Слайд 1Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Слайд 2Потребность в разработке нового закона, регулирующего образовательную сферу
Действующий
в настоящее время Закон РФ «Об образовании» представляет собой «лоскутное одеяло» дальнейшее «латание» которого без изменения концептуальных подходов с учетом современных требований к образованию является имитацией бурной деятельности».
(Шудегов В.Е. Буслов Е.В. Аржанцев В.И. Формирование функционально полного и прогрессивного законодательства в области образования - основополагающее условие эффективного развития российской системы образования// Право и образование № 9.2007 с.9)
Слайд 3Общая оценка проекта
Принятие проекта является своевременным и необходимым;
Проект содержит множество
прогрессивных положений (статья 65 - «Кредитно-модульная система организации образовательного процесса»; статья 66 – «Сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ»; статья 94 – «Коммерческая концессия (франчайзинг) в сфере образования»; статья 95 – «Инвестиции в сфере образования» и другие);
Системный характер проекта закона, последовательное изложение норм, полнота регулирования отношений в сфере образования
Слайд 4Парадокс 1
Концепция основана на смешении принципиально разных методологических подходов к
определению содержания образовательного отношения
1. Образовательное отношение основывается на равенстве участников – образовательного учреждения и обучающегося (договорная природа отношений (даже при обучении за счет бюджетных средств)) ;
2. Образовательное отношение основывается на приоритете статуса образовательного учреждения и подчиненности обучающегося образовательному учреждению (статья 44 –основные обязанности обучающихся, статья 45 -ответственность обучающихся).
Слайд 5Предложение
Исключение норм, предусматривающих равенство обучающегося и образовательного учреждения:
Согласно
п. 3 проекта законодательство Российской Федерации об основывается на признании равенства участников регулируемых законодательством об образовании отношений в сфере образования, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений;
Согласно п.6 статьи 5 проекта (Отношения в сфере образования), отношения, вытекающие из возмездного оказания образовательных услуг, не являются образовательными и регулируются гражданским законодательством с учетом положений законодательства об образовании.
Слайд 6Парадокс 2
Отсутствие начального профессионального образования- в соответствии со статьей 43
Конституции РФ;
Учебные центры профессиональных квалификаций;
Общеобразовательные организации (одновременно с освоением основных образовательных программ среднего профессионального образования);
Профессиональные образовательные организации (лицеи и техникумы - среднее профессиональное образование);
Обособленные подразделения иных организаций;
Организации высшего профессионального образования
Индивидуальная педагогическая деятельность на производстве
Слайд 7Учебные центры профессиональных квалификаций
Создаются в целях обеспечения различных отраслей квалифицированными кадрами;
Создаются
как самостоятельные юридические лица в различных организационно-правовых формах и в качестве структурных подразделений различных организаций;
Обучение осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием за счет средств бюджета и на основе договоров с органами государственной власти и местного самоуправления.
Слайд 8Парадокс 3
(статья 2 «Основные понятия и термины, применяемые в настоящем
федеральном законе»):
Определение терминов «воспитание», «качество образования», образовательные услуги»
Слайд 9Предложения
В абзаце 6, при определении термина «воспитание» заменить слова «общечеловеческие
социокультурные ценности» словами «требованиями, предъявляемыми к обучающимся со стороны общества и государства»;
В абзаце 8: определение термина «качество образования» сформулировать в следующей редакции:
«соответствие образования требованиям обучающегося, общества и государства»; (более широкий контекст понимания качества)
В абзаце 14: из определения термина «образовательные услуги» исключить словосочетание «организация образовательного процесса»;
В абзаце 34: из определения термина «учебное издание» исключить слова: «на обучающихся определенного возраста».
Слайд 10
Парадокс4
Способы определения качества образования
П.11. статьи 12 Качество образования в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, государственных требований к ведению образовательной деятельности, а также осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования, формирования общероссийской системы оценки качества образования.
Слайд 11Предложения
В Статье 12, п. 11 (Государственные гарантии реализации права
на образование в Российской Федерации):
после слов «…формирования общероссийской системы оценки качества образования» дополнить словами: «включающей общественную экспертизу, мониторинговые исследования, установление условий реализации образовательных программ и инструментов оценивания»;
В Статье 15, п. 1 (Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования) дополнить пп. 16 следующего содержания:
«16) Организация взаимодействия с федеральными государственными образовательными учреждениями, расположенными на территории субъекта федерации, принятие программ и проектов, обеспечивающих участие указанных образовательных учреждений в социально-экономической жизни субъекта федерации».
Слайд 12Парадокс 5
Статья 30 (Структура образовательной организации) П.12
2.
Образовательная организация может иметь в своем составе филиалы, представительства, отделения, факультеты, кафедры, подготовительные отделения и курсы, классы, группы, научно-исследовательские и учебно-методические подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру (адъюнктуру), интернатуру, ординатуру, докторантуру, учебные и учебно-производственные мастерские, клинические базы, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практик, учебные театры, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, физкультурно-спортивные клубы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития и иные структурные подразделения, связанные с ведущейся ею образовательной деятельностью, уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ, формой обучения и режима пребывания обучающихся.
