Сущность социального образования презентация

Содержание

МОДУЛЬ 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Социальное образование как категория и социальный феномен. Историко-социальные предпосылки и философско-педагогические основы социального образования. Организационно-правовые основы социального образования в Российской Федерации. Основы социального образования в мире

Слайд 1ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОДУЛЬ 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Слайд 2МОДУЛЬ 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социальное образование как категория и социальный феномен. Историко-социальные

предпосылки и философско-педагогические основы социального образования. Организационно-правовые основы социального образования в Российской Федерации. Основы социального образования в мире и в России.

Слайд 3РЕФЛЕКСИЯ ПО ИТОГАМ ТЕМЫ 1
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ-ОБЪЕКТ- ПРЕДМЕТ-ЦЕЛЬ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЕДИНСТВО

ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ - ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УРОВНИ И ВИДЫ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Слайд 4ТЕМА 2 ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель – освоение исторических

предпосылок социального образования
ПЛАН
Диалектика целей социального образования как диалектика культур Востока и Запада
История социального образования за рубежом
История социального образования в России
Гуманизм как цель и принцип социального образования

Задание к семинару:
Подготовьте сообщение об одном из педагогов, мыслителей, общественных деятелей в области образования в Европе или России



Слайд 5МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Философия образования исследует методологию, смыслы и ценности, цели и

приоритеты образования как единства обучения и воспитания личности через воздействие формальных и неформальных систем, механизмов и субъектов, исследует тенденции и проблемы гуманизации образования.
История и теория педагогики изучает цели, средства, методы и технологии образования на уровне образовательно-воспитательных систем и субъектов всех уровней, прежде всего – системы формального образования.
Социология образования изучает социальные контексты, факторы и взаимовлияния образования и социума, социальных групп, личности; описывает особенности состояния и трансформации субъектов и факторов социализации, осуществляет социологические исследования и разрабатывает прогнозы в области базовых социокультурных процессов.


Слайд 6СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ КУЛЬТУРЫ, ИСТОРИИ, СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И

СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В ходе развития социально-гуманитарного знания сформировалось видение человека и как результата, и как творца общественных отношений.
История, культура, социум определяют образ жизни, личностную структуру, типичные формы деятельности. Очевидна взаимосвязь социального образования с особенностями основных этапов истории, спецификой социального развития человека, общества и государства. Взаимодействие людей в сфере социальных отношений, их взаимозависимость по поводу удовлетворения социальных и витальных потребностей, деятельного существования всегда определяет социальную практику и те формы и содержание социального образования, которые бы помогли становящемуся человеку стать эффективным в современном ему мире.
Велика также и роль субъектности личности в истории, культуре, образовании. Люди, творя историю, формируют свой социально-конкретный облик и облик общества, создают культуру и историю.



Слайд 7ДИАЛЕКТИКА ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Слайд 8ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Афины

Гуманистически-ориентированная (личностно-ориентированная) цель
удовлетворение индивидуальных

запросов, развитие природных сил в процессе «приобщения к культурным ценностям»;
создание благоприятных условий для саморазвития, самореализации личности в деятельности и общении, во взаимодействии с духовно богатой средой
результат - культурная и социальная личность, индивидуальность




Спарта

Социо-ориентированная цель, внешняя по отношению к личности
целенаправленные систематические воздействия на развитие воспитанника
«социально-заданный» тип личности («спартанское воспитание»)



Монашеский идеал человека

самоограничение, послушание, служение; следование авторитетам, духовный и физический аскетизм, самодисциплина, заучивание




Слайд 9Эпоха Возрождения и Просвещения
Мыслители Возрождения:
Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле,

Мишель Монтень
«Дом радости» - школа Витторино да Фельтре, открытая в 1425 г. при дворе герцога Мантуи
Идеи всеобщего счастья, свободы, идеал высокообразованной, свободной личности, всеобщего природосообразного образования, развития способностей в труде и деятельности
Реформация (М.Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли) - равенство всех перед Богом

Рождение прогрессивных педагогических систем:
Я.А.Коменского - природосообразность, учебники, самодисциплина без принуждения
И.Г.Песталоцци - воспитание через язык народа, религию, традиции семейного воспитания; развитие речи, памяти, мышления; наглядность и предметная деятельность; стимулирование к суждению и исследованию; труд
И.Ф.Гербарт – авторитарное воспитание

Идеал Просвещения – государство, основанное на равенстве, разуме и справедливости, без сословных привилегий и официальной религии; опирающееся на достижения разума и науки.
Д. Локк – «практическая педагогика», целенаправленная организация жизнедеятельности воспитанника, повторение, контроль, наказания
Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762) – свободное воспитание


Слайд 10Педагогика Нового и Новейшего времени
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег – социальная педагогика,

культурсообразность
Мария Монтессори
Селестен Френе в 1930-е годы открыл экспериментальную школу (мастерские, самоуправление)
Джон Дьюи
Педология
Проектная школа
Януш Корчак (Эрш Хе́нрик Го́льдшмит)

Слайд 11Отечественная педагогика
Феномен «советской педагогики»: всеобщее образование, грамотность, рабфаки, «Декларация о единой

трудовой школе»

Станислав Теофилович Шацкий - организация клубов для подростков рабочих окраин Москвы в революционные 1905—1907 гг., мастерские, театры, общество «Детский труд и отдых», летняя детская колония «Бодрая жизнь»

Василий Александрович Сухомлинский выдвинул идею воспитания как обеспечения ребенку «душевного равновесия» и всестороннего развития («Сердце отдаю детям»)

Антон Семенович Макаренко заведовал колонией на Украине, которая имела славу притона самых неисправимых воров и беспризорников, где исправление шло путем коллективного контроля, коллективной и самодисциплины



Слайд 12Современная система образования и воспитания
• объектная направленность образования и воспитания;
• стандартизация

образовательного процесса, упрощение и усреднение понятия личности;
• формализм и мероприятийность воспитания;
• авторитарный стиль воспитания;
• разрыв обучения и воспитания, низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность образования;
• нарушение преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе;
• слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений.


Слайд 13Задачи социального образования
Поиск новых смысложизненных установок в культуре техногенной цивилизации, чтобы

преодолеть глобальный кризис и выйти на новый «виток» цивилизационного развития, ориентированный на человека как высшую ценность культуры

Человек как духовное существо, способное к самоусовершенствованию, обновлению себя и мира, и как средство его развития – широкое социальное образование

Проблемам «экологии духа», духовности, противоречий и интеграции духовных ценностей восточной и западной цивилизаций, анализа постиндустриального сознания

Создание в образовательном процессе условий для развития у учащихся гуманистически ценностных ориентаций, гуманистического сознания, самоценность личности, ценность жизни, культуры

Развитие индивидуальности, свободной, самостоятельной, нравственно автономной личности, как существа социального и духовного, наконец, космического, что означает «лично ответственного» за судьбы земли и вселенной


Слайд 14Вопросы рефлексии:
Объясните сущность социо-ориентированного и индивидоцентристского подходов к социальному образованию.
Продемонстрируйте суть

диалектического единства и противоречивости социо-ориентированного и индивидоцентристского подходов к социальному образованию.
Объясните значение мультидисциплинарности социального образования.
Охарактеризуйте особенности подходов к образованию и воспитанию в древности.
Выделите характерные особенности образования и педагогической мысли европейского Средневековья.
Дайте характеристику основных педагогических идей и образовательных тенденций Нового времени.
Охарактеризуйте тенденции образования и педагогической мысли в Европе в XIX-XX вв.
Дайте оценку современных образовательных процессов и тенденций в мире.


Слайд 15РК 1. Основы социального образования в мире и в России. (Коллоквиум

1, 5 баллов)

Форма работы: Обсуждение аннотаций статей, докладов, монографий:

Часть 1. Обязательный ресурс:
К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. 2005 г. [Электронный ресурс] – URL: http://www.ifap.ru/library/book042.pdf

Примерный план аннотации (обсуждения-коллоквиума):
1. Структура доклада, цели и задачи, авторы, предназначение
2. Базовые понятия: общество знания, информационное общество, образование
3. Основные проблемы, их характеристика (на выбор):
Проблема доступности образования и равных возможностей
Проблемы информационного общества
Проблема новых технологий и инноваций
Проблема качества, организации, новых форм (дистанционного и непрерывного) образования
Проблема утечки мозгов
Проблема сетевой организации образования
Проблема общества знания как общества рисков
4. Выводы и рекомендации, основные мысли авторов
5. Перспективные направления и задачи в исследовании и построении общества знания.


Слайд 16Часть 2. Ресурсы по выбору (один на 2-3 студента):
Беспарточный, Б.Д. Социальное

образование: формирование дефиниции / Б.Д.Беспарточный. // Социология образования. - 2011. - № 1. - С. 87 - 97.
Гончарук, А.Ю. Мировоззренческие основы педагогики высшего социального образования в эру информационных технологий постиндустриального общества в контексте массовых коммуникаций или «Хорошо забытое старое» / А.Ю. Гончарук. // Образование и общество. - 2008. - № 4. - С. 11 - 17.
Дормидонтова, Л.Г. Социальное образование как условие формирования социальной власти / Л.Г.Дормидонтова. // Социальная политика и социология. - 2010. - № 8. - С. 45 - 53.
Жуков, В.И. Философия, социология, и практика современного социального образования: контекст глобализации и постреформной модернизации России / В.И.Жуков // Социальное образование России ХХ1 века. Сборник научных материалов. - М., РГСУ, 2006.
Куличенко, Р.М. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства. [Электронный ресурс] / Р.М.Куличенко, В.Л.Симонович. – URL: http//www.prof.msu.ru/conf/conf 23.htm
Круглинский, И.К. Организационные аспекты проведения единого государственного экзамена в свете Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» [Электронный ресурс] / И.К.Круглинский, А.В.Ротмистров. – URL: http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/?kruglinski.html
Курбатова, Л.Н. Образование как социальное качество общества / Л.Н.Курбатова. // Социология образования. - 2008. - № 6. - С. 97 - 98. (Полностью ст. опубл.: Социология. - 2007. - № 1.- С. 50 - 59).
Режабек, Е.Я. Почему Россия не вписывается в стратегию формирования «общества знания». [Электронный ресурс] / Е.Я.Режабек. // VII Международная научно-практическая конференция «Наука в информационном пространстве» (29-30 сентября 2011г.) – URL: http://htfi.org/?p=274
Самсоненко, Л. В. Социальное образование как социокультурный феномен в контексте интеграции личности в общество. [Электронный ресурс] / Л.В.Самсоненко. // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2008. - № 85. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-obrazovanie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-v-kontekste-integratsii-lichnosti-v-obschestvo.
Судакова, Г.Г. Роль и место академической мобильности в международной деятельности вуза психолого-социального профиля. [Электронный ресурс] / Г.Г.Судакова. – URL: http://socionom.ru/baza-znanii/polnotekstovye-versii-zhurnalov/uchenye-zapiski-sankt-peterburgskogo-gosudarstvennogo-instituta-psikhologii-i-socialnoi-raboty/vypusk-no2-14-2010/rol-i-mesto-akademicheskoi-mobilnosti-v-mezhdunarodnoi-dejatelnosti-vuza-psikhologo-socialnogo-profilja/
Фуряева, Т.В. Профессиональное социальное образование: антропологические смыслы / Т. В. Фуряева. // Психология обучения. - 2010. - № 10. - С. 113 - 123.

РК 1. Основы социального образования в мире и в России. (Аннотация, 5 баллов)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика