Слайд 1Технологические подходы к проектированию программы развития образовательной системы образовательной организации
Слайд 2Задачи
Для чего?
Что такое?
Понять как разработать
Попробовать сделать
Слайд 3ДЛЯ ЧЕГО?
Если сегодня продолжать делать то, что делал вчера, то завтра
будешь там, где был сегодня
Слайд 4Условия обеспечения устойчивого развития
Сохранение лучших традиций
Инновационный поиск
Слайд 5Необходимость разработки программ развития ОО:
Системные изменения в образовательной политике Российской
Федерации требуют системных изменений в управлении образовательными организациями и системой образования в целом
Согласование позиций и ресурсов всех заинтересованных сторон в реализации стратегии развития системы образования через разработку программ развития ОО
Слайд 6ЧТО ТАКОЕ?
Программа развития -ориентированный на будущее управленческий документ, объединяющий стратегические цели
и способы (механизмы) их реализации в конкретной организации в заданные сроки (как правило 3-5 лет)
Слайд 7Виды управленческих документов по развитию образовательного учреждения
Концепция – документ развития долгосрочной
конкурентоспособности образовательного учреждения;
Программа развития – среднесрочный документ эффективного выполнения образовательным учреждением своих задач.
Проект – локальный документ внедрения новшества;
Годовой план работы – краткосрочный документ по решению текущих проблем и распределению ресурсов на год.
Слайд 8Программа развития ОО является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной
деятельности образовательной организации
В ходе процесса разработки программы ОО:
выявляет собственную позицию к происходящим изменениям в социальном контексте,
анализирует потенциал своего развития в новых условиях
определяет новые цели развития, способы их достижения и берет на себя ответственность за их реализации.
Содержание Программы развития ОО как бизнес-плана позволяет образовательной организации рассматривать процесс своего развития как повышение эффективности деятельности образовательной организации
Программа развития разрабатывается в соответствии с нормативными документами в сфере общего образования и документами МО РФ
Слайд 9Структура Программы развития
Паспорт Программы;
Результаты реализации предыдущей Программы
Проблемный анализ деятельности ОО за
последние 3 года
Качество образования
Качество условий организации образовательного процесса
Доступность образования;
Воспитательная работа
Включенность в инновационную деятельность
Управление ОО.
Анализ образовательных потребностей субъектов внешнего окружения (потенциальные и актуальные образовательные потребности и степень их удовлетворенности)
Анализ образовательной деятельности партнеров в образовательной сети
SWOT – анализ потенциала развития ОУ
Оптимальный сценарий развития
Концепция развития (приоритеты развития, желаемый образ ОО, ценности, инновационные идеи, миссия, стратегия)
Цель и задачи развития
План-график реализации Программы развития
Проекты / целевые программы / направления развития
Целевые показатели /индикаторы/ и критерии реализации Программы
Финансовый план реализации Программы развития
Слайд 10Критерии качества Программы
Прогностичность (соответствие направлений и содержания приоритетам государственной политики в
области образования, перспективным направлениям развития образования Санкт-Петербурга, районной образовательной сети, обеспечивает качественную реализацию ФГОС, учитывает результаты международных исследований в области образования)
Актуальность (выделены ключевые проблемы, «сильные стороны» деятельности и «точки роста» ОО; учитываются образовательные потребности субъектов образовательной деятельности)
Системность (в Концепции сформулирован «желаемый образ» ОО, обоснованы ценности образовательной деятельности, модели выпускника, миссия и имиджевая характеристика развития; представлена взаимосвязь результатов анализа, цели, задач, направлений и критериев реализации)
Инновационность (обоснована инновационная идея развития ОО; предусмотрены возможности диссеминации результатов инновационной деятельности)
Реалистичность (в целе Программы предусмотрено обеспечение качества и доступности образования; реализация цели и задач Программы опирается на имеющиеся в ОО материально-технические, кадровые и финансовые ресурсы; механизмы управления соответствуют существующей нормативной базе и финансовым условиям)
Управляемость (компетентное использование: SWOT – анализа, принципов SMART, целевых индикаторов и др.; проработанность мероприятий плана по реализации Программы (последовательность, достаточность, сроки и ответственные); описание в тексте Программы оптимального механизма контроля результативности и корректировки реализации; использование современных информационных технологий)
Социальная открытость (раскрытие способов взаимодействия с социальными партнерами по реализации отдельных направлений; информирование и вовлечение родителей в управление ОО. Содержание Программы отражает особенности корпоративной культуры ОО. Программа написана литературным, понятным для родительской общественности языком)
Слайд 11ПОНЯТЬ КАК РАЗРАБОТАТЬ
Этапы разработки Программы:
1 этап - создание рабочей группы, которая
готовит заседание проектировочного Совета;
2 этап - проведение проектировочного семинара, в ходе которого вырабатывается представление о ключевых идеях и структуре Программы, методе проектирования, создаются рабочие группы по разработке отдельных составляющих Программы;
3 этап – работа рабочих групп над компонентами Программы, согласование составных частей (в случае необходимости), создание сводного текста программы;
4 этап – общественное обсуждение Программы (с использованием сайта, сети и других средств коммуникации);
5 этап – проведение итогового заседания Совета, на котором Программа будет принята в окончательной редакции;
6 этап – согласование / утверждение Программы Учредителем (администрацией ОО)
Слайд 12Программа развития
Проблема
(что затрудняет
развитие ОО)
Целевой
ориентир
Управление
(реализация)
Бизнес-план
Слайд 13Логика создания программы
Оглянемся назад
Посмотрим на себя
Осмотримся вокруг
Заглянем в будущее
Слайд 15Мечтатель
Продуцирует идеи и формулирует новые цели
Символы – фантазия, интуиция, вдохновение, свобода
от стереотипов
Основной метод – мозговой штурм, генерация идей
M
Слайд 16Реалист
Преобразует идеи в конкретные выражения и действия, организует исследовательскую и диагностическую
деятельность, всестороннее постижение проблемы.
Символы – реальность, устойчивость, структура, содержание, технологии
Основной метод – дискуссия,
коллективное принятие решения
R
Слайд 17Критик
Оценивает и совершенствует. От него зависит качество результата.
Инспекция (К нам приехал
ревизор!), Но это не завистливый злопыхатель, а фильтр, перфекционист, стимул к совершенству.
Символы – анализ, детализация, эрудиция, профессионализм.
Основной метод – оппонентный круг, дискуссия
K
Слайд 18Правила работы и взаимодействия в группе
(на семинаре)
Выслушать все предложения
Если есть мнение,
отличное от высказанного предложения, задать уточняющие вопросы
Высказать собственное мнение с указанием конкретного предложения по изменению предложенного предложения
Критикуя предлагай,
а не просто отвергай
(конструктивная критика)
Слайд 19Стратегия Кайдзен
Система управления - от японского «кай» — изменение, «дзен» —
«к лучшему».
Впервые применена в японской компании Toyota.
В основе стратегии лежит философия непрерывного совершенствования и роста - непрерывный процесс совершенствования, в который вовлечены все сотрудники компании — от руководителя до рядовых работников.
Идеология Кайдзен:
«Чего хочет человек на работе?
«Уважения — творчества — достойного вознаграждения»
Слайд 20Принципы стратегии «кайдзен»
Абсолютно все может и должно быть улучшено. Ни один
день не должен пройти без того, чтобы какое-нибудь улучшение не было сделано где-то в компании.
Концентрируйся не на критике недостатков, а на предложении улучшений, устраняющих эти недостатки.
Мысли креативно (нестандартно). Если что-то хорошо работает, постарайся найти способ, чтобы оно заработало еще лучше.
Стратегия улучшения должна быть сконцентрирована на покупателе (получателе услуг).
Первым делом качество, а не прибыль – предприятие может процветать только в том случае, если удовлетворен покупатель, покупающий его товары или услуги.
