Слайд 2в воспоминаниях современников…
Слайд 3Воспоминания Марии Андреевны Бекетовой, родной тёти поэта.
Слайд 4«Родился и провёл первые годы своей жизни Саша в ректорском доме,
на верхнем этаже с окнами на университетский двор.»
Слайд 5«С семи лет, ещё при няне, Саша начал увлекаться писанием. Он
сочинял коротенькие рассказы, стихи, ребусы и т.д….»
Слайд 6Объедала.
Жил-был маленький коток,
Съел порядочный
Пирог.
Заболел тут животок –
Встать с постели
Кот не
мог.
Слайд 7«Все эти ранние попытки писать обнаруживают только великую нежность Саши к
матери, а также его пристрастие к кораблям и кошкам.»
Мать Александра Блока - Александра Андреевна Бекетова.
Слайд 8«Мать и сын были во многом сходны. Повышенная впечатлительность, нежность, страстность,
крайняя нервность, склонность к мистицизму и к философскому углублению жизненных явлений – черты присущие им обоим.
Слайд 9«Саша был не так экспансивен как мать, однако, связь между ними
была очень сильна. До девяти лет он жил всегда в одной комнате с нею. Важно было и то, что Саша рос без отца.»
Слайд 10«Одной из главных особенностей, обнаружившихся к семи годам, была какая-то особая
замкнутость. Однако, при всей своей замкнутости, маленький Саша отличался прямодушием: он никогда не лгал и был лишён хитрости и лукавства. Кроме того, он был гордый ребёнок: его трудно было заставить просить прощения или выпрашивать что-нибудь.»
Слайд 11«В 1894 году Саша начал издавать рукописный журнал «Вестник». Он издавался
три года: начался он, когда Саше было 13 лет, а прекратился, когда ему минуло 16.»
Слайд 12«Весной 1897 года наступил важный момент в Сашиной жизни: поездка в
Наугейм, встреча с К. М.Садовской и первое увлечение.»
Слайд 13Ксения Михайловна Садовская
«Если бы Ты, дорогая моя, знала, как я стремился
все время увидеть Тебя, Ты бы не стала упрекать меня»... (А.Блок).
Слайд 14«Ухаживал он неумело, но страстно, чем немало смущал Ксению Михайловну. Смущал
и трогал. И она сдалась. Борьба с неистовым поклонником и собственным сердцем была проиграна.»
Слайд 15«Однажды Саша возвратился домой под утро, бледный и еще более отчаянно
влюбленный. И записал в своей книжке:
В такую ночь успел узнать я,
При звуках ночи и весны,
Прекрасной женщины объятья
В лучах безжизненной луны.»
Слайд 16В то утро был открыт первый лирический цикл Блока, озаглавленный тремя
буквами: «К.М.С». Цикл, ни одной строчки из которого юный поэт не показал матери.
Мать поначалу не вполне верно оценившая исходившую от госпожи Садовской опасность, узнав о зарождающихся между «дрянной, бездушной кокеткой» и «скромным мальчиком» отношениях, впала в ярость.
Слайд 17«Вскоре после возвращения из Наугейма Саша впал в романтическое настроение: он
зачитывался Шекспиром. Желание играть охватило его с необычайной силой.»
Слайд 18«И он устраивал маленькие спектакли:
«Ромео на могиле Джульетты»;
«Грамматика»;
«Философы».
Также Саша занимался в
одном из петербургских драматических кружков, но во время пребывания там, исполнял, лишь, небольшие роли стариков.»
Слайд 19«Частным театром» Саши была дача в Шахматове.
Слайд 23«Александр Блок появился в Боблове ( дача Менделеевых), когда ему было
17 лет. Это был красивый стройный юноша, со светлыми вьющимися волосами, с большими мечтательными глазами и с печатью благородства во всех движениях и словах.»
Слайд 24«Он сразу как-то стихийно полюбил Любу, самую юную из юных обитательниц
Боблова, а она его, о чём он сам говорит в своём дневнике и стихах.»
Слайд 25«Александр стал руководить бобловскими спектаклями. С его появлением началась «новая эра».
Репертуар был установлен классический: Шекспир, Пушкин, Грибоедов и Чехов.
Слайд 26«Уже в то время Александр поклонялся «Прекрасной Даме», служил ей. Почти
все стихи того времени написаны под впечатлением его будущей жены.»
Слайд 27Автограф стихотворения А.А.Блока "Пусть светит месяц…".Январь 1898 г. Санкт-Петербург
Слайд 28«В конце зимы Александр сделался женихом. Свадьбу решили делать летом 1903
года в деревне.
Венчались в старинной церкви близ Шахматова.»
Слайд 29 В 1904 году вышел сборник стихов «Стихи о Прекрасной Даме».
Слайд 30Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь
горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Слайд 31Александр, боготворивший свою молодую жену, вовсе не готов был к супружеским
отношениям. Можно представить себе шок молодой жены, услышавшей однажды: «Нам и не надо физической близости…»
Слайд 33«Помню как сейчас широкую серую террасу старого барского дома, эту осеннюю
теплынь – и Зинаиду Николаевну Гиппиус с пачкой чьих-то стихов в руках.»
Слайд 34«Прислали(не помню от кого)…какой-то петербургский студент…Александр Блок…посмотрите…Дмитрий Сергеевич забраковал, а по-моему,
как будто недурно…»
Слайд 35«Я прочёл их…И эта минута на даче в Луге, запомнилась навсегда.
«Послушайте, это гораздо больше, чем недурно: это, кажется, настоящий поэт!»»
Слайд 36«И этот почерк – такой уверенный, отчётливый и такой красивый! Я
и сейчас не знаю почерка красивее, чем у Александра Блока.»
Слайд 37«На редакционных собраниях «Нового пути» Блок появлялся аккуратно, хотя отсутствие сверстников
замыкало его в некоторую изолированность. Но журнал был для него «своим» - и не мог не быть ему близок.
Слайд 38«В марте 1903 –го года Александр Блок дебютировал в журнале «Новый
путь».Следующая серия стихов вышла в 1904 –ом, в июньской книжке.»
Слайд 39«Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми
и влюбленными в огни и мглу моего снежного города»
Наталья Волохова – актриса труппы Веры Комиссаржевской.
Слайд 40«Я в дольний мир вошла, как в ложу.
Театр взволнованный погас
И я
одна лишь мрак тревожу
Живым огнем крылатых глаз.
Они поют из темной ложи:
«Найди. Люби. Возьми. Умчи».
И все, кто властен и ничтожен,
Опустят предо мной мечи.»
Слайд 41Все началось с постановки «Балаганчика».
Еще до премьеры, до той самой скандально-знаменитой
премьеры, Блок стал пропадать в театральных уборных Веригиной, Волоховой, Екатерины Мунт. Веселил, поддразнивал их. А однажды послал Волоховой розы со стихами, которые привели ее в восторг и смущение.
Слайд 42Идеальной постановкой маленькой феерии «Балаганчик» я обязан Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду, его
труппе, художнику Сапунову и М.А. Кузьмину.
Слайд 43 Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием
романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904—1908)
Слайд 44 Религиозного интереса (цикл "Снежная маска", 1907).
Осмысление «страшного мира» (одноименный
цикл 1908—1916).
Осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912—1913) .
Пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-13; цикл «Ямбы», 1907—1914.
Слайд 45Поэма «Возмездие», 1910—1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина»
(1907-16).
Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918)
Слайд 59В последние годы жизни Блок ведет большую общественную работу, много сил
отдает издательству “Всемирная литература”. В 1920 — избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.
Слайд 60Однако разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий
творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока.