Слайд 1ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Составитель: С.И. Змиева, старший преподаватель кафедры начального
образования
Использованы материалы: Е.М. Белоруковой, к.п.н., доцента АКИПКРО
Н.Г. Калашниковой, д.п.н., профессора
Слайд 2Задание
В ходе лекции:
Создать образ основной образовательной программы школы.
Сформулировать вопросы.
Слайд 3ПОИСК ОРИЕНТИРОВ
«У России сегодня есть риск – инвестировать большие
средства в воспроизводство образования вчерашнего дня… Необходимо, поддерживая жизнеспособные традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества 21 века…»
(Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях.- М., ГУ ВШЭ 2008, с.4)
Слайд 4В КАКИХ ДОКУМЕНТАХ ОТРАЖАЕТСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ?
Устав школы
Программа развития образовательного учреждения.
Образовательная
программа школы (ступени).
Рабочая программа педагога
Программа курса
Слайд 5В чем состоит назначение основной образовательной программы ОУ?
Ст. 9 ФЗ «Об образовании»:
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
Основные общеобразовательные программы (ОПП) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Слайд 6Какова основная цель ООП?
Достижение комплексного социального эффекта:
школа не только и не столько обучает, сколько
формирует стимулирующую среду, поддерживает конструктивные инициативы, дает возможность оценить себя и испытать свои силы;
содействует развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения детей и взрослых.
Слайд 7На решение каких задач ориентирует ООП?
1)создавать условия для эффективного саморазвития участников
образовательного процесса, повышения их личной ответственности за результаты образования и за жизненные достижения;
2)формировать целостную коммуникативную среду, т.е. пространства продуктивного общения и взаимодействия, обеспечивающего преемственность и методическое единство всей образовательной системы;
3)ориентировать все образовательные проекты и программы на формирование компетентности продвижения и успеха, как личного, так и командного.
Слайд 8Каковы характеристики образовательной программы?
Образовательная программа – это
программа новой, выходящей за пределы школы образовательной деятельности, ориентированной на выработку новых образовательных целей и задач и развитие нового образовательного пространства.
Это не программы трансляции нового учебного содержания, а программы новой образовательной деятельности, деятельности, имеющей образовательное измерение.
Слайд 9Требования к организации образовательного процесса
(структуре образовательных программ)
Инвариантная и вариативная части
Слайд 10ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ)
образовательный процесс
Слайд 11Ступени образования:
дошкольное образование (3-6 лет) – «открытие мира»: развитие в формирующей
культурной среде, от любопытства к любознательности;
начальное образование (1-4 классы) – «школьный компас»: первая проба сил и приобретение основных умений в атмосфере поощрения и поддержки;
основное общее образование (5-9 классы) – «свободный поиск»: активное освоение социальных ролей, формирование ценностей, принципов, личностных ориентаций;
среднее (полное) образование (10-11 классы) – «жизненный проект»: ступень социального и профессионального самоопределения.
Слайд 12Из каких разделов может состоять ООП?
Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного
образования
Основная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа основной школы
Основная образовательная программа средней (полной школы)
Слайд 13Что может включать общая пояснительная записка ООП?
Ценностно-целевые ориентиры.
Результаты, гарантируемые школой
при условии выполнения участниками образовательного процесса обязательств, и результаты, к которым школа стремится.
Краткая характеристика особенностей условий.
Принципы построения образовательного процесса.
Слайд 14Как могут быть изложены принципы?
Мобильность (успевай за переменами, опережай перемены);
Открытость
(сотрудничай, помогай, будь на связи);
Эффективность (научись добиваться цели, не изменяя принципам);
Уникальность (ищи свой путь, строй свою дорогу).
Слайд 15Принципы ООП ориентированы:
на учащихся: интересы их развития, личностного роста и социального
становления;
на учителей: перспективы их профессионального роста, оптимизацию методов и условий работы, рост мотивации к творчеству;
на родителей: повышение их педагогической компетентности и ответственности за судьбу детей, стремление к взаимодействию со школой;
на развитие всех форм сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Слайд 16 ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Ссылка на нормативно-правовые и методические документы,
в соответствии с которыми составлена образовательная программа.
Характеристика обучающихся.
Уровень и направленность программы.
Цели и задачи (понимаются как нормативное представление о результате деятельности).
Межпредметные связи, преемственность (обоснование логики структуры программы).
Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.
Особенности организации образовательного процесса (классно-урочная, индивидуальные занятия, модульная, дистанционная, экстернат и др.).
Слайд 18Основная образовательная программа ступени
Слайд 20Из каких разделов может состоять ООП для каждой ступени общего образования?
Пояснительная
записка.
Характеристика основного содержания образовательной программы.
Образовательный (учебный) план.
Примерные программы по предметам*.
Программа развития универсальных учебных действий.
Примерные программы организации внеучебной деятельности.
программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
Слайд 21Из каких разделов может состоять ООП для каждой ступени общего образования?
примерная
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
примерная программа коррекционной работы[1];
виды деятельности школьников;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Учебно-методическое обеспечение;
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
Слайд 22Перечень программ
Образовательные проекты «Сохраним нашу речку вместе», «Достойный пейзаж», «Наша
помощь природе», «Свалкам – нет!», «Прибыль в малом бизнесе», «Развитие племенного хозяйств» и др.
Учебно-исследовательские работы.
Практикумы: «Решение задач по генетике», «Решение олимпиадных задач по математике», «Основы журналистики», «Химия в быту», «Деловой английский», «Лингвистический модуль» и др.
Программа допрофессиональной и предпрофессиональной подготовки: механизатор широкого профиля, швея-мотористка и др.
Дополнительное образование.
Программы элективных курсов: «Берестяное лето», «Культура делового общения», «Музей и дети», «Новые информационные технологии», «Технология разработки социального проекта», «Основы фермерского хозяйства», «Основы бухучета», «Мир вокруг нас», «Обычаи и традиции коренных народов Бурятии», «Школа юного исследователя», «Основы химического анализа», «Мастерская слова»(авторские).
Слайд 23Сетевая профильная школа:
эколого-биологический профиль (на базе ___________ОШ):
профильные предметы (экология,
биология, география, химия) + элективные курсы + естественно-научный практикум;
физико-математический профиль (на базе _________ средней школы):
профильные предметы (математика, физика) + элективные курсы;
Слайд 24Разработка основной образовательной программы
ООП разрабатывается самим ОУ с
привлечением ГОУ.
Учитывается тип и вид ОУ, направленность программы развития ОУ.
ООП утверждается самим ОУ (данная процедура должна быть прописана в Уставе).
Слайд 25ЧТО ТАКОЕ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Рабочая программа курса
– нормативный документ, предназначенный для отражения требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету (курсу) учебного плана образовательного учреждения.
Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
Слайд 26КАКОВЫ ФУНКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ?
Нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения
в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования (воспитания), то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия образования (воспитания);
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Слайд 27СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Содержание ОБУЧЕНИЯ (воспитания) (основные блоки, модули)
– учебный план.
Основные виды деятельности.
Учебно-тематическое планирование.
- содержание курса;
- тематическое планирование;
- характеристика деятельности учащихся.
Учебно-методическое обеспечение.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
Рекомендации по организации внеурочной деятельности.
Контрольно-измерительные материалы.
Требования к уровню обученности (воспитанности) учащихся.
Слайд 28ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с
Уставом.
Наименование программы
Указание классов (групп) (уровня образования).
Срок освоения.
Указание ф.и.о. разработчика (ов) программы.
Грифы согласования и утверждения,
Год составления программы.
Слайд 29ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ
Содержание образовательного материала входит в основную часть Рабочей
программы, в которой раскрывается содержание разделов учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
Содержание может быть представлено в текстовой или табличной форме или объединено с планированием.
Слайд 30ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Последовательность изучения разделов.
Используемые организационные формы обучения и контроля.
Место
в процессе изучения всего учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и отдельных разделов (тем).
Слайд 31ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Указывается основная и дополнительная литература для обучающихся
и педагогов.
В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие обучение (воспитание) школьников.
Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации.
Список литературы содержит библиографическое описание используемых изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора издания, названия книги, места и года издания.
Слайд 32ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Специализированные лаборатории и классы, основные
приборы, установки, стенды и пр.
Электронные средства обучения, обучающие, контролирующие и расчетные компьютерные программы, образовательные ресурсы сети Интернет, диафильмы, кино- и телефильмы, иллюстрированные материалы и т.п.
Слайд 33ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа разрабатывается педагогами, обеспечивающими образовательный (воспитательный) процесс в текущем
учебном году или МО педагогов.
В качестве основы для разработки программы разработчики вправе выбирать примерную (типовую) программу и соответствующий ей учебно-методический комплект, программу, разработанную автором учебно-методического комплекта, авторскую программу.
Программы могут быть разработаны на учебный год или ступень обучения, с целью обеспечения преемственности в реализации образовательного и воспитательного процессов.
Содержание выбранной программы сопоставляется с требованиями образовательных стандартов, Концепции или примерных программ и корректируется под условия образовательного учреждения.
Любой педагогический работник учреждения вправе разработать календарно-тематическое планирование по программе.
Каждый следующий год в содержание программы могут вноситься изменения.
Слайд 34Задание
Представьте модель основной образовательной программы школы.
Задайте вопросы.
Слайд 35БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
КГОУ ДПО Алтайский краевой институт повышения квалификации
работников образования
Адрес: 656099 г. Барнаул, пр. Социалистический, 60.
Тел.: (3852)361980. Тел./факс: (3852)262282
Наш адрес в Интернете: www.akipkro.ru