Слайд 1Стратегия встраивания телетехнологий в информационную среду образования (ИОС)
М. С. Цветкова
К.п.н, доцент,
Зам. Генерального директора
издательства БИНОМ, Москва
В.В. Прохоров,
Д.ф-м.наук, профессор, ген. Директор
НПЦ ВИДИКОР, Екатеринбург
2010
Слайд 2
Информатизация школы и Интернет-сервисы. Этапы: в школе – в семье –
в жизни
ЛВС
Е-mail ИНТЕРНЕТ
КОНТЕНТ-ЭОР
АРМ и ППП
Человек – компьютер
Человек – компьютеры
Человек – информация
Человек –ИТ- Человек
Сетевые образовательные сервисы и телетехнологии
Интеграция бытового цифрового оборудования и ПК: удаленное присутствие и доступ к сервисам дома
ПК
80-е годы
Появление ПК
90-е годы
РЕОИС: 2000-2005 г.г.
ФЦПРО: 2006-2008 г.г.
2009-2010 г.г.
К 2020 г.
ТВ
Слайд 3Интернет и телетехнологии
межотраслевые связи и приоритеты
2007-08 ПНПО «Образование» Интернет-подключение
57 000 школ России
2006-2010 ФЦПРО, создание образовательного контента ФСИОР
Февраль 2008 «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации», дистанционное обучение как приоритет
Программа-2020, Образование-2020
2009-2015 ФЦП «Программа развития цифрового телерадиовещания в России»
2010-2018 ФЦП «Электронное правительство», портал «Услуги населению» - цифровые сервисы для населения страны
Научно – образовательные сети, ДАТА-центры
2010-2020 «Наша новая школа», доступность качественных образовательных услуг, дистанционный доступ к образовательным услугам как приоритет
Слайд 4Система Интернет-сервисов в образовании
Контент
Гипер- коллекции (медиа, видео, аудио, библио, фото)
Информационные массивы
данных (БД)
Информационные порталы образования
Школьные сайты (60 тыс.)
Порталы региональных систем образования
Доставка сервисов
Интернет-телеканал
Интернет услуги:
СМИ
Телевидение
Телефония
Телемосты
Поисковые сервисы
Хостинг
Почтовые серверы
Системы ДО
Системы управления сервисами
Контентом (зеркалирование)
Трафиком
Регистрацией и доступом пользователей
Рейтингами
Распределенным доступом Личным информационным пространством и Коллективным информационным пространством(сайт, блог, чат, форум, почта, БД)
СУБД, АСУ школ
Защитой информаци
Слайд 5Формирование среды Интернет и телетехнологий в образовании
Люди
ИКТ- компетентное сообщество в сфере
образования
Технологии
Дистанционное образование и новые образовательные технологии удаленного присутствия
Интернет
Профессиональные ИКТ- кадры в сфере образования
Телетехнологии, технологии доставки контента, информационные системы цифрового телевещания
Научно-образовательные сети и дата-центры
Ресурсы
Цифровой контент социо-культурного и образовательного назначения (видео, медиа, веб)
Слайд 6Формирование среды Интернет и телетехнологий в образовании
РЕСУРСЫ
Слайд 7Кластер образовательной Интернет-телесети в ИОС «Образовательное видеокольцо»
ФСИОР РФ (образовательный контент видео,
медиа, веб)
Научно – образовательные сети (поддержка сетевых сервисов образования)
Региональные провайдеры (управление телекоммуникационными ресурсами школ)
Система ДАТА-центров (обслуживание территориального зеркала ЦОР, БД образования, АСУ школ, распределенных рейтинговых систем школьников)
Региональные/муниципальные социо-культурные центры и центры образования (координация распределения цифровых образовательных сервисов узловых школ из территориального кластера)
ИКТ-насыщенные школы (трансляция образовательных услуг для всех школ территориального образовательного кластера )
Слайд 8Участники ИОС
Эшелоны школ РЦО и Муниципальных центров
Эшелоны УО, Доп, дошк ..
Эшелоны
НПО, СПО, ВУЗов
Эшелон предприятий, НИИ, проф. сообщества
Социо-культурный эшелон:СМИ, музеи, библиотеки, общ. Организации, театры …
Эшелон управления: администрация, МО, провайдер, ИПК/центр развития образования
Портал ЦО
ДАТА-центр
региона
Слайд 9Модель региональной телесети
университет
муниципальные отделы образования
Муниципальные телеузлы
Школы - телестудии
Орган управления образованием и
Администрация
региона
Кластер ДАТА-центр образования
Кластер управления
Кластер доставки
ПРОВАЙДЕР
Региональный образовательный телеканал
Телеузел-ВУЗ
Телеузлы в
социокультурных центрах
Пользователи: школы и детские сады
Слайд 10Социо-культурные партнеры Интернет телевзаимодействия
Региональная центральная библиотека/ библиотеки вузов
Детская центральная библиотека
Центры занятости
Места заключения
подростков
Амбулаторные и реабилитационные центры для детей
Интернаты для детей инвалидов
Региональные музеи, театры
Центры правовой информации
Центры Интернет-доступа
(кафе, клубы, салоны, отд.связи)
Информационные центры педагогических и социальных СМИ
Общественные союзы и советы педагогов-новаторов/экспериментаторов, Попечительские советы
Детские комнаты милиции
Детские районные библ.
Слайд 11Интернет-сервисы для школы
массовое внедрение в школе и дома новых форм обучения
с использованием ИКТ и ЦОР (не менее 50% уроков в соответствии с СанПиН)
Повсеместное обеспечение сетевого доступа и услуг цифрового телевидения для школьников к цифровым образовательным хранилищам и услугам в школе и социокультурных центрах
Построение учебного процесса на основе взаимодействия в сети с регулярным использованием цифровых образовательных сервисов и систем удаленного присутствия на основе телетехнологий
Слайд 12Школьный кластер ИОС
Опорные школы – участники в формировании новых Интернет-сервисов образования
Школы
– спутники как производители фрагментов образовательных Интернет-сервисов
Школы - потребители Интернет-сервисов образования
Слайд 13Цифровое образование и информационная среда школы
Цифровые зоны развития школы:
автоматизация управленческой
деятельности,
цифровая поддержка школьной библиотеки,
медиа поддержка воспитательной работы в школе,
ЦОР в учебном процессе, информатизация досуговой и внеурочной деятельности в школе,
дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся
Интернет-телетехнологии удаленного присутствия и доставки контента в школу и семью
Слайд 14Опорная школа как элемент
Интернет-телесети ИОС
Слайд 15Интерент-сервисы и потребности школы
Обеспечение доступности образовательных услуг средствами Интернет сервисов:
1
– общедоступных массовых и технологичных образовательных сервисов
(обучение по сети, удаленное присутствие, обучение в Интернет-телесети)
2 - расширения общедоступного контента информационной среды образования вне зависимости от полноты традиционных информационных источников на местах (оскудение школьных библиотек, ТСО и лабораторного оборудования, быстрое старение учебной литературы)
Слайд 16Формирование среды Интернет и телетехнологий в образовании
Технологии
Слайд 17
Образовательное видеокольцо http://binom.vidicor.ru
Слайд 18
Модель
Региональная межшкольная Интернет-телесеть
Региональный ДАТА центр Видео-контент
Школы – зрители вещания
Трансляция уроков лучших
учителей региона
Опорная школа: Интернет телестудия
Интернет- теле- взаимодействие
Слайд 19Модель межшкольной телесети в КБР
Слайд 20Инфраструктура Интернет телеузлов в ИОС региона
Региональный ДАТА центр как головной телевещательный
узел в Интернете для своей территории и для межрегионального телевзаимодействия, как сетевой региональный медиацентр и электронное хранилище учебных материалов для педагогического университета и педагогических колледжей в регионе на основе опыта, консолидированного опорными школами в регионе
РЦ-МЦ как регионально-муниципальная система Интернет-телевзаимодействия в локальной региональной компьютерной сети
Опорные школы как Интернет-телеузлы для трансляции уроков на регион и для работы с удаленными классами
Система РЦ-МЦ с опорными школами как корпоративная образовательная многоканальная Интернет-телесеть
