Стратегическая цель
государственной политики
в области образования
Государственная
политика
в области
образования
3. Приоритетные направления развития
образования
9 декабря 2004 г.
4. Федеральная целевая программа
развития образования на 2006 - 2010 годы
23 декабря 2005 г.
5. Современная модель образования
май 2008 г.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического
развития РФ до 2020 г.
17 ноября 2008 г.
7. Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
5 ноября 2008 г.
8. Федеральная целевая программа
развития образования на 2011 - 2015 годы
7 февраля 2011 г.
Образовательная политика в документах
1. Национальная доктрина образования
10 сентября 1999 г.
Определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года
1. Национальная доктрина образования
10 сентября 1999 г.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества:
Образовательная политика в документах
2. Концепция модернизации образования
29 декабря 2001 г.
Определяет цели и основные задачи модернизации образования на период до 2010 года
Развитие системы
непрерывного
профессионального
образования
Обеспечение
доступности
качественного общего
образования
Повышение
качества
профессионального
образования
Основная стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании
организационная основа государственной политики РФ в области образования
Принята в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования
Образовательная политика в документах
5. Современная модель образования,
ориентированная на решение задач
инновационного развития экономики
8 мая 2008 г.
Определяет
общую модель модернизации образования, которая могла бы задать облик образования, заложить модель развития образования на ближайшие десятилетия.
Образовательная политика в документах
6. Концепция долгосрочного
социально-экономического
развития РФ до 2020 г.
17 ноября 2008 г.
Образовательная политика в документах
7. Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
5 ноября 2008 г.
Определяет, каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?
Переориентация системы образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества.
Основная стратегическая цель Программы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ.
организационная основа государственной политики РФ в области образования
Предполагается, что в результате реализации Программы сформируется вектор на инновационное развитие образования.
Научить детей
жить в мире,
которого
не знаем сами
Основные противоречия мировых образовательных систем
стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям
обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности)
значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма)
культурно-образовательная обособленность отдельных этнических меньшинств
разрастание рынка образовательных услуг
наличие платных форм получения образования
приоритетность образования как объекта финансирования
поиск ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии
наличие систем грантов на образование
увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся
разрастание рынка образовательных услуг
в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией
образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира
постоянное обновление и корректировка образовательных программ
отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования
поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов
углубление
межгосударственного сотрудничества
в области образования
политология
психология
социология
культурология
экология
экономика
Формирование поликультурного пространства, ориентированного на развитие человека и цивилизации в целом, открытого для формирования международной образовательной среды, наднационального по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.
учиться делать:
практическое применение изученного
учиться жить вместе:
стремление к жизни, свободной от любой дискриминации,
равная с другими возможность собственного развития,
развития своей семьи и местного сообщества
учиться быть:
умения, необходимые каждому человеку для полного развития
собственных возможностей
Концепция образования на протяжении
всей жизни человека (ЮНЕСКО, 1992 г.)
Количество общеобразова-тельных учреждений
14 млн.
17 млн.
Численность школьников
2007
2004
1млн.
200 тыс.
51 тыс.
13 млн.
2010
1 млн.
696 тыс.
67 тыс.
21 млн.
2001
87% женщины
9% учителя со стажем до 5 лет
18% учителя пенсионного возраста (данные на 2008 год)
9,6
10,8
Учеников на одного учителя
10,8
12,4
Состояние общего образования в РФ
Продолжительность учебного года в России одна из самых коротких в мире.
Состояние общего образования в РФ
1958 г. П.А.Черенков, И.М.Франк, И.Е.Тамм (СССР)
1962 г. Л.Д.Ландау (СССР)
1964 г. Н.Г.Басов, А.М.Прохоров (СССР)
1978 г. П.Л.Капица (СССР)
2000 г. Ж.И.Алферов (Россия)
2003 г. А.А.Абрикосов (США, Россия), В.Л.Гинзбург (Россия)
2010 г. К.Новоселов (Россия, Великобритания)
Гос. (итоговая) аттестация
выпускников основной школы
формирование единой
независимой
системы оценки
качества образования
Независимые мониторинговые
исследования
Международные сопоставительные
обследования
Международные олимпиады
Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа.
Верно выполнили это задание в 2000 г. – 6%, в 2003 г. – 3% российских учащихся.
Пример задания теста PISA:
Верно выполнили это задание – 17% российских учащихся.
