Слайд 1Федеральный институт развития образования
Центр профессионального образования
Современное состояние и перспективы развития
профессионального
образования в России
доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич
доктор педагогических наук, кандидат технических наук
Пермяков Олег Евгеньевич
Слайд 2Современное состояние и перспективы развития
профессионального образования в России
Система подготовки рабочих
кадров и формирования прикладных квалификаций
в Российской Федерации характеризуется
следующими количественными показателями
Слайд 3Современное состояние и перспективы развития
профессионального образования в России
Обобщая современные оценки
состояния системы профобразования, можно выделить несколько групп ключевых проблем:
несбалансированность системы с требованиями рынка труда;
низкое качество образовательных программ (включая отсутствие кадрового потенциала, современных учебных материалов) и результатов обучения;
информационная закрытость (необходима агрессивная реклама и пропаганда учебного заведения);
низкий уровень индивидуализации обучения (согласно ФГОС будут сертифицировать после каждого модуля);
отсутствие системы профориентации.
Слайд 4Современное состояние и перспективы развития
профессионального образования в России
Пути решения:
деятельность межрегиональных
советов по профессиональному образованию в целях развития региональных систем профессионального образования.;
реализация модульных программ и разработка процедур оценивания в профессиональном образовании (рабочая программа-это бизнес-план ОУ);
модернизация учебно–методического оснащения образовательного процесса;
формирование системы непрерывного организационно-методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Слайд 5Основные направления образовательной политики в сфере профессионального образования в России
Поддержка профессионального
роста
НОВАЯ
КАДРОВАЯ
ПОЛИТИКА
Поддержка молодых преподавателей
Обмен кадрами с реальным сектором экономики
Развитие системы подготовки инженерно-педагогических кадров, кадровый резерв
НОВОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Специальные механизмы управления образовательными кластерами и сетями
Гибкая модель финансирования
Система независимой оценки качества профессионального образования (программы, организации, выпускники)
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
НОВАЯ
ИНФРАСТУКТУРА
Центры прикладных квалификаций
Модернизированные колледжи, учебные производства, бизнес-инкубаторы, ресурсные центры коллективного пользования
Независимые центры оценки и сертификации квалификаций
Комплексная информатизация образовательного процесса
НОВЫЕ
ПОДХОДЫ К ПРИВЛЕЧЕНИЮ
СТУДЕНТОВ
АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА
Повышение «планки» в вузах
Адресная социальная поддержка и свободный многократный доступ к профессиональным программам по сложным и дефицитным профессиям и специальностям
PR системы
Слайд 6
Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных
для оценивания знаний, умений и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП. Пользователями ФОС являются: заместитель директора, преподаватели, мастера производственного обучения, обучающиеся образовательного учреждения
Слайд 7Типы и формы контроля и аттестации
Текущий контроль
Контрольная работа
Лабораторная работа
Практическая работа
Устный опрос
Тесты
Рейтинговая
и накопительная система
Промежуточная аттестация
Экзамен; экзамен (квалификационный)
Дифференцированный зачет; зачет
Итоговая государственная аттестация
ВКР
Слайд 8Оценочные средства текущего контроля
Слайд 9
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением
самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
ФОС по каждой дисциплине, профессиональному модулю и по ОПОП в целом определяет организацию, планирование результатов самостоятельной работы обучающихся и оценку качества освоения компетенций.
Слайд 10
ФОС решает следующие задачи:
контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний,
умений, практического опыта и уровня сформированности компетенций, определенных во ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки;
контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций обучающихся;
обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс техникума.
Слайд 11
Методическими основами формирования фонда оценочных средств являются:
структурные макеты оценочных средств
для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля компетенций обучающихся в соответствии с учебным планом ОУ по направлению подготовки;
максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности;
участие в оценке компетенций обучающихся внешних экспертов (работодателей, преподавателей, читающих смежные дисциплины); использование традиционных и инновационных видов и форм контроля
Слайд 12
Фонд оценочных средств по специальностям СПО состоит из комплектов
контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, учебной и производственной практик, государственной (итоговой) аттестации.
Слайд 13
Непосредственным исполнителем разработки комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю
является преподаватель, мастер производственного обучения по соответствующей специальности. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию преподается по разным специальностям, то по ней создается единый комплект контрольно оценочных средств.
Слайд 14
Работы, связанные с разработкой комплекса контрольно-оценочных средств, вносятся в
индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения.
Слайд 15
Создаваемые комплекты контрольно-оценочных средств должны проходить экспертизу:
внешнюю: в качестве внешних экспертов
привлекаются представители работодателей, выпускники прошлых лет
Экспертиза фонда оценочных средств проводится с целью установления соответствий:
требованиям ФГОС СПО;
основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки;
Итоги экспертизы оформляются экспертным заключением или рецензией. (КОС ПМ, УП, ПП, ИГА требует согласования с работодателем)
Слайд 16
Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине являются:
паспорт комплекта КОС,
который включает общие положения, результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке, распределение результатов освоения дисциплины по видам аттестации, распределение оценочных средств по элементам знаний, умений текущего контроля и промежуточной аттестации;
спецификация оценочных средств;
варианты оценочных средств;
критерии формирования оценки по каждому оценочному средству.
Слайд 17
По итогам изучения дисциплины проводится зачет, дифференцированный зачет, экзамен.
Если зачет: В
зачетную книжку выставляется зачет/незачет. Зачет выставляется на основании оценок за
практические и/или лабораторные работы и точки рубежного контроля.
Если дифференцированный зачёт, экзамен: сдается по билетам, тестовом варианте
Слайд 18
Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю являются:
паспорт комплекта КОС,
который включает общие положения, формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля, результаты освоения модуля, подлежащие проверке;
оценка освоения теоретического курса профессионального модуля (оценка освоения междисциплинарных курсов);
оценка по учебной и (или) производственной практике;
контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного).
Слайд 19
Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств по ГИА являются:
общие положения;
определение основных показателей
оценки результатов для государственной (итоговой) аттестации;
спецификация выпускной квалификационной работы;
задание на ВКР;
календарный план ВКР;
рецензия/отзыв руководителя ВКР;
оценочный лист .
Слайд 20
Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю, ГИА
хранится в составе учебно-методических комплексов преподавателя, мастера производственного обучения
Слайд 21Типы и формы контроля и аттестации
Текущий контроль
Контрольная работа
Лабораторная работа
Практическая работа
Устный опрос
Тесты
Рейтинговая
и накопительная система
Промежуточная аттестация
Экзамен; экзамен (квалификационный)
Дифференцированный зачет; зачет
Итоговая государственная аттестация
ВКР
Слайд 22
ФОС – скопление всех КОС:
-
по УД
- по ПМ
- по УП
- по ПП
- по ГИА
Слайд 23Главные вопросы оценивания
Что мы хотим оценить и почему?
По каким критериям должна
проходить оценка? (соответствие эталону)
Слайд 24
Уровень подготовки студентов оценивается:
- при проведении зачета по учебной дисциплине
– решением: «зачтено/не зачтено»;
- при проведении дифференцированного зачета, экзамена по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, учебной / производственной практике – в баллах: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» «неудовлетворительно»;
- при проведении экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю – решением о готовности к выполнению профессиональной деятельности: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».
Слайд 25Сравнительная характеристика КОС по дисциплине и по профессиональному модулю
Слайд 26 Критерии формирования оценки по каждому оценочному средству
Универсальная шкала оценки
образовательных достижений
Слайд 27Структура комплекта КОС по ПМ
Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля
Слайд 28«Гостиничный сектор»
Место – гостиница Sokos, рабочее место по приемке гостей
Соискатели 1
человек – работник гостиницы
Эксперты из Финляндии (2), от гостиницы (1)
Рабочий язык: русский / английский.
«Строительный сектор»
Место - стройплощадка бизнесс-центра, фирма Лемикяйнен, рабочее место – заливка бетона на площадке погрузчика
Эксперты – из Финляндии (2), от Лемикяйнен (1)
Рабочий язык: русский / финский.
Предпилотные демонстрационные экзамены 1-2.10.2012
Слайд 29Предпилотный демонстрационный экзамен 2.10.2012
сектор «Строительство»
Собеседование с участниками демонстрационного экзамена
Слайд 30
Введение в систему квалификаций Финляндии. Общее заседание
Собеседование с участниками демонстрационного экзамена
Слайд 31Предпилотный демонстрационный экзамен 2.10.2012
сектор «Строительство»
Оценка при выполнении работ
Слайд 32Преподаватель должен:
1) Довести до студентов систему оценивания (в начале семестра);
2) Разработать
комплект демонстрационных заданий (разместить их на сайте, на стенде учебного кабинета, в библиотечно-информационном центре);
3) Подготовить комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации (максимально используя наработанный материал);
4) Сдать комплект КОС на утверждение директору техникума.
Слайд 33
Принять к сведению:
Рекомендуется использовать компьютерные формы тестирования (можно использовать тесты Интернет-экзаменов);
В
задаче должно быть не более 20 слов (что сделать, вопрос), условие (что дано) прописывается в Приложении;
В колледжах Швеции на экзамене применяют один билет (для обеспечения одинаковых условий для экзаменующихся);
В колледжах Финляндии на экзамене применяют пять билетов