Слайд 1XIII РЕГИОНАЛЬНАЯ
НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ВЕСЕННЯЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ»
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
«ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»
Слайд 2 В последнее время обществом все в большей степени осознается необходимость создания
широкой концепции образования и воспитания, которая бы апеллировала к живому человеку, где воедино бы сливались требования научить, развить способности ума, взрастить и утончить нравственное чувство человека, активизировать энергию его души и сердца, направить ее в русло практической жизни.
Образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует их усвоению, причем общечеловеческие идеалы приобретают более полное содержание, действенную силу и жизненный смысл в национальном самосознании, в условиях своеобразия и уникальности определенной культуры.
Слайд 3
Психолого – педагогическое сопровождение образования: традиции и инновации [Текст] /отв.
ред. Н.С. Белоусова; Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2010.
В сборнике научных трудов представлено содержание докладов, изложенных на региональной научно – практической конференции «Психолого – педагогическое сопровождение образования: традиции и инновации»
Авторы статей – преподаватели вузов, аспиранты, студенты, практические психологи и педагоги различных образовательных и специализированных учреждений Уральского региона.
Материалы сборника могут быть интересны психологам – исследователям, практическим психологам, студентам психологических и психолого – педагогических факультетов.
Слайд 4
Товстоляк, Д.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В
УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ [Текст] /Д.А. Товстоляк // Психология и шк.-2004.-№2.
Крайняя нестабильность социально-политической ситуации в современном российском обществе порождает в последние два десятилетия непрерывные миграционные потоки. Причины миграции различны: межнациональные конфликты и акции международного терроризма, снижение уровня жизни и рост социальной напряженности, желание заработать или получить образование. Миграция и сопутствующие ей в той или иной степени дезадаптация и маргинализация накладывают отпечаток на процесс развития личности, создают тяжелые стрессовые ситуации, порождают состояние безысходности, часто выступают причиной бездомности, безработицы, бедности и даже суицида.
Слайд 5 Днепров, С. АЮ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ СУЩНОСТИ СИНХРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
[Текст] /С. А. Днепров С. А. Днепров, Р. А. Валиев // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. тр.-Ектеринбург,2009.-Вып7.
Одной из центральных проблем современности является усиление несоответствия образования требованиям, предъявляемым к его результатам социальной средой. Оно обусловлено как самим содержанием образования, которое обязательно включает кроме видоизменяющей актуальной части фундаментальную вневременную основу, так и объективными внешними факторами: быстрым научно-техническое развитием, глобализацией и информатизацией, ведущих к убыстрению социальных процессов и усложнению требований общества к результату образования.
Слайд 6
Днепров, С.А. АКТУАЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ СИНХРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст]
/ С. А. Днепров, Р.А. Валиев // Социально - психологические проблемы и задачи развития современной молодежи.- Екатеринбург, 2009.
Скорость социальных изменений (скорость вхождения в процессы глобализации и информатизации), и высокие темпы развития научно - технического прогресса являются факторами, определяющими ориентированность общества на какой-либо временной план: прошлое, настоящее или будущее . Это в свою очередь обуславливает как содержание образования гак и в целом его систему. Образование, реализующее направленность на (прошлое или будущее время человеческой деятельности, является асинхронным. Модус настоящего реализуется в синхронном образовании за счет его направленности на изучение актуального социального опыта. Под синхронным образованием нами понимается сопряженность во времени личностного (развития субъектов образования с актуальным развитием различных сфер жизни общества.
Слайд 7Жукова, Н. В.
Роль внутреннего кросскультурного контекста в становлении личной культуры субъекта
[Текст] : монография / Н. В. Жукова ;Урал. гос, пед. ун-т. -Екатеринбург, 2009.
В предлагаемой читателю монографии раскрывается механизм действия внутреннего кросскультурного контекста образования субъекта познания. Автор обращает внимание читателей на взаимное влияние внешнего социокультурного контекста внутреннего кросскультурного контекста и личной культуры субъекта познания. В работе предлагается воспринимать личную культуру человека на разных генетических уровнях развития в зависимости от «образа мира», сложившегося в сознании субъекта в условиях кросскультурного контекста.
Слайд 8Крылова, С. Г.
Готовность к диалогу с другим: экспериментальное исследование диалогической
устанонки [Текст] : монография / С. Г. Крылова ; Урал, гос. пед. [Текст] ун-т. - Екатеринбург, 2009.
Монография посвящена изучению психологического содержания и регулирующей функции диалогической установки в межличностном понимании. Теоретической основой исследования является представление о диалогической установке как экзистенциальном феномене и смысловом образовании личности. В работе приводятся результаты экспериментального изучения закономерностей функционирования диалогической установки в межличностном понимании с помощью оригинальной методики, разработанной на основе положения об иерархической уронневой структуре установки (Л.Г Асмолов) и диалогического подхода к пониманию текста (М.М. Бамин). Монография предназначена для специалистов, изучающих проблемы межличностного понимании, для преподавателей и студентов психологических специальностей.
Слайд 9
Новоселов, С.А. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ [Текст] / С. А.
Новоселов, Э. Э. Сыманюк // Образование и наука.-2009.-№5.
В статье рассмотрена проблема оценки качества педагогических инноваций; выделены критерии их оценил; конкретизированы базовые определения.
Ключевые слова: педагогические инновации, качество педагогических инноваций, инновационная образовательная деятельность, уровни инновации, критерии оценки качества педагогической инновации.
Слайд 10Инновационная образовательная программа «Образование -путь в будущее»: Непрерывное образование. Программы повышения
квалфикации. Программы корпоративного обучения[Текст] / сост. А. А. Симонова, Н. И. Чуракова; под общей редакцией А. А. Симоновой. - Екатеринбург, 2007.
Данное издание представляет собой каталог образовательных программ непрерывного образования, разработанных факультетом менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров УрГГГУ.
11редставленная система образовательных программ соответствует современным требованиям к профессиональной подготовке руководителей и специалистов системы образования и включает программы дополнительного профессионального образования. Все программы представляют собой уникальные разработки преподавателей-практиков, выполненные в тесном сотрудничестве с работниками органов управления образованием г. Екатеринбурга и Свердловской области.
В брошюре также содержится информация для желающих участвовать в образовательных проектах и мероприятиях, организуемых ФМПК И ПК Ур-ГПУ: олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы проектов.
Слайд 11Инновационные технологии в педагогике высшей школы[Текст]: материалы V международной научной конференции,
Екатеринбург,27-29 октября 2008 г. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»,-Екатеринбург,2008.
Сборник содержит статьи и доклады участников международной научной конференции «Инновационные технологии в педагогике высшей школы», проведенной на базе Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург, Россия) и октябре 2008 г. Конференция организована Уральским государственным педагогическим университетом (Россия), Университетским центром Самарии (Израиль) и Латвийским университетом (Латвия). Финансирование конференции осуществлялось Российским гуманитарным научным фондом (проект 08-06-14148г).
Слайд 12Днепров, С. А. Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих
учителей: [Текст] Монография / С. А. Днепров Урал.гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1998.
Автор предлагает практико-ориентированную монографию о педагогическом сознании, в которой дана характеристика его сущности, структуры, содержания, а также уровней и закономерностей развития и факторов формирования. В практической части подробно описывается роль вузовских педагогических дисциплин в формировании педагогического сознания будущих учителей и приводятся результаты опытно-экспериментальной работы, которая раскрывает позитивное влияние научного педагогического сознания на предстоящую учительскую деятельность.
Книга предназначена для студентов и аспирантов, исследователей и практиков, интересующихся перспективами высшего педагогического образования и средней школы.
Слайд 13 Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия[Текст]:Монография. Научная школа В.Г.
Рындак / Под общ. ред. В.Г. Рындак; Уральское отделение РАО. - Екатеринбург, - Оренбург: Орлнт - А, 2002.
В монографии обоснована концепция и теоретические основы научной школы профессора В.Г.Рындак, Раскрыты вопросы методологии креативного образования; становления и развития образования и педагогической мысли в Оренбуржье; формирования основ духовной культуры ребенка; развития творческого потенциала школьника; формирования умений; теории и практики педагогического образования, профессиональною роста; непрерывного образования руководителя современной школы.Монография адресована научным работникам в области педагогики, учителям, руководителям образовательных учреждений, аспирантам, преподавателям и студентам вузов.
Слайд 14
Днепров, С.А. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ДОГОНЯЮЩЕМУ, ИНХРОННОМУ
И ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ[Текст] / С. А. Днепров, Р. А. Валиев//Образование и наука.-2009.-№9.
Статья посвящена проблеме соотношения догоняющего, синхронного и опережающего образования в современном педагогическом вузе. Выявлена факторная модель данных разновидностей образования, проанализированы различия образовательной потребности студентов в зависимости от их специальности, курса обучения, наличия и особенностей трудоустроенности.
Ключевые слова: асинхронность образования, синхронное образование, факторная модель разновидностей образования.
Слайд 15Минюрова, С.А. Этнокультурные особенности социальных представлений[Текст]
/ С.А.Минюрова, М.Г.Александрович//
Психолингвистические аспекты изучения речевой
деятельности;сборник трудов Уральского психолингвистического общества;УрГПУ.-Екатеринбург, 1998. Вып.1.
Для современного мира характерны процессы, с одной стороны, глобализации и сближения различных культур, с другой стороны, дифференциации и акцентирования этнических особенностей разных народов. Стремление к взаимопониманию этнокультурных сообществ делает актуальным изучение их социальных представлений, ценностей. Целью нашего исследования стало выявление межкультурных и межэтнических различий в социальных представлениях о таких ценностях, как «жизнь», «семья», «счастье».
Слайд 16Попв, М.В.Начальное образование в уральской деревне в 1920—1941 гг. [ Текст]
: монография / М. В. Попов, Э. Е. Протасова, И. Л. Бахтина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006.
В монографии рассматриванием проблемы повышения уровня грамотности населения на Урне в первые десятилетия советский власти: ликвидация неграмотности взрослых, введение начального всеобуча в деревне и развитие сельской начальном общеобразовательной школы. Авторы используют ранее неизвестные источники, во многом пересматривая выводы советской историографии об истории культурных преобразования в СССР.
Слайд 17Мазурчук, Н.И. Инновационные образовательные теории и технологии УрГПУ[Текст]
/ Н.И. Мазурчук; Урал.
гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2008.
Настоящая книга в нетрадиционной форме обобщает опыт работы научной школы кафедры инновационных образовательных теорий и технологий УрГПУ.
Книга раскрывает современные подходы к отечественному образованию. Центральное место в работе занимает содержание теорий и технологий витагенного образования, ситуации успеха и научного педагогического сознания. Отдельно представлено «Положение о регистрации инновационных образовательных теорий и технологий в УрГПУ».
Книга создала в качестве пособия для магистров, студентов, учителей средней школы, аспирантов и соискателей.
Слайд 18Голованова, Н.Ф.
Социализация и воспитание ребенка[Текст]: Учебное пособие для студентов Высших
учебных заведений/ Н.Ф. Голованова.- СПб.: Речь, 2004.
Учебное пособие предлагает изложение одной из динамично развивающихся проблем современной педагогики - проблемы социализации ребенка. Показана история развития проблемы социализации ребенка в западной и отечественной философии, социальной психологии и педагогике XX в. Обоснована современная педагогическая концепция процесса социализации, раскрыты психолого-педагогические основы становления социального опыта ребенка. Описаны возможности организации современного воспитания как социализирующего процесса на примере начальной школы.
Книга адресована студентам, магистрантам и аспирантам педагогических, психологических и социологических специальностей. Она также представляет интерес для слушателей системы повышения квалификации работников образовании, воспитателей-практиков.
Слайд 19Гольцова, Н.В.
Педагогическая социология[Текст]: Учебное пособие для вузов/Н.В. Гольцева.- М.: Академический Проект,
2006.
В учебном пособии излагаются теоретические основы педагогической социологии, рассматриваются характеристики микросреды, взаимосвязь влияния воспитания и микросреды на развитие личности ребенка; представлены примеры обследования микросреды жизнедеятельности детей.
Слайд 20Жукова, Н. В.
Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления
студента в контекстном обучении [Текст] : монография / Н. В. Жукова ; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2009.
Данная монография посвящена теоретическому и экспериментальному обоснованию совместной представленности процессов антиципации и рефлексии в познавательной деятельности и мышления человека. В работе раскрыты психолого-педагогические организации деятельности студентов в формах контекстного обучения, обеспечивающие включение антиципации и рефлексии; показано, что оба этил процесса составляют единый механизм регуляции мыслительной деятельности. Работа может быть интересна психологам, педагогам, студентам.
Слайд 21Взаимодействие мигрантов и местного сообщества в условиях крупного российского города [Текст]:
Сб. науч. сг. / Под ред. К.В.Кузьмина, Л.Е.Петровой; УрГПУ.- Екатеринбург, 2009.
О.С.Гладких Комплементарность как объяснение причин неприязни к мигрантам.
И.Б. Бритвина Особенности адаптации детей-мигрантов на территории России.
М.Н.Вандышев, Н.В.Весеякова , Л.Е. Петрова, Е.В.Прямикова Взаимодействие детей мигрантов с принимающим сообществом в системе школьного и дошкольного образования: обзор результатов исследования.
А.В.Шульгина Исследование отношения родителей русских детей к совместному обучению с детьми мигрантов.
Г.И.Демина Организация обучения детей мигрантов в средней общеобразовательной школе № 129 города Екатеринбурга.
С.А.Минюрова Социальная поддержка иностранных студентов в иноязычном образовательном пространстве.
Н.В.Весеякова, Е.В.Прямикова Дети-мигранты в школе: вызов системе образования.
А.Н.Алимова Особенности адаптации детей мигрантов в Республике Татарстан.
К.В.Кузьмин Особенности обучения в национальных учительских школах Урала во второй половине XIX - начале XX в. и исторические экстраполяции на современные темы.
С. Г. Лебедева Место внешней учебной миграции в системе образования России.
Слайд 22Вербицкий А. А.
Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы [Текст]:
монография / А. А. Вербицкий, Н. В. Жукова. - М. : РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006.
В монографии с позиций Контекстного подхода рассмотрены проблемы гуманизации современного образования, обусловленные пониманием обучающегося как субъекта собственного познания и развития в процессе динамичных социально-экономических и общественных преобразований в стране и мире.
Адресуется преподавателям, учителям, аспирантам, докторантам, студентам психолого-педагогических специальностей; всем, кто интересуется проблемами становления новой образовательной парадигмы и повышения качества образования.
Слайд 23Изменения в обществе и классический университет: история и современность [Текст]/
Н.Н. Абакумова, Т.Г. Бохан, О.А. Брылев. и др.; Отв. ред. О.М. Краснорядцева, С.Ф. Фоминых. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 20О5.
В коллективной монографии представлены результаты изысканий представителей разных гуманитарных областей знания - историков, педагогов, психологов -по проблемам изменений, которые происходят в обществе в целом и в социально-экономической, технологической, информационной сферах в частности и которые необходимо согласовывать с изменениями в образовании и науке, с выбором путей социального развития и путей развития образования и науки. издание предназначено для всех интересующихся проблемами университетской образовательной среды, ее развивающего и формирующего потенциала, изменений я образовательных инновациях в регионе.
Слайд 24Социокультурные проблемы в образовании:[Текст]: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред.
А. А. Вербицкого, Н. В. Жуковой. - М. : РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006.
Данная публикация предлагает читателям статьи теоретического и практического характера, которые объединены общей проблематикой, отражающей взаимосвязь образования и культуры.
Слайд 25Пономарёв Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление [Текст]: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Н.Л.Пономарёв, Б.М.Смирнов. - М. : Академия, 2007.
В учебном пособии впервые систематизированно представлены проблемно-понятийный аппарат, теоретико-методологические основы образовательной инновации механизмы политико-управленческого обеспечения образовательных нововведений. Показаны рациональные пути и методы разработки, содержание инновационной политики государства в образовании, подходы к формированию в учебных заведениях современных инновационно- образовательных комплексов, оргструктур и инструментов управления педагогическими инновациями на примере высшей школы.
Слайд 26 Новые образовательные технологии в вузе[Текст]: сборник материалов четвертой международной научно-методической
конференции, 5-8 февраля 2007 года. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007.
Сборник содержит материалы докладов участников конференции по дистанционной и мультимедиа технологиям образования, информационно-образовательной среде вуза на базе Интернет - технологий, инновациям в образовании. Конференция проведена на базе Института образовательных информационных технологий Уральского государственного технического университета - УПИ в г. Екатеринбурге.
Слайд 27Развитие социальной компетентности личности в процессе гуманитарною образования: вуз и школа[Текст]:Материалы
VIII межрегиональной научно-практической конференции 26 мая 2006 г., г. Екатеринбург, 2006.
В издании представлены доклады и статьи, обсуждённые на конференции преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов, исследующих новую проблему формирования социально - компетентной личности и процессе преподавания социально - гуманитарных дисциплин в школе и вузе.
Слайд 28Кон И. С. Ребенок и общество[Текст]: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. Заведений/И.С.Кон.-М.: Академия, 2003.
В учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические вопросы этнографии и антропологии детства. Раскрываются понятия, касающиеся проблем пола и процессов социализации мальчиков и девочек, показываются особенности социализации детей в современных условиях. Анализируются социокультурный феномен родительства, а также конкретные воспитательные практики.
Слайд 29Креативная лаборатория: диалог творческих практик[Текст]: Монография / Ред.-сост. О.А. Карлова- М.:Академический
Проект, 2009.
Что такое креатив, отличается ли это понятие от привычного нам термина «творчество», можно ли говорить о креативной деятельности как доступной практически каждому человеку, резонна ли считать современную экономику креативной, почему в одном городе живут креативные люди, а в другом нет и от чего это зависит? Ответам на эти и другие вопросы посвящена данная книга.
Слайд 30Проблемы личностно-ориентированного образования: культурологический, психолого-педагогический, технологический аспекты[Текст]: Материалы Международной научно-практической конференции.
29 марта 2007 года. –Москва - Шадринск: Изд-во Шадринского пед. ин-та - 2007. - 325 с.
Сборник содержит материалы выступлений участников Международной научно- практической конференции, посвященной вопросам теории и практики, технологии личностно-ориентированного образования на различных уровнях.