Слайд 1Педагогическая технология
ГОУ
ИПК СПО
Санкт- Петербург
Слайд 2Педагогическая технология
В законе об образовании Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования
образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся.
Слайд 3Педагогическая технология
К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение –
есть труд, полный активности и мысли.
Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения.
Слайд 4Педагогическая технология
Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги
и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.
Слайд 5Педагогическая технология
Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). Им
была сформулирована важнейшая идея этой технологии – гарантия позитивного результата.
Слайд 6Педагогическая технология
Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя
его «дидактической машиной».
«Для дидактической машины, – писал он, – необходимо отыскать:
1) твердо уставленные цели;
2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей;
3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».
Слайд 7Педагогическая технология
Описанный модуль «цель – средства – правила их использования –
результат» составляет ядро любой технологии.
Слайд 8Педагогическая технология
Коменский стремился также найти общий порядок обучения, при котором оно
осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме «искусного распределения времени, предметов и методов».
Слайд 9Педагогическая технология
.
В 1960-е гг. вводится термин «педагогическая технология».
Первым
детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором строили последующие этажи педагогической технологии, стало программированное обучение. Его характерными чертами стало уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения.
Слайд 10Педагогическая технология
Академик В.В.Давыдов отмечал: «Использование компьютеров в программированном обучении приводило к
формированию у школьников лишь узких знаний и навыков исполнительского характера и не способствовало их переносу в новые ситуации, развитию творческого мышления».
Необходимо было взять ценное из опыта программированного обучения и рационально его использовать.
Слайд 11Педагогическая технология
В 1970–1980-е гг. педагогические технологии охватили практически все страны, получив
признание ЮНЕСКО.
Слайд 12Педагогическая технология
Термин технология (technology education)может быть как использован как:
«технология обучения»(предметная)
«технология
образования»(управления),
т.к. в конечном счете речь идет об организации и управлении учебно-воспитательном процессе.
Слайд 13Педагогическая технология
«Глоссарии современного образования» предлагается несколько вариантов определения образовательных технологий:
Слайд 14Педагогическая технология
«Решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно
заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению»;
Слайд 15Педагогическая технология
«Выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа
факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством применяемых методов»;
Слайд 16Педагогическая технология
«Систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения
знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования».
Слайд 17Педагогическая технология
ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 18Педагогическая технология
осознанность деятельности педагогом и учеником,
эффективность,
динамичность,
мобильность,
валеологичность,
целостность,
системность,
Слайд 19Педагогическая технология
Концептуальные
элементы ПТ
С Д1 СО СД Ф Д2
С-содержание предметного знания (разные способы структурирования),
Д1 – диагностика констатирующая,
СО – средства обучения и разные способы их встраивания в учебный процесс,
СД- совместная деятельность субъектов образования (учителя- ученика, учеников, ученика – ученика..),
Ф-формы организации учебного процесса,
Д2- контролирующая диагностика (включающая корректирующий и контролирующий контроль )
Слайд 20Педагогическая технология
Проектирование как процесс, приводящий к созданию проекта педагогической технологии
Проектирование ПТ - это процесс высоко результативный
Слайд 21Педагогическая технология
А) возникновение замысла по разрешению возникшей проблемной ситуации;
Б) возникновение идеи,
направленной на решение поставленной цели, осознание задач по реализации замысла;
В) накопление фактов в результате наблюдений за первыми попытками внедрить идею;
Слайд 22Педагогическая технология
Г) выбор лучшего из возможных решений творческой задачи при просмотре
уже формирующихся вариантов;
Д) оценка результатов творческого труда и его представление в устной или письменной форме (публикация или сообщение).
Слайд 23Педагогическая технология
Проектирование педагогической технологии как вида педагогической деятельности проходит несколько этапов
Слайд 24Педагогическая технология
а) формирование «образ - цель» с последующим сохранением в памяти
человека до окончания действия – выступает в роли ведущего регулятора всей системы действий;
Слайд 25Педагогическая технология
б) формирование плана деятельности, который создается в сознании ученика еще
до начала деятельности
Слайд 26Педагогическая технология
в)реализация плана;
Слайд 27Педагогическая технология
г) принятие решения – задача, определяющая действие ученика; поиск решения,
в процессе которого происходит выделение гипотез, их проверка и оценка, т.е. принятие решения.
Т.О., деятельность выступает как система.
Слайд 28Педагогическая технология
Проектирование технологий педагогом начинается с заранее заданного конечного эффекта, который
определяет сам учитель и складывается из следующих звеньев:
Слайд 29Педагогическая технология
1. Выбор конечной цели, определение конечного эффекта и его конкретизация;
2.Соответственно
выбранной цели определяются критерии, позволяющие оценить конечный эффект;
Слайд 30Педагогическая технология
3.Определение реальности достижений цели, при которых предполагается внедрение разрабатываемого проекта:
а) учет материально-технической базы и возможностей ее изменений,
б) соответствие задачи возрастным особенностям учащихся,
в) личный педагогический опыт по внедрению элементов, проектируемой педагогической технологии,
г) выявление аналога или эквивалента запроектированному конечному эффекту в истории образования,
д) уровень подготовленности учащихся.
Слайд 31Педагогическая технология
4.Определение круга вопросов, знание которых необходимо для достижения конечной цели,
конечного эффекта;
5.Определение системы обучения, которая составляет основу проектируемой педагогической технологии;
6.Определение срока обучения и возраста учащихся, когда целесообразно начинать использование данной педагогической технологии;
Слайд 32Педагогическая технология
7.Определение форм обучения и последовательности их организации. Если педагогическая технология
проектируется на классно-урочной основе, то тогда необходимо продумать какие виды уроков будут служить основой для ПТ.
Слайд 33Педагогическая технология
8.Составление программы обучения (отбор содержания, выбор способа структурирования этого содержания,
способа предоставления его учащимся, подбор информационных источников и т.д., определение места средств обучения, и видов представления этих средств учащимся);
Слайд 34Педагогическая технология
9. Определение характера организации деятельности ученика и учителя (в случае
ПТ, значительный акцент делается на различные виды самостоятельной деятельности учащихся, как системного явления, на организацию индивидуальной деятельности в сочетании с групповой и диалоговой);
Слайд 35Педагогическая технология
10.Предусмотрение возможности выбора для учащихся как содержательного компонента, так и
деятельностного в ПТ;
11. Определение вида, форм, методов оценки качества знаний и частоту контроля и т.д.
Слайд 36Педагогическая технология
В ходе проектирования педагогических технологий можно выделить следующие этапы:
Слайд 37Педагогическая технология
а) теоретический, учитывающий компоненты педагогических технологий и современные наработки в
теории педагогики,
Слайд 38Педагогическая технология
б) рефлексивный, где осуществляется самоанализ, самоосмысление теоретического проекта с последующей
корректировкой,
Слайд 39Педагогическая технология
в) экспериментальный, на котором идет внедрение педагогических технологий в образовательный
процесс,
Слайд 40Педагогическая технология
Выбор технологий обучения в системе профессионального образования зависит от следующих
характеристик учебного процесса:
Слайд 41Педагогическая технология
потенциальные возможности организационных форм учебной деятельности с точки зрения освоения
с их помощью тех или иных профессиональных умений, входящих в квалификационную характеристику;
функция учебной информации в педагогическом процессе (диагностическая, обучающая, контролирующая);
Слайд 42Педагогическая технология
целевое назначение учебной информации (познавательного или операционного типа);
возможности обучаемых уровень
учебно-познавательной деятельности, уровень базовой подготовки по предмету);
Слайд 43Педагогическая технология
возможности обучающего (уровень методической компетенции, методическая и техническая оснащенность учебного
процесса);
временные возможности (менее 45 мин., более 45 мин.)
Слайд 44Педагогическая технология
Учить технологично - не значит учить на основе воспроизводства знаний,
а значит широко использовать творческие процессы, развивать и репродуктивную, и творческую деятельность обучаемых, достигать запланированного результата (стандарта образования) в совокупности с усвоением творческого опыта и ценностных отношений.
Слайд 45Педагогическая технология
Нормативными регламентирующими документами проектирования предметных технологий должны являться учебные программы
по предмету и федеральные государственные образовательные стандарты
Слайд 46Педагогическая технология
Понятие методика (методическая система) шире понятия , так как она
отвечает на вопросы <чему, зачем и как учить?>, а технология - <как учить результативно и как управлять рационально процессом обучения?>
Слайд 47Педагогическая технология
Если методики важны целевой, содержательный и процессуальный аспекты, то для
технологии предпочтительнее процессуальная сторона обучения, её этапность, инструментальность, способ конкретизации целей, вопросы управления процессом.
Слайд 48Педагогическая технология
Роль преподавателя в «традиционной школе»
учитель вместе с учебником были основными
и наиболее компетентными источниками знаний,
учитель являлся контролирующим субъектом познания.
Роль преподавателя в «современной школе»
учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной деятельности учащихся,
компетентным консультантом и помощником,
осуществляет диагностику деятельности учеников чтобы вовремя помочь им квалифицированными действиями устранить намечающие трудности в познании и применении знаний.
Слайд 49Педагогическая технология
Педагогическая технология (от греч.: techne — искусство, мастерство, умение; logos
— слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развитияразвития, обученияразвития, обучения и воспитания ребенка.
Слайд 50Педагогическая технология
Справочно- библиографческий материал
Слайд 51Педагогическая технология
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
1. Система
развивающего обучения Л.В.Занкова.
2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
3. Теория проблемного обучения (А.М.Матюшкин, И.Я.Лернер,
М.И.Махмутов).
4. Теория содержательного обучения (В.В.Давыдов)
5. Программированное обучение (Н.Ф.Талызина, Т.А.Ильина и др.)
6. Концепция поэтапного формирования умственных действий
(П.Я.Гальперин).
7. Теория развития познавательного интереса (Г.И.Щукина).
Слайд 52Педагогическая технология
8. Теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский, М.М.Поташкин).
9. Теория активизации учебной деятельности
(А.К.Маркова, Т.Н.Ша-
мова, И.Ф.Харламова и др.).
10. Адаптивная система обучения (А.С.Границкая).
11. Система Л.В.Тарасова "Экология и диалектика".
12. Теория решения изобретательных задач.
13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А.Амо-
нашвили).
14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф.Шаталов).
15. Технология "погружения" (М.П.Щетинин).
16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н.Лысенковой,
Н.П.Гузика, Е.Н.Ильина, И.П.Волкова и др.
Слайд 53Педагогическая технология
17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др.
18.
Предметно-классно-урочная система обучения.
19. Коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко).
20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов).
21. Модель начального образования "Развивающая среда" (И.И.Ильясов).
22. Система, созданная на деятельностно коммуникативной основе
(Л.Ф.Климанова).
23. Технология воспитания (Н.Е.Щуркова).
24. Дифференцированное обучение.
25. Бригадно-лабораторное обучение.
Слайд 54Педагогическая технология
26. Организационно-деятельностная игра.
27. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б.Эрдниев).
28. Система С.Френе.
29. Система М.Монтессори.
30. "Вальдорфская педагогика" (Р.Штайнер).
31. Система Л.Рона Хаббарда.
32. Гуманистическая педагогика (К.Роджерс).
33. Технология полного усвоения (В.Блум, Дж.Кэррол).
Слайд 55Педагогическая технология
34. Модель "Структура интеллекта" (Дж.Гилфорд).
35. Когнитивно- аффективная модель
(Ф.Ульямс).
36. Модель "Три вида обогащения учебной программы" (Дж.Ревзулли).
37. Система С.Пайперта "Использование компьютеров в учебном процессе".
38. Современные технологии образования: "Система учебной информации",
"Система творческих заданий", "Моделирование", "Учебное исследование", "Научное исследование", "Проектирование среды",
"Конструирование"(В.А. Бухвалов).
Слайд 56Педагогическая технология
окончание
презентации