От автора
Данное пособие предназначено для учителей
и учащихся, начинающих заниматься исследовательской деятельностью,
и представляет собой электронный справочник,
в котором даются теоретические основы научного
и учебного исследования и практические рекомендации по организации исследовательской деятельности.
Проблема - это…
обозначение тех элементов, которые должны быть выявлены в ходе исследования
Теоретические
Логические:
Анализ
Синтез
Классификация
Типологизация
Абстрагирование
Сравнение
Обобщение
Аналогия
Интегрирование
Систематизация
Моделирование
Умозаключение
Метод формирования гипотез
Метод продуцирования идей
Мыслительный эксперимент
Метод проектирования
Результаты
в ходе данного
исследования:
проведен анализ…
выявлено…
определено…
установлено…
Требования к докладу:
отражается новизна и
практическая значимость
темы;
раскрывается основное
содержание темы;
обосновываются выводы
и предложения (авторские);
Может иметь форму связного
текста или тезисов (публику-
ются в сборниках по итогам
мероприятия: конференции,
семинара, симпозиума и т.д.)
Структура стендового
доклада
Цели и задачи работы.
Описание сделанного в
процессе исследования.
Методы, используемые
в ходе исследования.
Основные результаты и
выводы.
Благодарности
организациям и
специалистам,
оказавшим помощь в
работе.
Методы и результаты
исследования целесообразно
представлять в графическом
или иллюстративном виде.
Порядок работы над литературным обзором
Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение
или просмотр).
Выделение наиболее важных частей прочитанного.
Составление тезисного плана прочитанного.
Выписывание из текста полных и содержательных цитат с
точными ссылками на источник с указанием его выходных
данных.
Сравнение данной информации с той, которая получена из других
источников.
Критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только
на объективной основе.
Подготовка литературного обзора - обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.
Структурные компоненты научной статьи
Описание проблемы и её актуальности для
теории и практики.
Краткие данные о методике исследования.
Анализ собственных научных результатов и их
обобщение.
Выводы и предложения по проведению
исследовательской деятельности в дальнейшем.
Ссылки на цитируемую литературу.
Цель научного отчёта - исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени.
Структура научного отчёта
Краткое изложение плана и программы законченных
этапов научной работы.
Значимость проведенной работы, её исследовательская
ценность и практическая значимость.
Характеристика применявшихся методов исследования.
Описание результатов исследования.
Заключение, подводящее итоги исследования и отмеча-
ющее нерешенные вопросы.
Выводы и предложения по проведению исследовательской
деятельности в дальнейшем.
2) доклад на какую - либо тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников.
Реферат - это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки.
Реферат не является конспектом литературных источников и требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов
Рецензия может быть
представлена в различных
жанрах: критической
статьи, эссе, отзыва.
Проектирование представляет
собой процесс создания проекта -
прототипа, прообраза
предполагаемого объекта или
состояния.
Надпредметный –
на стыке
областей знаний
и
за рамками содержания школьных предметов.
Осуществляется
во
внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.
Организация исследовательской работы учащихся
Организация исследовательской работы учащихся ( продолжение )
Экспертиза исследовательских работ
Оппонирование как форма развития исследовательских навыков учащихся
Оппонировать -
1) выступать в качестве оппонента при защите диссертации, в публичной беседе, диспуте.
2) возражать кому – либо, оспаривать чьё – то мнение
Оппонент назначается учителем из числа
учащихся класса (возможно, из параллельного
класса или из членов секций научного общества)
Требования к вопросам для публичного оппонирования:
вопросы должны быть сформулированы четко и только в
соответствии с содержанием работы;
нельзя задавать вопросы, не относящиеся к теме работы;
вопросы должны быть сформулированы конкретно;
вопросы должны носить последовательный характер и
выполнять функции уточнения, пояснения, расшифровки;
количество вопросов должно быть мотивировано
содержанием работы и отражать все её структурные
компоненты.
креативные (нацеленные
на перенос конкретных
знаний в другую
смысловую ситуацию);
системность вопросов;
прогнозируемость ответов;
корректность вопросов;
ясность формулировки
вопросов;
культура ведения дискуссии
Тема должна быть интересна и педагогу. Это бывает
в том случае, если педагог сам занимается исследованием
в какой-либо области и может предложить ученику
соответствующую тему в рамках этой сферы.
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях,
т.е. по выбранной теме должны быть доступны
оборудование и литература.
Тема – визитная
карточка работы.
Она должна быть
сформулирована
лаконично,
все понятия в её
формулировке
должны быть
взаимосвязаны.
Освещение актуальности
темы не должно
быть многословным.
( по материалам различных научно-практических конференций)
Образцы формулировок тем для исследований
Мониторинг организации работы
с одаренными детьми
(информационная карта)
План работы секции НОУ (образец)
Презентация по теме «Теория и практика
исследовательской деятельности»
Сценарий интеллектуальной игры
для старшеклассников
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть