Слайд 1Формы и порядок реорганизации образовательных учреждений
Вавилова Анна Александровна
к.ю.н., зам.директора Центра правовых
прикладных разработок Института развития образования НИУ-ВШЭ
Слайд 2
Государственная политика в сфере образования и вопросы оптимизации сети учреждений
Слайд 3Новые требования к качеству образования
Приоритетный национальный проект «Образование», комплексные проекты
модернизации региональных систем образования
Новые ФГОС, ФГТ
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Слайд 4Изменения в загруженности учреждений
Демографические изменения: новый этап урбанизации. Транспортная доступность, качество
«сельского» образования и загруженность учреждений
Неравномерная загруженность городских учреждений в связи с разным качеством образования
Дефицит мест и развитие сети учреждений, иных форм предоставления образования
Слайд 5Типы учреждений
Казенное – финансируется за счет средств бюджета
Бюджетное, автономное – финансовое
обеспечение выданного учреждению задания
Перечни услуг, задания могут содержать не только требования количественные, но и к качеству услуги
Слайд 6Комплексные рекомендации по реализации 83-ФЗ
Задание – это ключевой управленческий и мотивирующий
инструмент органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Объем задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.
Слайд 7
Важно также отметить, что органы власти, наряду с формированием задания для
учреждений, входящих в подведомственную сеть, вправе:
- разместить государственный заказ на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с целью заключения государственного (муниципального) контракта ... Исполнителем … может стать любое юридическое лицо … услуги (работы) исполнителя будут оплачиваться … в порядке, предусмотренном для оплаты … контракта;
- предоставить субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание указанными организациями в соответствии с договорами (соглашениями) государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам (статья 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Слайд 8
Письмо Минфина России от 17 мая 2012 г. № 02-03-10/1761 "О
возможности предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета некоммерческим организациям"
Слайд 9
Проект федерального закона № 121965-6
«Об образовании в Российской Федерации»
(см. сайт
www.duma.gov.ru)
http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=121965-6
Первое чтение – 16 октября 2012
Слайд 10Проект закона об образовании
Статья 15. Сетевые формы реализации образовательных программ
1. Сетевая форма реализации образовательных
программ представляет собой реализацию образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе иностранными.
В сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивные, религиозные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Слайд 11
2. Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:
1) совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов;
2) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Слайд 12
Реорганизация образовательного учреждения и ее порядок
Слайд 13Гражданский кодекс, ст. 57
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование)
может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Слайд 14Гражданский кодекс, ст. 61
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода
прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Слайд 15Гражданский кодекс, ст. 58
1. При слиянии юридических лиц права и обязанности
каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Слайд 16Гражданский кодекс, ст. 57
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации
в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Слайд 17Закон «О гос.регистрации юр.лиц»
Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого
путем реорганизации
1. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
2. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.
3. Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.
4. Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.
5. Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.
Слайд 18Гражданский кодекс, ст. 59
1. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать
положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
2. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Слайд 19Гражданский кодекс, ст. 60
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после
даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. … орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения … записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. … В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления …, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.
Слайд 20Гражданский кодекс
Статья 120. Учреждения
1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для
осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Слайд 21Закон «Об образовании»
Статья 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения
1. Образовательное учреждение
может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - местной администрацией муниципального образования.
4. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:
в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования - для муниципальных образовательных учреждений;
по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
5. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
Слайд 22
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации«
Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей
Слайд 23
2. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Слайд 24Проект закона об образовании, ст. 22
5. Образовательная организация реорганизуется и ликвидируется в
порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации не допускается без проведения предварительной экспертной оценки последствий принимаемого решения для обеспечения прав граждан на образование в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускаются только с согласия представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация.
Слайд 25Закон «Об образовании», ст. 11
2.1. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения,
созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.
Слайд 26Закон «Об образовании»
Статья 13. Устав образовательного учреждения
1. В уставе образовательного учреждения
в обязательном порядке указываются:
…
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Слайд 27
Управление и структура реорганизованного учреждения
Слайд 28
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
1. Образовательное учреждение самостоятельно
в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Слайд 29
2. К компетенции образовательного учреждения относятся:
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного
процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;
23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
25) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.
Слайд 30Закон «Об образовании»
Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
1. Управление
государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.
2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
2.1. В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Слайд 31
Утверждение устава вновь создаваемого учреждения закрепляет структуру органов управления учреждением.
Необходимо
формирование персонального состава коллегиальных органов управления, назначение (выборы) единоличных органов управления
Слайд 32Проект закона об образовании
Статья 27. Структура образовательной организации
1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей
структуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники (клинические базы), учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практик, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологическую и социально-педагогическую службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и др.).
Слайд 33
3. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не
являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации.
Филиал образовательной организации может не наделяться функциями по реализации образовательных программ.
Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
4. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной или общеобразовательной организации не допускается без проведения предварительной экспертной оценки последствий принимаемого решения для обеспечения прав граждан на образование, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Слайд 34
6. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации,
или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по месту нахождения филиала.
7. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.
8. Создание и ликвидация филиала (представительства) образовательной организации на территории иностранного государства осуществляются в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала (представительства), если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения филиала (представительства) осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого он расположен.
9. В структуре государственных и муниципальных образовательных организаций создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Слайд 35
Государственная регистрация, лицензирование, аккредитация
Слайд 36
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных п
Глава V. Государственная регистрация юиридических лиц, создаваемых путем реорганизации
Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Слайд 37
Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
1.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным ... федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы ... соответствуют установленным законодательством ... требованиям..., что сведения ... достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам ..., что все кредиторы ... уведомлены в письменной форме о реорганизации ...;
б) учредительные документы юридического лица ...
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений ...
Слайд 38Закон «Об образовании», ст. 33.1
5. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее
- лицензия) действует бессрочно.
6. Лицензия имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся.
По каждому филиалу образовательного учреждения, научной организации или иной организации оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.
Слайд 39
7. При ликвидации образовательного учреждения, научной организации или иной организации, при
прекращении их деятельности в результате реорганизации в форме разделения действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи соответственно о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.
8. Образовательное учреждение, научная организация или иная организация, возникшие в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, обращаются в лицензирующий орган в качестве соискателя лицензии.
Слайд 40
12. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности образовательным учреждением, научной организацией
или иной организацией, возникшими в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет таким образовательному учреждению, научной организации или иной организации временную лицензию на осуществление образовательной деятельности в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.
Слайд 41
9. Переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом в следующих случаях:
1) необходимость дополнения
лицензии сведениями о филиалах лицензиата, и (или) об адресах мест осуществления образовательной деятельности, и (или) об образовательных программах, изменение места нахождения лицензиата, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта;
2) возникновение образовательного учреждения, научной организации или иной организации в результате реорганизации в форме слияния в случае наличия лицензии у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц, реорганизация образовательного учреждения, научной организации или иной организации в форме присоединения к ним юридического лица в случае наличия лицензии у присоединенного юридического лица;
3) реорганизация лицензиата в форме преобразования, изменение наименования лицензиата (в том числе в случае создания образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения, установления иного государственного статуса образовательного учреждения), изменение наименования места нахождения лицензиата, изменение наименования адреса места осуществления образовательной деятельности;
4) прекращение реализации образовательных программ, прекращение осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления;
5) изменение наименований образовательных программ, указанных в приложении к лицензии.
10. Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.
Слайд 42Закон «Об образовании», ст. 33.2
1. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных
учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), … и в отношении указанных образовательных программ.
Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям …, установление его государственного статуса.
3. Государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, научной организации или их филиалах, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.
Государственная аккредитация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням общего образования.
Слайд 43
19. При рассмотрении вопроса о государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в
образовательном учреждении или научной организации и их филиалах, аккредитационный орган принимает отдельное решение относительно образовательного учреждения или научной организации и каждого их филиала по образовательной программе, заявленной для государственной аккредитации, и (или) укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени).
21. При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательному учреждению или научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
1) шесть лет для образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации;
2) двенадцать лет для иного образовательного учреждения.
Слайд 44
25. При ликвидации образовательного учреждения или научной организации либо прекращении их
деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения действие свидетельства о государственной аккредитации прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи соответственно о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.
Образовательному учреждению или научной организации, возникшим в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализация которых осуществлялась реорганизованными образовательным учреждением или научной организацией и которые были аккредитованы.
Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год.
Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации, возникших в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, проводится в соответствии с настоящей статьей.
Слайд 45
26. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению или научной организации,
переоформляется на период до окончания срока его действия в следующих случаях:
1) реорганизация образовательного учреждения или научной организации в форме преобразования, изменение наименования образовательного учреждения или научной организации (в том числе в случае создания образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения), изменение места нахождения образовательного учреждения или научной организации, необходимость дополнения свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации, реорганизованных в форме присоединения к ним других аккредитованных образовательного учреждения или научной организации, образовательными программами, реализация которых осуществлялась присоединенными образовательным учреждением или научной организацией и которые были аккредитованы;
2) государственная аккредитация неаккредитованных образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением или научной организацией, в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации;
3) установление иного государственного статуса образовательного учреждения в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации.
Слайд 46
Передача имущества учреждений и переоформление основных обязательств
Слайд 47Гражданский кодекс
Статья 296. Право оперативного управления
1. Учреждение …, за которым имущество
закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением … либо приобретенное учреждением … за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения …, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Слайд 48Гражданский кодекс, ст. 298
2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе
распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Слайд 49Гражданский кодекс
Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права
оперативного управления
1. Право … оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за … учреждением, возникает у этого … учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
3. Право … оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным … для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у … учреждения по решению собственника.
Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику
2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Слайд 50Передаточный акт\разделительный баланс
Передача вновь создаваемому учреждению (учреждениям) («старое» учреждение передает, вновь
создаваемое – принимает):
- имущество, имущественные обязательства (как активы, так и пассивы, как основные средства, так и материальные запасы, )
- документация (учредительные, управленческие, отчетные, бухгалтерские, контрольно-ревизионные и т.п. документы)
В том числе информация о работниках, обучающихся и их правах, обязанностях
Слайд 51Имущество бюджетных, автономных учреждений:
1. Закрепленное собственником либо приобретенное на выделенные им
средства
- недвижимое, (А)
- особо ценное движимое, (А)
- иное (С)
2. Приобретенное на доходы от приносящей доход деятельности, полученное в дар и т.п.
- недвижимое, (В)
- особо ценное движимое, (С)
- иное (С)
Слайд 52
А.
содержание финансируется в составе субсидии,
распоряжение с согласия собственника,
забронировано
от взыскания по долгам.
С.
содержится за счет собственных доходов,
самостоятельное распоряжение,
может быть взыскано по долгам.
В.
для автономных учреждений = С,
для бюджетных учреждений содержится за счет собственных доходов, но распоряжение с согласия собственника и забронировано от взыскания по долгам
Слайд 53
Необходимо переоформление права оперативного управления вновь созданного учреждения на недвижимое имущество
(в порядке, установленном законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество)
Необходимо (для бюджетных и автономных учреждений) внесение изменений в перечни особо ценного движимого имущества (утверждаются учредителем, либо в порядке, определенном учредителем)
Слайд 54Помимо имущества, для автономных и бюджетных учреждений потребуется:
Изменение государственного (муниципального) задания
Утверждение
нового плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения
Переоформление счетов учреждения
Слайд 55
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
28.07.2010 № 81н
О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности
государственного
(муниципального) учреждения
Зарегистрирован в Минюсте № 18530 от 23 сентября 2010 г.
Слайд 56
План государственного (муниципального) автономного учреждения утверждается руководителем автономного учреждения на основании
заключения наблюдательного совета автономного учреждения.
План государственного (муниципального) бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения.
Слайд 57
Реорганизация и права обучающихся
Слайд 58Соединение образовательных программ
Проблема сохранения особенностей образовательных программ – профильные классы, индивидуальные
планы и т.п.
Позиция учредителя: составление задания и расчет нормативов финансирования
Изменение расписания занятий: требуется учет санитарно-гигиенических и иных норм в условиях нового контингента и площадей
Слайд 59Закон «Об образовании»
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
1. Права
и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями …, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, …, на участие в управлении образовательным учреждением, ….
Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований … и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.
Слайд 60Проект закона об образовании
Статья 59. Изменение образовательных отношений
1. Образовательные отношения изменяются в случае изменения
условий получения образования обучающимся по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, повлекшего изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его письменному заявлению, так и организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Изменение образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в результате которого ухудшается положение обучающегося, не допускается.
Слайд 61
3. Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную
деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, то распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в договор.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, изменяются с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нем даты.
Слайд 62Закон «Об образовании», ст. 50
17.1. В случае принятия решения об отчислении
обучающегося в период получения им основного общего образования или среднего (полного) общего образования из образовательного учреждения, реализующего интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, указанное образовательное учреждение обязано обеспечить перевод этого обучающегося в другое образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Слайд 63Закон «Об образовании», ст. 50
17. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения
или образовательного учреждения начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.
В случае прекращения деятельности образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает в порядке, установленном гражданским законодательством, возмещение убытков по договорам с физическими и (или) юридическими лицами, предусматривающим оплату стоимости обучения. Учредитель (учредители) гражданского государственного или муниципального образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования также обеспечивает перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа.
Порядок и условия осуществления указанного в настоящем пункте перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Слайд 64
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
1. Родители (законные
представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
Слайд 65
Статья 15
7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена
возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Слайд 66Проект закона об образовании
Статья 44. Обязанности и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу,
выполнять учебный план (индивидуальный учебный план);
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах;
3) заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
Слайд 67Проект, ст. 45
2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
3) знакомиться с уставом
организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
4) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
6) получать информацию обо всех видах обследования (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований, отказаться от их проведения;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
Слайд 68
Реорганизация и права работников
Слайд 69Трудовой кодекс
Статья 43. Действие коллективного договора
При реорганизации или смене формы собственности
организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
Слайд 70
По общему правилу, изменение условий трудовых договоров, в том числе оплаты
труда, переводов, расторжение трудовых договоров, в т.ч. в связи с сокращением штата и численности – в порядке, установленном трудовым законодательством, без каких-либо упрощений
Слайд 71
Условия трудовых договоров сохраняются
В трудовые договоры, трудовые книжки работников вносятся изменения,
отражающие изменение наименования работодателя (в случае, если изменение наименования имело место)
Изменение системы оплаты труда, требований к качеству работы персонала, переводы, оптимизация штата – после реорганизации с соблюдением всех процедур, установленных ТК
Слайд 72
Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности
организации, ее реорганизации
При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.
Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.
В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.
При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.
Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.
Слайд 73
Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора
Изменение определенных сторонами условий
трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Статья 72.1. Перевод на другую работу. Перемещение
Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса (катастрофа и ее последствия).
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Слайд 74
Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным
с изменением организационных или технологических условий труда
В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Слайд 75
Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть
расторгнут работодателем в случаях:
1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера)
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Слайд 76
Порядок проведения аттестации (пункт 3 части первой настоящей статьи) устанавливается трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
Слайд 77
Статья 82. Обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении
вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя
При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации … и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.
При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.
Коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.
Слайд 78
Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности
или штата работников
При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Слайд 79
Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности
или штата работников организации
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Слайд 80
Статья 178. Выходные пособия
При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией
организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:
отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой статьи 77 настоящего Кодекса);
отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Слайд 81
Статья 181. Гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при
расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации
В случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника.