Слайд 1The Art of The State
Culture, Rhetoric, and Public Management
Кристофер Худ
Слайд 21. Семь утверждений о госуправлении
Слайд 33 распространнные (и ошибочные) предпосылки
Мировая конвергенция подходов к госуправлению
Новизна «нового государственного
менеджмента»
Эффективность является техническим или экономическим понятием.
Слайд 47 основных тезисов Худа
Культурологический анализ «решетка\группа» (grid\group) охватывает основное многообразие подходов
к госуправления, как современных, так и исторических.
Приложения этого анализа иллюстрируют важнейшие сюжеты госуправления, включая проблему провалов в управлении, механизмы контроля и регулирования в разных подходах, убеждающую силу разных подходов.
Каждый из четырех полярных типов из данного анализа можно проиллюстрировать историческими примерами из разных стран и времен.
Ни один из четырех подходов не является более современным, чем остальные. Каждый подход имеет негативные стороны и порождают противодействие каждому подходу.
Противоречия в подходах едва ли пропадут и едва ли стоит ждать стабильного общемирового подхода к госуправлению.
Культурологическая типология позволяет проводить анализ на разных уровнях, рассматривать не только «чистые», но и «гибридные» формы.
Понимание культурного и организационного многообразия является центральным для изучения госуправления. Без этого нельзя понять, что является качественным управлением, каков спектр жизнеспособныхмоделей организации и каковы типичные способы коллапса и саморазрушения моделей.
Слайд 5Теория «решетка-группа»
Автор – антрополог Mary Douglas (“Cultural Bias”)
Есть различающиеся, но «жизнеспособные»
(viable) стили жизни.
Основное многообразие охватывается двумя шкалами: «решетка» и» группа».
Grid обозначает степень того, насколько ограничена правилами и соглашениями область деятельности индивида, открытая для индивидуального выбора. «Свобода менеджерам» или «правление права» - типичные дискуссии на этой оси.
Group обозначает степень того, насколько индивидуальный выбор ограничен групповым выбором. Решения должны принимать профессионалы или все общество – пример дискуссии на этой оси.
Каждый из полярных типов предлагает жизнеспособное сочетание оргструктуры и ценностей. Если ценности структуре не соответствует, то структура будет подвержена коллапсу.
Ценности чаще сосредоточены на полюсах, которые возникают в противопоставление неприятным альтернативам.
Слайд 74 взгляда на новые технологии
Поддерживают иерархии (растут возможности для слежки и
мониторинга)
Поддерживают рынки (снижаются трансакционные издержки)
Поддерживают коллективизм (больше возможностей для общения и создания коммуникационных сетей)
Поддерживают фатализм (мир становится более быстрым и безумным)
Слайд 82. Провалы в рамках основных подходов к управлению
Слайд 9Почему начинать с анализа провалов продуктивно
Рассуждения о госуправлении обычно начинаются не
с чистого листа, а как реакция на провалы текущего устройства государства.
Даже в хорошо управляемых государствах истории провалов широко распространены и типичны.
Отсутствует общепризнанная теория коллпасов и провалов в госуправлении.
Слайд 10Реакция людей на провалы
То, что является проблемой для одного, не является
проблемой для другого.
То, что для одного является решением, для другого является проблемой.
Слайд 13Провалы индивидуалистической культуры
Использование службы для взяток и вымогательства
Пренебрежение «полевой» работой со
стороны госслужащих (однако: кто-то может это назвать концентрацией на стратегии)
Использование госслужбы для получения благ (роскошь, престиж и т.д.). (однако: кто-то может назвать это легитимным перенесением корпоративного опыта в госсектор)
Слайд 14Провалы иерархической культуры
Авторитарные организации не склонны учиться на опыте. Они предназначены
для снятия вины с руководства. Как результат, отрицание ошибок, рационализация плохих решений, нахождение «козлов отпущения». Результат: ответственные за проблему не признают проблемы и некомпетентности, а потому ничего не делается, чтобы проблема не повторилась.
Чернобыль. Для одних – ошибка авторитаризма, для других – следствие недостаточной авторитарности и следования правилам.
Слайд 15Провалы эгалитарной культуры
Пример: «свободное вето» в польской Конституции
Тенденция коллегиальных институтов вырождаться
в сосуществование, когда каждый институт игнорирует другой и старается не задавать другому неудобных вопросов
Слайд 16Провалы фаталистической культуры
Сектор состоит из организаций, которые характеризуются устойчивым целенедостижением и,
тем не менее, существуют. Результат: кажется, что выживание не зависит от результатов.
Слайд 173. Механизмы контроля и регулирования в основных подходах
Слайд 184 типа контроля в госуправлении
Изощренная случайность («шансизм», фатализм)
Внутренний: организация как «игровая
машина». Пример: традиционная налоговая бюрократия.
Внешний: полу-случайное состояние. Пример: Большое Жюри США.
Конкуренция («выборизм», индивидуализм)
Внутренний: организация как арена. Пример: противоположные роли вроде прокурора\адвоката, покупателя\продавца.
Внешний: Конкурентное предоставление госуслуг. Пример: регуляторная конкуренция в ЕС.
Надзор («боссизм», иерархизм)
Внутренний: иерархическая организация. Пример: военная командная вертикаль.
Внешний: целевой внешний контроль. Пример:Китайский императорский цензорат.
Взаимность («группизм», коллективизм)
Внутренний: Коллегиальная организация. Пример: напарники при полицейском патрулировании.
Внешний: Совместное производство или организации сообществ. Пример: гражданские армии.
Слайд 194 варианта боссизма
Подотчетность – как соблюдения вертикали иерархии и ответственности.
Слайд 204 варианта выборизма
Подотчетность – как отзывчивость по отношению к клиентам.
Примеры: конкуренция
спецслужб, конкурсы при приеме на госслужбу, радиочастотные акционы.
Предложение Бентамом двухступенчатого конкурса: (1) проверка на квалификацию; (2) конкуренция за минимальную зарплату или максимальную выплату государству.
Слайд 214 варианта группизма
Подотчетность – как ответственность перед равными (например, перед профессиональной
группой).
Примеры: коллективные наказания, «согласования», «открытые офисные архитектуры», вовлечения сообществ, когда разница между политикой и администрированием, производством и приобретением минимальна.
Проблема 1. В коллективе может не быть распространного понимания общей цели ведомства и желания подчиняться коллективным решениям.
Проблема 2. Давление коллектива может быть направлена на лень и нарушение служебной дисициплины, а не на лучший результат.
Слайд 224 варианта шансизма
Организация хитроумного беспорядка («шайтан-машины»), чтобы никто не мог «взломать»
систему деятельности.
Примеры: выборочный аудит, непредсказуемые и меняющиеся назначения на пост, переключающийся фокус внимания политиков и медиа.
Слайд 234. Иерархический подход к управлению
Слайд 24Иерархизм
Высокий «group». Подчиненность индивида интересам «целого». Сходная с эгалитаристами риторика, уподобляющая
фирмы и государства семьям.
Высокий «grid». Действия диктуются правилами, которые позволяют избежать хаоса. Нет доверия самоорганизации и самоконтролю. Нельзя обо всем вести переговоры с чистого лица. В отличие от эгалитаристов иерархия приветствуется. Правила позволяют найти виновного – того, кто их не слушался. Отсюда привязка к метафоре организации-как-машины.
Подход столь силен, что менеджмент часто уравнивается с иерархическим управлением.
Слайд 254 варианта иерархических организаций
Слайд 26Конфуцианское госуправление
Продвижение чиновников на основе оценок на экзаменах, опыта, выслуги, результатов.
Масштабный
сбор докладов и статистики.
Люди отличаются по достоинствам и талантам. Отсюда управляющие должны быть отделены от управляемых. 9 классов госслужащих.
Знание и добродетель недолговечны. Отсюда краткосрочные (на 3 года) назначения на госдолжности.
Превосходство этических стандартов над техническими знаниями.
Система экзаменов при приеме на госслужбу.
Ключевая метафора отношения между правителями и населением: родители и дети. «Дети» должны пассивно слушаться, хотя иногда и могут сбросить «родителей». Отсюда же и склонность к административной дискреции.
Слайд 27Европейский камерализм и «policey science»
Три столпа:
Экономика. Камералистский меркантилизм был вытеснен более
либеральной экономической наукой в 19 веке.
«Policey science» - проблематика установления в обществе благого порядка. В середине 19 века был вытеснен новой концепцией хорошего управления – Rechtstaat
Госфинансы – именно госфинансы и породили термин «камерализм». Немецкие государства сталкивались с проблемами сбора налогов и управлением собственности, а благодаря этому становилась значимой и экономическая наука и проблематика «благого порядка».
Четыре идейные посылки камерализма:
Сильное государство следует из сильной экономики, которая дает государство налоги и качественный резерв для армии;
Экономическое процветание и социальный порядок не спонтанны, они должны быть организованы государством;
Успешное развитие страны требует независимой, профессиональной системы госслужбы
Государственное управление развитием идет на благо всем – нет потиворечия между правителями и гражданами.
Слайд 28Прогрессивизм и фабианство
Независимое регулирование просвещенными технократами.
Детализированные процедуры для предовтращения коррупции.
Дихотомия политика\администрирование.
Честность
госслужащих – один из основных путей к большей эффективности государства. (Этот акцент был связан с историческим контекстом).
Идейные основы: научные менеджмент Тейлора и ориентированный на иерархию классический менеджмент.
Осборн и Геблер, критикуя прогрессивизм, вопроизводят ключевой элемент: separation of “steering” and “rowing”.
Слайд 295. Индивидуалистический подход к управлению
Слайд 30Особенности подхода
Ключевые понятия: соперничество и конкуренция
Особенность 1. Рассмотрение начинается не с
точки зрения государства, а «снизу». Государство рассматривается как один из многих способов организации коллективного действия.
Особенность 2. Интересы правителей и населения не рассматриваются как естественно-гармоничные. Ставится задача усмирение Левиафана путем установления таких правил, чтобы коллективное благо совпадало с индивидуальным.
Особенность 3. Предпочтение рыночных способов организации деятельности бюрократическим.
Особенность 4. Проблемы создают плохие институты. Институты надо делать такими, чтобы их успешность не зависела от конкретных людей.
Ист. Пример: противоречия между китайскими легалистами (прозрачные и фиксированные правилами) и конфуцианцами (высокое доверие и малодетализированные контракты.)
Слайд 316. Эгалитарный подход к управлению
Слайд 32Эгалитаризм
Ключевые идеи: солидарность и субсидиарность.
Идея 1. Самоуправление. Недоверие к профессионалам. Желательно,
чтобы производители и потребители услуги совпадали. (Пример: народная армия не свергнет народного правительства).
Идея 2. Уплощение должностных иерархий.
Идея 3. Взаимный контроль. История: коллегии в католической церкви, университетское самоуправление.
Проблемы:
Времязатратность
Игнорируется различие в способности руководить
Влияние коллектива иногда способствует ухудшению работы.
Слайд 337. Фаталистический подход к управлению
Слайд 34Фатализм
Отсутствие кооперации в любой форме – она может принести непредсказуемые и
неприятные результаты.
Фатализм выполняет роль греческого хора, отмечающего тщетность и глупость планов действующих на сцене игроков.
Сознательное встраивание случайности в деятельность организации (для того, чтобы сделать сотрудничество еще менее предсказуемым; для того, чтобы предотвратить взлом системы машинной бюрократии).
Примеры: выборочные проверки, регулярная ротация руководителей.
Слайд 358. Госуправление, риторика и культура
Слайд 36Риторические аспекты госуправления
Enthymeme Аристотеля – используемый в неформальной, убеждающей логике подход,
когда опускаются некоторые предпосылки аргументации и выводы делаются на короткой цепочке рассуждений. Искусство в том, чтобы решить, что показывать, а что не показывать.
Универсального ethos’а нет – то, что создает доверие в одном культурном контексте, уничтожает его в другом.
Слайд 389. Современное госуправление: новая парадигма?
Слайд 4010. The State of The Art of The State