Средний балл по ОЭСР – 29%, max – 43%.
Стандарты общего образования второго поколения содержат три компонента:
Тр + Тс + Ту – новая формула образовательных стандартов
Экономика системы образования
Проблема
Черты новой модели российского образования
Принципиальные отличия новой модели российского образования
научные лаборатории
справочные и «рефератные» сайты
электронные и интернет-СМИ
учебные центры фирм
частные консультанты
репетиторы
Гибкие
незавершаемые образовательные траектории
Дополнительное образование
Формальное образование
Идея гибких и незавершаемых образовательных траекторий.
Ключевые идеи современной модели образования
компетентность самообразования
магистратура
образование в течение всей жизни
готовности к переобучению
ориентация на усвоение готовых специализированных знаний
Государственная программа
«Образование и развитие
инновационной экономики:
внедрение современной
модели образования
в 2009-2012 годы»
ЦЕЛЬ:
Повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного
развития экономики, современным потребностям
общества и каждого гражданина.
Направление 2.
Формирование механизмов
оценки качества и
востребованности
образовательных услуг
с участием потребителей,
участие в международных
сопоставительных исследованиях
Направление 3.
Обеспечение инновационного
характера базового
образования в соответствии
с требованиями экономики,
основанной на знаниях
Направление 4.
Создание современной
системы непрерывного
образования, подготовки
и переподготовки
профессиональных кадров
2. Создание образовательной среды,
обеспечивающей доступность качественного образования
для лиц с ограниченными возможностями здоровья
и их социализацию
3. Создание системы выявления и поддержки
одаренных детей и талантливой молодежи
4. Создание инфраструктуры социальной
мобильности обучающихся
5. Развитие финансовых инструментов
социальной мобильности обучающихся
Приоритетные задачи
2. Создание условий для привлечения
иностранных студентов в российские
образовательные учреждения
3. Создание прозрачной объективной
системы оценки учебных и внеучебных
достижений обучающихся как основы перехода
к следующему уровню образования
4. Создание механизмов участия потребителей
и общественных институтов
в контроле и оценке качества образования
Направление 2.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях
Приоритетные задачи
2. Развитие вариативности образовательных программ
3. Обновление структуры сети образовательных
учреждений в соответствии
с задачами инновационного развития
4. Обновление механизмов финансирования
образовательных учреждений в соответствии
с задачами инновационного развития
Направление 3.
Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии
с требованиями экономики,
основанной на знаниях
Приоритетные задачи
3. Создание системы поддержки организаций,
предоставляющих услуги непрерывного
профессионального образования
Направление 4.
Создание современной системы непрерывного образования,
подготовки и переподготовки
профессиональных кадров
Приоритетные задачи
К 2016 г.
К 2012 г.
Создание комплексов мирового уровня,
интегрирующих передовые научные исследования
и образовательные программы, решающих кадровые
и исследовательские задачи общенациональных
инновационных проектов в рамках
территориально-производственных кластеров
введение систем оплаты труда пед. и адм.-упр. персонала ОУ, учитывающих качество и результативность;
внедрение новых орг.-правовых форм, обеспечивающих сочетание акад. автономии и гос.-общ. контроля;
увеличение доли средств в структуре доходов университетов за счет выполнения НИР (до 25%)
перевод всех УОО и не менее 50% УПО на нормативное подушевое финансирование;
развитие форм финансирования ОУ, позволяющих сконцентрировать частные и гос. финансовые средства
К 2020 г.
К 2016 г.
К 2012 г.
В области финансовых и организационно-правовых форм организаций образования:
создание условий для
обеспечения участия в непр.
образовании не менее 50%
граждан трудоспособного
возраста ежегодно;
внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного проф. образования
К 2020 г.
К 2016 г.
взаимодействие
с глобальной сферой
образования
обеспечение гражданам
доступа к
образовательным ресурсам
кардинальные
кадровые изменения
принципы управления
в системе образования
– значительная часть учреждений образования переведена в статус автономных с сохранением доли гос. финансирования;
– все виды ОУ финансируются на основе подушевого принципа;
– действует гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы;
– действует несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ;
– развивается конкуренция ОУ разных форм собственности за получение бюджетных и внебюджетных средств.
– учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте;
– по мере восстановления эффективного контракта с преподавателями возрастет роль профессионального (академического) самоуправления.
принципы управления
в системе образования
– увеличение импорта и экспорта образовательных услуг;
– привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа;
– деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом.
взаимодействие
с глобальной сферой образования
– увеличение возможности выбора образовательных ресурсов;
обеспечение гражданам доступа к
образовательным ресурсам
– вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования;
– смена образовательных технологий и роли учителя, резкое расширение его профессиональной дееспособности.
приток в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников
обновление кадрового корпуса системы образования
Дошкольное образование
службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания;
целевые программы сопровождения детей из семей группы риска;
программы раннего развития детей
Система раннего развития
детей (от 0 до 3 лет)
Предшкольное образование
(4-6 лет)
Снижение числа детей в программах коррекционного обучения и значительного
повышение качества начального образования
привлечение организаций разной формы собственности к предоставлению услуг дошкольного образования;
модернизация технологий дошкольного образования;
переподготовка воспитателей
Обеспечение высокой готовности детей к школьному обучению, ранняя позитивная социализация
Переход на принципы профильного обучения
Внешняя и внутренняя система оценки качества образования
Ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты
Расширение сферы дополнительного образования школьников
Разделение школьного образования по возрастным ступеням
Общее образование
Разделение школьного образования по возрастным ступеням
модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам
Общее образование
компетентностный подход – овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений
Ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты
Общее образование
модель построения школьником индивидуальных траекторий
Переход на принципы профильного обучения
Общее образование
расширение пространства инициативного действия ребенка
Расширение сферы дополнительного образования школьников
Общее образование
новые методы оценивания, отражающие достижения и индивидуальный прогресс ребенка
Внешняя и внутренняя система оценки качества образования
Общее образование
развитие сети гуманитарных и классических университетов;
профессиональная подготовка и переподготовка в специализированных магистратурах
учителей основной и старшей школы
Изменение системы подготовки и переподготовки педагогов
Неформальное образование
Информальное образование
курсы, тренинги, короткие программы (на любом этапе образования или профессиональной карьеры)
самообразование в насыщенной культурно-образовательной среде
1. Обновление образовательных стандартов
Эксклюзивное сопровождение
интернаты для особенно одаренных детей на базе
самых передовых вузов
банк данных одаренных детей, отслеживание их достижений
слеты одаренных детей
индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка
&
очно-заочные школы,
программы профильного обучения
доступность современных учебников, ЭОР,
портфолио
3. Развитие учительского потенциала
Стимулирующая часть
Развитие общественного участия в оценке результатов
и сильная зависимость размера премий от результатов
Социальные льготы
Пенсии
Подъемные
Жилье
2. Компетентностный подход (профессиональная, коммуникативная, управленческая, правовая):
Учителя:
Работа с информационными ресурсами
Использование мультимедийных технологий
Владение методами педагогической диагностики
Управленцы:
Проектные технологии
Разрешение конфликтных ситуаций
Ведение документации на электронных носителях
4. Современная школьная инфраструктура
Рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы
Внутри уроков
Вместо части уроков
Создание стимулов для здорового образа жизни
Жесткий индивидуальный контроль за здоровьем
Портфолио
Индивидуальные образовательные программы
Тьюторы
Карта здоровья
Контроль за питанием
(«школьное молоко»)
Диспансеризация
Сокращение требуемой отчетности школ – победителей ПНПО (с условием открытости информации о качестве результатов работы)
Равенство государственных и частных школ;
Привлечение к управлению школами частным инвесторов
Развитие деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении
Развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы
Концепция ФЦПРО 2011-2015
(содержание)
Концепция ФЦПРО 2011-2015
(содержание)
ФЦПРО 2011-2015
(Приложения)
развитие системы
оценки качества образования
и востребованности
образовательных услуг
обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ
Цель и задачи ФЦПРО 2011-2015
За счет внебюджетных источников
формирование стратегических проектов
развития образования для
реализации субъектами РФ, ОУ
при федеральной поддержке
Результат: Получение устойчивых моделей
преобразований для дальнейшего массового
внедрения, оценка их результативности,
сценарии для различных типов
образовательных учреждений, регионов,
социально-экономических условий
завершение стратегических проектов,
обеспечение последовательных изменений
в образовании на всей территории РФ
Результат: Массовое внедрение всех
утверждённых по итогам выполнения
первого этапа ФЦПРО успешных моделей
и механизмов, наличие новой инфраструктуры
в образовательной среде
Для решения задачи
будут проведены мероприятия:
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть