Слайд 1Использование технологий личностно-ориентированного образования на уроках русского языка и литературы как
средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Безбородова Татьяна Георгиевна
МОУ «Косулинская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 2Технологии личностно-ориентированного образования
1. Технология педагогических мастерских
2. Технология модульного обучения
3. Метод проектов
4.
Обучение как исследование
Планируемый результат: повышение интереса учащихся к предмету, успешное выступление на конкурсах, предметных олимпиадах, экзаменах.
Слайд 3Основная цель работы:
Активизация познавательной деятельности школьников на уроках
русского языка и литературы с помощью моделирующих методов, которые помогут обеспечить взаимосвязь науки и исследовательской деятельности учащихся, сформировать начальные навыки научной работы, способствовать саморазвитию, самореализации, самовыражению обучающихся
Слайд 4Задачи:
Формировать у учащихся приемы самостоятельной работы и самоконтроля;
Создавать атмосферу научного поиска,
творчества, сотрудничества;
Реализовывать проблемно-деятельностный подход к обучению;
Разработать задания исследовательского характера для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
Слайд 5Формы организации урока для развития поисково-исследовательской деятельности
Проблемно-творческие ситуации
Игровые методы
Индивидуальные задания для
сравнительного или сопоставительного анализа текста
Работа в группе, в паре, по цепочке
Поисково-исследовательская деятельность учащихся
Домашние задания разноуровневого характера по выбору ученика
Факультативы в послеурочное время
Слайд 6Педагогические мастерские
Сущность этой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным
образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.
Этапы работы
I - фаза индукции
II – работа с материалом
III - социализация
IV - рефлексия
Слайд 7Методические разработки
1. Творческая мастерская «Разговор Раскольникова с Соней на ее
квартире» (Анализ эпизода из гл. 4, ч. 4 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
2. Допрос во дворце Ирода Великого (Анализ главы 2, части 1 романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
3. «За добро плати добром, не будь пустельгой» (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма")
Слайд 8Метод проектов
Способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умение самостоятельно конструировать свои знания;
Ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему.
Слайд 9Методические разработки
Исследовательский проект «Проблема милосердия и справедливости в романе М.А.Булгакова «Мастер
и Маргарита»
Исследовательская деятельность учащихся через выбор способа действия
соответственно поставленной задачи:
«Я чувствую», «Я думаю», «Я исследую», «Я творю».
Слайд 10Урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Работали 3 исследовательских группы
I группа «Больная, но живая душа Раскольникова»
II группа «Вещие сны Раскольникова»
III группа «Все величие в романе отдано ей»
«В сегодняшнем мире.. тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно, взывая к человечности и гуманизму»
Ч.Айматов
Слайд 11Больная, но живая душа Раскольникова
«Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей
миллионы.
Для нас орудие одно…»
(А.С..Пушкин "Евгений Онегин")
Слайд 12Вещие сны в романе
Сон о лошади
(Жестокое, тёмное: кабак, насилие, страх, зло)
Сон
о старухе
(Смех как способ развенчивания наполеоновского начала в герое)
Сон о трихинах
Отказ от теории -> Возвращение к людям -> Жизнь
Слайд 13Всё величие в романе отдано ей...
Любите человека и во грехе его,
ибо сие уж подобие божеской
любви и есть верх любви на земле…
Ф.М.Достоевский.
«Братья Карамазовы»
(Из поучений старца Зосимы)
Слайд 14Обучение как исследование
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности
учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Слайд 15Этапы научного исследования
• знакомство с литературой;
• выявление (видение) проблемы;
• постановка (формулирование)
проблемы;
• прояснение неясных вопросов;
• формулировка гипотезы;
• планирование и разработка учебных действий;
• сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
• анализ и синтез собранных данных;
• сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений;
• подготовка и написание (оформление) сообщения;
• выступление с подготовленным сообщением;
• переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
• проверка гипотез;
• построение сообщений;
• построение выводов, заключений.
Слайд 16Исследовательские работы
«Если б я была не дочь России, опустила руки бы
давно…»
«История моей школы в истории моей страны»
«Золотое созвездие Зауралья»
«Судьба моей семьи в судьбе страны военных лет»
«Сохранение русских традиций в селе»
«История села Косулино»
«Семья как хранилище нравственности»
Слайд 17Технология модульного обучения
План модульного занятия:
мотивация учеников,
самостоятельная работа,
работа в
малой группе (4–6 человек), работа в целом классе,
рефлексия.
Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.
Слайд 18Результат работы
Применение технологий личностно-ориентированного образования разнообразило приемы и формы организации
работы на уроке, повысило познавательную активность учеников и уровень знаний
Слайд 19 «Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» – Шушарина Катя
I место
Тема: «История села Косулино в XVIII – середине XXвеков»
Научно –практические конференции
Слайд 20
«Научно -
исследовательская
лингвистическая
конференция»
Ярушина Ксения
лауреат
Тема: «Только бы не
остыла душа (В.
Ф.
Потанин)»
Слайд 21Районная краеведческая конференция «Отечества» -2010. Летопись родного края.
Никитина Дарья -
3 место
Тема работы: «Судьба моей семьи в судьбе страны военных лет»
Слайд 22Районная краеведческая конференция «Отечество» -2010. Летопись родного края.
Ярушина Ксения 3 место
Тема
работы: «Золотое созвездие Зауралья»
Слайд 23Участие в олимпиадах
Районная олимпиада по литературе 2010 г.
Ярушина Ксения 1
место
Слайд 24Районная олимпиада по русскому языку 2010 г.
Глебова Дарья 2 место
Слайд 25Качество и средний балл по литературе
Динамика качества знаний
по предмету
Динамика
среднего балла
по предмету
Слайд 26Качество и средний балл по русскому языку
Динамика качества знаний
по
предмету
Динамика среднего балла
по предмету
Слайд 27
Результаты сдачи ЕГЭ по
русскому языку
Слайд 28Подведем итоги
Личностно-ориентированные технологии – это не только получение новых знаний, но
и радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира;
Личностно-ориентированные технологии– это целая школа приобретения бесценных компетенций гуманитарной направленности;
Стремление педагога к развитию – это залог стремления к развитию его учеников.