Слайд 1
Перспективы развития системы
профессионального образования
В.С. Гринько – начальник отдела планирования и
оптимизации сети учреждений, структуры подготовки специалистов и содействия в трудоустройстве выпускников Управления учреждений образования Рособразования
д.э.н., профессор ФИРО
Слайд 2Внешние вызовы системе профессионального образования
Школа не готовит молодого
человека к практической жизни в развитом постиндустриальном обществе, ее сегодняшний приоритет – повышение числа выпускников, поступающих в вузы.
Низкая престижность практических навыков и инженерного ремесла.
Слишком много вузов: каждый двадцатый в России – студент. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности и пополняют армию недовольных судьбой и властью.
Неспособность системы профессионального образования сформировать необходимые компетенции
Слайд 3Внешние вызовы системе профессионального образования
У региональных и муниципальных администраций не хватает
средств для решения указанных проблем в рамках традиционных подходов
Страна на подъеме - предприятия испытывают острую потребность в квалифицированных рабочих .
По некоторым оценкам, отечественный бизнес, тратит до 500 млрд. рублей в год на доучивание и переучивание специалистов. Эти средства сопоставимы со всем бюджетом профессионального образования - от начального до высшего.
Слайд 4Перспективы развития системы
профессионального образования
Основные документы:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года
Слайд 5Перспективы развития системы
профессионального образования
Результаты приоритетного национального проекта «Образование» - инструмент
формирования кадровой составляющей экономического развития страны
Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств учреждениями начального и среднего профессионального образования;
Слайд 6Перспективы развития системы
профессионального образования
Направление проекта ориентировано на формирование условий для практического создания перспективной модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по ИОП, которая станет фундаментом для выстраивания рациональной региональной сети профессионального образования.
Слайд 7Перспективы развития системы
профессионального образования
В целом позволит:
- ликвидировать разрыв между потребностями российского общества и системой среднего и начального профессионального образования;
- создать систему обучения с упором на освоение компетенций, технологического подхода;
- создать систему обучения, в которой будут заинтересованы бизнес и молодежь
Слайд 8Проектный подход к формированию перспективной модели образовательного учреждения профессионального образования
Открытость:
конкурсный отбор
Поддержка точек роста: инновационный потенциал ОУ
Поддержка востребованных направлений подготовки: партнерство с бизнесом
Единство подходов: федеральная рамка ПНПО
Подход «снизу- вверх»: федеральная рамка - инновационные программы ОУ - новые модели организации функционирования
Концентрация ресурсов: федеральное финансирование + 100% софинасирование
Достижение четко сформулированных целей в заданные сроки: планы реализации ИОП
Слайд 9Концентрация ресурсов
Финансовые ресурсы проекта:
В 2007 году при общем объёме
финансирования из федерального бюджета в 1,8 млрд. рублей, на 1 руб. государственных вложений приходилось 1,05 руб. софинансирования.
В 2008 году привлечено софинансирование в объеме 2,25 млрд. рублей, что составляет 1,25 руб. на 1 руб. государственных вложений (1,8 млрд. рублей).
В общем объеме софинансирования 2008 года 53% составляют средства работодателей, 43% - средства субъектов РФ и около 5% - внебюджетные средства ОУ.
Слайд 10Концентрация ресурсов
Материальные ресурсы 2007 год
внедрено в учебный процесс 9842 единиц современного
оборудования, 309 тренажеров-имитаторов сложного технологического оборудования;
введено в эксплуатацию 1271 единиц современного оборудования, позволяющего расширить доступ к ресурсам дистанционного обучения, 366 интерактивных классов;
предоставлено работодателями 13742 мест практики по профилю подготовки, оборудованных современным технологическим оборудованием;
введены 262 тыс. кв. метров новых учебных площадей, создано свыше 6000 новых оборудованных ученических мест в лабораториях/мастерских, на учебных полигонах и площадках предприятий.
Слайд 11Результаты приоритетного национального проекта «Образование»
Единство подходов (федеральная рамка):
- новые образовательные технологии,
включая ИКТ;
- новая структура и содержание обучения;
- новые организационные формы ОУ НПО/СПО;
- совершенствование управления качеством;
- развитие стратегического партнерства;
- система подготовки и повышения квалификации кадров
Слайд 12Результаты приоритетного национального проекта «Образование»
Интенсивная модернизация ОУ НПО/СПО -
направления модернизации
инновационных учреждений:
- создание ресурсных центров – 21%;
- подготовка, переподготовка кадров – 30%;
- модернизация системы управления – 30%;
- взаимодействие с работодателями – 38%;
- совершенствование МТБ – 50%;
- модернизация образовательных программ, подготовка по новым
специальностям – 82 %.
Слайд 13Перспективы развития системы
профессионального образования
Проект Госпрограммы «Образование и развитие инновационной экономики:
внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.»
Слайд 14Перспективы развития системы
профессионального образования
Основные принципы:
- комплексность мероприятий;
-
синхронизирована с концепцией долгосрочного развития страны;
- преемственна и последовательна;
- системное применение результатов приоритетного национального проекта «Образование»;
- создание правовых, экономических, организационных, методических условий для эффективного функционирования системы
Слайд 15Перспективы развития системы
профессионального образования
Стратегическая цель:
Постепенное преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей инновационной экономики
Слайд 16Перспективы развития системы
профессионального образования
Приоритетные направления
развития:
- развитие системы непрерывного профобразования;
- актуализация содержания образования;
- реструктуризация сети;
- формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки на основе прогноза потребности рынка труда (госзаказ);
- модернизация организационно-экономических механизмов
Слайд 171.Развитие системы непрерывного профобразования
Интеграция ряда образовательных программ с реальным производством, в
том числе путем расширения предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей
Система НПО и СПО, реализуя модульный принцип построения образовательных программ может стать главной составной частью непрерывного профессионального образования
Развитие неформального образования – курсы, тренинги и т.д.
Развитие информального (спонтанного) образования путем самообразования граждан в насыщенной образовательной среде
Слайд 182. Актуализация содержания образования
- ГОС нового поколения;
- переход на
модульные образовательные программы;
- программы подготовки рабочих:
в рамках специальностей СПО
в рамках интегрированных программ НПО +СПО;
- новые перечни специальностей и профессий;
- программы практико-ориентированного бакалавриата на базе колледжей
Слайд 192. Актуализация содержания образования
Особенности образовательных программ СПО:
СПО : базовый и повышенный
уровень
Специальности СПО – 260, из них – технического профиля – 168, с квалификацией – техник, старший техник
Срок обучения – 3 – 4 года
Не имеют продолжения в ВПО - 50% технических специальностей
Слайд 202. Актуализация содержания образования
Реальная практика использования специалистов с СПО технического профиля:
50%
- на рабочих профессиях (ввиду изменения профессиональных функций – от изготовления продукции к управлению наукоемкими автоматизированными системами по выпуску сложной высокоточной и дорогостоящей продукции);
25% - на должностях линейных руководителей (мастера, начальники участков и др. организаторы производства);
25% - на инженерно-технических должностях в производстве – (технологи, инженеры по эксплуатации и т.п., занятые обслуживанием текущего производства, введением в действие новых технологий, информационным обслуживанием процессов управления)
Слайд 212. Актуализация содержания образования
Изменение структуры ВПО:
формирование нового перечня направлений подготовки ВПО
(специальности ВПО как профили внутри одного ГОС по направлению подготовки);
введение 3-х и 4-х летних программ бакалавриата;
модель бакалавриата – практико-ориентированного по ограниченному перечню направлений подготовки (эксплуатация, ремонт, реновация (восстановление), техническое обслуживание), реализуемая на базе колледжей
Слайд 222. Актуализация содержания образования
- профессиональные стандарты;
Слайд 233. Реструктуризация сети
Основные элементы системы ВПО
- университеты:
федеральные университеты,
национальные исследовательские университеты,
университеты регионального значения,
- академии,
- институты, реализующие программы бакалавриата
Слайд 243. Реструктуризация сети
Основные элементы системы НПО/СПО
- многоуровневые образовательные учреждения,
реализующие
программы различных уровней образования (ресурсные центры),
в основном на базе ведущих учреждений СПО, в т.ч. реализующие программы прикладного бакалавриата;
учреждения НПО:
реализация профессиональных программ НПО;
реализация модульных программ;
переподготовка и повышение квалификации взрослых;
центры сертификации квалификаций
Слайд 253. Реструктуризация сети
Совершенствование внутренней инфраструктуры учреждения
управление хозяйственными объектами (собственностью):
- осветительные сети,
- дороги,
- технологические, водопроводные и другие сети,
- жилые дома,
- общежития, заселенные не обучающимися,
- учебно-производственные комплексы (учебн, хозяйства);
существенное сокращение филиалов, представительств,
непрофильных факультетов;
ресурсные центры, технопарки
Слайд 263. Реструктуризация сети
Что такое ресурсный центр?
Юридический статус: действующие типы и виды
учреждений
Многопрофильность
Многоуровневость (от общеобразовательных программ до
бакалавриата)
Многофункциональность:
Маркетинг
Информационное и учебно-методическое обеспечение
Библио и медиатека
Повышение квалификации мастеров
Сертификация квалификаций
Реализация инноваций
Профориентация
Слайд 273. Реструктуризация сети
Расширение обучения совокупности различных категорий населения из числа (охват):
выпускников 9, 11 классов,
дошкольники и школьники,
«брак школы»,
учащихся профильной школы,
лица с ограниченными возможностями здоровья,
взрослое и незанятое население,
мигранты, беженцы
Слайд 283. Реструктуризация сети
Механизмы реструктуризации сети
Концепция развития сети образовательных
учреждений:
- передача в ведение субъектов РФ;
- ликвидация ветхих, аварийных, избыточных;
- интеграция (реорганизация) «по вертикали» и «по горизонтали»;
- ресурсные центры (образовательные кампусы);
преобразование бюджетных образовательных учреждений в автономные
Слайд 293. Реструктуризация сети
Основные ожидаемые эффекты:
- повышение качества профессионального образования;
-
транспортная и территориальная доступность образования;
- образовательная мобильность обучающихся;
- минимизация финансовых затрат по управлению учреждениями;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- повышение эффективности использования и управления государственной собственностью;
Слайд 303. Реструктуризация сети
Основные проблемы укрупнения:
Не урегулированы нормативно-правовые аспекты организационной и хозяйственно-финансовой
деятельности интегрированного многоуровневого многофункционального образовательного учреждения в части формирования:
организационной структуры;
бюджета;
штатного расписания;
пенсионного обеспечения и т.д.
Слайд 314. Модернизация организационно-экономических механизмов
Формирование профессионально-квалификационной структуры
подготовки на основе прогноза
потребности рынка труда (госзаказ):
- новые методики определения потребности экономики в кадрах;
- методики расчета баланса распределения выпускников по каналам учебы и занятости;
- новые подходы формирования и распределения госзадания (КЦП)
Слайд 324. Модернизация организационно-экономических механизмов
- финансирование по результатам;
- переход на
технологии нормативно-подушевого финансирования;
- образовательный кредит;
- новая система оплаты труда;
- формирование целевого капитала;
- переход в статус автономного образовательного учреждения;
- развитие взаимодействия с бизнесом
Слайд 334. Модернизация организационно-экономических механизмов
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. №
174
«Об автономных учреждениях»
(в редакции Федеральных законов:
от 3 ноября 2007 г. № 175-ФЗ;
от 24 июля 2007 г. №215-ФЗ;
от 18 октября 2007 г. №230-ФЗ):
определяет идеологию АУ в социальной сфере в целом
Слайд 344. Модернизация организационно-экономических механизмов
Переход бюджетного учреждения в статус автономного
Создание механизма АУ
направлено на:
- повышение экономической самостоятельности и
конкурентоспособности образовательных учреждений;
- повышение эффективности использования
материальных ресурсов;
- стимулировать инновационную и инвестиционную деятельность
Слайд 354. Модернизация организационно-экономических механизмов
Закон определяет:
- правовое положение АУ;
- цели;
- порядок формирования и использования имущества;
- основы управления и отношения с учредителем,
в т.ч. в части установления госзадания и его
финансового обеспечения;
- права и обязанности АУ
Слайд 364. Модернизация организационно-экономических механизмов
в целях оперативного обмена информацией открыт совместно с
«МЭСИ» сайт по адресу: http:// www.avtonom.mesi.ru;
сформирован и постоянно расширяется перечень пилотных учреждений;
Слайд 374. Модернизация организационно-экономических механизмов
Примерный перечень мероприятий по созданию АУ путем изменения
типа существующего учреждения:
Блок 1
1.1. принятие учеными советами вузов решений о переходе вуза в АУ и представление их учредителю;
1.2. принятие высшими коллегиальными органами вузов решений о переходе вуза в АУ и представление их учредителю;
Слайд 384. Модернизация организационно-экономических механизмов
Блок 2
2.1. результаты проведения аудиторской проверки БУ
(п. 10
Методические рекомендации по заполнению формы предложения,
утвержденные приказом МЭРТ от 20 июля 2007 № 261);
2.2. перерегистрация имущества (требования постановления от 16 июля
2007 г. № 447 или по определению МЭРТ - инвентаризация технических
документов);
2.3. выписки из реестра федерального имущества по установленной
форме (приказ МЭРТ от 11 сентября 2007 г. № 306);
Слайд 394. Модернизация организационно-экономических механизмов
Блок 3
3.1. копии устава БУ, изменений к нему, заверенные в установленном порядке;
3.2. копии документов, подтверждающих создание филиала и факт постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения
филиала, а также утвержденного в установленном порядке
положения о филиале;
Слайд 404. Модернизация организационно-экономических механизмов
Блок 4
(критерии обоснования учредителем решения
о переходе БУ в АУ)
4.1 сведения о наличии неисполненных предписаний Рособрнадзора;
4.2. сведения о приостановлении действия лицензии, отказе в выдаче лицензии или аннулировании лицензии с указанием оснований за предшествующие 3 года;
4.3. сведения о приостановлении действия свидетельства о
государственной аккредитации, лишении ее или отказе с
указанием оснований за предшествующие 3 года;
4.4. показатели текущей деятельности БУ и будущей АУ
Слайд 414. Модернизация организационно-экономических механизмов
Расширение взаимодействия с работодателями:
разработка нового содержания образования,
исследование потребностей
в умениях, функциях и видах деятельности востребованных работников;
определение профессиональных и социально-личностных компетенций выпускников по конкретным направлениям подготовки;
совместная разработка программ стажировки педагогов с учетом освоения современных технологий и оборудования.
Слайд 424. Модернизация организационно-экономических механизмов
Формы взаимодействия работодателей с инновационными учреждениями:
- практика/стажировка на
предприятии – 90%;
- наставничество на предприятии – 58%;
- социальные программы для привлечения выпускников – 35%;
- социальные программы для закрепляемости выпускников – 30%;
- совместные программы по переоснащению МТБ – 24%;
- участие в составлении учебных программ – 24 %;
- участие в разработке квалификационных требований – 24 %;
- подготовка мастеров производственного обучения – 22 %;
- переподготовка мастеров производственного обучения – 20%
Слайд 434. Модернизация организационно-экономических механизмов
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №
307 «О внесении изменений в федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «Об объединениях работодателей» предоставил объединениям работодателей права:
- в разработке и реализации государственной образовательной политики, в т. ч. в разработке ФГОС;
- в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах;
- в формировании перечней направлений и специальностей подготовки;
- в госаккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке установленном Правительством
Слайд 444. Модернизация организационно-экономических механизмов
Поправки в Налоговый кодекс РФ предоставили
работодателям ряд налоговых преференции, позволяющих им участвовать:
- в софинансировании развития МТБ ОУ;
- финансировании подготовки и переподготовке собственного персонала и потенциальных будущих работников