Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Слайд 2Внеурочная деятельность
это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы,
и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296).
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (http://www.standart.edy.ru).
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО).
Слайд 3Педагогам, организующим внеурочную деятельность школьников, необходимо учитывать требования стандарта к ее
организации, которые включают в себя следующие положения
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПА школы и на нее отводится 10 ЧАСОВ в неделю.
Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.
Занятий в классе не должно быть более 50%.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их
Слайд 4
Внеурочная деятельность обучающихся направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
В
первую очередь – достижение личностных и метапредметных результатов.
Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться оценивать, действовать, чувствовать, принимать решения.
Слайд 6Направления внеурочной деятельности
Слайд 7Спортивно – оздоровительное направление
Цель: формирование основ здорового и безопасного образа
жизни у обучающихся.
Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Слайд 8Характеристика спортивно – оздоровительного направления
Слайд 10Художественно-эстетическое направление
Цель: формирование творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать
прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности.
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Слайд 11Рекомендуемые формы организации художественно-эстетического направления
Слайд 13Научно-познавательное направление и проектная деятельность
Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и
проектной деятельности обучающихся.
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуба «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Слайд 16Социальное направление
В его основу положена общественно – полезная деятельность.
Направление внеурочной работы,
связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения.
Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Слайд 17Нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе:
Согласно п.14 ст. 50.
Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников. Закон «Об образовании» (с изменениями от 17.12.2009 г. №313 – ФЗ) «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».
Аналогичная норма закреплена в п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, согласно которому общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).
Слайд 19Военно–патриотическое направление
Слайд 20
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Слайд 21УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об
общественных нормах,
об устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
Слайд 22УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Слайд 23УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Достигается
во взаимодействии с социальными субъектами
Слайд 24 Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
3-й уровень результатов
1-й
уровень результатов
2-й уровень результатов
Форсирование результатов недопустимо.
Слайд 25Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 26Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 27Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 28Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 29Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 30Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 31Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 32Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 33Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 34Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
комплексные образовательные
программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
Типы образовательных программ:
Слайд 35Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
образовательные программы,
ориентированные на достижение результатов определенного уровня
Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:
для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
Типы образовательных программ:
Слайд 36Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
образовательные программы
по конкретным видам внеурочной деятельности;
возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
индивидуальная образовательная программа младшего школьника.
Типы образовательных программ:
Слайд 37Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
разработка и
осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Механизмы интеграции: