Перспективы развития системы профессионального образования презентация

Содержание

Внешние вызовы системе профессионального образования Школа не готовит молодого человека к практической жизни в развитом постиндустриальном обществе, ее сегодняшний приоритет – повышение числа выпускников, поступающих в вузы.

Слайд 1 Перспективы развития системы профессионального образования
В.С. Гринько – начальник отдела планирования и

оптимизации сети учреждений, структуры подготовки специалистов и содействия в трудоустройстве выпускников Управления учреждений образования Рособразования
д.э.н., профессор ФИРО

Слайд 2Внешние вызовы системе профессионального образования
Школа не готовит молодого

человека к практической жизни в развитом постиндустриальном обществе, ее сегодняшний приоритет – повышение числа выпускников, поступающих в вузы.

Низкая престижность практических навыков и инженерного ремесла.

Слишком много вузов: каждый двадцатый в России – студент. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности и пополняют армию недовольных судьбой и властью.

Неспособность системы профессионального образования сформировать необходимые компетенции



Слайд 3Внешние вызовы системе профессионального образования

У региональных и муниципальных администраций не хватает

средств для решения указанных проблем в рамках традиционных подходов

Страна на подъеме - предприятия испытывают острую потребность в квалифицированных рабочих .

По некоторым оценкам, отечественный бизнес, тратит до 500 млрд. рублей в год на доучивание и переучивание специалистов. Эти средства сопоставимы со всем бюджетом профессионального образования - от начального до высшего.

Слайд 4Перспективы развития системы профессионального образования

Основные документы:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года






Слайд 5Перспективы развития системы профессионального образования
Результаты приоритетного национального проекта «Образование» - инструмент

формирования кадровой составляющей экономического развития страны

Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств учреждениями начального и среднего профессионального образования;




Слайд 6Перспективы развития системы профессионального образования

Направление проекта ориентировано на формирование условий для практического создания перспективной модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по ИОП, которая станет фундаментом для выстраивания рациональной региональной сети профессионального образования.


Слайд 7Перспективы развития системы профессионального образования
В целом позволит:

- ликвидировать разрыв между потребностями российского общества и системой среднего и начального профессионального образования;

- создать систему обучения с упором на освоение компетенций, технологического подхода;

- создать систему обучения, в которой будут заинтересованы бизнес и молодежь



Слайд 8Проектный подход к формированию перспективной модели образовательного учреждения профессионального образования
Открытость:

конкурсный отбор
Поддержка точек роста: инновационный потенциал ОУ
Поддержка востребованных направлений подготовки: партнерство с бизнесом
Единство подходов: федеральная рамка ПНПО
Подход «снизу- вверх»: федеральная рамка - инновационные программы ОУ - новые модели организации функционирования
Концентрация ресурсов: федеральное финансирование + 100% софинасирование
Достижение четко сформулированных целей в заданные сроки: планы реализации ИОП


Слайд 9Концентрация ресурсов
Финансовые ресурсы проекта:


В 2007 году при общем объёме

финансирования из федерального бюджета в 1,8 млрд. рублей, на 1 руб. государственных вложений приходилось 1,05 руб. софинансирования.

В 2008 году привлечено софинансирование в объеме 2,25 млрд. рублей, что составляет 1,25 руб. на 1 руб. государственных вложений (1,8 млрд. рублей).

В общем объеме софинансирования 2008 года 53% составляют средства работодателей, 43% - средства субъектов РФ и около 5% - внебюджетные средства ОУ.


Слайд 10Концентрация ресурсов
Материальные ресурсы 2007 год
внедрено в учебный процесс 9842 единиц современного

оборудования, 309 тренажеров-имитаторов сложного технологического оборудования;

введено в эксплуатацию 1271 единиц современного оборудования, позволяющего расширить доступ к ресурсам дистанционного обучения, 366 интерактивных классов;

предоставлено работодателями 13742 мест практики по профилю подготовки, оборудованных современным технологическим оборудованием;

введены 262 тыс. кв. метров новых учебных площадей, создано свыше 6000 новых оборудованных ученических мест в лабораториях/мастерских, на учебных полигонах и площадках предприятий.


Слайд 11Результаты приоритетного национального проекта «Образование»
Единство подходов (федеральная рамка):
- новые образовательные технологии,

включая ИКТ;

- новая структура и содержание обучения;

- новые организационные формы ОУ НПО/СПО;

- совершенствование управления качеством;

- развитие стратегического партнерства;

- система подготовки и повышения квалификации кадров




Слайд 12Результаты приоритетного национального проекта «Образование»
Интенсивная модернизация ОУ НПО/СПО -
направления модернизации

инновационных учреждений:

- создание ресурсных центров – 21%;
- подготовка, переподготовка кадров – 30%;
- модернизация системы управления – 30%;
- взаимодействие с работодателями – 38%;
- совершенствование МТБ – 50%;
- модернизация образовательных программ, подготовка по новым
специальностям – 82 %.


Слайд 13Перспективы развития системы профессионального образования
Проект Госпрограммы «Образование и развитие инновационной экономики:

внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.»

Слайд 14Перспективы развития системы профессионального образования
Основные принципы:

- комплексность мероприятий;

-

синхронизирована с концепцией долгосрочного развития страны;

- преемственна и последовательна;

- системное применение результатов приоритетного национального проекта «Образование»;

- создание правовых, экономических, организационных, методических условий для эффективного функционирования системы

Слайд 15Перспективы развития системы профессионального образования
Стратегическая цель:

Постепенное преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей инновационной экономики

Слайд 16Перспективы развития системы профессионального образования
Приоритетные направления

развития:
- развитие системы непрерывного профобразования;

- актуализация содержания образования;

- реструктуризация сети;

- формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки на основе прогноза потребности рынка труда (госзаказ);

- модернизация организационно-экономических механизмов


Слайд 171.Развитие системы непрерывного профобразования
Интеграция ряда образовательных программ с реальным производством, в

том числе путем расширения предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей

Система НПО и СПО, реализуя модульный принцип построения образовательных программ может стать главной составной частью непрерывного профессионального образования

Развитие неформального образования – курсы, тренинги и т.д.

Развитие информального (спонтанного) образования путем самообразования граждан в насыщенной образовательной среде

Слайд 182. Актуализация содержания образования
- ГОС нового поколения;

- переход на

модульные образовательные программы;

- программы подготовки рабочих:
в рамках специальностей СПО
в рамках интегрированных программ НПО +СПО;
- новые перечни специальностей и профессий;

- программы практико-ориентированного бакалавриата на базе колледжей





Слайд 192. Актуализация содержания образования
Особенности образовательных программ СПО:

СПО : базовый и повышенный

уровень

Специальности СПО – 260, из них – технического профиля – 168, с квалификацией – техник, старший техник

Срок обучения – 3 – 4 года

Не имеют продолжения в ВПО - 50% технических специальностей


Слайд 202. Актуализация содержания образования
Реальная практика использования специалистов с СПО технического профиля:
50%

- на рабочих профессиях (ввиду изменения профессиональных функций – от изготовления продукции к управлению наукоемкими автоматизированными системами по выпуску сложной высокоточной и дорогостоящей продукции);

25% - на должностях линейных руководителей (мастера, начальники участков и др. организаторы производства);

25% - на инженерно-технических должностях в производстве – (технологи, инженеры по эксплуатации и т.п., занятые обслуживанием текущего производства, введением в действие новых технологий, информационным обслуживанием процессов управления)

Слайд 212. Актуализация содержания образования
Изменение структуры ВПО:

формирование нового перечня направлений подготовки ВПО

(специальности ВПО как профили внутри одного ГОС по направлению подготовки);

введение 3-х и 4-х летних программ бакалавриата;

модель бакалавриата – практико-ориентированного по ограниченному перечню направлений подготовки (эксплуатация, ремонт, реновация (восстановление), техническое обслуживание), реализуемая на базе колледжей

Слайд 222. Актуализация содержания образования
- профессиональные стандарты;


Слайд 233. Реструктуризация сети
Основные элементы системы ВПО
- университеты:

федеральные университеты,
национальные исследовательские университеты,
университеты регионального значения,
- академии,
- институты, реализующие программы бакалавриата

Слайд 243. Реструктуризация сети
Основные элементы системы НПО/СПО
- многоуровневые образовательные учреждения,

реализующие
программы различных уровней образования (ресурсные центры),
в основном на базе ведущих учреждений СПО, в т.ч. реализующие программы прикладного бакалавриата;

учреждения НПО:
реализация профессиональных программ НПО;
реализация модульных программ;
переподготовка и повышение квалификации взрослых;
центры сертификации квалификаций


Слайд 253. Реструктуризация сети
Совершенствование внутренней инфраструктуры учреждения

управление хозяйственными объектами (собственностью):

- осветительные сети,
- дороги,
- технологические, водопроводные и другие сети,
- жилые дома,
- общежития, заселенные не обучающимися,

- учебно-производственные комплексы (учебн, хозяйства);

существенное сокращение филиалов, представительств,
непрофильных факультетов;

ресурсные центры, технопарки


Слайд 263. Реструктуризация сети
Что такое ресурсный центр?
Юридический статус: действующие типы и виды

учреждений
Многопрофильность
Многоуровневость (от общеобразовательных программ до
бакалавриата)
Многофункциональность:
Маркетинг
Информационное и учебно-методическое обеспечение
Библио и медиатека
Повышение квалификации мастеров
Сертификация квалификаций
Реализация инноваций
Профориентация


Слайд 273. Реструктуризация сети
Расширение обучения совокупности различных категорий населения из числа (охват):

выпускников 9, 11 классов,
дошкольники и школьники,
«брак школы»,
учащихся профильной школы,
лица с ограниченными возможностями здоровья,
взрослое и незанятое население,
мигранты, беженцы

Слайд 283. Реструктуризация сети
Механизмы реструктуризации сети

Концепция развития сети образовательных

учреждений:

- передача в ведение субъектов РФ;

- ликвидация ветхих, аварийных, избыточных;

- интеграция (реорганизация) «по вертикали» и «по горизонтали»;

- ресурсные центры (образовательные кампусы);
преобразование бюджетных образовательных учреждений в автономные


Слайд 293. Реструктуризация сети
Основные ожидаемые эффекты:


- повышение качества профессионального образования;

-

транспортная и территориальная доступность образования;

- образовательная мобильность обучающихся;

- минимизация финансовых затрат по управлению учреждениями;

- повышение эффективности использования бюджетных средств;

- повышение эффективности использования и управления государственной собственностью;

Слайд 303. Реструктуризация сети
Основные проблемы укрупнения:

Не урегулированы нормативно-правовые аспекты организационной и хозяйственно-финансовой

деятельности интегрированного многоуровневого многофункционального образовательного учреждения в части формирования:

организационной структуры;
бюджета;
штатного расписания;
пенсионного обеспечения и т.д.


Слайд 314. Модернизация организационно-экономических механизмов
Формирование профессионально-квалификационной структуры
подготовки на основе прогноза

потребности рынка труда (госзаказ):

- новые методики определения потребности экономики в кадрах;

- методики расчета баланса распределения выпускников по каналам учебы и занятости;

- новые подходы формирования и распределения госзадания (КЦП)

Слайд 324. Модернизация организационно-экономических механизмов
- финансирование по результатам;

- переход на

технологии нормативно-подушевого финансирования;

- образовательный кредит;

- новая система оплаты труда;

- формирование целевого капитала;

- переход в статус автономного образовательного учреждения;

- развитие взаимодействия с бизнесом






Слайд 334. Модернизация организационно-экономических механизмов
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. №

174
«Об автономных учреждениях»
(в редакции Федеральных законов:

от 3 ноября 2007 г. № 175-ФЗ;
от 24 июля 2007 г. №215-ФЗ;
от 18 октября 2007 г. №230-ФЗ):

определяет идеологию АУ в социальной сфере в целом

Слайд 344. Модернизация организационно-экономических механизмов
Переход бюджетного учреждения в статус автономного

Создание механизма АУ

направлено на:

- повышение экономической самостоятельности и
конкурентоспособности образовательных учреждений;

- повышение эффективности использования
материальных ресурсов;
- стимулировать инновационную и инвестиционную деятельность

Слайд 354. Модернизация организационно-экономических механизмов
Закон определяет:

- правовое положение АУ;

- цели;
- порядок формирования и использования имущества;
- основы управления и отношения с учредителем,
в т.ч. в части установления госзадания и его
финансового обеспечения;
- права и обязанности АУ


Слайд 364. Модернизация организационно-экономических механизмов
в целях оперативного обмена информацией открыт совместно с

«МЭСИ» сайт по адресу: http:// www.avtonom.mesi.ru;

сформирован и постоянно расширяется перечень пилотных учреждений;



Слайд 374. Модернизация организационно-экономических механизмов
Примерный перечень мероприятий по созданию АУ путем изменения

типа существующего учреждения:
Блок 1

1.1. принятие учеными советами вузов решений о переходе вуза в АУ и представление их учредителю;

1.2. принятие высшими коллегиальными органами вузов решений о переходе вуза в АУ и представление их учредителю;


Слайд 384. Модернизация организационно-экономических механизмов
Блок 2

2.1. результаты проведения аудиторской проверки БУ

(п. 10
Методические рекомендации по заполнению формы предложения,
утвержденные приказом МЭРТ от 20 июля 2007 № 261);

2.2. перерегистрация имущества (требования постановления от 16 июля
2007 г. № 447 или по определению МЭРТ - инвентаризация технических
документов);

2.3. выписки из реестра федерального имущества по установленной
форме (приказ МЭРТ от 11 сентября 2007 г. № 306);


Слайд 394. Модернизация организационно-экономических механизмов
Блок 3

3.1. копии устава БУ, изменений к нему, заверенные в установленном порядке;

3.2. копии документов, подтверждающих создание филиала и факт постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения
филиала, а также утвержденного в установленном порядке
положения о филиале;



Слайд 404. Модернизация организационно-экономических механизмов
Блок 4
(критерии обоснования учредителем решения

о переходе БУ в АУ)
4.1 сведения о наличии неисполненных предписаний Рособрнадзора;
4.2. сведения о приостановлении действия лицензии, отказе в выдаче лицензии или аннулировании лицензии с указанием оснований за предшествующие 3 года;
4.3. сведения о приостановлении действия свидетельства о
государственной аккредитации, лишении ее или отказе с
указанием оснований за предшествующие 3 года;
4.4. показатели текущей деятельности БУ и будущей АУ

Слайд 414. Модернизация организационно-экономических механизмов
Расширение взаимодействия с работодателями:
разработка нового содержания образования,

исследование потребностей

в умениях, функциях и видах деятельности востребованных работников;

определение профессиональных и социально-личностных компетенций выпускников по конкретным направлениям подготовки;

совместная разработка программ стажировки педагогов с учетом освоения современных технологий и оборудования.

Слайд 424. Модернизация организационно-экономических механизмов
Формы взаимодействия работодателей с инновационными учреждениями:
- практика/стажировка на

предприятии – 90%;
- наставничество на предприятии – 58%;
- социальные программы для привлечения выпускников – 35%;
- социальные программы для закрепляемости выпускников – 30%;
- совместные программы по переоснащению МТБ – 24%;
- участие в составлении учебных программ – 24 %;
- участие в разработке квалификационных требований – 24 %;
- подготовка мастеров производственного обучения – 22 %;
- переподготовка мастеров производственного обучения – 20%


Слайд 434. Модернизация организационно-экономических механизмов
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №

307 «О внесении изменений в федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «Об объединениях работодателей» предоставил объединениям работодателей права:

- в разработке и реализации государственной образовательной политики, в т. ч. в разработке ФГОС;
- в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах;
- в формировании перечней направлений и специальностей подготовки;
- в госаккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке установленном Правительством

Слайд 444. Модернизация организационно-экономических механизмов
Поправки в Налоговый кодекс РФ предоставили

работодателям ряд налоговых преференции, позволяющих им участвовать:

- в софинансировании развития МТБ ОУ;

- финансировании подготовки и переподготовке собственного персонала и потенциальных будущих работников



Слайд 45



Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика