Слайд 1Программа информатизации школы:
от проектирования до реализации
Калашников С.П.,
аналитик Института развития
образования НИУ ВШЭ
г. Москва
Слайд 21. при разработке документа под названием «программа информатизации» ответственный за разработку
и реализацию программы развития школьный коллектив (команда) использует программный способ работы. Способ, приводящий к проблематизации сотрудников школы, выполнению ими необходимых действий по решению задач, наполнению соответствующей осознанной деятельностью направления работы школы.
2. такой документ, даже несмотря на «гладкий» текст, не может быть назван программой, так как не приводит к программному результату – разработке и реализации школой собственных четко сформулированных, проверяемых замыслов позитивных изменений как результата программных действий.
3. понятия «программирование» и «программа» подразумевают выполнение определенной последовательности действий, в определенном порядке – алгоритма. Для разработчиков программы важно было бы знать, нарушение какого этапа такого алгоритма приводит к каким последствиям, чтобы осуществлять диагностику «сбоев» программы.
Слайд 3Создание модели школы
Состояние А
Состояние В
Эксперимент
Колоссальный объем информации, потребность в осмыслении.
Ускорение
темпов развития общества
Структурные изменения в сфере занятости
Условия:
Гипотеза
Переориентация школы на новые образовательные результаты;
Изменение содержания, формы работы учителя и ученика;
Изменение характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
Условия:
Слайд 4Цель
Чтобы ученик был современным, не имел «комплекс сельского жителя» и легко
вписывался и в студенческую и в рабочую среду - интеллектом, коммуникабельностью, навыками.
Чтобы учитель перестал быть архаичным и тоже стал современным: кроме привычных логарифмов и падежей - разбирающимся еще и в он-лайнах, интерфейсах, сетевых сообществах.
Чтобы наваливающийся бумаговорот был бы минимизирован за счет технологических приемов и как-то иначе организованного документооборота.
Чтобы мы начали думать о менеджменте, логистике, проектной логике. Думать – и воплощать на практике.
Слайд 5Некоторые идеи Всероссийского форума «Информатизация образования»
Главное преимущество
человека лежит в его способности владеть информацией.
Информатизация образования -единственный шанс сегодня сделать нашу страну конкурентноспособной.
Более того менталитет нашего человека лучше всего предрасположен к освоению информационных технологий.
Академик Капица
Слайд 6Некоторые идеи Всероссийского форума «Информатизация образования»
Главная задача современной
школы – не перегружать учащихся объемом неких знаний, которые через каждые три года устаревают и обновляются, а учить думать, учить находить, применять и перерабатывать информацию. Самое сложное в мышлении – постановка задач. Наш ученик должен научиться сам ставить себе задачи, сам задавать себе вопросы и находить на них ответы, применяя современные цифровые информационные ресурсы.
И. Фрумин (МИРБАНК)
Слайд 7Стартовые направления информатизации
2. Подготовка кадров
Обучение сотрудников ведению документации
Освоение программного обеспечения
Обучение использованию
ИКТ на уроках
3. Использование ИКТ в преподавании учебных предметов
Информационные технологии, история
Математика, физика, музыка
Психология, иностранный язык
Русский язык, литература
Химия, биология, технология
Тестирование
Обучение
Тренажеры
Демонстрация
Индивидуальная работа
4. Обмен опытом
Школьные, районные, краевые семинары, конференции, презентации
Участие в работе школьного и районного МО учителей - предметников
5. Школьная локальная сеть
Работа с аппаратной частью, расширение сети
Программное обеспечение, организация и оптимизация функций в сети
Совершенствование возможностей использования сети
В управлении УВП
В УВП
8. Школьный банк данных
Сотрудники
Учащиеся и родители
Службы школы
9. Использование компьютерных технологий творческими группами различной специализации
Группа информационного техобеспечения
Издательская студия, Музыкальная студия
Студия ИЗО, Психологический клуб
Литературный клуб
1. Делопроизводство и административная деятельность
7. Библиотека
6. Спутниковый канал
Создание IT-насыщенной среды – НУЖНЫ РЕСУРСЫ!!!!!!!
Слайд 9Приобретенное
оборудование
ноутбуки для организации мобильного компьютерного класса;
стационарные компьютеры и интерактивные
доски для созданий мультимедийных кабинетов;
мультимедийные проекторы для создания компьютеризированных рабочих мест учителя;
оргтехнику;
звукоусилительные комплексы;
оборудование для школьной локальной сети;
комплекты для компьютерного Лего-конструирования.
Слайд 10Инновационные идеи и результаты
Итак, 1: появляются «новые» занятия с
использованием информационно-коммуникационных технологий.
великолепная визуализация;
действующие инструменты и трехмерные модели;
компьютерные опыты и эксперименты в любых предметных областях;
автоматизация отдельных частей и фрагментов урока.
Слайд 11 Приобретены дополнительные цифровые ресурсы, позволяющие насытить уроки и
внеклассные мероприятия новыми возможностями при их подготовке и проведении. Сегодня школьный банк данных содержит более 40 тысяч структурированных текстовых документов, таблиц, презентаций по более чем 50 направлениям, около 15 тысяч фотографий, более 100 видеофильмов на цифровых и аналоговых носителях, цифровых образовательных ресурсов более чем на 350 CD и DVD-носителях, позволяющих обеспечить наглядностью практически все образовательные области и группы по интересам общим временем более 10000 учебных часов.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЫ
Слайд 12 Максимально усваивается материал детьми с разными видами восприятия за счет того,
что:
ученик имеет возможность:
услышать знакомый ему материал голосом, отличающимся от знакомого голоса учителя (не всегда воспринимаемого однозначно);
увидеть работу своих одноклассников на большом экране в красочном оформлении (а не слушать устные комментарии более успешных товарищей);
продемонстрировать свои знания по теме , исключая демонстрацию плохого почерка (набор текста на клавиатуре компьютера) и т. д.
Система организации и поддержки образовательного процесса: набор ЦОР для начальной школы по программе «Школа 2100».
Слайд 13 Происходит изменение критериев выбора дальнейшего профиля обучения учащимися
предпрофильных классов, связанного с насыщением профильных предметов ИКТ и вследствие этого повышение продуктивности уроков. И как результат применения ИКТ в предпрофильном обучении - более точное прогнозирование сферы успешной профессиональной деятельности учащихся.
ИКТ и ПРОФИЛИЗАЦИЯ
Слайд 14ЛЕТНИЙ ПРОФИЛЬНЫЙ ОТРЯД
Профориентационная работа не прекращается даже в
каникулярное время. Летом организована работа профильного информационно-технологического отряда, что в значительной степени укрепляет авторитет школы, обеспечивая занятость и формирование профессиональных навыков и предпочтений.
Слайд 15Инновационные идеи и результаты
Дополнительное
образование.
телестудия,
мультстудия,
компьютерное
конструирование,
вокально-инструментальный
ансамбль,
фотостудия
Слайд 16Робототехника
Специфика работы объединений дополнительного образования такова, что они имеют другую систему
оценивания по сравнению с уроками, более свободную систему взаимоотношений воспитатель-воспитанник. Поэтому, именно здесь наблюдается «прорыв» в разнообразии видов деятельностей учащихся.
Ротоботехника – ярчайшее подтверждение этому
телевидение устанавливает прямую, связь с семьей. Все крупные общешкольные воспитательные акции – Благотворительные концерты, выпускные балы являются объектом внимания школьного телевидения, тем самым информационным поводом, который привлекает сидящих у экрана односельчан к нашей работе.
ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Слайд 18Инновационные идеи и результаты
Итак, 2: наблюдается более эффективное развитие
профессионального потенциала учителя.
практически все педагоги школы уверенно владеют компьютерными технологиями, являясь действующими и потенциальными членами профессиональных сетевых сообществ.
Слайд 19Участие учителей в семинарах
Август 2007 года. Региональный обучающий семинар для участников
апробации инновационных учебно-методических комплексов. Участниками форума стали авторы электронных учебников А.Л. Харитонов, Н.И. Девятайкина и В.Н. Дубровский, а также координаторы апробационных площадок, учителя-апробаторы, сотрудники университета и регионального центра организации апробации.
Апрель 2008 года. Региональный семинар для участников апробации ИУМК «История Средних веков, 6 класс». Участники от школы: Батищев Г.В., учитель истории, апробирующий ИУМК, директор школы, Калашников С.П., координатора А.П. В ходе семинара были проведены встречи с учителями и учащимися школы, открытые уроки, анкетирование учителей и учащихся.
Ноябрь 2007 года. г. Красноярск. Семинар, посвященный демонстрации и обсуждению регионального опыта и решений об институализации деятельности по проекту ИСО, инструментов предоставленных проектом ИСО, материалов и продуктов проекта ИСО, ОЭР в АП.
Федеральный семинар в п.Московском 29-31 марта 2007г. Обучающий семинар для участников апробации ИУМК, знакомство участников апробации с ИУМК и обучение работе с ними.
Апрель 2008 года. г.Красноярск. Семинар, посвященный результатам апробации учебных материалов, разработанных в проекте ИСО, и перспективам их внедрения.
Слайд 22СМИ о школе
Газета «Ставропольская правда», статья Прайсман Л.Б. «Гофицкие – это
национальность», июнь 2005 г.
Газета «Петровские вести», статьи «волшебная страна Интернет», июнь 2005 г. и «Симфония Гофицкого», февраль 2008 г.
ОРТ. Новостной выпуск. 8 апреля 2007 г.
ГТРК «Ставрополье». Новостной выпуск. 25 апреля 2007 г.
НТВ. Новостной выпуск 6 мая 2007 г.
Газета «Комсомольская правда. Северный Кавказ». №56, 2007 год
Краевое радио. Новостной выпуск 10 мая 2007 г.
5-й канал Петербург, апрель 2008 г.
Телерадиокомпания «Мир», октябрь, 2010 г.
Слайд 23Влияние ИКТ на содержание и организацию
образовательного процесса в школе.
По
результатам психологического исследования.
Повышается ИКТ-компетентность учителя.
Появляется возможность формировать у учащихся самостоятельность в обучении за счет наличия в УММ большого разнообразия материалов и специальных заданий.
Наблюдается профессиональный рост, рост межпредметной компетентности.
Изменяются предлагаемые учителем формы и способы выполнения домашних заданий
У учителя появляется возможность использовать новые формы работы с учащимися на уроках: от иной организации пространства на уроке до перевода урока за пределы здания школы.
Увеличение используемых учителем и учащимися объемов и доступности информации, повышение удобства ее использования.
Экономия ресурсов учительского труда, автоматизация фрагментов урока, изменение схемы урока.
Рост количества мини и микро исследований школьников, использования проектной деятельности.
Рост качества подачи материала, рост качества и оперативности контроля.
Слайд 24Инновационные идеи и результаты
Итак, 3: Появляются инновационные подходы в управлении школой.
электронное
расписание;
электронный документооборот;
электронный журнал;
школьный сайт;
школьная медиатека;
школьная локальная сеть;
электронное тестирование;
on-line подготовка;
разработка проектов.
Слайд 25
При составлении расписания учитываются санитарные
нормы, пики и спады мыслительной активности учащихся, пожелания и возможности учителей. На протяжении трех лет наше расписание составляется и редактируется с помощью специализированной компьютерной программы «Хронограф Мастер 3.0». В конечном счете, мы наблюдаем более оптимальное расписание с меньшими ресурсными затратами на его составление и корректировку.
ЭЛЕКТРОННОЕ РАСПИСАНИЕ
Слайд 26 Осуществляется переход на автоматическое управление школой с помощью
электронной среды «ХроноГраф Школа 2.5», что позволяет оптимизировать документооборот, повысить оперативность и качество управления многими сторонами жизни школы.
ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
Слайд 27 Нам удалось «заразить» идеей информатизации большинство семей. Практически каждый 2-й,
ребенок имеет дома компьютер, выход в Интернет. Мы начали использовать сетевое сообщество в собственных педагогических целях, разместив наш школьный сайт в Глобальной сети, где имеются странички истории школы, наших достижений. Стремление ученика и родителя увидеть родную школу, представленную в сетевом сообществе, «попасть» на сайт в результате своей плодотворной творческой деятельности - становится новым мощным каналом взаимодействия.
ИНТЕРНЕТ, ШКОЛЬНЫЙ САЙТ
Слайд 28
Деятельность всех педагогов, учащихся и
родителей должна быть доступной. Для этого у нас в школе создана локальная сеть, охватывающая несколько учебных кабинетов, библиотеку, учительскую, административные кабинеты. Локальная сеть обеспечена несколькими десятками точек доступа к ней. С подключением школы к каналу быстрого Интернет такая конфигурация локальной сети позволяет обеспечить доступ одновременного к Интернету большого количества пользователей: учителей, учащихся и родителей, проявляющих интерес к новым технологическим возможностям.
Химкабинет
Физкабинет,
Демонстрационный зал
Секретарь
Учительская
Медиатека
Мультимедийный
Кабинет №1
Серверная
Мультимедийный
Кабинет №2
Директор
ЛОКАЛЬНАЯ СЕТЬ
Слайд 29 Школьная библиотека оборудована точкой доступа к школьной локальной
сети, персональным компьютерным рабочим местом с набором цифровых образовательных ресурсов и преобразована в медиатеку, что обеспечивает расширение возможностей традиционной библиотеки, более свободный доступ учителей и учащихся к школьному банку данных.
МЕДИАТЕКА
Слайд 30 Массовое приобретение домашних компьютеров учащимися и учителями школы, как
необходимого учебного средства, что позволяет нам судить об успешности политики школы в области информатизации. Сегодня имеют личные компьютеры более 50% (было 10%) учителей и более 70% (было 30%) учащихся школы.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – В СЕМЬЮ
Слайд 31
ИКТ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОМ КОНЦЕРТЕ И РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ
Слайд 32Итоги и выводы
Школа становится более открытой социальной системой за счет реализации
широкой социокультурной деятельности в селе на основе применения ИКТ-технологий.
Система управления школой в условиях IT-насыщенной среды четче реагирует на любые управленческие решения из-за более высокого качества и оперативности принимаемых решений.
Традиционная система контроля эффективно дополняется формами контроля, диагностики, тестирования с применением ИКТ-технологий.
Наблюдается некоторое изменение в самой парадигме образования. Знаниевый подход постепенно уступает место компетентностному (система дополнительного образования, проектирование, портфолио).
Наблюдается рост самостоятельных видов деятельности ребенка в учебно-воспитательном процессе, растет мотивация и осознанное отношение к учению за счет специально создаваемых IT-насыщенных условий.
Изменение в регламенте работы школы: изменение функционала для всех педагогических работников, аттестующихся на любые квалификационные категории с учетом их ИКТ-компетентности.
Изменение в штатах школы для обеспечения информационного сопровождения УВП.
Слайд 33Итоги и выводы
76% наших учащихся имеют оптимальный уровень социальной зрелости, высокий
уровень креативности и самооценки;
68% - широкие содержательные интересы;
89% - ближайшими считают учебные цели;
97% выпускников продолжают обучение в ВУЗах и колледжах, наши выпускники являются студентами вузов гг. Ставрополя, Пятигорска, Москвы, Санкт-Петербурга, Канады.
школа не имеет «отсева» из 1-х и 9-х классов, не имеет второгодников;
школа имеет ежегодных победителей и призеров районных и краевых предметных олимпиад;
средний балл по результатам сдачи ЕГЭ по школе выше среднего по району и краю;
5 выпускников школы – обладатели престижной Потанинской стипендии и вошли в 1000 лучших студентов России;
Школа – победитель конкурса школ, активно внедряющих инновационные технологии в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование».
9 учителей школы – победители ПНПО
Слайд 34Что дальше
Модернизация школьной локальной сети (увеличение точек доступа, беспроводная сеть, возможность
выхода в Интернет из разных точек сети).
Оборудование дополнительных рабочих мест учителя с возможностью выхода в Интернет (учительская, медиатека, кабинеты).
Оборудование дополнительных рабочих мест учащихся с возможностью выхода в Интернет (медиатека, штаб самоуправления).
Принятие идеи информатизации всем коллективом, не только авангардом учителей – членами расширенной школьной команды.
Специализированное повышение ИКТ-компетентности учителей школы (за рамками базовой).
Сохранение в штатах школы ставок лаборанта и заместителя по ИКТ.
Дальнейшее пополнение школьной медиатеки цифровыми ресурсами для более полного покрытия ими образовательных областей.
Устранение излишней регламентации деятельности школы.
Дальнейшая оптимизация документооборота школы.
Слайд 35Советы директору
Разработать школьную модель управления информатизацией УВП.
Разработать соответствующие локальные акты,
скорректировать имеющиеся нормативные документы (Устав школы, программа развития, программа информатизации, должностные инструкции и др.).
Сформировать специальную группу, отслеживающую особенности инновационного процесса в школе.
Разработать направления и варианты использования имеющегося ицифрового оборудования.
Расписание составлять с учетом необходимости проведения в мультимедийных и других компьютеризированных кабинетах уроков, на которых проводится использование ЦОР и ИУМК.
Изменить график работы кабинетов, в которых используются ИКТ, организовать мобильные компьютеризированные рабочие места учителей.
Создать школьный сайт.
Ввести ставки лаборанта по ИКТ для обслуживания техники, обеспечения работы мультимедийных кабинетов в послеурочое время, помощи учителям-предметникам.
Ежегодно формировать специальную группу ИКТ-компетентных учащихся в помощь учителям и лаборанту на уроках, при проведении семинаров и др.
Сотрудничать с СКИПКРО, СГУ, краевой Академией Ай-Ти, чтобы большая часть коллектива школы прошла подготовку в дистанционной и очной формах по работе с программным обеспечением.
Слайд 36Спасибо за внимание!
С уважением, С.П. Калашников