РЦ в партнерстве с провайдером как центр формирования заказа школ и семьи на образовательный ресурс и организации доступа школ и населения к ресурсам образовательного, культурно-просветительского и правового назначения в семье
МЦ -Опорные школы как муниципальные сегменты Интернет- телесети образовательного кластера региона
Слайд 21Москва, 2009
Модель регионального вещания: трансляция
Слайд 22Региональная теле-студия
Система доставки – узлы федеральной системы цифрового ТВ
Медийный контент для
школ регулярно наполняется по Федеральным программам
Интерактивный видео поток и его архив
Телевизионный образовательный контент
Портальный контент
Познавательный контент межотраслевой (музеи, обр. СМИ, театры, общ. организации)
Методический контент
Библиотечный контент
Видео- автомат доставки потока с обратной связью
Цифровые образовательные видео-услуги и сетевые сервисы для школ: система регистрации и рейтингов достижений участников
Слайд 23Модель межрегионального взаимодействия: открытая лекция в удаленной аудитории
Слайд 24
Региональные слои –
центры распределения
услуг в кластер регионов узла
Узлы межрегиональной
телесети
Федеральный слой
ДАТА центр России- Информика
Узел 1
Узел N
Видео-автомат
Региональные подсистемы Дата центры и видео-узлы у потребителя с обратной связью
Слой потребителей
– школы и семья в каждом регионе:
Кластер школ Цифрового образования
Слайд 25Модель многоканального переключения: удаленное участие в конференции на основе телевзаимодействия
Двустороннее соединение
«Автор-аудитория в ИПКРО»
Участники образовательного видеокольца:
Екатеринбург (НПЦ «Видикор»)
Москва (издательство «БИНОМ» )
Нальчик (РЦДО) и школы КБР
Петрозаводск (ИПКРО)
Архангельск (ИПКРО)
Новосибирск (НГУ, ОблЦИТ)
Якутск (ИПКРО)
Иркутск (ИПКРО)
Рязань (ИПКРО)
Московская область (ПАПО)
Все субъекты Северо-Кавказского ФО (РУЦ)
Слайд 26Образовательное видеокольцо http://binom.vidicor.ru
Слайд 27Примеры Интернет-сервисов
в региональной телесети
Школьный кластер «Профильный экстернат» как коллективная образовательная
услуга с использованием сетевого взаимодействия школьников и педагогов в системе профильного обучения на основе системы «видео-урок и видео-лекция/лаборатория» в партнерстве с вузами
Школьный кластер «Школьные СМИ» как межшкольный детский издательский центр школьной информации в партнерстве с региональными СМИ (газета, журнал, радио, телевидение), представителями образовательной политики
Школьный кластер «Родной край» как инфраструктура межшкольной поддержки краеведческой работы школьных музеев и формирования региональной цифровой коллекции «Родной край» в партнерстве с музеями, фольклорными коллективами, театрами, Советом ветеранов, дошкольным образованием
Школьный кластер «Семейный клуб» как инфраструктура реализации сетевого взаимодействия семейных клубов региона, центрами здоровья, спортивными центрами и секциями, органами здравоохранения, правоохранительными органами, социальными службами профориентации
Школьный кластер «Интернет-конкурсы и олимпиады» как региональная межшкольная сеть открытой поддержки талантливых детей в партнерстве с органами управления образованием, Интернет-информационным ресурсом в регионе, учеными, деятелями искусства и культуры, бизнес-сообществом
Слайд 28ДО «Профильный экстернат»
РЦ как головной центр, объединяющий Центр ЕГЭ, опорные школы
– как региональные экстернаты
РЦ-МЦ как центры аттестации экстерн-обучающихся
МЦ-Опорные школы – как узлы проведения тестовых сетевых мероприятий для учащихся школ и педагогов в регионе
Опорные школы-вузы как «веб-классы», открытые для проведения трансляции уроков, лабораторных демонстраций, лекций для всех детей, обучающихся в профилях
ДАТА-ЦЕНТР «УРОК» как держатель коллекции видео-архива профильных курсов для открытого доступа обучающихся в профилях
Опорные школы как заочные школы-экстернаты для детей-инвалидов, подростков в местах заключения, детей, находящихся на длительном лечении
Слайд 29
Федеральный ДАТА центр
Видео контент лекций, открытых видео- уроков по профильным и
элективным курсам
Дистанционные курсы «Школа-вуз»
Интернет – Телестудия (региональный/ муниципальный центр, школа, библиотека, музей, театр, спортивная площадка, вуз,..)
