Методические службы библиотек, организация их работы презентация

Содержание

Вопросы лекции: 1. Направления работы методической службы. Организация ее деятельности. 2. Планирование методической работы, общая характеристика. 3. Учет работы методических служб.

Слайд 1Научно-методическая работа
Лекция.
Тема:
МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ БИБЛИОТЕК,
ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ РАБОТЫ


Слайд 2Вопросы лекции:
1. Направления работы методической службы. Организация ее деятельности.

2. Планирование

методической работы, общая характеристика.

3. Учет работы методических служб.

Слайд 3Вопрос 1.

Направления работы методической службы. Организация ее деятельности.


Слайд 4
Для осуществления научно-методической деятельности, как правило,
в структуре
центральных библиотек–методических центров

выделяются
специальные методические службы.

Слайд 5Специальная методическая служба может иметь следующее наименование:
– Научно-методический отдел,
– Отдел

научно-организационной работы,
– Научно-исследовательский отдел библиотековедения (НББ, ЦНБ НАН Беларуси),
– Отдел внедрения новых технологий (Президентская библиотека РБ),
+

Слайд 6Методическая служба может иметь следующее наименование (продолжение):
– Отдел научно-организационной и методической

работы (РНТБ)
– Отдел библиотековедения (Минская областная библиотека им. А.С.Пушкина)
и т.д.


Слайд 7Направления работы методической службы
Методическая служба библиотеки:
– участвует в определении основных направлений

деятельности библиотеки на текущий год и на перспективу;

– анализирует работу библиотек своей системы;
+

Слайд 8Направления работы методической службы (продолжение)
– осуществляет консультационно-методическую помощь библиотекам своей системы;

– оказывает

методическую помощь библиотекам других систем и ведомств в регионе;
+



Слайд 9Направления работы методической службы (продолжение)

– разрабатывает инструктивно-методические, технологические и нормативные документы, регламентирующие

производственные процессы и производственную деятельность;

Слайд 10Направления работы методической службы (продолжение)
– организует повышение квалификации сотрудников;

– осуществляет инновационную

деятельность, включающую поиск и оценку существующих новшеств, и их адаптацию к условиям деятельности библиотеки;
+

Слайд 11Направления работы методической службы (продолжение)
– формирует фонд литературы по библиотечному и информационному

делу;

– информирует подразделения библиотеки или системы библиотек о новой литературе и методических материалах по библиотечному делу;
+

Слайд 12Направления работы методической службы (продолжение)
– способствует развитию информационных, компьютерных и интернет-технологий в

практике работы библиотеки;

– координирует методическую работу с
библиотеками-методическими центрами других систем и ведомств;
+

Слайд 13Направления работы методической службы (продолжение)
– проводит совместные научные исследования с республиканскими библиотеками

и самостоятельные научные разработки, направленные на оптимизацию деятельности библиотеки.


Слайд 14
Методическая служба возглавляется ЗАВЕДУЮЩИМ, который:
– отвечает за состояние методического обеспечения деятельности

библиотек сети и осуществляет общее руководство работой методического отдела;
– участвует в подборе кадров методистов и содействует повышению их квалификации;
– выполняет практические функции методиста по закрепленному за ним кругу работ.

Слайд 15
В структуру методического отдела могут быть введены секторы:
научно-исследовательской работы,
маркетинга и

др.

Слайд 16Распределение обязанностей между методистами
Между методистами распределяются обязанности.

В основе этого разделения

труда лежит,
прежде всего,
отраслевая и функциональная специализация.

Слайд 17Распределение обязанностей между методистами
Как правило, методист отвечает
за определенные участки работы

библиотек:
– работу с литературой по определенной отрасли знания,
– обслуживание конкретной группы или категории читателей,
– организацию работы на отдельных участках деятельности библиотек и т.п.

Слайд 18Распределение обязанностей между методистами (продолжение)

Кроме того,
за отдельными методистами
закрепляется группа

библиотек
для оказания им помощи.

Слайд 19
Между методистами распределяются обязанности, связанные с внутренней работой отдела:
организация документного

фонда,
ведение справочно-библиографического аппарата,
делопроизводства и т.п.
В крупных отделах для выполнения этих обязанностей вводятся
специальные должности библиотекарей.

Слайд 20Разделение труда методистов направлено:
• на четкое разграничение функциональных обязанностей каждого

методиста,
• на ликвидацию дублирования и параллелизма в выполнении методической работы.
Это находит регламентирующее выражение в должностных инструкциях,
определяющих ответственность и обязанности каждого методиста.

Слайд 21При распределении обязанностей между методистами учитывается:
• уровень подготовки каждого (образование, стаж

библиотечной и методической работы),
• отраслевая и функциональная специализация, полученная в вузе и в процессе практической работы в библиотеках,
• личные данные, способности и склонности,
• объем работы, который предстоит выполнять по тем направлениям работы, которые закреплены заданным методистом.

Слайд 22

Чем крупнее методический отдел и
больше штат его сотрудников,
тем более

дробным будет разделение труда между методистами.

Слайд 23
В структуре методического отдела выделяется специализированный читальный зал (методический кабинет)
с

ФОНДОМ литературы и неопубликованных документов.

Слайд 24Фонд методической службы включает:
– директивные и регламентирующие документы по библиотечному делу;

документы по теории, методике и организации библиотечной работы, практические пособия, учебники и учебные пособия по библиотековедению;
– документы по смежным наукам – библиографоведению, книговедению, информатике; +

Слайд 25Фонд методической службы включает (продолжение):

– справочники, терминологические словари, стандарты по библиотечному делу

и библиографии;

– библиотечную периодику.

Слайд 26Фонд методической службы (продолжение):
В методическом кабинете формируется
фонд документов о библиотеках

сети
("досье" на каждую библиотеку),
куда включаются планы, отчеты,
сведения о деятельности библиотеки,
справки о посещениях (обследованиях) библиотеки,
переписка с библиотекарями и т.д.

Слайд 27В методической службе создается СИСТЕМА КАТАЛОГОВ И КАРТОТЕК
В данную систему

входит систематический каталог литературы по библиотечному делу и смежным наукам, в котором отражаются
как отдельные издания (книги, брошюры и т.п.),
так и аналитически расписываются статьи из сборников и периодических изданий.
В каталоге могут находить отражение документы и материалы тематических папок.

Слайд 28Методические службы, как правило, ведут картотеки:
– сети библиотек и их

кадров;
– социально-экономического профиля региона;
– предметно-тематическую картотеку новшеств;
– картотеку "Библиотечное дело по материалам местной печати", для которой расписываются местные газеты и журналы и др.

Слайд 29Автоматизированные базы данных включают
• как "электронное досье" на каждую библиотеку (ее

реквизиты, статистические данные о ее деятельности, сведения о кадрах, фактографические сведения о ее работе и нововведениях и т.п.),
• так и постоянно пополняемые итоговые статистические показатели по сети библиотек, фактографические и библиографические сведения о новшествах и их распространении по сети библиотек.

Слайд 30
В помещениях методических кабинетов оформляются
выставки литературы по библиотечному делу,
стенды, плакаты,

альбомы,
отражающие состояние и перспективы развития библиотечного дела и
передовой опыт библиотек.

Слайд 31Вопрос 2.

Планирование методической работы,
общая характеристика.


Слайд 32
Несмотря на многоаспектный характер и в значительной мере
творческое содержание методической

работы,
в методических отделах осуществляется нормирование,
учет и
планирование труда.

Слайд 33
Методическое обеспечение деятельности библиотеки и/или сети библиотек реализуется совместными усилиями
методической

службы
и
практически всех структурных подразделений библиотеки (филиалов, отделов).

Слайд 34План методической работы
Методическая деятельность требует единства
целей,
направлений, форм,
методов и
средств

ее осуществления.
Поэтому план методической работы является СВОДНЫМ,
отражающим методическую деятельность
НЕ ТОЛЬКО методического отдела,
НО и библиотеки в целом,
всех ее структурных подразделений.


Слайд 35План методической работы (продолжение)
В плане работы каждого отдела библиотеки должен быть раздел

"Методическая работа",
в котором планируется
как методическое обеспечение деятельности данного отдела,
так и методическая помощь библиотекам сети.
При этом ведущим как при разработке сводного плана, так и при его реализации является методическая служба

Слайд 36План методической работы (продолжение)
План методической работы должен быть направлен
на методическое обеспечение

основных позиций плана работы библиотеки
и/или
сети библиотек.

Слайд 37План методической работы (продолжение)
В плане методической работы
по каждой позиции определяются:
исполнители

(методисты
и сотрудники других отделов),
объем работы,
затраты рабочего времени.

Слайд 38При определении объема планируемой работы используются
примерные нормы на отдельные процессы

и операции методической работы.
Например,
• на подготовку методического пособия предусматривается 300 часов на один авторский лист,
• на подготовку письменной консультации – 170 часов,
• на подготовку лекции, консультации отводится по норме 30 часов,
• на проведение устной консультации – 1 час,
• на подготовку и проведение практического занятия – 20 часов.

Слайд 39Индивидуальные планы методистов
На основе
годового плана методического отдела составляются личные (индивидуальные)

планы методистов.

При этом затраты рабочего времени методиста должны строго соответствовать годовому фонду его рабочего времени, т.е. количеству рабочих часов в году за вычетом выходных и праздничных дней, ежегодного отпуска и т.п.

Слайд 40Индивидуальные планы методистов (продолжение)
Для выполнения непредвиденных работ (внеплановые командировки, консультации по запросам

библиотек и т.п.)
рекомендуется планировать методисту резерв рабочего времени в размере,
примерно, 20% от его общего фонда.

Слайд 41План-график посещений библиотек
Помимо общего плана работы,
методическим отделом составляется
план-график посещений

библиотек,
в котором определяется:
какие библиотеки,
в какие сроки,
с какой целью планируется посетить.

Слайд 42Сводные координационные планы методической работы
Центральные библиотеки составляют также сводные координационные

планы методической работы
библиотек разных ведомств на своей территории.

Слайд 43Вопрос 3.


Учет работы методических служб


Слайд 44



В методическом отделе ведется учет работы.


Слайд 45Учет методической работы включает:
во-первых, личные индивидуальные дневники работы методистов, в

которых ежедневно учитывается проделанная работа, ее объем и затраты рабочего времени.
На основе этого дневника методист составляет сводный отчет, в котором перечисляет работы, выполненные в течение месяца, их объем и затраты времени на каждую работу.


Слайд 46Учет методической работы включает (продолжение):
во-вторых, ведется общий учет работы по отделу в

специальном дневнике.
Поскольку методическая деятельность весьма разнообразна, то отдельно учитываются разные ее формы.

Слайд 47В методическом отделе осуществляется:
– учет изданий методического отдела;
– учет полученных из

других методических центров методических и библиографических материалов;
– учет направленных в другие библиотеки методических и библиографических материалов;

+

Слайд 48В методическом отделе осуществляется (продолжение):

– учет консультаций;
– учет мероприятий по повышению квалификации;

учет посещений библиотек.


Слайд 49Учет изданий методического отдела
Учет изданий методического отдела предполагает указание следующих

сведений:
заголовок методического издания,
автор /составитель,
род издания (типографское, ротапринтированное и т.п.),
объем,
тираж,
дату рассылки с указанием библиотек, в которые это издание было направлено.

Слайд 50Учет полученных из других методических центров материалов / Учет направленных материалов
включает

сведения:
об авторе,
заглавии,
выходных данных материала;
дату его получения и количество экземпляров;
дату отправления и кому направлен этот материал.

Слайд 51Учет консультаций
включает :
сведения от кого и когда поступил запрос,
краткое

содержание запроса,
когда и кем дан ответ на запрос
форма ответа (письменно, устно, по телефону и т.п.),
затраченное время.

Слайд 52Учет мероприятий по повышению квалификации
При учете мероприятий по повышению квалификации проводимых

методическим отделом, указываются:
дата проведения мероприятия,
его форма (семинар, совещание, конференция и т.п.),
тема,
категории привлеченных библиотекарей и их количество.

Слайд 53Учет посещений библиотек
При учете посещений библиотек отражается:
дата и цель посещения,


наименование библиотеки,
кто посетил библиотеку.
При этом, если во время командировки
обследовано несколько библиотек,
посещение каждой из них регистрируется отдельно.

Слайд 54


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика