Слайд 1Современные образовательные технологии
Слайд 2Причиной выбора является следующее:
в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее
легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Слайд 3 Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё начиналось сначала.
В.П. Беспалько
Слайд 4 Технология - это детально прописанный путь осуществления той или
иной деятельности в рамках выбранного метода.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. (В.М.Шепель).
Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации. ( словарь под ред. Юмсунова)
Слайд 5Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие
в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Слайд 6Позиции в понимании термина «педагогическая технология»
Педагогическая технология как разработка и применение
средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (Б.Т. Лихачёв, С.А.Смирнов, и др.)
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Слайд 7Позиции в понимании термина «педагогическая технология»
2. Педагогическая технология понимается как процесс
коммуникации или способ выполнения учебной задачи (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, М.А. Чошапов и др.)
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Слайд 8Позиции в понимании термина «педагогическая технология»
3. Педагогическая технология рассматривается как обширная
область знаний, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (В.В. Гузеев, И.П. Волков и др.)
Образовательная технология — система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий. (В.В.Гузеев)
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Слайд 9Позиции в понимании термина «педагогическая технология»
4. Эта позиция представляет многоаспектный подход
и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.)
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко)
Слайд 10Аспекты педагогической технологии
1) научный: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая
и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Слайд 11Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути
обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Слайд 12Критерии, составляющие сущность педагогической технологии
однозначное и строгое определение целей обучения (почему
и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
учёт необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Слайд 13Признаки педагогической технологии
диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и
эффективности процесса обучения;
экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определённые цели;
визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Слайд 14Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования
к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Слайд 15 « Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты
поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других» (Вольтер)
Слайд 16Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль
информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.
Слайд 17Основные тенденции совершенствования образовательных технологий
от учения как функции запоминания к учению
как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;
от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции.
Слайд 18 Ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите,
реальные цели.
Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.
Слайд 19Использованная литература и интернет - ресурсы
Г.К. Селевко Педагогические технологии на
основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП Москва, НИИ школьных технологий, 2005 г.
Интернет - ресурс: http://festival.1september.ru/articles/512506/
Интернет - ресурс: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html