Признай, что проблемы существуют в любой корпорации, и создай корпоративную культуру, в которой каждый может указать на такие проблемы и предложить метод улучшения ситуации.
Думай о том, как можно улучшить ситуацию, а не о том, почему она не может быть улучшена.
Концентрируйся на процессах – создай на фирме менталитет, нацеленный на улучшение процессов, и менеджерские системы, которые поддерживают и поощряют усилия людей, направленные на улучшение процессов.
Если какой-либо сотрудник или поставщик недостаточно хорошо работает, не меняй его, а дай ему возможность улучшить свою работу.
Слайд 21Попробуем сделать
(разработать эскиз)
Слайд 22Формулируем проблемы
Каждый, опираясь на имеющийся опыт, формулирует 2 наиболее важные проблемы,
связанные состоянием воспитательной работы в школе.
В парах отберите 2 наиболее важные проблемы, связанные состоянием воспитательной работы в школе.
В группе отберите 2 наиболее важные проблемы, связанные состоянием воспитательной работы в школе.
Слайд 24Какой хотим видеть систему воспитательной работы в школе?
Образ будущего воспитательной
работы в школе (ценности, потребности, критерии)
Миссия школы в области воспитания
Концепция развития воспитательной работы в школе
Стратегия развития
Проекты, план мероприятий
Ожидаемые результаты
Слайд 25Образ воспитательной работы в будущем
Ценности
Потребности
Критерии
Слайд 26Образ воспитательной работы в будущем
с точки зрения школьников
с точки зрения родителей
с
точки зрения классных руководителей
с точки зрения педагогов-организаторов
с точки зрения администрации
Слайд 27Что такое миссия организации?
Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования.
Миссия —
одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.
«Миссия — смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы»
«Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).
«Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.)
Слайд 28Примеры определений миссии
Миссия гимназии в следующем:
создать благоприятные условия развития для
всех учащихся: дать возможность каждому ученику максимально раскрыть свой потенциал в соответствии с индивидуальными особенностями;
подготовить учащихся к быстро меняющейся жизни в обществе, к смене социальных ролей и профессиональных деятельностей, научить быть компетентными.
создать условия для самореализации личности ученика, развития способностей к самосовершенствованию в соответствии с его природными задатками и способностям, для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования.
Слайд 29Концепция развития образовательного учреждения как документ педагогического обновления содержания работы
Концепция ориентирована
на ценность ребенка;
Целью Концепции является объединение усилий всех заинтересованных сторон в построении конкурентоспособного образовательного учреждения;
Результатом является повышение удовлетворенности всех сторон качеством образования: результативностью, процессом, условиями.
Слайд 30Что такое стратегия?
«Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации,
касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.»
«Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.»
И. Ансофф. Стратегическое управление
Слайд 31Стратегия развития воспитания в РФ на период
до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства
РФ от 29.05.2015г.
№996-р)
Приоритетной задачей в сфере воспитания детей в РФ является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Слайд 32Цель Стратегии :
определение
приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей;
основных
направлений и механизмов развития институтов воспитания;
формирование общественно-государственной системы воспитания детей в РФ, учитывающей интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Слайд 33Развитие воспитания в системе образования предполагает:
обновление содержания воспитания, внедрение форм и
методов, основанных на лучшем педагогическом опыте;
эффективная реализация воспитательного компонента внеурочной деятельности в рамках ФГОС и воспитательного потенциала в образовательных программах различных профилей (гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического и др.);
разработка и внедрение программ воспитания направленных на подготовку личности к семейной жизни, трудовой и общественной деятельности;
развитие воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его интересов и способностей; создание условий для поддержки одаренных детей;
включение детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, игровую деятельность, используя потенциал системы дополнительного образования, культуры, сферы физической культуры и спорта;
создание условий для повышения у детей навыков коммуникации, в том числе владения языками (русским, иностранными, языками народов России).
Слайд 34Задание
Разработать эскиз плана действий по реализации выявленных проблем и желаемого образа
будущего воспиттальной работы в школе