Слайд 1РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
г.Воронеж. Сентябрь 2009
Слайд 2ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ РСОКО
Появление внешней оценки качества образования
Изменение параметров оценки качества образования
Понятие
«качества образования» - «фигура умолчания».
Слайд 3ЗАМКНУТЫЙ ШАР: ВНУТРИ СИСТЕМЫ
Пока не меняются представления о результатах образования, не
появляются новые параметры оценки
Пока не появляются новые параметры оценки – нет оснований для поиска новых результатов
«Сколько муравей ни ползет по шару, он нигде не находит границы для своего движения. Для него шар – бесконечен».
А.Ф. Лосев
Слайд 4ТЫ МОЖЕШЬ ПРОБИТЬ ГОЛОВОЙ СТЕНУ, НО ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ В
СОСЕДНЕЙ КАМЕРЕ?
«Соседи по камере» :
родители
Вузы
работодатели
Слайд 5ВНЕСИСТЕМНЫЕ СИГНАЛЫ:
«Параллельная» школа (почему это никого не смущает?)
Оценки отечественных экспертов (почему
эти имена неизвестны?)
Международные мониторинги: (почему обесцениваются их результаты?).
Слайд 6В ЧЕМ ПРИЧИНА НЕУСПЕХА РОССИИ В PISA?
Неожиданностью для российских учащихся стала
необходимость
самим определять, к какой области знаний относится вопрос,
интегрировать при необходимости знания из нескольких областей.
Анализировать задания с избыточной информацией
Отвечать на комплексные или структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Слайд 7МИФЫ И СТРАХИ
Западная школа ориентирована не на знания, а на социальный
опыт
В России традиционно сложился высокий уровень академической подготовки детей
В России на смену школе знаний идет школа социального опыта
Есть угроза разрушения сложившейся традиции академического образования
Знания противоположны компетентностям
ЭТО – МИФЫ И СТРАХИ
Слайд 8ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ СТРАХОВ:
ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ (Г.А.Цукерман, Г.Н. Кудиной).
Результаты: именно в наиболее
«академически продвинутых» школах результаты международных мониторинговых исследований выше средних по стране.
Слайд 9ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗАДАЧА:
Перевод целей образования на педагогический язык: как перейти от лозунгов
к технологиям
Слайд 10От деклараций к технологиям: необходимо четкие профессиональные ориентиры
Новое понимание «качества образования»:
«Знания»
не отменяются, но меняется содержание понятия.
«Знания» = способность применения информации при решении задач.
Дело не в том, чтобы не учить орфографии - дело в том, чтобы учить ей иначе!
Стоит ли ехать в Париж?
Слайд 11ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ
DeSeCo – встреча экспертного и педагогического сообществ –
1997 год
Слайд 12ПОИСК НОВОГО ЯЗЫКА
– «школа корчится, безъязыкая»
Компетентности?
Надпредметные умения?
Универсальные общеучебные действия?
Слайд 13КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Компетентность решения проблем (задач)
информационно-коммуникативная компетентность
учебная (образовательная) компетентность
компетентность взаимодействия
Слайд 14КОМПЕТЕНТНОСТЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ (КК-РП)
способность видеть, ставить и решать определенные типы
рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные методы и формы презентации результатов, оценивать свою результативность, ставить задачи, относящиеся к своему развитию.
Слайд 15КОМПЕТЕНТНОСТЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ (КК-РП)
КК-РП-1 - планирование решения задачи; определение ресурсов,
необходимых для выполнения известной деятельности;
КК-РП-2 - корректное воспроизведение требуемой последовательности действий по инструкции; выполнение по заданному алгоритму текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, формулирование вывода о соответствии полученного продукта замыслу; оценивание продукта своей деятельности на основе критериев;
КК-РП -3 – выявление и использование аналогии, перенос взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвижение и проверка гипотезы;
КК-РП-4 – уточнение формулировки задачи, получение дополнительных данных, выбор метода для решения;
КК-РП–5 - видение сильных и слабых сторон полученного результата и своей деятельности, совершенствование результата и своей деятельности.
Слайд 16ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (КК-ИК)
− способность решать задачи, возникающие в образовательном и
жизненном контексте с адекватным применением массовых ИКТ.
Слайд 17ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (КК-ИК)
КК-ИК-1 – планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор
способа получения информации; обращение к информированному человеку; проведение самостоятельного наблюдения, проведение эксперимента, использование книг и других информационных источников; формулирование вопросов к учителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
Слайд 18КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (КК-В)
способность ставить и решать определенные типы задач социального, организационного
взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения
Слайд 19КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (КК-В)
КК-В-1 - понимание того, что мнения, отличные от собственного,
имеют право на существование, проявление интереса к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве;
КК-В-2 - умение инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе в ситуации конфликта и столкновения интересов;
Слайд 20УЧЕБНАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОМПЕТЕНТНОСТЬ (КК-УК)
способность самостоятельно присвоить содержание нового средства действия на
основе образца его использования.
Слайд 21УЧЕБНАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОМПЕТЕНТНОСТЬ (КК-УК)
КК-УК-1 - определение границы собственного знания/незнания и осуществления
запроса на недостающую информацию (инициирование учебного взаимодействия со взрослым);
КК-УК-2 - доопределение и переопределение задачи в конкретных условиях;
КК-УК-3 – оценивание задачи (ситуации) как подходящей под данный способ действия или выходящий за границы способа.
КК-УК-4 – высказывание предположений о неизвестном, предложение способа проверки своих гипотез, инициирование поиска и пробы известных (неизвестных) способов действий/средств.
КК- УК-5 – определение причины своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки.
Слайд 22Компетентности – не отменяют предметные знания, но делают их приобретение осмысленным.
Чего
не хватает человеку, пишущему с ошибками: знаний или компетентности?
Слайд 23Момент выбора для участников КПМО:
содержательная или формальная позиция?
Содержательная позиция как средство
от профессионального выгорания.
Слайд 24РСОКО КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗНЫХ
УРОВНЯХ: дело за новыми мониторинговыми технологиями
Стоит ли детям «привыкать к тестированию»?
ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ : появляются ли новые параметры качества как ориентиры работы ОУ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ: появляются ли новые параметры качества в работе педагога
Слайд 25РЕСУРСЫ
Повышение квалификации: международные и отечественные мониторинги нового поколения.
Аутсорсинг – заказ
мониторинговых исследований
Инновационная школа – ресурс развития образования в регионе
«Положительные герои» и их позиционирование в региональном образовании.