Технология критического мышления презентация

Содержание

«Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности».

Слайд 1Технология критического мышления
Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ СОШ

№42 Федоренко Людмилы Владимировны

Слайд 2 «Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль

возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности».

Паскаль Блез

Слайд 3План
Понятие технологии критического мышления
Задачи технологии критического мышления
Содержание технологии критического мышления
Методы и

приемы
Из опыта работы

Слайд 4Критическое мышление
Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения

области их возможного применения.

Линдсей




Слайд 5Критическое мышление
Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и

увидеть новые возможности.


Д. Браус, Д. Вуд

Слайд 6Задачи обучения ТКМ
1. Научить умению работать с текстом – научным,

художественным
2. Научить создавать собственные творческие письменные работы
3. При встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически
4. Представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации



Слайд 7Задачи, которые помогут реализовать задуманное:

из технологии РКМ выбрать приемы, которые

можно использовать для разных возрастных групп;
выявит специальные умения, которые развивает той или иной прием;
освоить и реализовать эти приемы при работе с художественными и информационными текстами;
разработать и провести систему уроков по технологии РКМ с использованием данных приемов;
разработать рекомендации по использованию данных приемов.


Слайд 8Общеучебные умения
умение находить ключевые слова в тексте;
умение пересказывать текст целиком, по

частям по вопросам учебника;
умение отвечать на вопросы, поставленные учителем;
умение разбивать текст на части;
умение составлять план текста;
умение найти ошибку и исправить ее;
умение заполнять таблицу по тексту;


Слайд 9 умение графически организовать работу с любым текстом;
умение ранжировать

информацию по степени новизны;
умение составлять и задавать вопросы;
умение различать вопросы по сложности и аргументировать свои ответы;
умение классифицировать, обобщать, анализировать

Слайд 10Содержание технологии критического мышления


Слайд 11В технологии критического мышления выделяют три стадии:
I. Стадию вызова
II. Стадию

осмысления новой
информации
III. Стадию рефлексии

Слайд 121 фаза «вызов»
Задачи фазы:
Актуализация имеющихся знаний, представлений
Пробуждение познавательного интереса к изучаемой

теме
Учащиеся определяют направления в изучаемой теме

Слайд 131 фаза «вызов»


Слайд 14
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается,

работа ведется индивидуально – в парах – группах.

Слайд 152 фаза «реализация смысла» (осмысления)
Задачи фазы:
Организация активной работы с текстом
Удовлетворение познавательных

«запросов»
Формирование отношения к тексту

Слайд 162 фаза «реализация смысла»(осмысления)


Слайд 17 Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция,

материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.

Слайд 183 фаза «рефлексия»
Задачи фазы:
Соотнесение старых и новых представлений;
Обобщение изученного материала;
Определение направлений

для дальнейшего изучения темы.


Слайд 193 фаза «рефлексия»


Слайд 20 Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации ведется индивидуально

– в группах.

Слайд 21Функции трех фаз технологии развития критического мышления 


Слайд 22МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ


Слайд 23Рабочая таблица З-Х-У


Слайд 24Прием «Синквейн»

От фр. «пять» и означает стихотворение из пяти строк.
В первой

строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия …)
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 25Примеры «сэнквейма»
Ученик
Ленивый, равнодушный
Дремлет за партой, смотрит в окно, мечтает
Жизнь так прекрасна!
Весна.

Ученик,

разный, всякий, говорит, делает, думает

Хошь-не хошь, а наше будущее
Дитя.

Слайд 26Синквейны полезны в качестве:
Инструмента для синтезирования сложной информации;
Средств оценки понятийного багажа

учащихся
Средства творческой
выразительности


Слайд 27Прием «Толстые и тонкие вопросы»


Слайд 28 Вопросы, направляющие ход мышления


Слайд 29Прием «Корзина»

1.  Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по

той или иной проблеме.
2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме.
3.  Происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа).
4.  Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5.     Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

Слайд 30Прием «Инсерт»

Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация,

которая уже известна ученику.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Слайд 31Положительные стороны технологии
Побуждает интерес к теме
Позволяет систематизировать имеющиеся у школьников

знания
Организует работу непосредственно с материалом и учит его обобщать
Повышает самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового
Создает условия для вариативности и дифференциации обучения
Позволяет создать собственную индивидуальную технологию обучения

Слайд 32Недостаток данной технологии
Нехватка времени на уроке

для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.

Слайд 33 Из практики применения данной технологии, можно сделать некоторые выводы:
I стадия

хорошо отрабатывается на уроках объяснения нового материала и закрепления знаний
II стадия особенно эффективна при изучении нового материала. При повторении и закреплении знаний можно использовать статьи, фрагменты видеофильмов мнения специалистов. В этой стадии могут формироваться малые группы для систематизации обобщения полученных знаний. При работе в малых группах возникнет всеобщее сотрудничество группы и взаимопомощь, каждый вносит вклад в работу группы в соответствие с индивидуальными способностями и возможностями. При такой работе вступает в силу принцип КСО «Как можно больше спрашивать, спрошенное усваивать, тому, что усвоил, обучать других».
III стадия наиболее творческая. Высокий результат достигается при ее использовании на уроках закрепления и обобщения знаний. На этой стадии чаще всего я использую методический прием «сэнквейм», т.к. именно такой метод дает психологическую разгрузку в конце урока. Такой методический прием позволяет раскрываться ученикам, не очень активным на уроке.

Из опыта работы


Слайд 34 "Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне и я запомню.


Вовлеки меня, и я научусь".

Китайская пословица.



Слайд 35Тема: Возникновение мануфактуры в Англии.
1

стадия – вызова
Прием: «Корзина идей»

производство предприятие

мануфактура

фабрика мастерская





Слайд 362 стадия – осмысление нового материала
Приемы:
Маркировка текста
Составление таблицы
Отличия мануфактуры от ремесленной

мастерской




Слайд 373 стадия - рефлексия
Прием: «Синквейн»

Предприятие
Ручное, ремесленное, частное, развивающееся, промышленное, рентабельное,

наемное
Действует, производит, выпускает, работает, используется, применяется
Мануфактура – предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

Слайд 38Средства достижения составляющих успеха на уроке:
использование разнообразных форм и методов организации

учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ и т.п.;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы; анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Слайд 39Литература
1. Критическое мышление - углубленная методика: подготовлено в рамках проекта “Чтение

и письмо для Критического мьшления”. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
2. Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта “Критическое мышление”. Пос.П./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.
3. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мышления”. Пос.Ш. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
4.“Технология, которая позволяет нам стать другими”, газета “Первое сентября” от 16 января 2001 года/ А.Фонтанова.
5. “Портрет на фоне профессии”, газета “Первое сентября” от 15 мая 2001 года/ Е. Генике.
6. Загашев И.О., Заир-бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 284с.
8. Загашев И.О., Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 192с.
9. Диана Халперн «Психология критического мышления» (СПб.:»Питер»,2000).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика