Основы системного подхода презентация

Содержание

ЭТАПЫ (УРОВНИ) ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Слайд 1ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО
ПОДХОДА
Матвеев В.В.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение
Дополнительного профессионального образования Институт развития дополнительного профессионального образования

Слайд 2ЭТАПЫ (УРОВНИ) ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ


Слайд 3УРОВНИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ


Слайд 4ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗМЕНЕНИЙ


Слайд 5ПОБУЖДЕНИЕ К УПРАВЛЕНИЮ


Слайд 6ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ


Слайд 7ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА


Слайд 8ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ


Слайд 9Рис. Информационное обеспечение деятельности человека
Рис. Графики циклов А.Л.Чижевского
Рис. Циклы смены цивилизаций
ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИВЯЗКОЙ К ЦИКЛИЧНОСТИ СМЕНЫ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 10Рис. Формы цикличности процессов
Рис. Циклические процессы в управлении социально-экономическими процессами
Рис. Экономические

циклы Н.В. Кондратьева

Рис. Суперпозиция циклов и кризисы


Слайд 11МАТРИЦА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ВОЛНЫ


Слайд 12Рис. Развитие электроники более 40 лет происходит в экспоненциальном режиме
Рис. Инфратраектории

развития различных макротехнологий

Выводы:
1. Качественные изменения в массовой статистике психологии личностей, выражающейся в реальных фактах жизни - объективное явление, собственная характеристика социальной системы.
2. Общественное управление на основе прежней логики социального поведения теряет устойчивость, т.е. власть, и порождает многие беды и угрозы жизни.
3. Для поддержания устойчивости социального поведения общество вынуждено иметь параллельную систему, состоящую из учителей и наставников.
4. Происходит обесценивание прежних прикладных знаний и навыков.
5. Необходим переход в системе образования от школы зубрежки, изучения технологий, к изучению методов познания.
6. Основой системы образования должно стать формирование целостного мировоззрения, т.е. осознания мира, как взаимовложенности процессов управления природы и общества.
7. Самообразование на основе базового образования – единственная возможность поддерживать квалификацию в новых исторических условиях, обеспечить безопасность социального управления.
8. Безопасность системы образования обеспечивает безопасность общества в целом.

СМЕНА ЛОГИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ЗАКОН ВРЕМЕНИ


Слайд 13МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


Слайд 14ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В ТОЛПО-«ЭЛИТАРНОМ» ОБЩЕСТВЕ


Слайд 15Потребность в системном анализе (СА):
потребность в языке междисциплинарного обмена знаниями
физика -

химия - биология (начало XX в.)
экономика - социология - психология (середина XX в.)
экономика - биология - термодинамика (конец XX в.)
До XX в. в качестве междисциплинарного формализованного языка использовалась математика, но её изобразительных средств недостаточно для эффективного переноса знаний между вышеуказанными дисциплинами.

Предпосылки возникновения СА:
достижения формальной логики в XIX в.
отдельные научные дисциплины достигли уровня развития, позволившего обнаружить в них общие подходы и схожие теории (начало XX в.)
возникновение теории информации (начало XX в.)
возникновение формальной лингвистики и языков программирования (XX в.)

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗНАНИЙ – СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА


Слайд 16Возникновение непосредственных предпосылок формирования теории систем
Бертран Рассел (XX в.) - формализовал

понятие структуры, участвовал в создании теории формальных систем
Курт Гёдель (XX в.) - завершил формирование теории чисел, доказав её неполноту
Клод Шеннон (XX в.) - заложил основы теории информации
Александр Богданов (Малиновский) (XX в.) - предложил науку о процессах организации - тектологию, во многом предвосхитившую современную теорию систем

Возникновение и осмысление понятия системы
Демокрит (V-IV в. до н.э.): подобие образования тел из атомов и слов из букв
Аристотель (IV в. до н.э.): целое больше суммы его частей
Иоганн Ламберт (XVIII в.): выдвинул тезис о системности науки
Иммануил Кант (XVIII в.): соотнёс принципы образования систем с формой знания, отделив их от его содержания
Георг Гегель (XVIII-XIX вв.): идеи единства содержания и формы знания, тождества мысли и действительности (современная наука признаёт не тождество, а гомоморфизм, связывает форму представления системы с содержанием представляемого знания).

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА (ОТС)

Создание общей теории систем
Людвиг фон Берталанфи (30-е гг. XX в.) - поставил задачу создания теории систем как самостоятельной научной дисциплины
цель - междисциплинарный обмен знаниями
перспективизм - синтез наук vs редукционизм - сведение всех наук к физике
ОТС - философия современной науки
Норберт Винер (1948 г.) - создал кибернетику - науку о процессах управления в целенаправленных системах
Уильям Эшби (50-е гг. XX в.) - исследовал законы управления в кибернетических системах
Илья Пригожин (50-е гг. XX в.) - заложил основы нелинейной динамики и синергетики

Развитие общей теории систем
Михайло Месарович
из теории систем должны выводиться теория динамических моделей, теория автоматов, теория алгоритмов и др.;
она должна быть формальной, математически однозначной, аксиоматической;
должна иметь практическую ценность
Рон Фейджин
организованная простота -> механика
беспорядочная сложность -> статистика
организованная сложность -> теория систем
Василий Сергеевич Немчинов
впервые в нашей стране применил кибернетический подход к изучению экономических процессов
Юрий Николаевич Гаврилец
рассмотрение экономических процессов с позиций гомеостаза


Слайд 17ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА»


Слайд 18СВЯЗЬ ТЕОРИИ СИСТЕМ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Общая теория систем
Философия
Математика
категории,
формы
представления
знаний

Мат. методы

Теория

формальных систем

экономика
инженерные науки
биология
физика
информатика
etc.

Методы исследования

Знания, подлежащие обобщению


Слайд 19ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ НА БАЗЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА


Слайд 20МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ДИНАМИКОЙ СТС


Слайд 21ЗАРОЖДЕНИЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА


Слайд 22МЕТОДЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Рис. Диаграмма взаимосвязи наук


Слайд 23




СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ПОЗНАНИЯ В РАМКАХ
СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Слайд 24 Социальная деятельность – это деятельность человека, связанная с жизнью и

отношениями людей в обществе.

В процессе познания человеком создаётся инструмент перевода иррационального знания в рациональное – наука.
Предназначение науки – поиск единства Мира.
Познание – фундамент социальной деятельности.
Наука – продукт познания.

Иррациональность - находящееся за пределами разума, находящееся за пределами разума, алогичное, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.

Иррациональный - невыразимый в логических понятиях и суждениях.
Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.

Факт - в обычном смысле синоним понятия истина, событие, результат. Знание, достоверность которого доказана. В логике и методологии науки - предложения, фиксирующие эмпирические знания.
Данные - сведения, необходимые для какого-нибудь вывода.
В процессе познания человек манипулирует тремя понятиями – данными, фактами и знаниями, в рамках иерархического рассмотрения в трёх уровнях:

Методологический – Знания (Что?)
Методический – Факты (Почему?)
Технологический – Данные (Как?).

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ


Слайд 25 Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и

теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Цель науки – описание, объяснение и предсказание явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых её законов, а её предназначение – это поиск единства.
Три основных среза науки:
методология;
методы;
технологии.
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического (познания) действительности.
Технология – наука о способах воздействия на объект управления, сырьё, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.

При моделировании:
методология формирует свойства множества требуемых пространственно- временных состояний (ПВС) системы в процессе жизненного цикла;

методы формируют условия перехода системы из одного состояния системы в другое на множестве требуемых пространственно-временных состояний системы в процессе жизненного цикла;

технология формирует условия реализации переходов системы на множестве требуемых пространственно-временных состояний системы в процессе жизненного цикла.

СРЕЗЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ


Слайд 26СТРУКТУРНАЯ СХЕМА РАЗВЁРТЫВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ПОЗНАНИЕ»


Слайд 27Познание – отражение и воспроизведение действительности (Объективной реальности) в мышлении.

Объект

– то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явления внешнего мира.

Истина – адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.
Содержание процесса отражение сводится к интерпретация субъектом окружающей действительности.

Интерпретация – это истолкование, разъяснение смысла чего-либо.

Познание осуществляется через моделирование.
Моделирование – основа технологии познания.
Интерпретация осуществляется посредством моделирования окружающей действительности.
Полнота познания – определяется полнотой учёта закономерностей мироустройства в модельной интерпретации действительности.
Моделирование окружающей действительности должно строится на основе замыкания «модели объекта» и «модели действия» этого объекта через предназначение.

Предназначение – это то что, предопределено.
Мерой соответствия системой своему предназначению является показатель эффективности применения разрабатываемой системы.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ В ПОЗНАНИИ


Слайд 29При анализе (решение проблемы выбора) проектировщику выдают набор физических элементов и

требуют предсказать возможный результата функционирования системы (некоторые выходные характеристики). То есть проектировщик сформирует один вариант системы, другой и так далее, анализирует результат функционирования каждого и выбирает тот вариант, который наиболее полно удовлетворяет требуемым условием.

При синтезе проектировщику дают набор выходных характеристик проектируемой системы и требуют определить количественный и качественный состав системы.

Декомпозиция – это такой научный метод, при котором исследование системы (модели) в целом заменяется исследованием отдельных её подсистем (подмоделей), проводимым с учётом их взаимного влияния друг на друга, и по возможности полным отражением при этом целостных свойств системы.

Агрегирование – это такой научный метод, при котором множество элементов (подсистем) модели (системы) заменяются элементами, называемыми агрегатами, на которых и строится агрегированная модель, имеющая существенно меньшую размерность, чем исходная, но достаточно хорошо отражающая свойства системы в главном.

Дедукция – цепь умозаключений, звенья которой связаны отношениями следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений(«общее»), концом – следствия из посылок, теоремы («частное»).

Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Детализация – разрабатывать в деталях, подробностях при этом осознавая, что это детали некоторого объекта, системы.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСОЗНАНИЯ


Слайд 30Рис. 2.1.1 Научно обоснованный подход к познанию и управлению социально-экономическими процессами
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 31НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СЭС


Слайд 32Рис. 2.1.2 Уровни моделирования процессов управления
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
И ПРОЦЕССОВ

УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 33 Теория – система основных идей в той или иной отрасли

знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Критерий истинности и основа развития теории – практика.
Критерием теории является наличие в ней:
- базовых понятий, ключевых слов, развёртывания содержания этих
понятий,
- аксиом;
- правил вывода;
- теорем.

Слайд 34Рис. 2.1.3 Аксиоматический аппарат обеспечения экономической безопасности
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
И

ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 35КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
Рис. Формирование элементов целевой системы

в соответствие с реализуемой концепцией управления

Слайд 36КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
Рис. Создание экономической суперсистемы страны

и условий безусловного функционирования всех необходимых элементов для достижения конечного результата

Слайд 37КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
Рис. Создание защитной подсистемы страны

для ослабления воздействия внешнего противодействия

Слайд 38Рис. Создание союза государств с непротиворечивой Целевой Подсистемой
формирует более высокий

социально-экономический потенциал и эффективность управления

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ


Слайд 39
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАЗОВЫХ ПОДСИСТЕМ


Слайд 40СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СИНТЕЗА СИСТЕМЫ


Слайд 41ВЫВОДЫ:
Алгоритмика поведения человека и принятие им решений основывается на адекватности

сформированной субъективной модели объективной реальности (мировоззрении), знаний и навыков управления.
Адекватность поведения, принятия решений и управления основывается на информационном обеспечении этих процессов.
Произошла смена логики социального поведения, основой которой является приоритет информации, приобретенной в процессе жизни (культурная среда) по отношению к генетически приобретенной информации.
В настоящее время смена технологий в техносфере, которая является одним из определяющих факторов в жизни любого человека и его трудовой деятельности происходит многократно в течение его трудовой деятельности и жизни поколения людей.
Требуется переход системы образования от передачи фактологических знаний к методологическому образованию, позволяющему в последствие организовать самообразование и ускоренное освоение вновь появляющихся технологий.
Смена логики социального поведения потребовала формирования междисциплинарных, методологических знаний, предметом которых стали новые разделы науки и учебные дисциплины, включая системный анализ.
Системный анализ является междисциплинарным учебным курсом, на основе которого строится вся последующая система знаний.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика