Прогрессивный татарский просветитель Шигабутдин Марджани презентация

Содержание

Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, тат. Шиһабетдин Мәрҗани; 1818—1889) татарский богослов; шейх суфийского братства Накшбанди; философ, историк, просветитель; Марджани также известен в качестве этнографа, археографа,

Слайд 1прогрессивный татарский просветитель ш.марджани
Подготовила: Акчурина Камила
17.1-715


Слайд 2Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, тат. Шиһабетдин Мәрҗани; 1818—1889)
татарский

богослов;
шейх суфийского братства Накшбанди;
философ, историк, просветитель;
Марджани также известен в качестве этнографа, археографа, востоковеда и педагога.

Слайд 3Шигабутдин Марджани
Родился 16 января 1818 года в село Ябынчи, нынешнего Атнинского

района Республики Татарстан.
Начальное образование Ш. Марджани получил в медресе своего отца, в деревне Ташкичу.
В семнадцатилетнем возрасте он начинает преподавать в медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой.
В 1838 году Марджани отправляется в Бухару для продолжения образования, а затем переезжает в Самарканд.
В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети


*Медресе́ (араб. مدرسة‎, букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.
*Има́м (араб. إمام‎ — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой‎) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требования.

Слайд 4Шигабутдин Марджани Путешествие в Бухару.
Длилось около семи месяцев, оно помогло ему

познакомиться с жизнью различных народов, расширило в какой-то мере кругозор будущего ученого. Впоследствии, он говорил своим ученикам, что географию начал изучать по пути в Бухару.
С приездом в Бухару в декабре 1838 г. Ш. Марджани начинает получать уроки у одного из самых уважаемых мударрисов города - мирзы Салиха ал-Ходжанди, впоследствии о котором он вспоминал с большой благодарностью.

Слайд 5Шигабутдин Марджани. Путешествие в Бухару.
Чем глубже Ш. Марджани погружался в традиционные схоластические

"науки", преподаваемые в бухарских медресе, тем острее в нем росло недовольство учебной программой, в которой вообще не отводилось места светским наукам. Хотя Ш. Марджани и ставил перед своими мударрисами вопрос о необходимости некоторой реформы преподавания, успеха он не добился. Поэтому в последующем все свое внимание он уделял самообразованию.
В Бухаре Ш. Марджани обосновался при медресе "Кукельташ" и "Мирараб", но занятия посещал редко, в основном самостоятельно занимался в библиотеках.
В библиотеках Бухары он знакомился с трудами таких авторов, как Джалал ад-дин ал-Дувани (1426- 1501), Абу Хамид Мухаммед ал-Газали (1059-1111), Мухи ад-дин ибн Араби (1165-1240), которые почитались в то время как непререкаемые авторитеты в области мусульманской философии и права, логики и теоретического богословия.

Абу Хамид Мухаммед ал-Газали

Мухи ад-дин ибн Араби


Слайд 6Шигабутдин Марджани.
В своем первом произведении "Ал'ам абна ад-дахр би ахвал ахл

ма вара ан-нахр" "Извещение сынов эпохи о положении жителей Мавераннахра" будущий историк наряду с описанием положения жителей осуждает фанатизм мусульман Средней Азии, в особенности Бухары, показывает низкий уровень преподавания, когда вместо занятий историей, философией, математикой и естественными науками ученики годами изучают богословские предметы, штудируют никчемные комментарии и субкомментарии. Опасаясь тех гонений, которые испытал на себе его предшественник Курсави, Ш. Марджани просил распространить это произведение лишь после своего от'езда из Бухары. И в других произведениях он критиковал нераспорядительность чиновников и произвол эмира, по чьей вине, по его мнению, некоторые библиотеки пришли в негодность.

Слайд 7 Шигабутдин Марджани. Самарканд.
Плодотворным во всех отношениях был самаркандский период жизни

Ш. Марджани, где он учился в считавшемся лучшим в то время медресе "Ширдар". Как и в Бухаре, он занимался в библиотеках, чередуя свои занятия переписыванием книг и преподаванием, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Как свидетельствует отрывок из письма Багаутдина к своему сыну, Ш. Марджани от родителей получал небольшую помощь.


Слайд 8Шигабутдин Марджани. Самарканд.
В библиотеках Самарканда будущий историк знакомился с трудами Ал-Фараби

(ок. 870-950), Ибн Сины (ок. 980-1037), Ал-Бируни (973-1048), Ибн Рошда (1126-1198) и делал из них выписки, а также увлекался изучением наследия таких выдающихся поэтов Востока, как Абу ал-Касим Фирдоуси (984-1020), Омар Хайям (ок. 1040-1123), Муслихиддин Саади (1184-1291), Алишер Навои (1441-1501), от произведений которых веяло духом рационализма и гуманизма.

В своих исторических трудах Ш. Марджани очень высоко отзывался об этих ученых и поэтах Средней Азии. Например, в его "Мукаддима..." имеются интересные сведения об Ибн Сине, Ал-Фараби, Ал-Бируни, Насред-дине ат-Туси и др., а в "Вафийат ал-аслаф...", где материал расположен по системе некролога, автор дал довольно подробные биографии и творческие портреты этих ученых и поэтов.

Ибн Сины (Авиценна)


Слайд 9Шигабутдин Марджани. Самарканд.
Свое пребывание в Средней Азии, которое явилось подготовкой

к его широко развернувшейся в Казани деятельности в области истории, Ш. Марджани посвятил в основном собиранию всевозможных редких книг и рукописей исторического содержания. Он снимал копии с монет, изучал в библиотеках арабские, персидские и турецкие хроники, посещал развалины старых дворцов. Приобретенные сведения он фиксировал в специальных тетрадях. Материалы, накопленные во время одиннадцатилетнего пребывания в Средней Азии, легли в основу многих его исторических произведений.

Ш. Марджани пристально следил и за внутренней жизнью Бухары. Экономический и политический хаос в Бухаре определил его критическое отношение к существующим в эмирате порядкам, особенно к системе схоластического образования, что нашло конкретное выражение в первых его работах, написанных в Средней Азии. В них уже отчетливо видны элементы рационализма и социальной критики, получившие дальнейшее раз-витие в других его основных работах, написанных в Казани.

Слайд 10Шигабутдин Марджани. Казань.
Путь, пройденный Ш. Марджани в Казани, был очень нелегок

во всех отношениях, не исключая личной жизни, осложненной дрязгами провинциального города, где всеми делами, касающимися татарской общины, правил один из самых влиятельных богачей Ибрагим Юнусов, известный во всей губернии как Узун Ибрай (Длинный Ибрай). Он был в близких отношениях с представителями царской власти в Петербурге. Без его санкционирования ни одно начинание, ни одно мероприятие, связанное с жизнью татарской общины, не претворялось в жизнь. Являясь практически полновластным хозяином татарской общины в Казани, Ибрагим Юнусов любил играть роль мецената и стремился окружить себя талантливыми людьми.
Назначение Ш. Марджани настоятелем 1-й Казанской мечети и главным преподавателем медресе при ней было осуществлено с его одобрения. Однако гордый и независимый Ш. Марджани, считающий образованность и ум выше богатства, не подчиняется причудам этого самодура, решительно пресекает его вмешательства в учебные дела. Ш. Марджани очень скоро убеждается в беспочвенности своих надежд на реализацию при существующем строе принципов справедливой организации учебного процесса, которые он вынашивал еще в Бухаре и которые ему были дороги. Не желая поступиться ими, ученый встал в резкую оппозицию к правящей элите, во главе которой был Ибрагим Юнусов, представлявший интересы феодально-клерикальной верхушки Казани.
В результате он под различными предлогами был два раза (в 1854 и 1874 гг.) лишен должности.

Слайд 11Шигабутдин Марджани. Просветительская деятельность.
Просветительские идеи Ш. Марджани в 70-80-х гг. XIX в.

охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа. Они включают идеи о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культуры). Квалифицируя знание русского языка как сорок первую заповедь татарина-мусульманина, Ш. Марджани писал о необходимости знать три вещи - язык, письмо и законы государства, где живешь. Учёного заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа. Обращение к истории своего народа было проявлением его гуманистическо-просветительских устремлений.
Ш. Марджаии был первым татарским историком, который обратился к проблеме этногенеза татар. До второй половины XIX в. в народе было сильно мусульманское самосознание. Ш. Марджани дал толчок к осознанию татарами себя как нации. Под влиянием Ш. Марджани происходило переосмысление религиозного и этнического компонентов в самосознании народа. Он писал: «Некоторые из наших соплеменников считают пороком называться татарином, избегая этого имени, и заявляют, что мы не татары, мусульмане... Бедняги! Если ты не татарин и не араб, таджик и не пруссак и немец, кто же ты?»


Слайд 12Шигабутдин Марджани. Просветительская деятельность.
-80-е гг. XIX в. - это время близкого знакомства

Ш. Марджани с русской культурой, учёными-востоковедами Казанского университета. Марджани хорошо знал профессора И.Ф.Готвальда, академика В.В.Радлова, профессора А. Казембека, первого востоковеда среди женщин О.С. Лебедеву и многих других русских учёных. Через своего ученика Х. Фаизханова он устанавливает сотрудничество с В. Вельяминовым-Зерновым и шейхом ат-Тантави - известными петербургскими востоковедами. Многим импонировало то, что Ш. Марджани прекрасно владел восточными языками, обладал обширными познаниями в области восточной культуры. Поэтому иностранных учёных, посещавших Казань, профессор И.Ф. Готвальд знакомил с Ш. Марджани как с одним из лучших представителей татарских учёных. Однако он, будучи в приятельских отношениях с Ш. Марджани, препятствовал как цензор изданию его книг.
Ш. Марджани в марте 1876 г. принял у себя дома в Татарской слободе всемирно известного учёного, автора труда "Жизнь животных" А.Брема, который говорил по-арабски, удивив и своего собеседника, и шакирдов в медресе.

О.С. Лебедева


Слайд 13Шигабутдин Марджани. Педагогчисекая деятельность.
Педагогическая работа Ш. Марджави - ещё одна страница его

просветительской деятельности в широком смысле слова.
13 сентября 1876 г. в Казани открылась Татарская учительская школа с восьмилетним обучением. Школа готовила учителей начальных классов из татар. Преподавание велось на русском языке, исключая урок шариата. Ш. Марджани первым из татарского мусульманского духовенства согласился на предложение инспектора школы В.Радлова преподавать в ней вероучение. На открытии школы он выступил с приветственной речью, в которой призывал татар к обучению в этой школе. В течение девяти лет Ш. Марджани преподавал в Татарской учительской школе, входил в её педагогический совет. Однако в результате разногласий с инспектором и некоторыми учителями вынужден был оставить преподавание. За эту деятельность консервативные круги мусульманского духовенства называли Ш. Марджани миссионером, еретиком, вероотступником. В своём медресе Ш. Марджани многие занятия вёл по собственной программе.

Слайд 14Шигабутдин Марджани.
Значение наследия Ш. Марджани для татарской культуры велико и неоценимо.

Его произведения, творческая деятельность свидетельствуют о бескорыстном служении своему народу. Одним из принципов его педагогической концепции стало стремление научить своих учеников мыслить самостоятельно. Ш. Марджаии был предвестником джадидского движения в России, и именно он заложил его основы: реформу преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.
*Джадиди́зм (от араб. جديد‎ jadīd — «новый», араб. جديدية‎ jadīdiyya — «обновленчество», башк. Йәдитселек, тат. Җәдитчелек, узб. Jadidchilik) — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX — начала XX века.


Слайд 15Шигабутдин Марджани.
До своей кончины Марджани занимался преподавательской деятельностью и написанием научных

трудов. Шигабутдин Марджани умер в 1889 году, 15 апреля в Казани, когда ему был 71 год. Он был похоронен на татарском кладбище Новотатарской слободы, оставив после себя богатое культурное наследие и став примером для многих представителей татарской молодежи того времени.

Идеи, которые он пропагандировал, были высказаны и до него, но у его предшественников не было возможности их сделать достоянием широкой общественности. Соединение его учености с высоким общественно-религиозным статусом сделало Ш. Марджани символом целого движения, известного под именем джадидизма. Несмотря на прошедшее время, религиозное наследие Марджани сохранило свою актуальность до сего дня, более того его подходы оказывают влияние на мусульманское сообщество и сегодня.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика