Слайд 1Особенности экспертизы образовательных программ с применением сетевого обучения, электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
к.т.н. Ганеев Алексей Рафисович,
Центр перспективных разработок в сфере образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»
Слайд 2Проект «Развитие процедур государственной аккредитации для образовательных программ» (государственный контракт от
«03» марта 2014 года № Ф-12-кс-2014).
Цель проекта: обеспечение процедуры государственной аккредитации моделью проведения государственной аккредитации образовательной деятельности с применением сетевой формы реализации образовательных программ.
Основные задачи:
- разработка модели проведения аккредитационной экспертизы экспертными организациями при государственной аккредитации;
- разработка модели аккредитации основных образовательных программ высшего образования, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных технологий (включая набор показателей и методики их расчета);
- разработка модели государственной аккредитации образовательной деятельности с применением сетевой формы реализации образовательных программ;
Основания для выполнения работ
Слайд 3Основные результаты
Разработаны формы отчета эксперта о результатах аккредитационной экспертизы соответствия образовательной
программы бакалавриата федеральным государственным образовательным стандартам и методические рекомендации по их заполнению;
Доработка форм и методических рекомендаций для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность с использованием сетевой формы (август 2014 года);
Апробация модели и инструментария, общественной обсуждение полученных результатов (ноябрь 2014 года -февраль 2015 года);
Доработка модели государственной аккредитации для ООП ВО, реализуемых с применением электронного и дистанционного обучения ВО (март 2015 года).
Слайд 4Постановка проблемы
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ вводятся:
1. новая форма реализации
образовательных программ - сетевая форма;
2. возможность электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологи
Однако не предусматривается разработка отдельных подзаконных НПА, регламентирующих порядок применения сетевой формы ООП (регламентация отнесена к компетенции образовательной организации).
Проблема эффективной реализации надзорной функции в условиях существующего нормативно-правового обеспечения.
Необходимо усовершенствовать процедуру государственной аккредитации, а также определить показатели аккредитационной экспертизы.
Слайд 5Возможные угрозы
ДА: сетевая форма ООП ВПО есть условие выхода российских вузов
на новые рынки, привлечения иностранных студентов, преподавателей, институционального сотрудничества с ведущими мировыми вузами, включения в образовательный процесс инновационных модулей и разработок, научных знаний «переднего края» и практического опыта организаций реального сектора экономики.
ДА: сетевая форма ООП ВПО способствует академической мобильности студентов и преподавателей, равных стартовых возможностей.
ДА: сетевая форма ООП ВПО существенно удешевляет образовательный процесс, снижает требования к материально-технической инфраструктуре (помещения, лаборатории).
НО: Сетевая форма ООП ВПО – средство, позволяющее «имитировать» образовательный процесс за счет присоединения к организациям - «паровозам» и соблюдения формальных показателей.
Слайд 6Гипотезы для разработки модели
ЗНАЧИТ: показатели соответствия ООП ВО ФГОС организациям, осуществляющим
образовательную деятельность с использованием сетевой формы должны быть ВЫШЕ, чем в случае реализации ООП ВО в обычной форме.
ТАКЖЕ: появляются дополнительные требования к разработкам (модулям, учебным материалам), разработчикам (квалификация), преподавателям (информационная компетентность), материально-техническому обеспечению (средства коммуникации, связи, программное обсечение), нормативно-правовому обеспечению (договоры между организациями).
В ИТОГЕ: начинает работать механизм селекции и отбора самых эффективных ООП ВПО, востребованных потребителями и экономикой, которые далее можно поддерживать, тиражировать и продвигать.
Слайд 7Идеология разработки показателей
При некотором снижении требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса,
должны присутствовать четкие и обоснованные показатели самой возможности реализации ООП ВПО в сетевой форме, учитывающие:
- обеспеченность договорами между организациями и локальными НПА;
высокое качество разработанных материалов, пригодных для использованию в сетевой форме;
- высокую квалификацию разработчиков УМК, преподавателей и организаторов образовательного процесса, обладающих необходимыми компетенциями для работы в сетевой форме;
- обеспеченность реализации ООП средствами коммуникации, связи, наличием соответствующих программных решений.
Слайд 8Механизмы расчета показателей
Показатели соответствия ООП ВО федеральным государственным образовательным стандартам образовательных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность с использованием сетевой формы предполагаются, как-минимум двух типов.
Абсолютные показатели, определяемые по принципу бинарной оппозиции «соответствует - не соответствует», каждый из которых является критическим.
Относительные (исчисляемые) показатели, каждый из которых имеет свой определенный минимальный допустимый уровень, но общий вывод о соответствии или не соответствии ООП ВПО ФГОС делается только после анализа и сопоставления всех показателей группы в форме стандартной (лепестковой диаграммы)
Слайд 9Раздел Б. Для образовательных программ бакалавриата, реализуемых в сетевой форме
Блок 1:
Раскрытие информации о сетевой форме обучения:
Соблюдение требований законодательства о раскрытии информации о сетевой форме обучения и необходимости получения обязательного согласия студента на обучение по сетевой форме;
Блок 2: Условия реализации образовательной программы в сетевой форме:
Сетевая матрица ответственности организаций-партнеров за разделы образовательной программы;
Характеристика форм реализации образовательной программы;
Характеристика модулей (дисциплин), реализуемых в сетевой форме;
Квалификация преподавателей, участвующих в сетевой форме реализации образовательных программ с использованием технологий дистанционного образования
Слайд 10Раздел Б. Для образовательных программ бакалавриата, реализуемых в сетевой форме
Блок 3:
Нормативно-правовое и документальное обеспечение реализуемой образовательной программы в сетевой форме:
Соответствие текста основного договора требованиям ФЗ № 273-ФЗ;
Развитие локальной нормативно-правовой базы обеспечения реализации основных образовательных программ в сетевой форме.
Блок 4: Обеспеченность сетевой формы информационно-справочными материалами и программными средствами:
Информационно-справочные материалы;
Функционирование электронной информационно-образовательной среды
Слайд 11Нормативная и правовая база
«Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 15,16)
Приказ Рособнадзора от 25.10.2011 № 2267 «Об утверждении критериев показателей и необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования»
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата программам специалитета, программам магистратуры» (утв. Приказом Минобрнауки 19 декабря 2013 г. N 1367)
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне",
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Слайд 12Востребованность образовательных программ ВО с использованием технологий дистанционного и электронного обучения
В
США cвыше 6,7 млн. студентов (32% студентов вузов) выбирали, по крайней мере, 1 онлайновый курс в течение 2012 г., рост на 570 тыс. студентов по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. В 2014 ожидается, что больше 80% студентов будут обучаться на онлайн-курсах. Это на 44% больше, чем в 2009. Классическое обучение все больше уступает электронному и его доля в образовательном секторе упала с 70% до 62%.
В академическом секторе каждый 4-й студент проходит как минимум один курс с использованием технологий электронного обучения и в текущем 2014 году это значение должно составить 18 650 000 слушателей. К 2019 году половину всех занятий планируется проводить в режиме онлайн.
К наиболее быстро растущим рынкам электронного обучения следует отнести Малайзию (рост рынка на 39,4% в год) и Вьетнам (рост рынка на 44,3% в год). Фактически, планируемый ежегодный рост Азиатского рынка в течение следующих 5 лет составит 17,3% (к 2016 году это значение составит 11,5 миллиардов долларов), при этом данный рынок является наиболее динамичным среди крупнейших глобальных рынков.
Слайд 13Востребованность образовательных программ ВО с использованием технологий дистанционного и электронного обучения
Если
говорить о тенденциях в российском образовании, то не так много ВУЗов предлагают полноценные программы электронного обучения. Но тенденцию можно отследить по количеству российских студентов, выбирающих вечернее и заочное образование. Это количество ежегодно увеличивается.
По информации Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации в 2013 году 55% студентов выбрали вечернюю и заочную формы обучения.
Слайд 14Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Федеральный закон от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 16):
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Слайд 15Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Приказом Минобрнауки России от 9 января
2014 г. N 2 определен порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»:
- Минобрнауки утверждается перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым нельзя реализовывать программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных технологий;
- при реализации программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- до участников образовательных отношений доводится информация о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Слайд 16Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
При реализации образовательных программ или их
частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации:
- оказывают обучающимся учебно-методическую помощь, в т.ч. в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При этом местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся, допускается отсутствие аудиторных занятий;
- обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.
Слайд 17Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Основными факторами, препятствующими внедрению элементов дистанционных
образовательных технологий в учебный процесс по всем формам обучения, а также системы электронного обучения в настоящее время являются:
- недостаточный уровень инфраструктуры информатизации (отсутствие системности в оснащении образовательного процесса компьютерной техникой, частые перебои в доступе к сети Интернет);
- не ведется статистика по оснащенности преподавателей компьютерами, в современной высшей школе компьютер требуется каждому преподавателю;
- достаточно низкий уровень компетентности профессорско-преподавательского состава в применении электронных образовательных технологий;
- создаваемые преподавателями электронные учебники, пособия, мультимедийные образовательные программы в основном распространяются на носителях;
- при создании электронных учебных курсов разработчиками должно учитываться требование по поддержке международных стандартов для обеспечения их совместимости на основе SCORM, являющегося стандартом систем e-learning, однако, соответствие образовательным стандартам для университетских электронных разработок является пока рекомендательной нормой;
Слайд 18Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
- отдельным вопросом является развитие и
продвижение авторских электронных разработок преподавателей; в настоящее время не определены единые требования к процедурам распространения таких ресурсов, нет работающих механизмов мотивации и стимулирования ППС, разрабатывающих электронные учебные материалы, не ведутся рейтинги лучших разработок;
- важным условием функционирования системы электронного обучения является обеспечение прозрачности и открытости учебного процесса в соответствии с требованиями лучших международных практик и необходимостью позиционирования высшего образования в международных рейтингах, осуществляемых Международными ассоциациями по оценке учебных достижений.
Слайд 19Перечень международных и национальных организаций, занимающихся стандартизацией качества в электронном и
дистанционном обучении
В Европе:
− European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA);
− European Association for Distance Learning (EADL);
− European Association of Distance Teaching Universities (EADTU);
− European Foundation for Quality in eLearning (EFQUEL);
− International Network for Quality Assurance Agencies in Higher
Education (INQAAHE);
− Open and Distance Learning Quality Council (ODLQC);
− Council for Higher Education Accreditation (CHEA);
− UNESCO/OECD, Centre for Educational Research and Innovation (CERI);
− International Organization for Standardization (ISO);
− European Institute for e-Learning.
В Азии:
− Национальные организации контроля качества электронного обучения азиатских стран
Слайд 20Перечень международных и национальных организаций, занимающихся стандартизацией качества в электронном и
дистанционном обучении
В Африке:
− African Council for Distance Education.
В Северной Америке:
− Национальные и региональные организации контроля качества электронного обучения США и Канады (используются в основном региональные стандарты качества).
В Австралии и Океании:
Australasian Council on Open, Distance, and e-Learning. Выявление барьеров, которые могут препятствовать интеграции электронного обучения в стандартных процессах обеспечения качества
Слайд 21Технологии реализации ООП ВО с использованием технологий дистанционного и электронного обучения
Слайд 22
Технологии реализации ООП ВО с использованием технологий дистанционного и электронного обучения
Слайд 23Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении
ISO / IEC
19796. Серия стандартов ISO / IEC 19796 обеспечивает основу для определения типов данных, гармонизации разных систем управления качеством, выявления показателей качества и методов, а также предоставление примеров лучших практик для качественного электронного обучения. Эта серия стандартов была опубликована в ISO / IEC 19796: Information technology- Learning, education and training - Quality management, assurance and metrics (Информационные технологии – обучение, образование и профессиональная подготовка – менеджмент качества, гарантий и метрик).
Модель включает в себя весь жизненный цикл обучения, образования и профессиональной подготовки, в том числе электронного обучения и смешанного обучения.Общая модель процесса содержит 38 процессов, сгруппированных в семь категорий (анализ потребностей, структурный анализ, концепция / дизайн, разработка / производство, внедрение, процесс обучения и оценивание / оптимизация). Общее описание модели определяет стандартный способ описания всех 38 процессов которые составляют процесс электронного обучения.
ГОСТ Р 53625-2009 Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход.
Слайд 24Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении
Слайд 25Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении
Слайд 26Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении
Слайд 27Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении
Слайд 28Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении
Слайд 29EFQUEL - European Foundation for Quality in e-Learning Европейский фонд качества
электронного обучения
EFQUEL (Сертификация UNIQUe):
Область 1. Образовательная/Основная ситуация
Стратегия и Электронное обучение
Стремление к инновациям (Культура, Научные исследования и Развитие)
Открытость для сообщества.
Область 2. Учебные ресурсы.
Учебные ресурсы
Студенты
Персонал университета (Преподаватели, Лекторы, Посредники)
Техническое оборудование.
Область 3. Учебные процессы.
Обратная связь с заинтересованными сторонами
Управление правами на интеллектуальную собственность
Личное развитие/ Развитие человеческих ресурсов и услуг
Слайд 30Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении
А) Стратегия и
управление
- Общая стратегия ЭО
- Политика в области инфраструктуры
- Внешняя политика
- Политика в области исследований и инноваций
Б) Информационно-техническое обеспечение
- Техническое обеспечение
- Программное обеспечение
В) Учебно-методическое обеспечение
- Реализация образовательных программ
- Электронные курсы
- Электронная библиотечная система
Слайд 31Подходы к оценке качества в электронном и дистанционном обучении
Г) Среда обучения
Доступность
Персонализация
Мониторинг
Д)
Поддержка
Поддержка преподавателей и сотрудников
Поддержка студентов
Е) Количественные показатели ЭО и ДОТ
Количественные показатели по электронным курсам
Количественные показатели по студентам
Количественные показатели по преподавателям