Слайд 1Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Автор
Учитель биологии
высшей квалификационной категории
Панцова Н.И.
МОУ «Погорельская
СОШ»
имени Героя Советского Союза Н.И.Черкасова
Зубцовского района
Слайд 2 использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более
успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Слайд 3
Среда жизни ребёнка
от 6 до17 лет –
система образования
70 %
Слайд 4Факторы риска
внешние факторы
(за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат
в ней;
наследственность;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
круг общения, вредные привычки;
питание;
здоровый образ жизни.
Слайд 5 внутренние факторы
(в самом образовательном учреждении):
Стрессовая педагогическая
тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья ;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Слайд 6Влияние школьных
факторов риска
Комплексно
и
системно
Длительно
и непрерывно
Слайд 7 Здоровьесберегающие образовательные технологии
- это
система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Слайд 8Система здоровьесбережения
условия обучения ребенка в школе;
рациональная организация учебного процесса
соответствие учебной
и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
рационально организованный двигательный режим;
мониторинг состояния здоровья учащихся;
коррекция образовательной технологии в процессе реализации.
Слайд 9Принципы здоровьесбережения
Не навреди!
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
Непрерывность
и преемственность
Субъект-субъектные взаимоотношения
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Слайд 10Принципы здоровьесбережения
Комплексный, междисциплинарный подход
Успех порождает успех
Активность
Ответственность за свое
здоровье
Слайд 11Группы технологий
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
технологии, обеспечивающие
гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Слайд 12 Гигиенически
оптимальные
условия
образовательного
процесса
Слайд 13Оптимальная организация учебного процесса и физической активности школьников
Слайд 14Правило 1
Правильная организация урока
учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
научить ученика учиться, сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Слайд 15Правило 2
Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним
из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.
Слайд 16Типы восприятия информации
аудиальное восприятие;
визуальное восприятие;
кинестетическое восприятие.
Слайд 17Правило 3
Учет зоны работоспособности учащихся
биоритмологический оптимум работоспособности у
школьников имеет свои пики и спады
Слайд 18
Правило 4
Распределение интенсивности умственной деятельности
5-25-я минута - 80%;
25-35-я минута
- 60-40%;
35-40-я минута - 10%.
Слайд 19Утомление и его периодичность
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-4-му
урокам;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Слайд 20Интенсивность умственной деятельности учащихся
Слайд 21
Правило 5
Создание благоприятного психологического климата на уроке
В процессе такого
урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить.
Слайд 22Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами
и воспитателями
Слайд 23
Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям
Слайд 24Основные критерии
однозначное и строгое определение целей обучения;
отбор и структура содержания;
оптимальная
организация учебного процесса;
методы, приемы и средства обучения;
реальный уровень квалификации учителя;
объективные методы оценки результатов обучения.
Слайд 25
Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
Слайд 26 Использование на уроках здоровьесберегающих
технологий –
залог успешности учебно-воспитательного процесса