Слайд 1Введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
Слайд 2
Модель новой школы России включает в систему общего образования – дошкольное
образование, рассчитанное на детей 5–7 лет.
Основная цель дошкольного образования: обеспечение равных стартовых возможностей детям старшего дошкольного возраста.
Программа – ориентир для педагогов и родителей в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста и обеспечения успешного включения в систему начального образования.
Примерная общеобразовательная программа воспитания,
образования и развития детей старшего дошкольного возраста
«ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Слайд 36.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее
реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:
Слайд 4П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»
Под «структурой основных образовательных
программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Слайд 5Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Общий объем обязательной части
Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
Слайд 6Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Слайд 7Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В группах сокращенного дня
и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Слайд 8
основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4
направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
- познавательно-речевое;
- физическое;
- социально-личностное;
- художественно-эстетическое.
Слайд 9Основные направления развития детей и образовательные области
Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
Физическая
культура
Здоровье
Художественное творчество
Коммуникация
Музыка
Чтение художественной литературы
Познание
Кругозор
Социализация
Труд
Безопасность
Слайд 10Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Физическая культура»
:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Слайд 11Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Здоровье»
сохранение и укрепление физического
и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Слайд 12Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Безопасность»
формирование представлений
об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Слайд 13Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Социализация»
:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 14Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Труд»
развитие трудовой деятельности;
воспитание
ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Слайд 15Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Познание»
развитие сенсорной культуры;
развитие познавательно-исследовательской
и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Слайд 16Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Коммуникация»
развитие свободного
общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Слайд 17Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Чтение художественной литературы»
формирование целостной
картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Слайд 18Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Художественное творчество»
развитие
продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Слайд 19Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Музыка»
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к
музыкальному искусству.
Слайд 20Универсальные учебные действия
«Универсальные учебные действия» (УУД) – способы действий, освоенные на
базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. умение учиться (способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта).
Можно выделить 4 блока:
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД.
Личностные УУД.
Регулятивные УУД.
Слайд 22Основная педагогическая задача –
создание и организация условий, инициирующих детское действие
Как
учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
становление ученического сообщества,
формирование универсальных учебных действий
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие
личности ребенка на основе
учебной деятельности
Начальная школа: преобразование
внешней предметной деятельности
во внутреннюю
Ради чего
учить?
ценности
образования
Слайд 23
ЦЕЛИ КОМПЛЕКТА
Воспитывать и развивать у каждого ребенка
положительное отношение к
себе и окружающему миру;
познавательную и социальную мотивацию;
инициативность;
самостоятельность.
ЗАДАЧИ КОМПЛЕКТА
Формирование и развитие у ребенка
необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;
познавательных способностей;
образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
умений общаться со сверстниками и взрослыми;
необходимого уровня монологической и диалогической речи;
целостных представлений о мире.
УМК «ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» – это комплект для детей, родителей, воспитателей, гувернанток. Подробные методические указания позволяют ПОДГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.
Слайд 24Учебно-методический комплект ВКЛЮЧАЕТ в себя взаимосвязанные ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ:
развитие
речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
мир художественной культуры
(изобразительное и прикладное искусство,
музыка, театрализованные сценки);
основы физической культуры
(спортивные занятия и игры, пластика
и ритмика ролевых игр).
Средствами всех пособий комплекта создается ЕДИНАЯ СРЕДА, которая разворачивается вокруг событий дидактической ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.
Слайд 25МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ УМК «Предшкола нового поколения» вместе с текстом сказки СПОСОБСТВУЕТ
ФОРМИРОВАНИЮ:
направленного внимания;
интереса к чтению;
познавательного и коммуникативного мотивов;
ВОСПИТЫВАЕТ
любовь и уважение к родителям;
интерес к изучению окружающей природы;
наблюдательность;
доброжелательное отношение к окружающим;
желание помогать другим;
ОБУЧАЕТ
правилам личной гигиены;
приемам самообслуживания;
работе с простейшими инструментами;
приемам проведения опытов и экспериментов;
УКРЕПЛЯЕТ
чувство уверенности в своих силах;
чувство собственного достоинства.
Слайд 26ЗАДАНИЯ УМК «Предшкола нового поколения» ПЕРЕДНАЗНАЧЕНЫ для работы с детьми индивидуально,
в группе и в коллективе.
Все пособия УМК «Предшкола нового поколения»
СНАБЖЕНЫ ПОДРОБНЫМИ МЕТОДИЧЕСКИМИ
УКАЗАНИЯМИ для взрослых.
Все пособия РАССЧИТАНЫ:
на два года подготовки к школе,
на один год подготовки к школе.
МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ:
в системе детского сада;
в дошкольных образовательных
учреждениях (ДОУ) различного вида;
в образовательных учреждениях
«Начальная школа – детский сад»;
в группах дошкольного образования
при общеобразовательных школах;
в группах дошкольного образования в
системе учреждений дополнительного образования детей.
Слайд 27Малаховская О. В.
Кронтик учится слушать
и рассуждать
Развитие речи
Учебное пособие разработано
в соответствии с концепцией «Предшкола нового поколения» и Примерной общеобразовательной программой воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Пособие адресовано дошкольникам и предназначено для совместной работы взрослых с детьми. Цель пособия - используя тексты известных детских писателей и поэтов, интересные детям и доступные их возрасту, формировать (в процессе аудирования) произвольное внимание дошкольника, учить его внимательно следить за развитием событий; удерживать и воспроизводить их последовательность в коротком тексте; развернуто отвечать на вопросы с помощью речевого образца; подбирать нужную интонацию для каждого высказывания. Книгу дополняет тетрадь для работы взрослых с детьми «Кронтик учится слушать и рассуждать».
Слайд 28Малаховская О. В.
Кронтик учится слушать
и рассуждать
Пособие направленно на формирование
(в процессе аудирования) произвольного внимания дошкольника, учит его внимательно следить за развитием событий; удерживать и воспроизводить их последовательность в коротком тексте; развернуто отвечать на вопросы с помощью речевого образца; подбирать нужную интонацию для каждого высказывания. Пособие предназначено для совместной работы взрослых с детьми.
Слайд 29Обучение грамоте
Рукавишников И.С.
Друзья Кронтика
учатся читать
Учебное пособие разработано в соответствии
с концепцией «Предшкола нового поколения» и Примерной общеобразовательной программой воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Пособие состоит из книги и набора большеформатных открыток с репродукциями живописных произведений (в общей папке). Цель пособия — средствами лингвистической сюжетной игры «разлепить» предмет и слово-название предмета в сознании дошкольника, научить его членить слово на части, различать звуки разного качества; сформировать начальные умения слияния звуков в слоги. Особенностью пособия является сюжетная мотивированность каждого звука и отдельного слога, которые осваивает ребенок. Книгу дополняют тетради (части 1-я и 2-я) для работы взрослых с детьми «Кронтик учится писать».
Слайд 30Раджувейт Т. Г., Лаврова Н. М.
Кронтик учится писать.
Тетради 1,2
Учебное
пособие позволяет средствами лингвистической сюжетной игры «разлепить» предмет и слово-название предмета в сознании дошкольника, научить его членить слово на части, различать звуки разного качества; сформировать начальные умения слияния звуков в слоги. Особенностью пособия является сюжетная мотивированность каждого звука и отдельного слога, которые осваивает ребенок. Пособие предназначено для совместной работы взрослых с детьми.
Слайд 31Окружающий мир
Федотова О. Н.
Маша и Миша изучают
окружающий мир
Учебное пособие
разработано в соответствии с концепцией «Предшкола нового поколения» и Примерной общеобразовательной программой воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Книга является начальным звеном непрерывного курса «Окружающий мир» для дошкольников. Процесс познания дошкольников строится посредством предъявления ребенку системы экспериментальных заданий. Задания построены в игровой форме. Они ориентируют детей на наблюдение и непосредственное опытно-практическое действие с объектами живой и неживой природы. В комплекте с книгой издается тетрадь «Маша и Миша наблюдают окружающий мир», содержащая выкройки бумажных изделий, необходимых для проведения опытов.
Слайд 32Федотова О. Н.
Маша и Миша изучают
окружающий мир
Слайд 33
Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность
к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Слайд 34
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
должна:
Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей,
их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра.
Слайд 35
Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и
задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Слайд 36
Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть
доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.
Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.
Слайд 37
Структура Программы должна содержать пояснительную записку, организационный раздел, и следующие
обязательные разделы в соответствии с возрастом воспитанников:
- «Возрастные особенности детей»,
- «Физическое развитие»,
- «Социально-личностное развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие»,
- «Познавательно-речевое развитие»,
- «Психолого-педагогические результаты освоения программы».
Слайд 38
Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней
в сентябре и мае.