Слайд 1
Майоров Алексей Николаевич
доктор педагогических наук, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы
по образованию
Проблемы и риски концентрации властных полномочий в системе управления образованием.
Москва февраль 2012 года
Слайд 2Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная властьРазделение власти —
политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательнуюРазделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительнуюРазделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Слайд 3Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом,
исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.
Слайд 4Современное понимание принципа разделения властей включает в себя необходимость разделения полномочий
между высшими и местными органами власти и управления.
Слайд 5
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации
Слайд 6Федеративное устройство — способ территориальной организации федеративного государства — способ территориальной
организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой.
Слайд 7Особенности российского федерализма.
Россия была провозглашена федерацией, а не создана путем объединения
самостоятельных государств.
Россия создавалась как асимметричная федерация.
Субъекты РФ создавались как по национально-территориальному, так и по территориальному признакам.
Субъекты Федерации не обладали правом выхода из ее состава.
Слайд 8Все субъекты Российской Федерации по объему их компетенции можно разделить на
три группы:
1. Республики в составе России, которые могут принимать свои конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн).
2. Края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти, официальные символы, могут иметь в своем составе автономные округа и область.
3. Автономные округа и автономная область; по их предъявлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в «двойном подчинении» - и у России, и у области (края), в составе которой они находятся.
Слайд 9Распределение субъектов федерации по типам
Слайд 10В Конституции Российской Федерации четыре основополагающих принципа федерализма
1. Целостность и неприкосновенность
территории Российской Федерации.
2. Равноправие всех субъектов Федерации.
3. Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной.
4. Государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты.
Слайд 11С одной стороны субъекты Российской Федерации обладают различным конституционным статусом, а
с другой конституция провозглашает равенство всех субъектов федерации.
Слайд 12«Федерализм в России обусловлен рядом причин: огромной территорией; спецификой экономического развития
отдельных регионов; этническим многообразием населения; социокультурными различиями.
Большим государством трудно управлять из центра: сложно проследить за тем, что делается на местах; с другой стороны, жители регионов больше доверяют местному правительству, которое они выбирали и которое легче проконтролировать в случае необходимости».
Слайд 13Федеральное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами
власти субъектов.
В соответствии с Конституцией РФ компетенция в государстве разделяется на: собственно федеральную (статья 71 Конституции РФ); совместную: Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ); собственно субъектов Федерации (статья 73 Конституции РФ).
Слайд 14Сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов, определена статьей 72 Конституции
РФ:
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
…
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
….
Слайд 15Статья 76 конституции Российской Федерации говорит о том, что
«2. По
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».
Слайд 16Исходя из того что федеральные законы имеют приоритет над региональными, то
оказывается что определение федеральной властью своих полномочий в области предметов совместного ведения автоматически ограничивает полномочия субъектов Российской Федерации.
Слайд 17С одной стороны современная Российская Федерация имеет конституционную природу. Это означает,
что только в рамках Конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения объема границ или объема полномочий ее субъектов, а с другой стороны федеральные государственные органы самостоятельно определяют свои полномочия по предметам совместного ведения. Тем самым они определяют сферу, отнесенную к ведению субъектов Федерации.
Слайд 18Споры по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов должны
разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено в ст.85 Конституции.
Однако в последнее время таких споров зафиксировано не было.
Слайд 19Перераспределение полномочий от федерального органа законодательной власти в пользу федеральных органов
исполнительной власти сфере образования за последние 7 лет
Слайд 20Пример 1. Федеральный закон «Об образовании» в редакции от 29.12.2004 п. 2
Статьи 1. Государственная политика в области образования говорила о том, что Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. В настоящее время Федеральный закон «Об образовании» в действующей редакции п. 3 той же статьи говорит о том, что Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
Слайд 21Пример 2. Федеральный закон «Об образовании» в редакции от 29.12.2004 п.
4 Статьи 7. Государственные образовательные стандарты говорила о том, что основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Федеральный закон «Об образовании» в действующей редакции п. 6 той же статьи говорит о том, что разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Слайд 22Осталось только три положения регулирование которых определяется законом, это:
Нормативные сроки освоения
основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости.
Порядок регистрации и деятельности образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).
Слайд 23Перераспределение полномочий от органов государственной власти субъекта Российской Федерации в пользу
федеральных органов исполнительной власти сфере образования за последние
7 лет
Слайд 24Из 27 полномочий остались неизменными только 7.
Слайд 25законодательство субъектов Российской Федерации в области образования;
определение особенностей порядка создания, реорганизации,
ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования;
установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования
установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
Слайд 26Изъяты 7, среди них такие базовые как:
определение и осуществление политики в
области образования;
осуществление федеральной политики в области образования;
установление налогов;
организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг;
Слайд 275.установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных
учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
6.обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования;
7.контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
Слайд 28Существенно ограничены 6, в рамках этих ограничений сокращены такие полномочия как
разработка и реализация международных программ развития образования,
вместо разработки содержания образование введено участие в разработке образовательных программ (заметим, которое не имеет механизма реализации),
формирование фондов развития образования,
организация издания учебной литературы,
разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин;
проведение аттестации работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Слайд 29Добавлено:
реализация ЕГЭ;
организация обеспечения учебниками;
право дополнительного финансирования мероприятий.
Слайд 30Полномочия двух видов.
Одни дают реальную возможность управления, то есть содержат наряду
с ответственностью некоторое право, и полномочия, которые содержат только ответственность (обязанности).
Первые полномочия были изъяты, а вторые полномочия регионы получили.
Слайд 31В ближайшей перспективе ситуация должна еще больше усугубиться в силу того
что по настоянию федерального центра образовательные учреждения получили право самостоятельно формировать свою образовательную программу и как следствие распоряжаться средствами муниципалитетов и регионов.
Слайд 32Причины такого поведения федерального центра
Первое это движение в общей логике
укрепления вертикали власти. Чем меньше властных полномочий останется у регионов, тем меньше их самостоятельность и тем меньше вероятность дезинтеграции России.
Слайд 33Причины такого поведения федерального центра
Второе – это недоверие. Если говорить
утрированно, то федеральные чиновники не доверяют региональным, поскольку они «все разворуют и никогда во время не отчитаются, а если что им доверить, то сделают не так и уж конечно не вовремя».
Слайд 34Причины такого поведения федерального центра
Третье. Ослабление региональной власти. Региональная власть
назначается федеральным центром. В этом случае региональное правительство становится неподконтрольным жителям, а подконтрольным федеральной власти и это приводит к нарушениям в работе важнейшего механизма федерализма - поддержанию баланса в рамках распределения полномочий.
Слайд 35Федеральный центр в отношени регионом может применять только единые решения (базовый
принципов устройства федеративного Российского государства – равенства субъектов Российской Федерации)
Слайд 36Единые решения, которые принимаются все в увеличивающемся количестве вопросов (к которым
приводит концентрация полномочий в федеральном центре), не могут адекватно отразить многообразия национально-региональных условий.
Слайд 37Примеры
Проблема учета этнокультурных и национальных особенностей
О «перепроизводстве» управленцев, экономистов и
юристов,
Закрытии филиалов меньше определенной численности
Слайд 38Проблема учета этнокультурных и национальных особенностей, включая сохранение языка.
Крупные республики
Республики Северного
Кавказа
Коренные и малочисленные народы севера (республики, округа и области)
Слайд 39Проблема: «Перепроизводство» управленцев, экономистов и юристов.
Решение: квотное сокращение приема на
эти специальности.
Слайд 40Проблема: Часть филиалов дает не качественное образование.
Решение. Закрытии филиалов меньше определенной
численности
Слайд 41Перспектива негативных последствий
возникает противоречие между объемом ответственности и наличием реальных
механизмов управления системой;
региональные органы управления образованием окажутся в роли просто исполнителей, трансляторов федеральной воли на уровень регионов и школ они будут иметь возможность оправдать свое бездействие том, что за них все решено на уровне федерации, а коль это так то и отвечать они за последствия не могут.
Слайд 42Что делается?
Государственный совета 26 декабря 2011 года
Основное направление движения -
расширение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с целью децентрализации части полномочий, которые в настоящий момент закреплены за федеральным центром.
Слайд 43Поиск и запуск механизмов обратной связи между населением и региональными властями.
Что
делать?