Слайд 1Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности
Уровень начального
общего образования
Черемисина В. Г.
Слайд 2
ПРИКАЗ МОиН РФ от 6 октября 2009 г. N 373
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минобрнауки России от
26.11.2010 N 1241,
от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060,
от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507,
от 31.12.2015 N 1576)
ФГОС НОО
Слайд 3ФГОС НОО
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года
№ 1576
–
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТАМ И КУРСАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 4Исходными документами для составления программ учебных курсов являются:
ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации«от 29 декабря 2012 г. N 273;
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта (http://fgosreestr.ru)
Учебный план общеобразовательных организаций;
Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Слайд 5
Где находятся рабочие программы?
Структура ООП НОО
(п.16 ФГОС НОО)
Содержательный раздел
Целевой раздел
Организационный
раздел
Слайд 6Целевой раздел включает:
1.1. пояснительную записку;
1.2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования;
1.3. систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 7Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
2.1. программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)
Слайд 8
2.2.программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
2.3. программу духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)
2.4. программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
2.5. программу коррекционной работы.
Слайд 9Организационный раздел включает:
3.1. учебный план начального общего образования;
3.2. план внеурочной деятельности,
календарный учебный график;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)
3.3. систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Слайд 102.2.программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТЬЮ ООП
НОО
Слайд 11ОПРЕДЕЛИМСЯ В НОРМАТИВНОМ ПОЛЕ
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по предметам:
НОРМАТИВНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ?
КАК «СПИСАТЬ»?
Слайд 12ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
п.10,11. Примерные
ООП проходят экспертизу и включаются в реестр примерных ООП.
Порядок разработки примерных ООП, проведения экспертизы и ведения реестра устанавливает Минобрнауки
Слайд 13Реестр примерных основных общеобразовательных программ
http://fgosreestr.ru/
Слайд 14ВНИМАНИЕ!
Примерные ООП и её компоненты носят рекомендательный характер!
Для разработки ООП и
всех, входящих в данный документ программ
(включая рабочие программы
по предметам)
следует учитывать требования ФГОС
Слайд 15Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников,
гарантии их реализации
П. 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
Слайд 16Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять
свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
Слайд 17
ИЗМЕНЕНИЯ ПРИКАЗ МОиН
от 31.12.2015 №1576
19.5. Рабочие программы учебных предметов, курсов,
в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 18Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
ФГОС НОО п.19.5
(в
ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N1576)
ПО ПРЕДМЕТАМ
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; (п. 9-13)
2) содержание учебного предмета, курса;(автор уч.)
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.(учитель)
ВУД
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
Слайд 19ФГОС НОО п. 9
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Слайд 20ФГОС НОО п. 9
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Слайд 21ФГОС НОО п. 9
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Слайд 22Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
1) планируемые результаты
освоения учебного предмета, курса (п.10, 11, 12)
Слайд 23П. 10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Слайд 24П. 10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
должны отражать:
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Слайд 25П. 11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Слайд 26П. 11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
должны отражать:
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Слайд 27П. 11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
должны отражать:
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)
Слайд 28П. 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
12.1. Русский язык и литературное чтение
Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Слайд 29
12.5. Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
1) понимание особой роли России в
мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
И т. д.
Слайд 30Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
2) содержание учебного
предмета, курса;(автор уч.) сайт издательства – скачиваем «рабочую программу автора учебника»
пишем для 1, 2, 3, 4 классов
Слайд 31Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
3) тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.(учитель)
пишем для 1, 2, 3, 4 классов
Слайд 33ООП НОО+СОО: важное в планировании и оценке
Соотношение разделов программы с учётом
особенностей школы
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Учебный план и план внеурочной деятельности ОО
календарный учебный график
систему условий реализации ООП
Слайд 34
Целевой раздел включает:
1.2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования;
Содержательный раздел:
2.2.программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
(планируемые результаты ПРЕДМЕТА)
Слайд 35ОПРЕДЕЛИМСЯ В НОРМАТИВНОМ ПОЛЕ
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ курсов внеурочной деятельности:
НОРМАТИВНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ?
КАК «СПИСАТЬ»?
Слайд 36Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
ФГОС НОО п.19.5
(в
ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N1576)
ПО ПРЕДМЕТАМ
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; (п. 9-13)
2) содержание учебного предмета, курса;(автор уч.)
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.(учитель)
ВУД
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
Слайд 37Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать (ФГОС НОО п.19.5):
1) результаты
освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
(п. 19.5 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576)
Слайд 38
Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
1) результаты освоения
курса внеурочной деятельности;
(п.10, 11!!!)
результаты пишем на весь курс (1-4 класс)
Слайд 39Организация внеурочной деятельности
Письмо> Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности>
Слайд 40
Организация внеурочной деятельности
Письмо Минобрнауки России № 03-296 от 12.05.2011 "Об организации
внеурочной деятельности при введении ФГОС» - ОТРАБОТАНО
<Письмо> Минобрнауки России
от 14.12.2015 N 09-3564
"О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"
(вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ")
УТРАТИЛО СИЛУ
Слайд 41Письмо> Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672
Внеурочная деятельность планируется и организуется
с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Слайд 42Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
2) содержание курса
внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
пишем для 1, 2, 3, 4 классов
Слайд 44Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
3) тематическое планирование
пишем
для 1, 2, 3, 4 классов
Слайд 46Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189
(ред. от
24.11.2015)
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
(вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)
Слайд 49ФГОС НОО П. 19.10.1
ФГОС ООО18.3.1.1.
1. Календарный учебный график должен определять
чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:
2. даты начала и окончания учебного года;
3. продолжительность учебного года, четвертей (триместров);
сроки и продолжительность каникул;
4. сроки проведения промежуточных аттестаций.
(п. 18.3.1.1 введен Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
19.10.1. Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года, четвертей (триместров);
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточных аттестаций.
(п. 19.10.1 введен Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)