12.Представительство представляет интересы образовательной организации, осуществляет их защиту, но не осуществляет самостоятельно научную, хозяйственную, социальную или иную деятельность ?. Ведение образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
Слайд 13Предложения
П.12 (в части определения статуса представительства) предлагаем сформулировать в следующей
редакции:
«12. Представительство осуществляет деятельность по представлению и защите интересов образовательной организации в пределах предоставленных полномочий. Ведение образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.».
дополнить статью п. 3.1 следующего содержания:
«3.1. В целях развития дистанционного образования образовательная организация вправе образовывать территориально удаленные структурные подразделения – ресурсные центры, обеспечивающие реализацию образовательных программ с использованием дистанционных и электронных образовательных технологий».
Слайд 14Парадокс 6
В рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская), воспитательная работа,
индивидуальная работа с обучающимися, научная и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая работа, работа предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных и иных мероприятий с обучающимися.
Соотношение объемов преподавательской работы (учебной нагрузки) и иных видов педагогической работы педагогических работников в пределах 36 часовой рабочей недели или соответственно учебного года устанавливается организацией – работодателем на один учебный год с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника и обеспеченности кадрами.
Слайд 15Предложение
Абзац 1 п. 5 статьи 50 (Права и свободы
педагогических работников, гарантии и меры социальной поддержки): сформулировать в следующей редакции:
«5. В рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися вне рамок учебных занятий, необходимость которой вытекает из содержания и целей учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, научная, научно-техническая, инновационная деятельность, связанная с обеспечением образовательной деятельности образовательной организации, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая и иная работа, предусмотренная трудовым договором».
Слайд 16Статья 77 (Участие объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики
и управлении в сфере образования)
Следует отметить необходимость установления не права, а обязанности объединений работодателей по их участию в сфере образования, наделения их статусом государственно-общественных объединений, действующих в области образования. Наделение работодателей правом на участие в системе образования на данный момент дает очень мало практического эффекта в силу распространенного отсутствия интереса у объединений работодателей в участии их в сфере образования;
Так, например, общероссийские объединения работодателей, возможно, стоит наделить обязанностью (при соблюдении определенных требований) осуществления профессионально – общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, предусмотренной в статье 84 проекта, одновременно делегируя им право на осуществление контроля за качеством образования, включая вынесение обязательных для исполнения образовательными организациями предписаний по результатам такого рода аккредитации и право на взимание платы за проведение указанной аккредитации.
Слайд 17Парадокс 7
Статья 91 (Имущество образовательных организаций):
Образовательная организация вправе предоставлять во владение
и (или) пользование движимое и недвижимое имущество, на возмездной или безвозмездной основе:
медицинской организации для медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации и прохождения ими медицинского обследования;
организации общественного питания для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации питанием;
научной организации для ведения деятельности, соответствующей уставным целям образовательной организации.
Образовательное учреждение предоставляет во владение и (или) пользование движимое и недвижимое имущество с согласия учредителя или без такого согласия, если образовательное учреждение вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно.
Предоставление права владения и (или) пользования движимым и недвижимым имуществом, являющимся государственной или муниципальной собственностью и закрепленным за государственным или муниципальным образовательным учреждением на праве оперативного управления, в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется без проведения конкурса или аукциона.
Слайд 18Предложение
–Статья 91 (Имущество образовательных организаций) п. 2 сформулировать в следующей
редакции:
Образовательная организация вправе предоставлять во владение и (или) пользование движимое и недвижимое имущество, на возмездной или безвозмездной основе:
медицинской организации, принявшей на себя обязательство по медицинскому обслуживанию на безвозмездной основе обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации и прохождения ими медицинского обследования;
организации общественного питания, принявшей на себя обязанность обеспечения обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации питанием на льготных условиях;
научной организации для ведения деятельности, соответствующей уставным целям образовательной организации;
организации, осуществляющей инновационную деятельность, соответствующую уставным целям образовательной организации.
образовательное учреждение предоставляет во владение и (или) пользование движимое и недвижимое имущество с согласия учредителя или без такого согласия, если образовательное учреждение вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно.
предоставление права владения и (или) пользования движимым и недвижимым имуществом, являющимся государственной или муниципальной собственностью и закрепленным за государственным или муниципальным образовательным учреждением на праве оперативного управления, в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется без проведения конкурса или аукциона.
Слайд 19Статья 95 (Инвестиции в сфере образования)
В части 2 п. 3( в
части, касающейся оформления отношений частно-государственного партнерства) : после слов:
«…на основе договора о совместной деятельности» дополнить словами: «предусматривающего, в том числе и безвозмездное использование недвижимого имущества образовательной организации, свободного от образовательной деятельности»;
Дополнить п.3. абзацем третьим следующего содержания:
«В случае, если договор о совместной деятельности предусматривает совместное использование недвижимого имущества образовательной организации, закрепленной за ней учредителем договор о совместной деятельности подлежит согласованию с учредителем».