Слайд 1
Теория проблемного обучения
(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин,
М.М. Махмутов)
Слайд 2Концептуальные основы:
I. Проблемное обучение – тип обучения, при котором учитель,
систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Слайд 3 III. Общие функции:
1. Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и
практической деятельности.
2. Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся.
3. Формирование диалектико-материалистического мышления детей.
Слайд 4 Специальные функции:
1. Воспитание навыков творческого усвоения знаний и умений решать учебные
проблемы.
2. Формирование навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы.
Слайд 5 Специальные функции:
3. Формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного
исследования, практического решения проблем).
4. Формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Слайд 6IV. Особенности:
1. Самостоятельное решение учебных проблем (сознательность, глубина, прочность знаний, развитие
логико-теоретического мышления).
2. Превращение знаний в убеждения (развитие критического, творческого, диалектического мышления).
Слайд 7
3. Практика как источник новых знаний и как сфера реализации усвоенных
способов деятельности.
4. Сочетание различных видов самостоятельных работ.
5. Динамичность - одна проблемная ситуация переходит в другую.
Слайд 8 6. Индивидуализация – наличие учебных проблем разной сложности; индивидуальное восприятие проблемы.
7. Высокая эмоциональная активность детей – индивидуальное принятие проблемы, взаимосвязь активной мыслительной деятельности с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности.
Слайд 9
Виды:
1. Научное творчество – поиск и открытие учащимися нового правила, закона,
доказательства; основа – постановка и решение теоретических учебных проблем.
Слайд 10
Виды:
2. Практическое творчество – поиск способа применения известного знания в новой
ситуации, конструирование, изобретение; основа - постановка и решение практических учебных проблем.
Слайд 11
Виды:
3. Художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения
(рисование, игра, музицирование и другое).
Слайд 12Уровни:
1. Уровень обычной активности – восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца
умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений вос-производящего характера.
Слайд 13Уровни:
2. Уровень полусамостоятельной активности – применение усвоенных знаний в новой ситуации,
участие детей в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
Слайд 14 Уровни:
3. Уровень самостоятельной активности – выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового характера, когда
обучаемый самостоятельно применяет ус-военные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности.
Слайд 15 Уровни:
4. Уровень творческой активности – выполнение самостоятельных работ, требующих творческого
воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства.
Слайд 16
Элементы проблемного обучения:
1. Проблемный вопрос – вопрос, вызывающий интеллектуальные затруднения
учащихся, поскольку ответ на него не содержится не в прежних знаниях учащихся, не в предъявляемой информации.
Слайд 17
Элементы проблемного обучения:
2. Проблемная задача - форма организации учебного материала с
заданными условиями и неизвестными данными, предполагающая активную мыслительную деятельность учащихся: анализ фактов, выявление причин происхождения объектов, анализ причинно-следственных связей.
Слайд 18
Элементы проблемного обучения:
3. Проблемное задание – поручение или указание учащимся по
их самостоятельной поисково-познавательной деятельности, направленной на получение требуемого результата (поиск, сочинительство, изобретательство и другое).
Слайд 19
Элементы проблемного обучения:
4. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения учащихся, вызванное
недостаточностью ранее усвоенных знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Слайд 20 Типы проблемных ситуаций:
1. Столкновение с необходимостью использования ранее усвоенных знаний в
новых практических условиях.
2. Противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью или нецелесообразностью.
Слайд 21 Типы проблемных ситуаций:
3. Противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и
отсутствием знаний для его теоретического обоснования.
4. Незнание учащимися способа решения, неспособность ответить на проблемный вопрос, осознание недостаточно прежних знаний для объяснения нового факта.