Слайд 108/29/2019
Инновационный потенциал
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНЖЕНЕРНОГО КОРПУСА: ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СТРУКТУРА
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Взятышев Виктор Феодосьевич Центр инженерного проектирования МЭИ,
Научный совет МАН ВШ
по социальным технологиям в образовании
Слайд 208/29/2019
Инновационный потенциал
Цель выступления – поделиться размышлениями над глубинной сутью и человеческим
смыслом инноваций
в образовательной системе
и о возможностях системно-
деятельностного подхода
Слайд 308/29/2019
Инновационный потенциал
Сначала – три вопроса:
На первый взгляд наивных
А на деле –
весьма и весьма
серьезнейших
Слайд 408/29/2019
Инновационный потенциал
Вопрос первый: Зачем учат
наследников и граждан?
Чтобы граждане знали кое-что
из многих наук
Чтобы качество жизни граждан
было достойным
Слайд 508/29/2019
Инновационный потенциал
Вопрос второй:
Чтобы хорошо жить – достаточно иметь или необходимо
быть?
Слайд 608/29/2019
Инновационный потенциал
Иными словами:
«Чтобы качественно жить, достаточно и необходимо
иметь или
быть?»
❑ Иметь много разных знаний в разных областях науки и техники.
❑ Быть субъектом технологий
инновационной деятельности
в разных ее видах
Слайд 708/29/2019
Инновационный потенциал
Виды деятельности человека
Слайд 808/29/2019
Инновационный потенциал
Вопрос третий. Может ли образование готовить людей к инновационной деятельности?
Нет,
не может. Практика деятельности не подвластна современной науке.
Да, может. Поскольку методологии разных уровней и видов инновационной деятельности и соответствующие технологии сегодня уже достаточно хорошо поняты и развиты, и готовы к применению
Слайд 908/29/2019
Инновационный потенциал
Человек в образовании
и в культуре
Слайд 1008/29/2019
Инновационный потенциал
УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ:
Состояние экономики страны
Государственные традиции в деятельности ее граждан
Состояние интеллектуальных
ресурсов и национального духа жителей страны
Слайд 1108/29/2019
Инновационный потенциал
… СТРАНА НАША БОГАТА...
Слайд 1208/29/2019
Инновационный потенциал
…ЭНТРОПИИ… многовато!
Слайд 1308/29/2019
Инновационный потенциал
Национальные особенности
инновационной
деятельности в России
«Хотели, как лучше,
а получилось,
как всегда»
Слайд 1408/29/2019
Инновационный потенциал
Структура выступления
Технологии и деятельность
Деятельность и знания
Виды технологий, социальные
технологии
Социопроектная идея: пять тезисов
Выводы и рекомендации для сегодняшних Российских условий
Слайд 1508/29/2019
Инновационный потенциал
Аксиома первая
Все инновационные технологии – это
технологии деятельности человека
(живой или
овеществленной)
Технологии – неотделимы
от деятельности
Слайд 1608/29/2019
Инновационный потенциал
Аксиома вторая
Знания и деятельность,
хотя и неотделимы,
но тем не менее
глубоко различны:
Научные знания –
объективны и интернациональны
Деятельность –
субъективна и национальна
Слайд 1708/29/2019
Инновационный потенциал
Наше понимание деятельности
Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к
окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение, преобразование и сохранение
Слайд 1808/29/2019
Инновационный потенциал
Виды технологий
Вещные (материальные)
Технологии деятельности
Организационные технологии
Технологии общения
Интеллектуальные технологии
Выделены - технологии социальные
- технологии совместной деятельности
Слайд 1908/29/2019
Инновационный потенциал
Материальные технологии
Производство материальных объектов культуры человечества
Слайд 2008/29/2019
Инновационный потенциал
Организационные и деятельностные технологии
- Это организация совместной деятельности людей, в
том числе и при познании, творении и общении
Слайд 2108/29/2019
Инновационный потенциал
1-й СПОСОБ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 2208/29/2019
Инновационный потенциал
2-й СПОСОБ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 2308/29/2019
Инновационный потенциал
Информационные технологии
1. Они определяют саму сущность постиндустриальной цивилизации.
Не слишком
ли однозначно?
2. Они пропитывают, проникают во все, что делает и с чем работает человек.
Это правильно, так и есть
3. Однако разве достижения человека, его победы и поражения определялись только информацией?
А где вера, дух, творчество?
Они всегда были и всегда будут!
Слайд 2408/29/2019
Инновационный потенциал
Тезис первый
Формирование инновационного характера деятельности выпускников – не это ли
есть главнейшая задача инновационных университетов?
«Британия должна стать творческой нацией!»
Слайд 2508/29/2019
Инновационный потенциал
Тезис второй
Повышение инновационности деятельности выпускников
– не является ли это
главным механизмом влияния образования на развитие страны
Комиссия под председательством Филдена (Великобритания, 1964)
Национальная программа – до сих пор
Слайд 2608/29/2019
Инновационный потенциал
Формирование деятельности выпускников – логичная и понятная задача образования
Деятельностный подход
Генерация
вариантов
Принятие решений
Риск и ответственность
Слайд 2708/29/2019
Инновационный потенциал
Тезис третий
Для обеспечения деятельности требуется особая наука.
Но не
та, что создана для понимания естественного мира
The Royal Society признало
Engineering Design.
Они создают “Design Research”
Слайд 2808/29/2019
Инновационный потенциал
Регулятивы
Образовательная деятельность
человека
Человек
Оценки
с
"
Природа
Технологии
Идеи
Образы
Образование
Вещи
Тезис 4:
Изменения всех атрибутов культуры должны быть сбалансированы
Слайд 2908/29/2019
Инновационный потенциал
Тезис пятый
Преодоление противоречий между показателями качества деятельности выпускников – путь
развития образования
Предпочтения британских школьников
Противоречия между учителями наук
и учителями технологии.
Как они их там разрешают?!
Слайд 3008/29/2019
Инновационный потенциал
Какие
выводы и рекомендации следуют из обсуждаемой социопроектной идеи для
сегодняшних Российских условий?
Слайд 3108/29/2019
Инновационный потенциал
Вывод первый
Деятельность людей и их групп, а также ее
технологии – достойные объекты научного исследования и социального проектирования
Новый век правильнее называть
веком технологий социальных,
технологий инновационных,
чем технологий информационных
Слайд 3208/29/2019
Инновационный потенциал
Вывод второй
Основа основ методологического
подхода к инновациям –
умение различать
стили, виды и уровни
деятельности и соответствующих технологий
Слайд 3308/29/2019
Инновационный потенциал
Именно в стиле деятельности проявляется национальный характер деятелей
(NB:Наука –
интернациональна!)
Слайд 3408/29/2019
Инновационный потенциал
Именно видами деятельности
и соответствующими методологиями глубоко отличаются, например:
*Исследователь и ученый
*Инженер-проектировщик
*Управленец и менеджер
Важно учитывать различие
ключевых видов деятельности
Слайд 3508/29/2019
Инновационный потенциал
Различие видов деятельности
Слайд 3608/29/2019
Инновационный потенциал
Вывод третий
Структура деятельности специалиста в ходе постановки и решения инновационных
профессионально-значимых задач и система обеспечения ее процедур –
естественная основа синтеза
инновационной подготовки
Слайд 3708/29/2019
Инновационный потенциал
Структура процесса
инженерной
проектной деятельности
Разработана в ЦИП МЭИ в 1986
году
и с тех пор широко применяется в учебном процессе и в управлении
Слайд 3808/29/2019
Инновационный потенциал
Слайд 3908/29/2019
Инновационный потенциал
Вывод четвертый
Структура деятельности групп специалистов в ходе постановки и решения
социально-значимых задач и система научного обеспечения ее видов – естественная основа интеграции интеллектов участников группы в коллективный разум
Слайд 4008/29/2019
Инновационный потенциал
Совокупная деятельность человека в обществе (повтор)
Слайд 4108/29/2019
Инновационный потенциал
Обобщающий («интегральный») вывод
Для повышения инновационного потенциала России необходимо повышать инновационную
способность ее граждан.
А основной механизм повышения этого качества деятельности – инновационная
система образования:
от начальной и средней школы до подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации
Слайд 4208/29/2019
Инновационный потенциал
Дополнения последнего года
Устойчивое развитие, ДоБРо и ноосферное движение
Работа со
знаниями, информацией и технологиями
Баланс и уместность научного и технологического образования
Слайд 4308/29/2019
Инновационный потенциал
Дополнение 1
Необходимо учитывать тенденции мирового развития и императив устойчивого
развития.
При этом вся система образования будет приобретать черты ноосферного образования – образования, уместного в цивилизации Разума, которую В.И. Вернадский, 140-летие которого мир отмечал в этом году, назвал ноосферой.
Слайд 4408/29/2019
Инновационный потенциал
Из решений конференции
в Иваново 21-23 мая
Переход от антропоцентризма
к ноо-валео-центризму
Согласование в ноосферной парадигме научных и вненаучных форм познания.
Выявление точек роста и создание творческих коллективов. Ориентация на прорывных технологиях. Выявление энтузиастов ноосферного движения.
Слайд 4508/29/2019
Инновационный потенциал
4. Проектно-деятельностный подход в освоении ноосферного знания.
Реализация опережающей функции ноосферного
проектирования
5. Проектирование и создание сетевых сообществ. Создание ноосферного портала, дистанционных курсов по ноосферному образованию.
6. Разработка основ ноосферного кодекса
(от ноосферного движения
к планетарному сообществу)
Слайд 4608/29/2019
Инновационный потенциал
Дополнение 2
Деятельностный подход означает: учить выпускников
работать со знаниями,
информацией
и технологиями:
находить и формировать их, оценивать, структурировать, организовывать и преобразовывать.
Слайд 4708/29/2019
Инновационный потенциал
Слайд 4808/29/2019
Инновационный потенциал
Дополнение 3
Современные Российское общество и культура сегодня настоятельно нуждаются в
изменении баланса между научным образованием и технологическим образованием.
Такое изменение жизненно необходимо для развития творческого и ответственного человека, способного к осуществлению баланса технологий в контексте вызовов устойчивого развития.
Слайд 4908/29/2019
Инновационный потенциал
Слайд 5008/29/2019
Инновационный потенциал
Координаты для связи с автором:
Взятышев Виктор Феодосьевич
E-mail:
vitaidea@mtu-net.ru
или vfv@df.ru
Телефоны:
Сл.: (095) 362-74-84 & 362-88-06
Дом. (095) 215-77-42
Мобильный 8-903-751-751-4