Слайд 1Технология оценивания учебных успехов
Разработка Образовательной системы «Школа 2100» и РАО
Слайд 2ЗАЧЕМ НУЖНА НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ?
Слайд 3КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ?
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ направлен на реализацию качественно
новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы… цели:
развитие личности школьника, его творческих способностей;…
освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих …деятельности;…
Важнейший приоритет - формирование общеучебных умений и навыков
ТРАДИЦИИ:
Основа КИМов – тесты типа:
«В каком году была Куликовская битва:
А) 1242. Б) 1380.
В) 1480.»
= контролируется (в основном) репродукция отдельных знаний
Слайд 4КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ?
ТРАДИЦИЯ:
Пятибалльная система
Деление учеников на «отличников», «двоечников»…
Проверка труда учителя
по «накопляемости» отметок
ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ:
Реально баллов у нас четыре (5,4,3,2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4)
«Твоя четверка принципиально отличается от его четверки»
«Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит», «Старался больше, а все равно вышло «два».
Слайд 5ГДЕ И КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?
ТРЕБОВАНИЯ ГОС.СТАНДАРТА
по каждому предмету:
Знать/понимать:…
(краткий перечень)
Уметь:…
(много
формулировок конкретных действий)
Использовать в деятельности:…
(много формулировок конкретных действий)
ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ:
В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число», когда изучалась «такая-то тема», но задание могло быть и по пройденной.
«За что конкретно мой ребенок получил эту отметку?»
«Что именно ему надо доработать?»
Слайд 6КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ?
ТРАДИЦИИ:
Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»;
Учитель
указывает на ошибки и на необходимость их исправления
ГОССТАНДАРТ, ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧ.ШКОЛЫ:
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»);
Определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление
Слайд 7КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ?
ИЗ ЦЕЛЕЙ ГОС.СТАНДАРТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей;
ТРАДИЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«К доске сейчас пойдет…»
«Тому, кто с этим не справится, влепят «пару»!
«Не ставьте мне, я исправлю!!!...»
Слайд 8ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
1.Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами
2.Традиционная фиксация
в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям
3.Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок
4.Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников
5.Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.
Слайд 9САМОЕ ГЛАВНОЕ
О
ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«ШКОЛЫ 2100»
Слайд 10Зачем мы создавали новую технологию? Наши цели:
«Главное не знания, а умения
ими пользоваться»
Психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы)
Минимакс
Обучение деятельности и др.
1) Отразить на этапе контроля
развивающие принципы «Школы 2100»:
3) Создать личностно-ориентированную технологию оценивания, сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания
2) Сделать ученика полноправным участником контроля (прозрачность правил)
Слайд 11Как мы создавали новую технологию оценивания
Из Заключения РАО от 16 ноября
2005 года :
«разработана … новая технология оценки учебных успехов»
2002-2004 гг.
Модель оценивания
Обобщение опыта, формулирование правил
2004-2007 гг.
Эксперимент РАО
Проверка правил, их уточнение, отработка алгоритмом использования
2008-… гг.
Технологический пакет
Создание набора средств, поддерживающих данную технологию
Слайд 12«А кто проверял вашу технологию и разрешал ее использовать?»
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
из Заключения от 18 ноября 2005 года (пункт 10). «Разработана технология оценивания учебных успехов на разных этапах образовательного процесса…»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2008 году присудило государственную премию авторскому коллективу «Школы 2100» за разработку новой образовательной системы (как составляющий элемент экспертировалась и технология оценивания учебных успехов).
Слайд 13ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи
КТО? Ученик + Учитель
в диалоге
СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка
ГДЕ? В таблице требований по умениям
КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)
КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)
ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм.за учебный модуль
7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ
мини
макс
Слайд 14МИНИМУМ
технологии оценивания учебных успехов
(правила 1-3)
Слайд 15Правило 1. ОЦЕНКА И ОТМЕТКА
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие,
а
фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (задача, задание)»
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.
Первое правило разводит два понятия и ориентирует на новый результат:
Слайд 16Правило 3. ЧИСЛО ОТМЕТОК
«За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих
овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»
ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)
ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику
Третье правило определяет сколько отметок мы ставим на уроке
Слайд 17Самое главное правило - №2. Оно напрямую развивает важнейшее организационное умение
самооценки
Правило 2. САМООЦЕНКА
«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге (Возможно, когда ученик на уроке предъявляет учителю свое решение продуктивного задания - ответ на у доски, с места).
Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку». (после сдачи письменного задания учителю, который, соответственно не может организовать диалог во время проверки)»
Слайд 18Правило №2 САМООЦЕНКА предполагает освоение учениками …
АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?». (Подробнее см. Сборники)
Слайд 19КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ
«САМООЦЕНКА»
Слайд 20Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки
1 шаг. Учитель
выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (см.принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).
2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.
МИНИ
МАКС
Слайд 21Формирование умения самооценки (начало)
1 шаг. На первых уроках учитель выбирает
для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)
2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал: Задание? Выполнил? Правильно? Сам? ). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки.
Примечание: Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
Слайд 223 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по
очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.
5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.
Базовое умение самооценки сформировано.
Формирование умения самооценки (окончание)
Слайд 23Использование сформированного умения самооценки (начало)
1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать
предметный материал.
2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п.
Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.
Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции
Слайд 24Использование сформированного умения самооценки (окончание)
3 шаг. После проверки письменных работ, ученик
получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.
Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.
Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.
!!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!
Слайд 25МАКСИМУМ
технологии оценивания учебных успехов
(правила 4-7)
Слайд 26Правило 4: ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ.
Отметка выставляется в таблицу требований (блокнот учителя,
дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения задачи. Минимум – учитель 1-2 раза в четверть после контрольной работы. Максимум – учитель и ученики регулярно. Пример:
Умения из требований программы
Ученики
Определять причины и следствия историчес-ких явлений
Давать и объяснить свои оценки исторических явлений
История. 5-9 класс. Тема _____________
Выделять главное и обобщать
Катя П.
Павел В.
Антон Б.
4. 5.
3. 3. 4.
4.
3
5
4
Слайд 27Использование ТАБЛИЦЫ ТРЕБОВАНИЙ: без изменения заполнения официального журнала
1 шаг. В таблицу
требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (за текущие ответы, за проверочные работы и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал
2 шаг. В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная).
Слайд 28Как составляются задания контрольных работ в технологии оценивания учебных успехов?
2) Выбрать
какие информационные единицы минимума содержания (стандарт или программа) мы хотим проверить
1) Выбрать какое предметное умение мы хотим проверить (по таблице требований или по требованиям гос.стандарта)
3) Составить продуктивное задание, аналогичное тем, что выполняли ученики в ходе изучения темы (модуля).
4) Создать четкую форму письменного исполнения решения (варианты тестов соответствия, таблиц, свободный текст с открытыми критериями проверки и т.д.). При необходимости скорректировать формулировку задания
Слайд 29ПРИМЕР: Как составляются задания контрольных работ– 5 класс.
2) Выбрать инф. Единицы:
греческая колонизация (+цивилизация)
1) Выбрать предметное умение: Выявлять причины и следствия событий
3) Составить продуктивное задание: Расставь события в правильной последовательности (причины-следствия) и определи, здесь представлен процесс упадка или развития древнегреческой цивилизации
4) Создать четкую форму письменного исполнения решения:
А. Вожди и знать варварских племен перенимали одежду, язык и веру в олимпийских богов. Сами эллины тоже учились у варваров верховой езде, способам хозяйствования и приемам боя.
Б. По решению избранных властей в земли варваров отправляли разведчиков, для того, чтобы определить место для будущей колонии. Варвары иногда враждебно встречали непрошенных гостей.
В. Часто в Греции случались голодные годы, земли и хлеба не хватало. Немногочисленные плодородные участки земли захватывала знать. Детям бедняков не доставалось даже небольших наделов.
ОТВЕТ: 1) ___ 2) ____ 3) ____. Это процесс _______, потому что ___________ .
Слайд 30Использование ТАБЛИЦЫ ТРЕБОВАНИЙ: с изменением заполнения оф. журнала
На педагогическом совете школы
документально (письменно) фиксируется решение о том, что:
«Учитель ______, в классах использует технологию оценивания учебных успехов, одобренную Российской академией образования (пункт 10. Заключения РАО о работе «Образовательной системы «Школа 2100»). В соответствии с данной технологией в официальный журнал класса выставляются только итоговые отметки за четверть. Текущие отметки выставляются в таблицы требований – в рабочий блокнот учителя (и дневники школьников). Данное решение принимается также на основании:
пункта 3-го. статьи 15-й. Закона об образовании Российской Федерации: «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся»;
Слайд 31Правило 5: Отказ от отметки и пересдачи
За задачи, решенные при изучении
новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
Слайд 32Использование правила «ПЕРЕСДАЧИ»
1 шаг: Заранее оговорить с учениками порядок реализации их
права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может делать учитель (этап одного из следующих уроков, урок-пересдач в конце четверти, после уроков)
2 шаг: На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками
3 шаг: Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили.
4 шаг: Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).
5 шаг: Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны их пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдач.
Слайд 33Правило 6: Оценка и отметка определяются по УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ
Необходимый уровень –
решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие гос.стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень (необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».
Слайд 34Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку
по любой балльной шкале. Например:
Необходимый уровень «хорошо, но не отлично».
Программный уровень «отлично».
Максимальный уровень (необязательный) «превосходно».
УРОВНИ УСПЕШНОСТИ
5-ти и 6-ти балльные ОТМЕТКИ
ЧАСТИЧНО – 3 / 1
ПОЛНОСТЬЮ – 4 / 2
ЧАСТИЧНО – 4+ / 3
ПОЛНОСТЬЮ – 5 / 4
ЧАСТИЧНО – 5+ / 5
ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5 / 6
Слайд 35Предметные контрольные
Общий вид заданий в новых контрольных работах (с 3-го
класса):
Формулировка задания (указание проверяемого умения из требований программы)
Необходимый уровень (стандартная задача – «хорошо, но не отлично»)
Программный уровень (нестандартная задача – «отлично»)
Максимальный уровень (задача сверх уровня школьных требований данного возраста – «превосходно»)
Слайд 36ПРИМЕР: Задание из контрольной работы 5 кл.
Задание 4. Умение выявлять варианты
причин и следствий.
Необходимый уровень: Расставь события в правильной последовательности (причины - следствия).
Программный уровень: Выполни необходимый уровень и ответь на вопрос: Здесь представлен процесс упадка или развития древнегреческой цивилизации? Представь в таблице одно доказательство своего утверждения.
Слайд 37Итоговые оценки и отметки (за четверть и т.п.) рекомендуется определять не
за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот период.
Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей.
Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Он высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.
Правило 7. Итоговая оценка и отметка
Слайд 38Это все здорово,
а как же ЕГЭ?
(в его сегодняшнем виде)
Слайд 39Главная проблема современного ЕГЭ:
Развивающие цели
Репродуктивные КИМы
КАК СООТНЕСТИ?
Забыть про цели?
Забыть про ЕГЭ?
Сочетать!
Во
время учебного года развиваем умения, строим целостную картину, прежде всего на уровне МИНИ.
В конце каждого года проводим проверочную работу в формате ЕГЭ (цель - обучать форме)
Перед ЕГЭ готовим тех, кто его выбрал: опираемся на целостную картину и умения действовать самостоятельно + если нужно – натаскиваем.
Слайд 40А это работает?
По оценке учителей истории (и других предметов), работавших
по системе «Школа 2100» хотя бы до 9-го класса их ученики в 11-м классе «сдают ЕГЭ не хуже, а даже лучше тех, кто обучался традиционно», ориентировался на натаскивание, заучивание материала.
Чем это можно объяснить?
На короткий срок запомнить большой массив информации, требуемый при сдаче ЕГЭ, проще тем ученикам, у кого сложилась целостная картина исторического прошлого
Помимо репродукции знаний более половины заданий ЕГЭ требуют не только знаний, но и умений!!!
В демоверсии ЕГЭ пои истории 2010 года:
Часть А = из 27 заданий - 15 на умения (с посил.знан. – 7)
Часть В = 15 заданий – 14 на умения (с посил.знан. – 4)
Часть С = все!
Слайд 41Можно ли делать другие задания?
Традиционные тесты ЕГЭ
Часть В
Соотнесите даты и
события истории России второй половины XIX века
1) Первые коммерческие банки
2) Отмена предварительной цензуры
3) Отмена выкупных платежей
4) Реформа городского самоуправления
А) 1870
Б) 1864
В) 1881
Г) 1865
Что проверяет данное задание?
Только знания!
Слайд 42Новое содержание в форме ЕГЭ
1) Часть крестьян вынуждены арендовать землю
у помещиков и платить «отработками» на помещичьей земле
2) Часть помещиков покупают с/х машины, нанимают батраков и урожай продают на рынке
3) Часть крестьян оставляют свой надел и уходят в город на заработки
4) Часть крестьян отказываются подписывать уставные грамоты с бывшими хозяевами об условиях освобождения от крепостного права и продолжают платить оброки.
А) Капиталистические отношения
Б) Полукрепостнические отношения
Что проверяет данное задание?
Умения пользоваться знаниями – выделять главное и обобщать, группировать исторические знания
ТАКИХ ЗАДАНИЙ В ЕГЭ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ С КАЖДЫМ ГОДОМ
Часть В
Соотнесите факты и понятия из истории России второй половины XIX века
Слайд 43ПОЧЕМУ ЖЕ ЭТОГО НЕ СДЕЛАЛИ РАНЬШЕ?
ЕГЭ создавался, когда действовал только «минимум
содержания» 1998 г.
Авторам заданий ЕГЭ давали ТЗ указывать только: «какой фрагмент минимума проверяет его задание».
Когда в соответствии с законом «Об образовании» появился Гос.стандарт 2004 года и требования по каждому предмету (которые и надо проверять согласно закону), ТЗ не исправили!
В результате автор должен придумать 50 однотипных заданий на одну инф.единицу минимума содержания: «Реформы 1860-1870-х годов». Автор: «Про 1861 год спросил…, про значение реформ спросил… Чтобы еще такого спросить?»
+ЕГЭ завышает требования для отбора в ВУЗы (школьная «5» начинается с 64-68 баллов)
Слайд 44ПОЧЕМУ ТЕПЕРЬ ЧТО-ТО ДОЛЖНО МЕНЯТЬСЯ?
В состав нового Фед.Гос.Образ.стандарта входит документ: «Модель
системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ»:
«ориентация стандарта второго поколения на результаты образования».
«Стандарты опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности» (умения, компетенции).
«Система посильных заданий – должна быть адекватна требованиям стандарта».
«Система измерителей по каждой учеб.дисц. включает:
- описание, что проверяется данным требованием (содержание и предполагаемая деятельность учащихся);
- образцы (примеры) заданий, проверяющих выполнение конкретных требований к уровню подготовки учащихся, указанных в стандартах». ЭТО УЖЕ СДЕЛАНО ДЛЯ НАЧ.ШКОЛЫ!
Слайд 45В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки
- чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите как дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»