Федеральный
государственный образовательный
стандарт общего образования
Педсовет ,март 2010 год.
Слайд 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П Р И К А З
«6»__октября ____2009г.№__373__
Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.
Министр А. Фурсенко
Слайд 3
2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение
федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 4Новации, связанные с внедрением стандарта
Развитие умения и способности учиться как основы
образования на протяжении жизни
Воспитание учащихся как требование к результату образования
Государственное регулирование вопросов охраны здоровья
Разгрузка учащихся
Слайд 5Новый стандарт и
социальные тревоги
Качество отечественного образования не соответствует современным
условиям российского рынка труда и международным требованиям(стандарт соответствует всем современным запросам как внутри страны, так и на международном рынке труда)
«Образование станет платным» (гарантии и механизмы обеспечения права на бесплатное образование)
Слайд 6Новый стандарт и
социальные тревоги
«Нагрузки возрастут» (впервые медицинские и санитарно-гигиенические требования
к условиям образования будут закреплены в образовательных стандартах)
«Будет ограничена свобода выбора программ и учебников» (стандарт обеспечивает многообразие возможностей получения качественного образования)
Слайд 7Основы школьного
стандарта
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
общественный договор –
социальный запрос семьи, общества и государства
Научная
основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Стратегия
2020
Слайд 8Стандарт как социальная
конвенциональная норма,
реализующая общественный договор
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода
и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное
единство
Безопасность
Развитие человеческого
потенциала
Конкурентоспособность
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
Слайд 9
Требования
стандарта
Базисный
учебный
план
Программа ДН
развития и
воспитания
Примерные учебные программы
Концепция
ДН развития
и воспитания
Рабочие (авторские) программы и УМК
У
М
Е
Н
И
Я
И
п
Р
И
М
Е
Р
Ы
З
А
Д
А
Н
И
Й
Программа
формирования
УУД
Фундаментальное
ядро содержания
общего образования
Планируемые
результаты
Образовательный процесс
Система оценки: модель обеспечения качества образования
Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность
Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода
Слайд 10Исполнение стандарта
Примерная основная образовательная
программа начального общего образования
Образовательное
учреждение разрабатывает
самостоятельно
с учетом типа
и вида ОУ
Локальные акты
по вопросам организации
и осуществления
образовательного процесса,
определенные уставом ОУ
Основная
образовательная
программа
начального
общего
образования ОУ
Слайд 11Закон РФ «Об образовании»
Ст.14, 29 Образовательная программа
Основная образовательная программа
утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно
Основная образовательная программа образовательного
учреждения разрабатывается на основе соответствующих
примерных основных образовательных программ
Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов
Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)
Слайд 12Требования к структуре основной
образовательной программе
ТРЕБОВАНИЯ
Планируемые
результаты
Программа
здорового
образа
жизни
Учебный
план
Программа
Развития
УУД
Программа
духовно-
нравственного
воспитания
Программы
по
предметам
Программа
коррекционной
работы
Система
оценки
Слайд 13Примерная основная образовательная
программа
РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования
Уровни описания:
Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала -
«Выпускник научится»
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета –
«Выпускник получит возможность научиться»
Слайд 14Примерная основная образовательная
программа
РАЗДЕЛ 3 Учебный план начального общего образования
Базисный учебный
план - нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения
Базисный учебный план состоит из двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность
В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы
Слайд 15Базисный образовательный план.
Начальное общее образование
Слайд 17Примерная основная образовательная
программа
РАЗДЕЛ 4 Примерная программа формирования универсальных учебных действий
Примерная
программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:
устанавливает ценностные ориентиры начального образования;
определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Слайд 18Описание ценностных
ориентиров содержания
предмета
Общая характеристика
предмета
Примерная программа по учебному предмету
Пояснительная
записка
Описание места
учебного предмета
в учебном плане
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
изучения предмета
Содержание
основного общего
образования по учебному
предмету
Примерное
тематическое
планирование
Рекомендации
по материально-
техническому
обеспечению
Примерные программы:
назначение и особенности
Слайд 19Примерная основная образовательная
программа
РАЗДЕЛ 6 Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся
является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы
Структура:
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Слайд 20Примерная основная образовательная
программа
РАЗДЕЛ 7
Примерная программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни
комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 21Примерная основная образовательная
программа
РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Основными направлениями
и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:
оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования;
оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования;
оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы
Слайд 22Система оценки достижения планируемых
результатов
Внешняя оценка:
государственные службы
Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка:
обеспечивает
связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех
процедур внешней оценки
строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые
работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы
Накопленная оценка
(портфель достижений)
Внутренняя оценка:
учитель,
ученик,
ОУ и родители
Аккредитация ОУ
Аттестация кадров
Мониторинг системы
образования
Соотношение
внутренней
и внешней оценки
в итоговой оценке,
ее состав зависит
от ступени обучения
Слайд 23
Оценка результатов образования
Внутренняя оценка
Внешняя оценка
Текущий и итоговый
контроль
Текущий и
итоговый
контроль
Текущий и итоговый
контроль
начальная
школа
основная
школа
старшая
школа
Аккредитация (аттестация) ОУ
Аттестация педагогических кадров
Мониторинговые
исследования
Государственная итоговая
аттестация выпускников
Аккредитация (аттестация) ОУ
Аттестация педагогических кадров
Мониторинговые
исследования
Государственная итоговая
аттестация выпускников
Аккредитация (аттестация) ОУ
Аттестация педагогических кадров
Мониторинговые
исследования
Соотношение внутренней и внешней
оценки на разных ступенях обучения
Стартовая диагностика
Внутришкольный
мониторинг
Стартовая диагностика
Внутришкольный
мониторинг
Стартовая диагностика
Внутришкольный
мониторинг
Внутренняя оценка
по централизованно
разработанному
инструментарию
Слайд 24
Модель системы оценки результатов освоения
общеобразовательных программ и её основные компоненты
Слайд 25Портфель достижений
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
диктанты, изложения, сочинения
аудиозаписи монологов, диалогов
дневники читателя
иллюстрированные авторские
работы
материалы самоанализа и рефлексии
Математика
математические диктанты
мини-исследования и мини-проекты,
модели, решения задач
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Окружающий мир
дневники наблюдений
мини-исследования и мини-проекты
интервью, творческие работы
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Музыка
ИЗО
Технология
аудио-, фото- и видео-материалы
продукты собственного творчества
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии
Выборки детских работ
Физическая
культура
видео-материалы
дневники наблюдений и самоконтроля
самостоятельные работы
материалы самоанализа и рефлексии
Примерный состав
Выборки детских работ
Результаты стартовой
диагностики
Материалы текущей
оценки: листы наблюде-
ний, оценочные листы
Результаты и материа- лы тематических работ
Результаты и матери-
алы итогового контроля
Достижения во внеучеб-
ной деятельности
Слайд 26Профессиональный стандарт педагогической деятельности – это система требований к качествам (компетентности)
педагога.
Компетентность - знания, умения, способности, личностные качества педагога, позволяющие ему успешно решать функциональные задачи
или
Компетентность =
= знаю + умею + хочу + делаю
Слайд 27СТРУКТУРА ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА К КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
1. Набор определенных личностных качеств
2. Способность ставить педагогические цели и мотивировать учебную деятельность
3. Компетентность в предмете и методах преподавания, в психологии общения, в поиске информации
4. Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях
на основании этого стандарта перестраивают аттестацию педагогов, НО ЕМУ ПРОТИВОРЕЧАТ МНОГИЕ ТРАДИЦИИ И СТЕРЕОТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ!
Слайд 28компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
компетентность в мотивации учебной деятельности
ученика
компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока
компетентность в целеполагании учебной деятельности
компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении
компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность)
компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач
компетентность в разработке программ деятельности и поведения
компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;
компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности)
компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Слайд 29Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 30Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 31Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 32Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 33Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 34Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 35Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 36Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 37Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 38Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 39Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 40Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 41Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 42Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 43Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 44Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 45Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 46Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 47Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 48Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 49Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 50Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 51Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 52Особенности примерной программы
Примерная программа по русскому языку включает три раздела: Пояснительную
записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения и 2 варианта тематического планирования
Слайд 53
«Государственные стандарты начального общего образования второго поколения:
особенности примерной программы по
русскому языку, планируемых результатов и итоговой оценки их достижения»
Слайд 54К концу обучения в начальной школе будет достигнут необходимый уровень их
лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
– достаточный уровень знаний о структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
Слайд 55 – умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения
при соблюдении норм речевого этикета; составлять несложные устные монологические высказывания; составлять несложные письменные тексты;
– умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами; анализировать прочитанный учебный текст; пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
Слайд 56Пример итоговой работы
Цель проверочной работы – оценить способность выпускников начальной школы
решать учебные и практические задачи по русскому языку.
Особенностью данной проверочной работы является её ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся.
Слайд 57Работа содержит две группы заданий.
Первая группа – базовые задания, позволяющие
проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.
Слайд 58 Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические
задачи по русскому языку, в которых нет явного указания на способ выполнения, основную сложность при выполнении этих заданий представляет выбор способа решения из тех, которыми они владеют.
Слайд 59Примеры 2-ой группы заданий
Посмотри на последовательность схем состава слова:
Найди ряд,
в котором слова расположены в такой же последовательности.
1) рука, холодный, облачный;
2) морозы, уроки, находка;
3) сирень, зонтики, посадка
4) пальто, морозный, подружка;
Слайд 60Примеры 2-ой группы заданий
В таблице перечислены признаки двух слов.
Запиши,
какими частями речи являются слово № 1 и слово № 2
Слово № 1 – это __________________.
Слово № 2 – это __________________.
Слайд 614. Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в
какой части слова находится орфограмма.
зонтик, (о) мыши, (по) домам, (в) доме, отлёты, дворник, прогулка, глазной
Умение определять часть слова, в которую входит орфограмма.
Слайд 626. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных
предложений.
Перед рассветом над лесом кружит прохладный ветерок. Медленно появляется на небе солнце. Поздней осенью ручей чист и прозрачен.
Умение определять принадлежность слова к определенной части речи, классифицировать слова.
Слайд 636. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных
предложений.
Перед рассветом над лесом кружит прохладный ветерок. Медленно появляется на небе солнце. Поздней осенью ручей чист и прозрачен.
Умение определять принадлежность слова к определенной части речи, классифицировать слова.
Слайд 64
25. Напиши открытку-поздравление с Днем рождения своему однокласснику или однокласснице.
Умение
составлять небольшой текст определенного жанра
Слайд 65Выпускник начальной школы
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Владеющий основами умения учиться.
Любящий родной
край и свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
умеющий высказать свое мнение.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Слайд 66Документы, обеспечивающие
функционирование стандарта
Слайд 67Документы, обеспечивающие
функционирование стандарта
Слайд 68Документы, обеспечивающие
функционирование стандарта
Слайд 69Спасибо за внимание!
www.standart.edu.ru
http://fgos.isiorao.ru