Проблемный диалог (Е.Л.Мельникова)
Цель - самостоятельное решение проблем
Средство – постановка проблем и открытие знаний вместе с учениками
Оценивание учебных успехов:
Цель: контрольно-оценочная самостоятельность школьников
Средство: коренное изменение правил: переход от внешнего контроля к самооценке.
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников
2. Учитель объявляет новую тему
3. Учитель объясняет новую тему
4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения,
5. Применение знаний учениками
Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Учебники
Подача материала
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками
3) Актуализация имеющихся знаний
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания
6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике
4) Составление плана решения проблемы
Найдите и покажите на карте горные сооружения на территории России.
Побуждающий диалог:
Сравните их расположение, площадь, границы - в чем противоречие?
ПРОБЛЕМА: Россия – страна великих равнин и грандиозных гор, так преимущественно она горная или равнинная страна?
Подводящий диалог:
Сравните равнины: Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую (границы, площадь, высота).
Определите расположение горных сооружений, их высоту.
Равнины расположены на платформенных участках
Горы сформировались по окраинам платформ в зонах складчатости
Какой возникает вопрос?
Авторский вариант проблемы
Что хотел сказать автор с помощью
названия и рисунка?
Учебник «Биология», 9 класс,
Учитель предлагает ученикам прочитать текст к параграфу.
Биолог: Робот – не живой организм: он не растет и не размножается. Живое может появиться только от живого, его нельзя создать искусственно.
Сравни две точки зрения – в чем они противоречат друг другу?
Сформулируй учебную проблему (сравни с вариантом авторов).
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Можно ли создать искусственную жизнь?
РЕШЕНИЕ: (через задания к параграфу) Искусственный организм должен обладать всеми признаками живого: обмен веществ, рост, размножение, реагирование на среду.
2) Отобрать вопросы, которые пригодятся для решения проблемы урока (или придумать такие вопросы, если их не хватает)
1) Прочитать вопросы актуализации перед параграфом
3) Определиться в какой форме провести актуализацию
б) продуктивное задание (как правило письменное) – время выполнения – сдача – проверка – последующая отметка
2) Выбрать задания (3-5) к тексту и иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме (!!! Учитывая минимум и цели урока!)
1) Решить какие ответы по проблеме могут сформулировать дети, изучая содержание темы
3) Определиться в какой форме будет выполняться каждое задание: фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по завершению и т.п. (!!! Помним о времени!)
Выход: Вопросов в диалоге должно быть немного, а каждый из них задавать не только сильным, но и слабым ученикам
Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
+ Развивает логическое мышление
+ Просчитывается по времени
+ Ведет к нужному результату коротким путем
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу
1) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?»
3) Подобрать или придумать задание на выражение решения, его применение в новой ситуации.
Ознакомительное
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)
чтение по абзацам
графические пометки
Изучающее
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
выделение смысловых частей
вычитывание подтекста
2) Во время чтения
Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст)
До чтения
У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.
Каждый образованный человек должен уметь читать любые тексты.
А учит ли этому «традиционная» школа?
ЖИЗНЬ:
Традиционный урок чтения:
Учитель готовит детей к восприятию текста
Первым новый текст читает учитель
Традиционное использование текстов на уроке:
Вопросы на понимание факт. информации,
Пересказ
2) Во время чтения текста
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
до чтения текста
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
Технология продуктивного чтения (с 1999 г.)
Цель - понимание текстов
Средство - три этапа работы с любым текстом:
Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.
Пример работы с текстом
ТО учебных успехов
ЧТО: решение задач – оценка + отметка
КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге
+еще 5 правил – см. подробнее в методичках
Оценивание в жизни
ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика)
КТО: Мы сами – по итогу деятельности
Контр. работы
Днев-ники
ГДЕ?
Журнал
+Таблица требований
КОГДА?
«Всегда – накопляе-
мость отметок»
Текущие - по желанию,
Тематические - обязательны
КАК?
5. 4. 3. 2.
Уровни успешности:
Необходимый. Программный. Макс.
мини
макс
Полный состав правил Технологии оценивания учебных успехов :
Учит самостоятельно оценивать свои учебные успехи (самооценка)
Открывает перед учеником цели: «В этом году я обязательно научусь: (предметные и общеучебные умения)
Учит планировать свои дела и проверять результаты
БЫЛО
СТАЛО
Более 5 лет назад – цели и технологии в методичках
Сегодня: цели и технологии прямо на страницах учебников и пособий
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть