Слайд 1РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ
Подготовила Гадеева Регина 17.1-715
Слайд 2Философским основанием развития поликультурного образования в Германии…
…явилась позиция великого немецкого ученого
А. Гумбольдта: ядро духовного богатства нации образует множество региональных культур, поэтому иная культура является значимой для развития своей собственной. В современной интерпретации культурное многообразие образует не только духовное богатство, но и политическое, экономическое и общественное достояние Германии. Не случайно современный девиз «Германия – страна идей» связан именно с наращиванием поликультурного потенциала страны, потому что только за счёт многообразия можно создать ресурсное разнообразие решения актуальных проблем не только немецкого, но и всего европейского общества. Множество культур формируют ось развития Германии, поэтому многокультурность и многоязычие являются ключевым элементом обеспечения развития всего европейского общества. Это отчётливо проявляется в содержании европейской образовательной политики, которая строится на основании «европейского измерения».
Слайд 3«Европейское измерение» – специальное понятие, которое означает новую тенденцию в развитии
всего образования европейских стран: желание создать общее европейское культурно-образовательное пространство, в котором сохраняются культурное наследие многих народов, различные по своему существу культурные ценности и на основе этого развивается европейская гражданственность.
Слайд 4В практическом плане европейское измерение реализуется через создание эффективных механизмов поликультурного
образования и воспитания гражданина Европы.
Этому способствуют разнообразные мероприятия на уровне содержания школьного и вузовского образования, содержания деятельности по развитию социального партнёрства (европейские конкурсы, европейские клубы, дни культур, проекты Лингва, Молодежь для Европы и др.), развития многокультурных и мультилингвальных типов учебных заведений (школа Европы, билингвальные школы, билингвальные классы и др.).
Слайд 5Основным механизмом формирования европейского измерения является группа компетенции, касающаяся жизни в
многокультурном обществе: способность исследовать поликультурный мир, способность понимать различия и проявлять уважение друг к другу, способность сотрудничать, толерантность и др. Существенный вклад в развитие и реализацию идей европейской образовательной политики, ключевой характеристикой которой является поликультурная направленность, внесли немецкие ученые, работающие в рамках межкультурного образования. Особенности данного направления в Германии раскрываются при рассмотрении основных этапов его развития, которые представлены следующим образом.
Слайд 6Становление теории межкультурной коммуникации, а затем и системы межкультурного образования в
Германии начинается примерно с 60-х годов ХХ века, что связано с увеличением потока эмигрантов из Турции, Алжира, Туниса и других среднеазиатских и африканских стран. Появление данных научных направлений обусловлено потребностью решения проблемы адаптации прибывшего населения к новым социально-культурным условиям с одной стороны, а с другой – сохранению национальной идентичности мигрантов с тем, чтобы впоследствии они могли вернуться домой. Об этом свидетельствуют исследования таких учёных как Г. Ауернхайма, Ф. Радке, Х. Чок и др., составляющих основу так называемой «Ausländer Pädagogik» («педагогика для иностранцев»).
Слайд 7В условиях возрастания межкультурной напряжённости и участившихся случаев межкультурных конфликтов в
80-х гг. ХХ века данное направление было подвергнуто критике, поскольку его результаты не отвечали требованиям растущего поликультурного общества Германии. Главная цель межкультурного образования на данном этапе – развитие культурной осведомлённости среди детей, подростков и взрослых в области родной и неродной культуры, создание условий для овладения эффективными способами межкультурной коммуникации и решения межкультурных конфликтов. В крупных университетах Гёттингена, Гамбурга и Мюнхена появляются научные и образовательные направления под общим названием «Interkulturelles Lernen» («Интеркультурное обучение»), занимающиеся рассмотрением вопросов межкультурной коммуникации и её дидактических аспектов. В Берлине, Ганновере, Бонне создаются билингвальные школы, в которых на паритетных началах в практике обучения используются немецкий и другой иностранный язык.
Слайд 8Третий этап развития межкультурного образования Германии связан не только с новым
потоком мигрантов с территорий бывшего СНГ, но и с общими интеграционными процессами, охватившими Европу в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века. Широкое распространение получают идеи многоязычия, культурного плюрализма и развития европейской гражданственности. Межкультурная компетенция выдвигается в качестве ключевой компетенции европейца. Главными ориентирами развития межкультурного образования становятся принципы равенства и уважения к каждой культуре.
Слайд 9Сегодня межкультурное образование в Германии понимается как социализирующий и интеграционный процесс
по вхождению личности в новое культурное пространство, основными задачами которого является формирование личности, способной осуществлять межкультурный диалог и противостоять культурной агрессии в ходе её многоязычного и поликультурного образования.
Слайд 10Основными принципами межкультурного образования провозглашаются:
принцип признания культурной относительности и равенства
различных национальностей, что требует соблюдение демократических прав человека любой национальности и предполагает наличие в образовательном процессе многообразного культуроведческого и языкового содержания;
принцип «открытой и динамичной культуры» определяет поликультурное развитие личности в ходе соизучения ценностных ориентаций и культурных стандартов различных народов;
принцип культуроведческой саморефлексии позволяет рассматривать изучение родной культуры, её ценностей и норм как способа культурного самоопределения личности и направляет процесс её поликультурного развития на формирование умений ориентироваться в спектре других культур, а как следствие – умению противостоять культурной агрессии.
Слайд 11Первая концепция основывается на понимании поликультурного развития личности как социального процесса,
в рамках которого осуществляется воспитание эмпатии, толерантности, формирование умений сотрудничать и преодолевать, в ходе специально организованного обучения, предрассудков и предубеждений в отношении представителей различных культур.
На современном этапе выделяются три доминирующие концепции межкультурного образования Германии
Слайд 12Представители второй концепции определяют генеральную цель межкультурного образования в необходимости преодоления
в ходе образовательной деятельности отчужденности между представителями различных культур и изменения восприятия родной и другой культуры. Формирование умений межкультурного взаимодействия происходит на основе проникновения в образ мыслей и мир ценностей родной, а затем другой культуры. Таким образом, основу данной концепции составляет процесс освоения ценностей, культурных стандартов и норм поведения культур-партнёров.
Слайд 13Согласно третьей концепции межкультурное образование рассматривается как «мультиперспективное» многоязычное образование. Понятие
«мультиперспективное образование» означает расширение поликультурного видения мира личностью в ходе преодоление своей монокультурной позиции. Достигнуть поставленную цель нельзя в условиях изолированных курсов межкультурной направленности. Она достигается в ходе интеграции социокультурного знания во все предметы учебного цикла и создания многоязычной образовательной среды. Замечательным для данной концепции является рассмотрение культуры как исторического субъекта, который открыт для изменения, следовательно, человек, находящийся внутри данной культуры, способен, наряду с культурной самоидентификацией, расширить границы понимания других культур, в том числе через изучение нескольких языков. Примером практической реализации данной образовательной концепции может послужить государственная европейская школа имени Мильдреда-Харнака в Берлине, в которой образовательная деятельность осуществляется на основе равнопартнёрских взаимоотношений различных языков и культур.