Слайд 2 Источники! В пергаментах ли благо?
Источники не на
страницах книг,
Кто жаждет знанья, тот упьется влагой,
Когда из сердца прямо бьет родник.
Гёте. «Фауст»
Пер. Б.Пастернака
Слайд 3Общество это:
В широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими
интересами, ценностями и целями.
В узком смысле — определенный этап человеческой истории.
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество — это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; по территориальному и временному; по способу производства и т. д
Слайд 4Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
1. Оно не является
частью более крупной системы;
2. Браки заключаются между представителями данного объединения;
3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
5. У общества есть собственное название и собственная история;
6. Оно обладает собственной системой управления;
7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.
Слайд 5Признаки общества, характеризующие ОБЩЕСТВО как социальную систему:
Иерархичность
Саморегуляция
Открытость
Информационность
Самодетерминированность (определяемость)
Самоорганизация
Слайд 6Общество как объект исследования
В антропологии:
Различают общества охотников и собирателей, кочевые
пасторальные, простые и сложные сельскохозяйственные (для первого типа характерно растениеводство, для второго — полноценное интенсивное сельское хозяйство), а также индустриальное и постиндустриальное общества (последние два нередко рассматриваются как качественно иные в сравнении с предыдущими).
В политологии:
В порядке возрастания размеров и организационной сложности выделяются такие формы, как род, племя, вождество и государство. Сила политической власти в этих структурах варьируется в зависимости от культурного, географического и исторического окружения.
Слайд 7Закрытое и открытое общество
Закрытое общество — тип общества, характеризующийся статичной социальной
структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены).
Открытое общество — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности).
Слайд 8Социальная структура общества - это его строение, совокупность социальных общностей и
групп, отношений между ними.
Социальная группа – совокупность людей, имеющих какой – либо общественно значимый признак (пол, возраст, этническую принадлежность, профессию, место жительство и др.)
Слайд 9Критерии выделения социальных групп
Слайд 10В приведённом ниже списке указаны черты сходства большой и малой социальных
групп и отличия большой социальной группы от малой. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) Обязательные личные контакты между членами группы
2) Наличие у людей сходных социальных признаков
3) Наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы
4) Количество членов группы
Слайд 11Общество как совместная жизнедеятельность людей
Общество – это синтез таких сфер деятельности
людей как экономическая, политическая, духовная и социальная.
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, а в случае, если субъект является органом власти, то выполняет свои обязанности, функции.
У человека деятельность:
- носит практический и преобразовательный характер;
- целесообразна и имеет - целеполагание;
- характеризуется исторически сложившимися программами;
- зачастую коллективна;
- в ходе деятельности возникают — общественные отношения.
Слайд 12Общество и культура
Культура – это наглядный показатель духовного и практического
развития любого человеческого общества.
В основном, под культурой понимают - человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Культуру делят на:
- материальную (здания, предметы быта, приборы);
- духовную (язык, знания, правила поведения)
!Культурные универсалии — это типовые аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.
Слайд 13Прочитайте высказывание и ответьте на вопросы
«Две нации, между которыми нет ни
связи, ни сочувствия, которые также не знают привычек, мыслей, чувств друг друга, как обыватели разных планет, которые по – разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным маневрам, которые живут по разным законам…- богатые и бедные».
(Б. Дизраэли)
Как Вы понимаете смысл высказывания?
С помощью каких обществоведческих терминов можно объяснить смысл этого высказывания?
Слайд 14Науки об обществе
Человеческое общество можно изучать с довольно разных позиций. Поэтому
под категорией «науки об обществе» мы подразумеваем несколько дисциплин, объектом исследования которых является общество, а также процессы, возникающие в нем.
К наукам об обществе относятся такие науки: философия, социология, история, антропология, этика, эстетика, политология, правоведение, культурология и экономика. Основные элементы этих научных дисциплин, касающиеся общества, объединены в науке обществознание.
Слайд 15Науки социально – гуманитарного профиля и профессии
Социология
Политология
Психология
Философия
Религиоведение
Культурология
Искусствознание
Экономика
Право
Педагогика
Этнография
Менеджмент