http://www.kostyor.ru/student/school113.html
Преградой волнам и ветрам
Стена размытого вулкана,
Как воздымающийся храм,
Встаёт из сизого тумана.
По зыбям меркнущих равнин,
Томимым неуёмной дрожью,
Направь ладью к её подножью
Пустынным вечером - один.
И над живыми зеркалами
Возникнет тёмная гора,
Как разметавшееся пламя
Окаменелого костра.
М. Волошин «Карадаг» (1918)
http://mirznanii.com/a/66115/osobennosti-poezii-m-a-voloshina
http://allrefrs.ru/4-32057.html
http://natabutterfly.narod.ru/volosh.htm
(ЦГБ, фил. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 17)
В сборнике собраны стихотворения поэта, посвященные событиям мировой и русской истории, революции и гражданской войне, прошлому восточного Крыма, его природе.
Киммерия - особая волошинская тема. Немного в истории мировой культуры отыщется примеров столь тесной связи между человеком-творцом и местом, где он жил и творил.
Пейзажи восточного Крыма - скалы и утесы, полынные нагорья и равнины, выжженные солнцем, море и суровая нагота земли - глубоко созвучны Волошину.
Коктебель для поэта - символический образ мироздания, в котором собраны различные «лики земли».
Сборник иллюстрирован рисунками автора, который серьезно увлекался живописью и графикой.
(ЦГБ)
…И мир, как море пред зарею,
И я иду по лону вод,
И подо мной и надо мною
Трепещет звездный небосвод…
М. Волошин
В однотомник вошли лучшие стихотворения и поэмы Максимилиана Волошина, которые состоят из глав: «Париж», «Когда время останавливается», «Amori amara sacrum», «Письмо», «Руанский собор», «Киммерийские сумерки» и др.
(ЦГБ, фил. 1, 4, 16)
В сборник вошли стихи и главы из книги "Суриков". В книге воспроизведены акварели и автографы М. Волошина, портреты писателя работы К. Костенко, картины Сурикова.
В 1903 году в Коктебеле по своему проекту Максимилиан Александрович строит дом, к которому пристраивает из дикого камня Мастерскую.
Дом, с разными ритмами архитектурных объемов и окон, опоясанный светло-голубыми террасами-палубами, с вышкой-мостиком получился удивительно гармоничным, составляя единое целое с коктебельским ландшафтом.
Здесь, среди сумятицы горячих лет революции и гражданской войны, трагедий первых лет советской власти, М. А. Волошин сумел создать неповторимый стиль бытования и общения, сохранить атмосферу гостеприимства, высокой культуры и творчества. Современники называли этот дом Домом Поэта.
…Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
(ЦГБ, к/х, фил. 1, 3, 4, 9, 16)
Сборник состоит из разделов - циклы «Пути России»; «Смутняки»; «Личины»; «Усобица»; «Возношения молитвы»; «Путями Каина. Трагедия материальной культуры»; «Паралипомена»; из циклов «Послания», «Стихи и неоконченные поэмы о России и революции»; поэма «Россия». Книга включает фотографии и акварели писателя.
Для поэм и стихотворений Максимилиана Волошина характерны образные сравнения.
Адам был миром, мир же был Адам.
Он мыслил небом, думал облаками,
Он глиной плотствовал, растеньем рос.
Камнями костенел, зверел страстями,
Он видел солнцем, грезил сны луной,
Гудел планетами, дышал ветрами,
И было всё - вверху, как и внизу -
Исполнено высоких соответствий.
М. Волошин. Из поэмы «Космос» (1923)
(ЦГБ)
Книга представляет собой репринтное воспроизведение сборника 1910 года, который является первым поэтическим сборником Максимилиана Волошина, вобравшим избранные стихотворения за 10 лет работы.
Книга включает мемуарную и автобиографическую прозу Максимилиана Волошина, очерки о современниках и воспоминания.
Значительная часть материалов публикуется впервые.
В комментариях откорректированы легенды и домыслы, окружающие и по сей день личность Волошина.
Издание иллюстрировано редкими фотографиями.
(ЦГБ, к/х, фил. 3, 4, 9, 16)
(ЦГБ, фил. 20)
Иногда кажется, что столицей русского Серебряного века был Париж: почти все представители этой эпохи посещали Париж или жили в нем. Особенно «парижанином» слыл поэт, художник, философ Максимилиан Волошин.
Марина Цветаева писала про него: «Оборот головы всегда на Францию. Он так и жил, головой обернутый на Париж, Париж ХIII века и нашего нынешнего…».
Волошин учел совет Чехова, данный ему в Ялте: «Учиться писать можно только у французов». И страсть к живописи у писателя возникла тоже от Франции. Он и сам выглядел экзотично. По словам О. Форш: «Гривастый лесовик с рыжими кудрями, русское подобие Зевса».
Писатель и культуролог Юрий Безелянский в своей работе в форме эссе кратко, но очень информативно описывает основные вехи жизни и творчества Волошина, а также представляет выдержки из произведений, дневников, писем, воспоминаний современников.
(ЦГБ, фил. 4)
Автор статьи, Л. Дадина, посещавшая Волошиных с 1926 г., показывает, чем был для гостей дом Максимилиана Волошина, этот островок тепла и света:
«Надо знать наши советские будни, нашу жизнь - борьбу за кусок хлеба…, чтобы понять, каким контрастом сразу ударил меня Коктебель и М. А., с той его человечностью, которой он пробуждал в каждом уже давно сжавшееся в комок человеческое сердце, с той настоящей вселенской любовью, которая в нем была».
Л. Дадина в своих воспоминаниях описывает внешний облик Волошина и его жены, Марии Степановны, дом поэта, его мастерскую, его многочисленных гостей, писателей, поэтов, их родственников, которые находили удивительное гостеприимство в этом доме и жили все, как одна большая семья.
«Утро начиналось с чая на длинном огромном балконе-галерее, где стояли в один ряд огромные столы. Уютно шумел огромный самовар, жители дома постепенно сходились, каждый стараясь попасть к столу тогда, когда выходили Макс и Маруся».
Последнее, что написал Макс - это стихотворение «Дом поэта», в котором он писал о себе, о Коктебеле и звал всех под гостеприимные своды своего дома.
(ЦГБ)
Киммерия - страна опустошенная и печальная, каждый камень которой насыщен огромным безымянным прошлым.
М. Волошин
Восточную область Крыма Максимилиан Волошин называл на эллинский лад Киммерией. Посвященные ей стихи наполнены философскими размышлениями, мифологическими образами, топографическими и археологическими реалиями.
Художественное открытие Киммерии нашло отражение во многих стихах, в том числе в цикле «Киммерийские сумерки».
Цикл включает стихотворения раннего, лирического, периода и посвящены автору киммерийских пейзажей - Константину Федоровичу Богаевскому - другу и крымскому соседу Волошина, создавшему графические заставки к этой книге.
Стихотворения цикла относятся к пейзажной лирике. Пейзаж здесь суровый и привлекает поэта первобытной мощью, стихийной дикостью.
Автор статьи, Л. Л. Шестакова, рассказывая в целом о цикле «Киммерийские сумерки», более подробно анализирует киммерийский этюд «Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…».
(ЦГБ, фил. 4, 6, 16, 17)
Весь выпуск журнала посвящен юбилейной дате писателя и состоит из разделов:
«Разумное, доброе, вечное» (Из воспоминаний Волошина);
«Дверь отперта. Переступи порог…» (Марина и Виктор Черкашины о Максимилиане Волошине);
Донская, Д. А. «Максу я обязана… доверием к людям»: М. Волошин и сестры Цветаевы;
Киселева, А. М. «Мне надо быть со всеми, кто окликнет меня»: жизнь и творчество М. А. Волошина. Урок в 11 классе.
Все статьи красочно иллюстрированы: портреты писателя, написанные им самим и художником А. Якимченко; фотографии поэта и его дома в Коктебеле; акварели Волошина-художника.
Мемориальная доска в Доме-музее поэта
Материал подготовлен
Шерстневой М. А.,
ведущим библиографом
ЦГБ им. Ю. Н. Либединского
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть