Слайд 1Разработка проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Спасская Вероника Всеволодовна,
заместитель
директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России
Слайд 2Изменения законодательства Российской Федерации в области образования 2002-2008 гг.
2002-2003 годы :
Вопросы
образовательной деятельности (федеральные перечни учебников, расширение перечня образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями НПО, СПО, ВПО; использование дистанционных технологий, финансирование общеобразовательных программ и т.п.)
2004-2006 годы
Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования, статус образовательных учреждений (организаций)
2007-2008 годы
Регламентация образовательных институтов: ФГОС, Уровневое ВПО, обязательное общее образование; родительская плата, надзор и контроль в сфере образования, ЕГЭ.
Слайд 3Формат обновления законодательства об образовании
Варианты:
1) продолжение корректировки законодательства об образовании посредством
внесения изменений в действующие законодательные акты;
2) разработка и принятие Образовательного кодекса Российской Федерации;
3) разработка новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» и новой редакции Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
4) разработка Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», включающего (интегрирующего) нормы законодательства по всем уровням и во всех подсистемах образования, в том числе нормы Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Образовательный кодекс или новый закон?
Слайд 4Виды, этапы и сроки работы по подготовке законопроекта
Слайд 5Предлагаемая структура проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Законопроект будет
содержать 8 глав:
Глава 1 «Общие положения»
Глава 2 «Система образования»,
Глава 3 «Участники образовательных и иных отношений, возникающих в сфере образования»
Глава 4 «Государственное регулирование, управление и контроль в сфере образования»
Глава 5 «Образовательная деятельность и особенности реализации образовательных программ различного уровня и направленности»
Глава 6 «Экономика сферы образования»
Глава 7 «Международное сотрудничество в сфере образования»
Глава 8 «Заключительные положения»
Слайд 6Терминология и основные понятия, которые будут использоваться в законопроекте
(образование, образовательные
услуги; дополнительное образование ; непрерывное образование
образовательный уровень (образовательный ценз); формы получения образования (формы освоения образовательных программ, формы обучения), образовательная деятельность, формы занятий;
образовательная организация. Государственный и образовательный статус (типы, виды);
образовательный процесс, учебная (внеучебная) деятельность, воспитательная деятельность,
федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный (квалификационный) стандарт, федеральные государственные требования;
образовательная программа (примерная, инновационная); профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); зачетные единицы (кредиты),
нормативные сроки освоения основных образовательных программ, календарный учебный график, (базисный) учебный план; индивидуальный учебный план,
аттестация (текущая, промежуточная, итоговая); учебные достижения, система оценивания учебных достижений, формы испытаний, аттестации (вступительные испытания, квалификационные испытания, экзамен, зачет и др.), академическая (не)успеваемость,
академическая степень, квалификация; документ об образовании (квалификации);
педагогические кадры, педагогическая деятельность, аудиторный час, учебная (педагогическая) нагрузка, методика преподавания,
методы обучения и воспитания, образовательная технология (дистанционная образовательная технология),
инновационная (экспериментальная) деятельность в сфере образования
Слайд 7Структура российской системы образования
Образовательные уровни (цензы). Типы (виды) образовательных программ. Типы
образовательных организаций. Виды документов об образовании.
Обязательное общее образование. Старшая школа и НПО. Статус профессиональной подготовки.
Структура системы профессионального образования (ВПО, НПО, СПО). Типы (виды, категории) образовательных организаций.
Статус университетов. Стандарты и требования, самостоятельно устанавливаемые университетами. Образовательные программы. Порядок лицензирования и государственной аккредитации таких университетов. Статус документов об образовании.
Статус послевузовского образования. Формы подготовки научно-педагогических кадров.
Система непрерывного образования. Виды непрерывного (дополнительного) профессионального образования. Роль социального диалога в обеспечении развития системы непрерывного образования.
Слайд 8Отдельные содержательные проблемы
Статус и регулирование деятельности негосударственных образовательных организаций.
Федеральный государственный
образовательный стандарт. Итоговая аттестация. Присваиваемые степени, квалификации. Виды документов об образовании и (или)квалификации.
Национальная квалификационная рамка. Профессиональный стандарт. Система сертификации квалификаций. Квалификационные испытания. Статус и виды документов о квалификации.
Прием в образовательные организации. Принципы и критерии предоставления преимуществ (льгот) при приеме. Целевой прием. Целевая контрактная подготовка.
Совместная реализация образовательной программы двумя и более образовательными организациями. Регламентация, механизмы финансирования, лицензирования, государственной аккредитации, выдача документа об образовании.
Общественно-профессиональная аккредитация
Слайд 9Проблемные вопросы инициативы
«Наша новая школа»
Москва, январь 2009
Слайд 10Участие в непрерывном образовании
Слайд 11Что можно в действительности можно объяснить?
Соответствие целям опережающего развития
Школа ступеней
Педагоги-профессионалы
Общедоступные современные
условия
Школа – общественный центр
Слайд 125 пунктов президентской инициативы
1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности,
сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
Этой задаче должны соответствовать обновленные
образовательные стандарты
2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей,
их сопровождения в течение всего периода становления личности
3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей
4. Облик школ должен измениться.
Нужны новые принципы работы
школ. Находиться в школе должно
быть комфортно
5. Приоритет здорового образа
жизни должен быть в полной мере
реализован в школе
Слайд 131. Обновление образовательных стандартов
Требования к
результатам
умение учиться, компетентности
разные результаты для разных
ступеней
опора на закономерности возрастного развития, передовую науку
структуре
вариативная часть
выбор занятий учениками
«неаудиторная занятость»
условиям
механизмы достижения нового качества
предоставляемые новые возможности
стимулирование обновления и эффективности
привлечение талантливых педагогов
Слайд 141. Обновление образовательных стандартов
Система оценки качества образования
измерение новых результатов
переход между ступенями
добровольные
механизмы для школ по группам
общественно-профессиональная экспертиза
сопоставительные исследования
международные
межрегиональные, межмуниципальные
Слайд 152. Система поддержки талантливых детей
Культивирование талантов
из всей школьной среды
& конкурсы
и олимпиады
& дополнительное образование
& творческие мероприятия
& исследования, проекты
Эксклюзивное сопровождение
& интернаты для особенно одаренных детей на базе
самых передовых вузов
& банк данных одаренных детей, отслеживание
их достижений
& слеты одаренных детей
&
очно-заочные школы, программы профильного обучения
доступность современных учебников, ЭОР
портфолио
Слайд 163. Развитие учительского потенциала
Конкурсная поддержка лучших учителей в развитие ПНПО
Внедрение НСОТ:
зарплата зависит от качества
Педагогическая практика и стажировки
на базе победителей ПНПО
Повышение квалификации
модульный принцип
информационные технологии
подушевое финансирование школ
Педагогическое образование
современная психолого-педагогическая подготовка
инновационные программы бакалавриата и магистратуры
Обновление аттестации: подтверждение квалификации (статья в УГ)
Обновление квалификационных требований: компетентностный подход
Достойная пенсия
Слайд 174. Современная школьная инфраструктура
Обновление норм проектирования и строительства школ, современый школьный
дизайн
Обновление СанПиНов
Безопасность и комфорт, школа ступеней
Эффективное школьное хозяйство
финансовая самостоятельность
аутсорсинг
Партнерство в социальной сфере
интерактивные выставки
эксплуаториумы
совместные проекты
Слайд 185. Здоровье школьников
Индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья
Выбор предметов и курсов,
формирование индивидуальных образовательных программ
Заинтересованность в учебе
Желание заботиться о своем здоровье,
стремление к здоровому и ответственному образу жизни