Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении презентация

Содержание

Модель (в широком смысле) – это любой образ (мысленный или условный); изображение, описание, схема и т.п. какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве "заменителя" данного объекта,

Слайд 1Основы моделирования ученического
самоуправления
в общеобразовательном учреждении

(тезисы доклада)
©

Прутченков А.С.

Слайд 2 Модель (в широком смысле) –
это любой образ

(мысленный или
условный); изображение, описание,
схема и т.п. какого-либо объекта,
процесса или явления,
используемый в качестве
"заменителя" данного объекта,
процесса или явления для изучения
реального моделируемого объекта
(процесса или явления).

Модель


Слайд 3 Моделирование (в педагогике) – это описание педагогической деятельности по

созданию модели, основная цель которой создание условий, благоприятных для развития свободной личности ребенка, знающего свои права и осознающей свои обязанности перед собой, своими близкими, обществом и государством.

Моделирование


Слайд 4 В основе концепции развития
ученического самоуправления в современном

общеобразовательном учреждении должны лежать идеи гуманистической педагогики, включая:
- признание уникальности и самоценности человека,
- уважение права личности на социальную и творческую самореализацию,
- соблюдение фактического равенства всех граждан в общественной жизни;
- воспитание чувства ответственности и гражданской активности.

Концепция


Слайд 5 При моделировании и реализации
программы ученического самоуправления в школе

следует опираться на следующие приоритетные принципы:
а) свободный выбор коллективом общеобразовательного учреждения модели ученического самоуправления, исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

Принципы


Слайд 6 б) ориентация на индивидуальные и коллективные интересы и потребности

всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители и даже партнеры);

в) равноправная позиция всех участников (субъектов) самоуправления;

Принципы


Слайд 7 г) деятельностный подход, позволяющий направлять энергию школьников на социально


полезные дела;
д) тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления и партнерами по решению имеющихся социальных проблем.

Принципы


Слайд 8Основные характеристики модели
МОДЕЛЬ
самоуправления
1. Образность.
Объект, которого
нет в действительности,
есть только его образ,
планируемая деятельность,
отношения.
4.

Перспективность.
Модель прогнозирует
состояние объекта,
задает желаемый результат
(промежуточный или конечный).

3. Конкретность.
Модель всегда
индивидуальна и
должна учитывать
особенности объекта
(процесса, явления)

2. Согласованность
действий.
Разработка модели
координирует
деятельность коллектива.


Слайд 91. Научная обоснованность

3. Качество нормативной базы
2. Четкость структуры модели

Это

система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования.

5. Наличие педагогически целесообразной деятельности

4. Технологичность модели

6. Обеспечение функционирования модели

7. Учет условий данного общеобразовательного учреждения

Раздел № 1.
Требования к качеству разработки модели


Слайд 101.1. Наличие четкой цели создания и функционирования модели; 1.2. Раскрытие цели через

конкретные задачи, поставленные перед данной моделью; 1.3. Педагогически обоснованное соотношение административной и игровой деятельности; 1.4. Опора на имеющийся опыт ученического самоуправления школьников; 1.5. Учет современных педагогических достижений и передового опыта в сфере воспитания школьников.


1. Научная обоснованность модели


Слайд 112.1. Наличие с учетом поставленной цели элементов модели, необходимых и достаточных

для ее эффективного функционирования; 2.2. Взаимосвязь элементов модели, отсутствие "лишних" звеньев; 2.3. Выделение уровней самоуправления (личность, первичный коллектив, ученический коллектив, образовательное учреждение) и описание возможных ролей на каждом из них для всех участников образовательного процесса; 2.4. Простота и доступность описания модели для понимания участниками образовательного процесса.

2. Четкость структуры модели


Слайд 123.1. Наличие соответствующих положений в Уставе школы; 3.2. Наличие дополнительных локальных актов,

регулирующих ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении.

3. Качество нормативной базы


Слайд 134.1. Разнообразие форм деятельности органов ученического самоуправления; 4.2. Воспроизводимость модели в

условиях данного общеобразовательного учреждения; 4.3. Предсказуемость результатов ее функционирования; 4.4. Возможность измерить результаты функционирования модели.

4. Технологичность модели


Слайд 145.1. Наличие системообразующей деятельности; 5.2. Разнообразие деятельности органов самоуправления; 5.3. Соответствие содержания

деятельности цели и задачам данной модели ученического самоуправления школьников.

5. Наличие социально полезной деятельности


Слайд 156.1. Наличие методических разработок и материалов для педагогов, координирующих самоуправление; 6.2. Наличие

методических разработок и материалов для школьного актива; 6.3. Наличие подготовленных педагогов (организаторов) и системы их подготовки. 6.4. Наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения; 6.5. Наличие необходимой и достаточной для эффективного функционирования модели материально-технической базы (помещения, оргтехника, канцтовары и т.д.).

6. Обеспечение функционирования модели


Слайд 167.1. Учет сложившегося морально-психологического климата в коллективе; 7.2. Учет воспитательного потенциала педагогов;

7.3. Учет воспитательного потенциала родительской общественности; 7.5. Учет социальной ситуации, сложившейся в местном сообществе.

7. Учет условий данного коллектива школьников


Слайд 172. Позиционный блок (схема элементов)


5. Содержательный блок
3. Организационный блок
(по уровням

участия)

1. Блок целеполагания

4. Нормативный блок

6. Технологический блок

Это система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии.

Раздел 2. Структура модели


Слайд 181. Блок целеполагания

Блок целеполагания – это формулировка цели и основных задач,

которые решаются данной моделью с помощью самоуправления, а также ценностей и идеологии, заложенной в модели.

Педагогическая цель организации ученического самоуправления — создание условий для развития свободной личности на основе активной социальной практики.
Ценности:
гражданское общество, правовое государство, демократические выборы, экономические свободы.
Идеология – "Гражданское общество - будущее человечества".


Слайд 19Позиционный блок дает представление модели в виде общей схемы с указанием

взаимосвязей ее структурных компонентов.

2. Позиционный блок (схематическое представление)




Слайд 203. Организационный блок (представление уровней субъектов самоуправления и их ролей)
Организационный блок

позволяет выделить уровни субъектов самоуправления и более детально описать роли участия каждого субъекта в общей системе самоуправления.

Слайд 214. Нормативный блок
(нормативная база)
Нормативный блок представляет основные нормативные документы, необходимые для

эффективного функционирования данной модели самоуправления. В ней, как правило, указываются полномочия каждого органа школьного самоуправления, его компетентность и ответственность.

Нормативная база включает в себя минимум:
- Устав образовательного учреждения с конкретными положениями о структуре и полномочиях органов самоуправления;
- Положение об общей системе самоуправления учреждения;
- Положение об Ученическом совете образовательного учреждения и т.д.


Слайд 225. Содержательный блок

Содержательный позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание

функционирования всех структурных элементов описываемой системы самоуправления.

В основе деятельности ученического самоуправления - изучение интересов и запросов учащихся, обобщение, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению, как правило, своими силами.
Каждая школа самостоятельно выбирает системообразующую деятельность, исходя из традиций и перспектив развития.


Слайд 236. Технологический блок
(основные формы деятельности)
Технологический блок раскрывает основные возможные формы

работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности, а также основные методы организации самоуправленческой деятельности на разных уровнях субъектных отношений.

Основные формы работы
органов ученического самоуправления:
- заседание ученического совета образовательного учреждения,
- открытые заседания ученического совета,
совместные заседания ученического совета и других органов школьного самоуправления, включая педагогическое и родительское,
реализация социальных проектов и т.д.


Слайд 241. Соответствие содержания деятельности цели и задачам
3. Соответствие содержания деятельности

используемым формам

2. Соответствие структуры органов самоуправления нормативной базе

Это описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего, с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.

Раздел III.
Характеристика функциональных взаимосвязей


Слайд 25 Это описание социально-психологических и организационно-педагогических условий необходимых и достаточных для ее

успешного функционирования в соответствии с поставленной целью.

Раздел IV.
Условия эффективного функционирования модели

- Качество самой модели, ее соответствие
внутренним потребностям коллектива;
- Демократический стиль педагогического управления коллективом;
- Учет внешних условий и перспектив
развития;
- Постоянное обучение и самообучение
актива;
- Совершенствование нормативной базы
и т.д.


Слайд 26 Это система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели

в процессе функционирования разработанной модели (динамический аспект):

- Степень достижения поставленной цели, в том числе, накопление детьми позитивного социального опыта;
- Изменение характера внутренних процессов;
- Расширение способов и содержания взаимодействия с социумом;
- Изменение отношения к данной модели со стороны участников образовательного процесса.

Раздел V.
Оценка результативности функционирования модели


Слайд 27 Проект - это способ реализации модели, то есть ограниченное

во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с расчетом необходимых расходов и специфической организацией планируемой деятельности.

Проект


Слайд 28Модель ученического самоуправления


Проект реализации модели
Функционирующая система
ученического самоуправления


Слайд 29Прутченков Александр Сергеевич,
профессор, доктор педагогических наук,
кафедра развития образования АПК

и ППРО;
главный научный сотрудник Института семьи и воспитания Российской Академии Образования,
профессор кафедры экономики Московский институт открытого образования (МИОО)
aspru@mail.ru
http://aspru.net
www.mmforum.ru



Желаю удачи!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика