионально ориентированному типу российских женщин.
Слайд 25Женщины, не желающие делать карьеру и предпочитающие не работать вообще, относятся
к семейно ориентированному типу российских женщин.
Расположите в правильной последовательности этапы психосексуального развития личности:
1: половой дифференцировки структур мозга
2: полового самосознания
3: становления стереотипов полоролевого поведения
4: психосексуальных ориентаций.
Слайд 26Идея скрытого учебного плана принадлежит: Э. Гидденсу.
Обучение девочек в школах и
детских садиках ведению домашнего хозяйства, шитью, вязанию, парикмахерскому делу, а мальчиков – деревообработке, радиотехнике, конструированию относится к проявлениям формального учебного плана.
Слайд 27Учебная программа, которая обращается к ценностям, позициям и идеям, не всегда
явно выраженных в содержании предметов, но дающих определенные сведения о надлежащем поведении для мальчиков и девочек относится к проявлениям скрытого учебного плана.
Скрытый учебный план проявляется:
- в содержании предметов – текстов и документов, в которых отображаются и закрепляются ложные или несправедливые гендерные стереотипы
- в гендерной стратификации учительской профессии
- в социальной организации самого образовательного учреждения.
Слайд 28Раздел 3. Гендерные аспекты социальной работы
Формы дискриминации женщин меньшая зарплата за
равный с мужчинами труд.
Сексизм определяется как система установок, оправдывающая социальное неравенство женщины ее «природной неполноценностью».
Слайд 29К формам насилия над женщиной в семье относится:
-
физическое
- сексуальное
- экономическое.
Одним из приоритетных направлений, призванных снизить уровень насилия по отношению к женщинам, является принятие законов и осуществление действий, направленных против изнасилований, принудительной проституции и торговли женщинами.
Слайд 30Насилие на гендерной основе, причиняющее или могущее причинить физическую, сексуальную или
психологическую травму или страдания, включая угрозы, принуждение или самовольное лишение свободы, где бы оно ни происходило – в общественной или частной сфере, называется гендерное.
К физическому насилию относятся нанесение телесных повреждений, ограничение его прав и свобод.
Слайд 31К психологическому насилию относятся угрозы, запугивание, изоляция, пренебрежение, манипулирование.
К экономическому насилию
относятся низкий уровень оплаты труда, запрет на работу, отказ в деньгах.
К сексуальному насилию относятся изнасилование, принуждение к сексуальным отношениям, проституция.
Слайд 32К вербальному насилию относятся грубость, словесные оскорбления.
К структурному насилию относятся сексистские
(дискриминационные по полу) социальные нормы, законы, стереотипы, массовые представления.
Выделяют три сферы, в которых существует насилие против женщин – это:
- государство
- община
- семья.
Слайд 33Расположите в правильной последовательности этапы цикличного развития насилия в семье:
1:
нарастание психологического напряжения, часто включает в себя проявления эмоционального и других (не физических) видов насилия
2: проявление самого насилия в разных его формах
3: "медовый месяц" примирения.
Слайд 34К числу наиболее распространенных мифов о насилии в семье относится утверждение:
- женщина провоцирует насилие и заслуживает его
- однажды подвергшаяся насилию женщина - навсегда жертва
- мужчины-обидчики ведут себя агрессивно в отношениях со всеми.
Самым распространенным мифом о сексуальном поведении подростков является молодежь ведет беспорядочную половую жизнь.
Слайд 35Согласно теории М. Кауфмана, фактор, способствующий воспроизводству насилия и основанный на
мужском доминировании в обществе, называется патриархатная власть.
Согласно теории М. Кауфмана, насилие вызывается осознанным или не осознанным ощущением права мужчин на привилегии и это называется право на привилегии.
Слайд 36Согласно теории М. Кауфмана, cуществует явное или подразумеваемое попустительство гендерному насилию
в традициях, законодательстве и некоторых религиозных учениях и это называется попустительство.
Согласно теории М. Кауфмана, пути установления мужчинами своей социальной и личной власти являются для самих мужчин источником страха, изоляции и боли и это называется парадокс мужской власти.
Слайд 37Согласно теории М. Кауфмана, мужское насилие является результатом формирования определенной структуры
мужского характера, которая обычно основывается на эмоциональной дистанцированности от других и это называется психическая броня.
Согласно теории М. Кауфмана, у большинства мужчин одна эмоция имеет большую ценность - это гнев, в результате чего многие эмоции трансформируются в гнев и это называется психологическое давление.
Слайд 38Согласно теории М. Кауфмана, часть мальчиков растет в семьях, где насилие
существует как норма, как часть их обыденной жизни, у некоторых это формирует отвращение к насилию, другие ему обучаются и это называется прошлый опыт.
Приоритетное направление государственной социальной политики в отношении женщин принятие государственных мер, направленных на обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в обществе.
Слайд 39Гендерно-ориентированную социальную работу можно охарактеризовать как организацию комплексной социальной работы, направленной
как на решение проблем клиента, так и гендерное просвещение всех специалистов, вовлеченных в решение проблемы клиента.
Гендерный подход в здравоохранении призван определить механизмы, применяя которые в системе здравоохранения и социального развития можно поддержать потенциал здоровья мужчин и женщин в объективно сложные периоды их жизни.
Слайд 40Гендерная асимметрия понимается как неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов
мужчин и женщин в различных социальных сферах, обусловленное традиционными представлениями об их предназначении.
К числу самых актуальных проблем девочки-подростка относятся:
- принуждение к сексуальным отношениям
- вынужденная проституция
- раннее материнство.
Слайд 41Социальные проблемы женщин-инвалидов усугубляются:
- формированием в обществе клейма инвалидности
- наличием двойной дискриминации
- ощущением собственной ущербности и низкой самооценкой
- трудностями адаптации к миру здоровых.
Социальная работа, центрированная на женщинах стремится укрепить способность эмоционального самовыражения и личностного роста женщин.
Слайд 42Современная общественно-политическая система в нашей стране характеризуется ломкой сложившихся гендерных стереотипов
о предназначении мужчины и женщины в обществе.
Формы социальной работы с женщинами:
- предоставление социального убежища
- предоставление социального приюта
- оказание экстренной социальной помощи
- оказания содействия в планировании семьи.
Слайд 43Социальная работа с женщинами содержит следующие задачи:
- поддержание женщин
как полноправных членов общества согласно существующим нормативным актам
- оказание экстренной социальной помощи
- оказания содействия в планировании семьи.
Слайд 44Раздел 4. Феминология. Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского движения
в прошлом и настоящем
Освобождение женщин от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков, называется эмансипация.
Слайд 45Совмещение женщиной двух общественных ролей – профессиональной работы и материнской, связанной
с рождением и воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, называется двойная занятость.
Система установок, оправдывающая социальное неравенство женщины ее «природной неполноценностью», дискриминация по признаку пола называется сексизм.
Слайд 46Движение за предоставление женщинам избирательных прав называется суфражизм.
Тезис «Женский вопрос решен»
привел к ликвидации женотделов в партийных органах в 60-х годах.
Выступал против движения за эмансипацию женщин А. Шопенгауэр.
Автор книги «Рожденный женщиной» А. Рич.
Слайд 47Характерной особенностью женщины «мыслить через тело» считал А. Рич.
Первый в России
Женский педагогический институт был создан в 1903 году.
Он отмечал, что главная социально-историческая функция гетеросексизма – поддержание незыблемости гендерной стратификации, основанной на мужской гегемонии и господстве И.С. Кон.
Слайд 48Женщина - видный ученый математик, которой в России разрешили преподавать арифметику
только в младших классах Софья Ковалевская.
Первого успеха в приобретении избирательных прав добились в 1905 году финские женщины.
Указ Президента РФ «О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» был принят 18 июня 1996 года.
Слайд 49Раздел 5.
Теория, признающая равенство мужчин и женщин, движение к более
развитому социуму, основанному на эмансипации женщины, называется эгалитарная.
Семейная система, в которой власть принадлежит жене и матери, называется матриархат.
Слайд 50Система общественных отношений, которая характеризуется доминирующей ролью мужчин в хозяйстве, обществе
и семье, называется патриархат.
Форма общественного устройства, при которой мужчина и женщина имеют равное положение, власть в обществе, называется биархат.
Слайд 51Женоненавистничество, нейтрализация и исключение женского как из системы рационального философского мышления,
так и из системы организации общественной жизни, называется мизогиния.
Система отношений в обществе, в которых явно или не явно господствуют мужчины, называется патриархат.
Биархат предполагает форму общественного устройства, при которой мужчина и женщина имеют равный доступ к власти.
Слайд 52Основоположником борьбы за женское равноправие считается английский ученый, философ Дж. Милль.
Автором
эссе «О подчинении женщины» является Дж. Милль.
Эссе «О подчинении женщины» было опубликовано в 1869 году.
Данная теория считает все гендеры и все сексуальные ориентации равноправными и равноценными квир-теория.
Слайд 53Расслоение общества, в основе которого лежит неравенство по признаку пола, называется
гендерная стратификация.
Исчерпывающее объяснение процесса гендерной социализации содержится на сегодняшний день нет единой точки зрения, объясняющей процесс гендерной социализации.
Способ, с помощью которого особые группы мужчин «приспосабливаются» к позиции власти и благосостояния, и который позволяет этим группам производить и легитимировать социальные взаимоотношения называется гегемонная маскулинность.
Слайд 54Мнения, что «наше рассмотрение человеческой цивилизации не нейтрально в отношении пола»
придерживался Г. Зиммель.
Представитель теории конфликта Р. Коллинз высказал идею о том, что первоначальной основой установления господства мужчин над женщинам стало физическое превосходство первых.
Автором труда «Судьбы мира и человечества» является социалист – утопист 19 века Ш. Фурье.
Слайд 55В своей работе «Судьбы мира и человечества» он писал, что стремление
сделать всех женщин домашними хозяйками говорит о «порочности социального механизма» Ш. Фурье.
Он утверждал, что общественным деятелем является не отдельное лицо, а мужчина и женщина вместе, т. е. «пара» Сен-Симон.
Автором труда «Женщина и социализм» является А. Бебель.
Слайд 56В своей книге «Женщина и социализм» он дал глубокий анализ путей
социального освобождения женщин, необходимости ей заниматься творческой деятельностью А. Бебель.
Он был поборником равенства мужчин и женщин. Его возмущало, что женщина занимает недостойное место в семье и обществе Н. Чернышевский.
Он писал: «Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей знает также, что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента» К. Маркс.
Слайд 57Гегемонную маскулинность выделил Р Коннелл.
По классификации И. Тартаковской мужчины, открыто признающие
поражение в профессиональной сфере, а вину за свои жизненные обстоятельства возлагающие не на себя, а на внешние причины, чаще всего – на государство относятся к типу «смирившиеся неудачники».
По классификации И. Тартаковской мужчины, которые видят себя жертвами постоянных интриг, не дающих ему самореализоваться и основные силы он тратит на борьбу с этими интригами относятся к типу «несправедливо обиженные».
Слайд 58По классификации И. Тартаковской мужчины, неумеренно потребляющие алкоголь относятся к типу
«алкоголики».
По классификации И. Тартаковской мужчины, которые стараются всеми силами избегать ответственности как на работе, так и в частной жизни и поддерживать свой стиль жизни любой ценой, относятся к типу «эскаписты».
Слайд 59По классификации И. Тартаковской мужчины, у которых в силу невозможности оставаться
«настоящим мужчиной» происходит перераспределение жизненных задач в частную, семейную сферу, относятся к типу «домохозяйка».
По классификации И. Тартаковской мужчины, у которых паттерн поведения, характерный для большинства женщин – это сильнейшая фиксация на интересах ребенка, относятся к типу «отец-одиночка».
Слайд 60Сформулировал 4 основные компонента мужской роли, т.е социально предписанные условия «состоявшейся
маскулинности Р. Бреннон.
Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» была принята в 1979 году.
Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» был принят 4 марта 1993 года.
Слайд 61Указ Президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был принят 30 июня 1996 года.
Постановление Правительства РФ «Концепция улучшения положения женщин в РФ» было принято 8 января 1996 года.
Платформа действий IV Всемирной конференции ООН как стратегия улучшения положения женщин была принята в Пекине.
Слайд 62Платформа действий IV Всемирной конференции ООН как стратегия улучшения положения женщин
была принята в 1995 году.
Первый Всероссийский женский съезд, ставший отправной точкой в развитии общественного движения женщин за свои права состоялся в Санкт- Петербурге.
Первый Всероссийский женский съезд, ставший отправной точкой в развитии общественного движения женщин за свои права состоялся в 1908 году.
Слайд 63Создание мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равных возможностей для
представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органах местного самоуправления гарантируется статьей 8 Федерального закона «О политических партиях».
Слайд 64Международное сообщество впервые официально признало равенство полов в 1945 году.
Международное сообщество
впервые официально признало равенство полов в документе Хартии ООН.
Слайд 65Раздел 6. Сравнительно-исторический анализ положения мужчины и женщины в истории России
Общее
название широкого движения за уравнивание в правах мужчин и женщин называется феминизм.
Период до 1848 выделяют как этап зарождения феминизма.
Период с 1848 года по1920 гг. выделяют как «первая волна» феминизма.
Слайд 66Период с 60-х гг. XX в. выделяют как «вторая волна» феминизма.
Направление
феминизма, считающее, что женщин угнетает не экономическая система, а мужчины, называется радикальное.
Направление феминизма, считающее, что существует экономическая и идеологическая власть над женщинами, называется марксистское.
Слайд 67Направление феминизма, считающее, что неравенство полов является в основном результатом предубеждения
и невежества в обществе называется либеральное.
Направление феминизма, изучающее "мужественность" и "женственность» как культурные формы, проявляющиеся в кино, литературе, СМИ, живописи, называется постмодернистское.
Слайд 68Направление феминизма, считающее, что патриархат существует скорее в духовном, чем материальном
мире, называется психоаналитическое.
Международный женский День был объявлен по инициативе Клары Цеткин.
Международный женский День был объявлен на международной конференции социалистических организаций по инициативе известной германской социалистки Клары Цеткин в Копенгагене.
Слайд 69Международная конференция социалистических организаций, объявившая Международный женский День, состоялась 8 марта
1910 года.
Международный женский День отмечается во многих странах 8 марта.
Работницы швейных и текстильных предприятий Нью-Йорка организовали массовую «чисто женскую» акцию политического протеста, которая состоялась 8 марта 1857 года.
Слайд 70К числу феминисток, изучавших проблемы гендера с позиций структурного функционализма, относятся:
- Норман Белл
- Эзра Фогель.
В теории марксизма гендерные особенности отражают различия классовые.
К представителям марксизма и неомарксизма относятся:
- А. Коллонтай
- Х. Хартманн.
Слайд 71Первым документом феминизма является "Декларация прав женщины и гражданки".
К числу родоначальниц
феминизма чаще всего в равной мере относят француженок
- Олимпию де Гуж
- Кристину де Пизан.
Представителем психоаналитического феминизма является Дж. Митчелл.
Слайд 72Для России всплеск политической активности женщин относится к первой половине XX
в.
Первый Всероссийский съезд работниц и крестьянок состоялся в ноябре 1918 года.
Ему принадлежат слова: «успех революции зависит от того, насколько в ней участвуют женщины» В. И. Ленин.
Слайд 73Первым наркомом государственного призрения Российской Федерации была назначена А. М. Коллонтай.
Председателем
Московского губсовнархоза Российской Федерации была назначена И. Ф. Арманд.
Она стала первым послом в Норвегии, а затем в Швеции А. М. Коллонтай.
В России впервые был отпразднован Международный женский День в 1913 году.
Слайд 74Международный год женщин был объявлен на первой Всемирной Конференции ООН.
Международный год
женщин был объявлен на первой Всемирной Конференции ООН, которая состоялась в 1975 году.
Международный год женщин был объявлен на первой Всемирной Конференции ООН, которая состоялась в Мехико.
Слайд 75Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международное десятилетие женщин на период 1976-1986 гг.
Вторая
Всемирная Конференция ООН состоялась в 1980 году.
Вторая Всемирная Конференция ООН состоялась в Копенгагене.
Слайд 76Третья Всемирная Конференция ООН состоялась в 1985 году.
Третья Всемирная Конференция ООН
состоялась в Найроби.
Четвертая Всемирная Конференция ООН состоялась в 1995 году.
На четвертой Всемирной Конференции ООН была принята Платформа действий.