Телестудия удаленного пользователя: класс, кружковая группа, надомный школьник, учитель, родитель, социальный работник, консультант, эксперт…
Перспективная модель образовательной Интернет-телесети России
Мобильная Интернет – Телестудия (выезд и подключение к телесети любого очного мероприятия)
Российский образовательный телеканал
Слайд 30Управление региональной образовательной телесетью
Единое окно доступа к сервисам
Регистрация в сервисах
Статистика активности
школ
Единые рейтинги конкурсных участников
Планирование активности по регистрации и рейтингам
Слайд 31Образовательное видеокльцо Интернет-телесети Видикор
Телеузлы
социо-культурных
Партнеров: ТАСС,
Моск. консерватория,
Большой Театр…,
Форум
Селигер
Телеузлы
образовательных
Партнеров: изд. БИНОМ, Фед.Уральский университет
Слайд 32Управление средой
цифрового образования
Слайд 33Формирование среды Интернет и телетехнологий в образовании
Люди: учителя и учащиеся
Слайд 35Интернет-сервисы и качество образования
Измерители качества образования
социальный аспект (охватываются все слои населения,
снятие проблемы недоступности услуг)
учитывают процесс расширения сферы образовательных услуг и нового качества услуг
связаны с фактором благосостояния семьи и школы, формирования новых технологий доступа к образовательным услугам
влияние ИТ-производства на требования к выпускникам школ и к новым компетенциям педагогов
Слайд 36Интернет-сервисы и качество образования
Входные параметры
на данном этапе
информатизации
Ожидаемые результаты
на новом этапе
информатизации:
Модель выпускника школы по ступеням образования:
Начальная
Основная
Старшая (профильная)
Траектории обучения школьников и возможность индивидуального выбора
Доступность НОТ в обучении с использованием ИКТ в массовой школе
Гарантии школы в формировании готовности школьников использовать НОТ
Измерители качества образования
Требования к учащимся
Компетенции педагогов
Требования к образовательному процессу
Требования к программам обучения
Слайд 37Новые образовательные технологии (НОТ)
новый образовательный стандарт, новый базисный учебный план, новые
УМК (учебно-методические комплексы)
новые механизмы финансирования образовательного процесса, обновление механизмов подбора и привлечения в школу кадров
формирование концепций социальной направленности в программах развития школ – школа здоровья, надомное обучение, школа полного дня, профильная школа, экстернат, семейная школа, УВК и др.,
цифровые образовательные сервисы и новые формы обучения на основе технического оснащения школ (1990-2005 годы: массовоая компьютеризация школ и 2005-2020 годы: интернетизация школ) и новых компетенций педагогов и управленцев в свете указанных изменений,
новые регламенты работы школы, развивающие классно-урочную систему и предлагающие дистанционные формы обучения на основе активного формирования информационно-насыщенной среды образовательного учреждения и политики формирования единого информационного образовательного пространства
Слайд 38Школа – гарант готовности школьников к использованию Интернет-сервисов
Система Интернет-сервисов максимально востребована
и включена в образовательную деятельность школы
Сетевая связность потребителей образовательных и социальных Интернет-сервисов предоставлена массовой школой повсеместно
Готовность детей и учителей активно использовать Интернет-сревисов регулярно обновляется школой
Слайд 39Социальная значимость непрерывного информационного образования
Слайд 40Социальная значимость непрерывного информационного образования
Гарант информационной активности детей – готовности войти
в ЦО как культуру непрерывного образования
Гарант социальной активности детей – готовности войти в цифровые социальные сервисы государства в системе сервисов ЦО
Гарант конкурентной способности выпускника школы на рынке труда
Слайд 41
Система УМК непрерывного информационного образования школьников
Слайд 42НПЦ Видикор www.vidicor.ru
Методическая служба издательства БИНОМ:
www.metodist.LBZ.ruwww.metodist.LBZ.ru metodist@LBZ.ru
Телекурсы «Образовательное кольцо»:
www.binom.vidicor.ru