Слайд 1ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Комарова В.А., консультант Департамента
образования Ивановской области
Слайд 2НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития
образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 «О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесение в них изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Слайд 3ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ
«6» ОКТЯБРЯ 2009Г.№ 373 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ
В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт
Слайд 4НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Слайд 5СТАНДАРТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРЕБОВАНИЯ:
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Слайд 6
2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение
федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 7РЕГИОНАЛЬНОЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Приказ Департамента образования Ивановской области от 31.03.2010 № 388
«Об утверждении Положения о региональном координационно-методическом центре введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Плана-графика мероприятий по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования в Ивановской области»
Слайд 8ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО КООРДИНАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ЯВЛЯЮТСЯ:
обеспечение
нормативно-правового, организационного, кадрового, информационного сопровождения введения ФГОС на территории Ивановской области;
организация мероприятий по обеспечению введения ФГОС;
научно-методическое сопровождение, включая консультирование всех участников процесса введения ФГОС;
повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб;
проведение мониторинговых исследований по проблемам и результатам введения ФГОС.
Слайд 9РЕГИОНАЛЬНОЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В письме Департамента образования Ивановской области от 12.04.2010 №
1355 определены пилотные площадки по введению ФГОС НОО
Слайд 10СПИСОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - ПИЛОТНЫХ ПЛОЩАДОК ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 11ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Создание нормативного обеспечения введения ФГОС
Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС
Создание организационного обеспечения введения ФГОС
Создание кадрового обеспечения введения ФГОС
Создание информационного обеспечения введения ФГОС
Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС
Слайд 12ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Уровень образовательного учреждения
Слайд 13Доктор педагогических наук профессор
Немова Н.В.
Определение изменений
в существующих системах образования
с
целью приведения их в соответствие
с требованиями ФГОС НОО
Слайд 14Метод анализа и определения необходимых изменений
_
Существующие и реализуемые
результаты образования
Существующий
процесс образования:
содержание и технологии
Существующие
ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов
Требования ФГОС
к планируемым результатам
Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии
Требования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программы, оборудование кабинетов
_
_
Направление анализа
2
Слайд 15Блок-схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы
1.Анализ целей образования
3
Слайд 162.Анализ школьных учебных планов
4
Слайд 173.Анализ учебных программ и учебников
5
Слайд 195.Анализ способов контроля и оценки планируемых результатов обучения
7
Слайд 206.Анализ ресурсов для реализации ФГОС
8
Слайд 21ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЕМ ФГОС
Таблица для анализа выполнения требований к результатам
освоения
основной образовательной программы
Таблица 1
* В таблицу заносятся конкретные цели
9
Слайд 22МУНИЦИПАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
Таблица для анализа выполнения требований к результатам
освоения
основной образовательной программы
в муниципальной и региональной образовательных системах
Таблица 1
*Желательно указать конкретные цели.
13
Слайд 23Таблица для анализа учебных программ и учебников начальной школы
* В таблицу
ставится знак + в соответствии с экспертной оценкой членов рабочей группы школы. Если программы нуждаются в коррекции, то указывается, какие темы программы должны быть откорректированы, чтобы содержание программы стало соответствовать требованиям ФГОС.
Таблица 2
10
Слайд 24*Данные о программах и учебниках можно указать в одном столбике программы/учебники
Таблица
для анализа изменений учебных программ и учебников начальной школы
в муниципальной и региональной образовательных системах
Таблица 2
14
Слайд 25*В таблице ставится знак плюс в соответствии с заключением о необходимости
изменения в технологиях. Могут быть указаны новые технологии.
Таблица для анализа технологий обучения и воспитания школьников
Таблица 3
11
Слайд 26Таблица для анализа технологий обучения и воспитания школьников
в муниципальной и региональной
образовательных системах
Таблица 3
15
Слайд 27Таблица 4
Таблица для анализа ресурсного обеспечения введения ФГОС
в начальной школе
12
Слайд 28Таблица для анализа ресурсного обеспечения введения ФГОС
в начальной школе по
предметам базисного учебного плана
Анализ готовности школ к введению ФГОС начального образования
по _________________________ учебный предмет (воспитательная работа)
4.1. Анализ степени соответствия используемых технологий требованиям ФГОС
Таблица 4
16
Слайд 294.2. Анализ перечня учебников, которые требуется приобрести для введения ФГОС
4.3. Анализ
кадрового обеспечения введения ФГОС в начальной школе
17
Слайд 304.4. Анализ учебного оборудования для введения ФГОС
18
Слайд 31КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС):
наличие разработанной и утвержденной основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения:
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы4
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Слайд 32КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС):
приведение
в соответствие с требованиями ФГОС нормативной базы образовательного учреждения (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения;
наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками;
Слайд 33КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС):
определение
оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей);
наличие плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
Слайд 34КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС):
определение
списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
обеспечение кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными условиями реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Слайд 35ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ФГОС
Сайт ФГОС Сайт ФГОС http://standart.edu.ru/
Сайт инновационной образовательной
сети «Эврика» http://www.eurekanet.ru/
Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты