Внешняя оценка качества образования: международный и отечественный опытШиян И.Б.Воронеж, 29 ноября 2009 презентация

Содержание

Вызовы современного общества: противоречие 1. Вариативность возможностей- образование как место построения индивидуальности. Высокие требования к уровню высшего и профессионального образования: необходимость жесткого отбора.

Слайд 1Внешняя оценка качества образования: международный и отечественный опыт Шиян И.Б. Воронеж, 29 ноября

2009

Слайд 2Вызовы современного общества: противоречие 1.
Вариативность возможностей- образование как место построения индивидуальности.

Высокие требования

к уровню высшего и профессионального образования: необходимость жесткого отбора.


Слайд 3Вызовы современного общества: противоречие 2.
Требования гражданского общества: высокая доступность образования, равные возможности

для детей из разных слоев общества. Образование как социальный лифт.
Равенство невозможно, возможна справедливость.
Высокие требования к уровню высшего и профессионального образования: необходимость жесткого отбора.


Слайд 4Вызовы современного общества: противоречие 3.
Требование гражданского общества: необходимость объективного оценивания: прозрачность,

валидность и надежность.
Новые представления о результатах обучения: способности, компетентности, готовность решать задачи
Противоречие: необходимость оценивать трудно измеримое.

Слайд 5Замкнутый круг
Пока не меняются представления о результатах образования, не появляются новые

параметры оценки
Пока не появляются новые параметры оценки – нет оснований для поиска новых результатов

Мифологизация «лучшего в мире образования»

Миссионерская позиция участников КПМО


Слайд 6УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ, КАК ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

На протяжении почти пятнадцати лет Министерство образования РФ совместно с РАО принимает участие в сравнительных международных исследованиях качества образования (с 1995 г. – TIMSS, с 2000 – PISA, с 2001 - PIRLS).


Слайд 7PIRLS - Progress in International Reading Literacy Study - изучение качества

чтения и понимания текста http://timss.bc.edu/

В исследовании оценивается в основном два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации. Россия участвовала в исследованиях PIRLS 2001, 2006 годов


Слайд 8TIMSS – Trends in international Mathematics and Science Study - международное

исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования http://timss.bc.edu

Цель исследования - сравнительная оценка естественно-математической подготовки учащихся средней школы в странах с различными системами образования и выявление факторов, влияющих на уровень этой подготовки.
Россия участвовала в исследованиях ТIMSS 1995, 1999, 2003, 2007 годов.



Слайд 9PISA – Programme for International Student Assessment: Monitoring Knowledge and Skills

in the New Millennium - Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии. http://www.pisa.oecd.org  

Исследование подготовки учащихся проводилось по трем направлениям: "грамотность чтения", "математическая грамотность" и "естественнонаучная грамотность".
Россия участвовала в исследованиях PISA 2000, 2003, 2006, 2009 (результаты еще не открыты) годов.


Слайд 10
"Грамотность чтения"
Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных текстов и

рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.


Слайд 11
"Математическая грамотность"
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики

в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.


Слайд 12
"Естественнонаучная грамотность"
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в

реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.


Слайд 16Причина неудачи в международных мониторингах:

Неожиданностью для российских учащихся стала необходимость
самим

определять, к какой области знаний относится вопрос,
интегрировать при необходимости знания из нескольких областей.
Анализировать задания с избыточной информацией
Отвечать на комплексные или структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Слайд 17Проектная идея: выход за пределы системы
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ



К

НОВОМУ КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ



Слайд 18Векторы РСОКО:

Институт внешней оценки
Изменение параметров оценки качества.




Слайд 19Модели экзаменов
Модель 1. «Один экзамен» Выпускники средней школы сдают экзамены только

один раз. Результаты одних и тех же экзаменов могут использоваться и в школе, и в вузе. Страны: Австралия, Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Индонезия, Иордания, Италия, Исландия, Кипр, Колумбия, Кувейт, Литва, Марокко, Норвегия, Нидерланды, Румыния, Тунис, Франция, Финляндия, Швейцария, Эстония, Южная Африка


Слайд 20Модели экзаменов
Модель 2. «Два независимых этапа экзаменов: выпускной в школе и

вступительный в вуз». Все выпускники средней школы сдают экзамены в школе. По результатам этих экзаменов выдается аттестат зрелости. Выпускники, желающие поступить в вуз, сдают вступительные экзамены.
Страны: Греция, Латвия, Македония, Словацкая Республика, Словения, США, Чешская Республика.



Слайд 21Модели экзаменов
Модель 3. «Два независимых этапа экзаменов, разделенных во времени: выпускной

в средней школе и вступительный в вуз». Все выпускники средней школы сдают экзамены в школе. По результатам этих экзаменов выдается аттестат зрелости. Выпускники, желающие поступить в вуз, должны пройти дополнительную подготовку в течение 1-3 лет по специализации выбранного университета, после этого они сдают вступительные экзамены в вуз.
Страны: Англия, Гонконг, Иран, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Шотландия.



Слайд 22Финляндия: система образования.

Обязательное дошкольное (6-7 лет)
Начальная школа (7-13 лет: 6 классов)
Основная

школа (14-16 лет: 3 класса)
Высшая ступень среднего образования
(гимназии разного типа / профтехучилища) (16-19 лет)


Слайд 23Финляндия: внутренняя оценка качества образования
Текущий контроль:
Начальная школа: нет отметок.
Родители ребенка получают

информацию о его успехах два раза в год, где нет отметок, но есть описание достижений ребенка.

Слайд 24
Средняя школа: внутреннее оценивание в разных формах.
Ученики вплоть до окончания девятилетнего

образования не подвергаются контролю со стороны национальных служб аттестации и в принципе каким-либо испытаниям со стороны государственных органов. Учителю ему предоставляется право самостоятельно устанавливать любые внутренние экзамены (в виде тестов, защиты личных проектов, портфолио и т.д.) в течение года. «У нас на экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем».



Слайд 25
Поступление в гимназию: средний балл - определяющий критерий для поступления в

старшие классы средней школы - общеобразовательного или профессионального направлений.
Старшая школа: тестирование каждые 6 недель.


Слайд 26Финляндия: внешняя оценка качества образования.
Национальный экзамен:
4 теста (один – по родному

языку, остальные – по выбору)
2 уровня в тестах: продвинутый и базовый.
Кандидат должен пройти хотя бы один обязательный тест, основанный на продвинутом уровне.
Экзамены проводятся централизованно по единым материалам, утвержденным МО с целью сертификации и поступления в вузы.
Среди финских пенсионеров в возрасте 55-64 года свидетельство об окончании средней школы имеют только 37%, тогда как в возрастной группе 25-34 года соответствующий показатель составляет уже 83%.


Слайд 27Великобритания: система образования.
Дошкольная ступень: до 5 лет.
Ступень 1: от 5 до

7 лет (с 1-го по 2-й годы обучения)
Ступень 2: от 7 до 11 лет (с 3-го по 6-й годы обучения)
Ступень 3: от 11 до 14 лет (с 7-го по 9-й годы обучения)
Ступень 4: от 14 до 16 лет (с 10-го по 11-й годы обучения). Сертификат об общем образовании.
Подготовительные курсы в университет: колледж.


Слайд 28Великобритания: образовательные стандарты.
Дошкольные образовательные учреждения: Early Years Foundation Stage Profile

Средняя

школа: National curriculum.


Слайд 29Early Years Foundation Stage Profile
Быть заинтересованными в учёбе
Не бояться новой

деятельности, выступать перед товарищами по группе, быть инициативными
Удерживать внимание, уметь концентрироваться, сидеть спокойно, когда необходимо
Демонстрировать эмоциональный отклик в соответствующей ситуации, демонстрировать полный спектр эмоций
Лучше понимать собственные потребности, взгляды и чувства, уметь понимать взгляды и чувства других людей


Слайд 30Великобритания: уровни результатов и ступени образования.
Уровни результатов в средней школе.
Уровень 4

отражает ожидаемую успеваемость среднестатистического одиннадцатилетнего ребёнка
Уровни 5-6 отражают ожидаемую успеваемость среднестатистического четырнадцатилетнего ребёнка.
Ожидается, что ученики должны в характеристике успеваемости:
Поддерживать успеваемость в рамках требований уровней 1-3 на 1-й ключевой ступени, и по окончании достичь 2-го уровня
Поддерживать успеваемость в рамках требований уровней 2-5 на 2-й ключевой ступени, и по окончании достичь 4-го уровня
Поддерживать успеваемость в рамках требований уровней 3-7 на 3-й ключевой ступени, и по окончании достичь 5/6-го уровняУровень 2 отражает ожидаемую успеваемость среднестатистического семилетнего ребёнка



Слайд 31Великобритания: внешняя оценка качества образования.
Соотношение тестовых и нетестовых форм контроля.
Предметы подлежащие

исключительно внешнему тестированию без применения «Контролируемого оценивания» (Экономика, математика, религиозные науки)
Предметы с 25% Контролируемого оценивания (Бизнес, география, история)
Предметы с 60% Контролируемого оценивания (Гражданское воспитание, дизайн и технология, современные иностранные языки)


Слайд 32Контролируемое, или непосредственное, оценивание (сontrolled assessment) стало использоваться как часть итоговой

аттестации для получения сертификата о среднем образовании (GCSE) с сентября 2009 года. Контролируемое оценивание дает возможность оценить создаваемые учащимися в ходе изучения дисциплины проекты, тематика которых и способ выполнения выбирается самими учащимися. Ученики могут работать в рамках группового проекта, однако каждый должен по окончании представить индивидуальный результат, подлежащий оценке. Например, ученики могут написать отчёты о проделанном, описывая собственный вклад, обретённых и продемонстрированных навыков.

Слайд 33Повышение объективности оценивания достигается за счет унификации требований к работам. В

частности, регламентируются - возможные темы проектов (школа может выбирать задания из регламентированного списка и при желании адаптировать темы под конкретные условия, такие как особенности местной культуры и промышленности),
- условия выполнения задания, количество помощи, оказываемой педагогом, способы оказания учителями помощи в ходе выполнения задания и вид обратной связи чётко регламентированы соответствующими инструкциями,
- критерии и шкалы оценки.
Тексты, которые создают ученики по итогам своей творческой или исследовательской работы, и являются предметом контролируемой экспертизы. Чаще всего ее проводят сами педагоги по установленным критериям. В исключительных случаях оценивание может производиться непосредственно экзаменующим органом.


Слайд 34National curriculum: «Оценка успеваемости по обязательному предмету искусство и дизайн»
К

концу 2-й ключевой ступени ученики должны:
Уметь самостоятельно находить отправные точки для реализации собственных замыслов
Вести записи в блокноте/этюднике и использовать их в развитии творческих идей
Исследовать и анализировать тактильные свойства материалов, и уметь выбирать из них наиболее подходящие для реализации конкретных работ
Осваивать более сложное и точное использование инструментов
Использовать различные способы выражения своих наблюдений и чувств, в частности посредством рисунка и иных произведений.
Сравнивать собственные произведения с работами других, комментировать различия относительно содержания


Слайд 35 РСОКО: сердце или периферия КПМО? Исходный парадокс проекта

Все направления должны работать на

повышение качества образования.
Концептуальных представлений о новом качестве образования нет.

Слайд 36Основное достижение РСОКО
Появление идеи внешней оценки
в общественном сознании
в

институциональном поле

Перевес: лавина мониторингов по старым параметрам.

Слайд 37Проблема РСОКО -
Понимание качества образования:
расплывчатые формулировки («инновационность»),
ЕГЭ как единственный

параметр оценки
Переподготовка кадров

Слайд 38Возможные причины отсутствия влияния системы оценки на качество
Новые параметры оценки качества

не ясны.
Новые параметры оценки качества не работают: декларируемые и реально действующие нормы


Слайд 39Новое качество образования
Знания
Компетентности
Социальный опыт


Слайд 40Новое качество образования
Новое понимание «качества образования»:
«Знания» не отменяются, но меняется содержание

понятия.
«Знания» = способность применения информации при решении задач.
Дело не в том, чтобы не учить орфографии - дело в том, чтобы учить ей иначе!

Слайд 41Новое качество образования
Компетентность решения проблем (задач)
информационно-коммуникативная компетентность
учебная (образовательная) компетентность
компетентность взаимодействия


Слайд 42Новые образовательные программы
Вариативность содержания, а не линейность (нелинейное расписание, индивидуальные программы,

курсы по выбору).
Вариативность форм работы (не только урок, но занятия, проекты, лаборатории и пр.)
Возможность инициативного действия для ребенка (а не только репродуктивная деятельность)

Слайд 43Новые образовательные технологии
Творческая деятельность и поисковая активность
Учебное сотрудничество
Контрольно-оценочная деятельность учащихся


Слайд 44Ресурс продолжения проекта
РО – не одна из образовательных программ, а ресурс

развития системы.
Исследование Г.Кудиной и Г.Цукерман: единство теоретического знания и функционального действия.
Подтверждена идея Э. Ильенкова: знание предмета -это не знание о предмете.

Слайд 45При подготовке презентации использованы материалы А.Б.Воронцова, Г.С.Ковалевой, Г.А.Цукерман, О.А.Шиян и др.
Ресурсы

Интернет:
www.eurekanet.ru
www.centeroko.ru

Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика