Рис. Суперпозиция циклов и кризисы
Выводы:
1. Качественные изменения в массовой статистике психологии личностей, выражающейся в реальных фактах жизни - объективное явление, собственная характеристика социальной системы.
2. Общественное управление на основе прежней логики социального поведения теряет устойчивость, т.е. власть, и порождает многие беды и угрозы жизни.
3. Для поддержания устойчивости социального поведения общество вынуждено иметь параллельную систему, состоящую из учителей и наставников.
4. Происходит обесценивание прежних прикладных знаний и навыков.
5. Необходим переход в системе образования от школы зубрежки, изучения технологий, к изучению методов познания.
6. Основой системы образования должно стать формирование целостного мировоззрения, т.е. осознания мира, как взаимовложенности процессов управления природы и общества.
7. Самообразование на основе базового образования – единственная возможность поддерживать квалификацию в новых исторических условиях, обеспечить безопасность социального управления.
8. Безопасность системы образования обеспечивает безопасность общества в целом.
СМЕНА ЛОГИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ЗАКОН ВРЕМЕНИ
Предпосылки возникновения СА:
достижения формальной логики в XIX в.
отдельные научные дисциплины достигли уровня развития, позволившего обнаружить в них общие подходы и схожие теории (начало XX в.)
возникновение теории информации (начало XX в.)
возникновение формальной лингвистики и языков программирования (XX в.)
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗНАНИЙ – СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Возникновение и осмысление понятия системы
Демокрит (V-IV в. до н.э.): подобие образования тел из атомов и слов из букв
Аристотель (IV в. до н.э.): целое больше суммы его частей
Иоганн Ламберт (XVIII в.): выдвинул тезис о системности науки
Иммануил Кант (XVIII в.): соотнёс принципы образования систем с формой знания, отделив их от его содержания
Георг Гегель (XVIII-XIX вв.): идеи единства содержания и формы знания, тождества мысли и действительности (современная наука признаёт не тождество, а гомоморфизм, связывает форму представления системы с содержанием представляемого знания).
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА (ОТС)
Создание общей теории систем
Людвиг фон Берталанфи (30-е гг. XX в.) - поставил задачу создания теории систем как самостоятельной научной дисциплины
цель - междисциплинарный обмен знаниями
перспективизм - синтез наук vs редукционизм - сведение всех наук к физике
ОТС - философия современной науки
Норберт Винер (1948 г.) - создал кибернетику - науку о процессах управления в целенаправленных системах
Уильям Эшби (50-е гг. XX в.) - исследовал законы управления в кибернетических системах
Илья Пригожин (50-е гг. XX в.) - заложил основы нелинейной динамики и синергетики
Развитие общей теории систем
Михайло Месарович
из теории систем должны выводиться теория динамических моделей, теория автоматов, теория алгоритмов и др.;
она должна быть формальной, математически однозначной, аксиоматической;
должна иметь практическую ценность
Рон Фейджин
организованная простота -> механика
беспорядочная сложность -> статистика
организованная сложность -> теория систем
Василий Сергеевич Немчинов
впервые в нашей стране применил кибернетический подход к изучению экономических процессов
Юрий Николаевич Гаврилец
рассмотрение экономических процессов с позиций гомеостаза
экономика
инженерные науки
биология
физика
информатика
etc.
Методы исследования
Знания, подлежащие обобщению
В процессе познания человеком создаётся инструмент перевода иррационального знания в рациональное – наука.
Предназначение науки – поиск единства Мира.
Познание – фундамент социальной деятельности.
Наука – продукт познания.
Иррациональность - находящееся за пределами разума, находящееся за пределами разума, алогичное, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.
Иррациональный - невыразимый в логических понятиях и суждениях.
Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.
Факт - в обычном смысле синоним понятия истина, событие, результат. Знание, достоверность которого доказана. В логике и методологии науки - предложения, фиксирующие эмпирические знания.
Данные - сведения, необходимые для какого-нибудь вывода.
В процессе познания человек манипулирует тремя понятиями – данными, фактами и знаниями, в рамках иерархического рассмотрения в трёх уровнях:
Методологический – Знания (Что?)
Методический – Факты (Почему?)
Технологический – Данные (Как?).
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
СРЕЗЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ В ПОЗНАНИИ
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСОЗНАНИЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть