Слайд 1 Основополагающие принципы и задачи государственной политики РФ в области
дополнительного профессионального образования
Слайд 2Лекция 1
Батурина Владимира Кирилловича,
заведующего кафедрой философии и социологии
Заочного финансово-экономического
института Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
доктора философских наук, академика РАЕН
Слайд 3Цели образовательной политики
в современной России
определены Федеральными законами
«Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года», другими документами.
Они состоят в модернизации сферы образования, в создании механизма ее устойчивого развития в условиях вызовов XXI века, в соответствии социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства.
Слайд 4В системе российского образования
все большую роль приобретают
разнообразные структуры дополнительного профессионального образования (ДПО), масштабы деятельности которых свидетельствуют о несомненной заинтересованности общества и государства в функционировании ДПО.
Достаточно отметить, что ежегодно более 1,4 миллиона человек пользуются услугами различных подразделений ДПО.
Слайд 5Система дополнительного профессионального образования
служит повышению профессиональных знаний специалистов,
совершенствованию их деловых качеств, подготовке их к выполнению новых трудовых функций. Это достигается путем тематического обучения по вопросам конкретного производства, проведением тематических и проблемных семинаров, длительным обучением специалистов по профилю профессиональной деятельности, стажировок специалистов и профессиональной переподготовкой специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Слайд 6В настоящее время сфера дополнительного профессионального образования
включает в себя:
повышение квалификации,
стажировку;
профессиональную переподготовку.
Будучи совсем недавно сетью разрозненных образовательных структур, ДПО постепенно трансформируется в системный компонент российского образования, призванный выполнять в условиях сложившейся в последние десятилетия весьма непростой кадровой ситуации, отсутствия отлаженного механизма подготовки и использования профессиональных кадровых ресурсов, изменения спроса на услуги и продукцию образовательных учреждений и т.п. важнейшие социальные функции.
Слайд 7В период реформ в экономике России
образовательные учреждения
ДПО оказались во многом предоставлены самим себе, начали адаптироваться к новым условиям и самостоятельно вырабатывать стратегию своего развития на формирующемся отечественном рынке образовательных услуг. Эти проблемы встали не только перед государственными, но и перед многочисленными негосударственными образовательными учреждениями, появившимися в начале 90-х годов, поскольку изменения в общественной жизни России вызвали не только количественные, но и структурные изменения в системе образования, в спросе на образование и контингенте обучаемых.
Слайд 8Кардинальное изменение принципов российской экономики
поставило задачу массовой переподготовки управленческого
корпуса в производственной сфере и в сфере управления. Широкомасштабное сокращение вооруженных сил, эмиграция русскоязычного населения из стран бывшего СССР обостряет эту проблему. Происходит определенное снижение авторитета фундаментального образования. Подавляющее большинство выпускников вузов, техникумов и колледжей, не говоря уже о самих работниках образования, нуждается в переподготовке. По данным международных статистических служб уровень квалификации кадров в России находится в конце четвертого десятка в мире. В этих условиях система ДПО становиться важнейшим инструментом решения задачи профессиональной переподготовки и повышения квалификации огромного количества людей.
Слайд 9Переход к рынку потребовал
принципиально новых профессий, специальностей, квалификаций. Появилась
и постоянно увеличивается потребность в специалистах в области реформирования производства, маркетинга, финансов, оценки собственности, внешнеэкономической деятельности, биржевого дела, приватизации, безопасности бизнеса и др.
Слайд 10Следует прямо сказать, что
система российского ДПО еще только
формируется, в ней еще много нерешенных и даже неисследованных проблем. Пока она в полной мере не выполняет свои прямые образовательные и косвенные (культурные, социальные и др.) функции. В научных исследованиях проблем ДПО есть как достижения, так и существенные пробелы.
Слайд 11В позитивным результатам исследований системы ДПО можно отнести:
исследование общих проблем теории и практики ДПО применительно к работе со специалистами (Н. С. Андреева, Е. М. Дорожкин, Н. И. Мицкевич, Э. М. Никитин, А. А. Орлов, Л. Ф. Савинова, Е. П. Тонконогая, Н. Г. Хорольская, Т. И. Черноусенко и др.);
разработку технологии разноуровневой подготовки педагогов и специалистов социальной сферы (В. И. Загвязинский, И. Н. Закатова, Ф. А. Мустаев и др.);
исследование форм учебно-методического сопровождения переподготовки и повышения квалификации педагогов, преимущественно учителей (А. М. Владиславцев, Б. С. Гершунский, С. Н. Григорьев, М. Г. Киселева, Г. К. Селевко и др.);
разработку вопросов развития и функционирования региональных систем ДПО педагогов в изменяющихся социально-педагогических условиях (Л. М. Андрюхина, И. А. Бажина, И. А. Нос-кова, Т. С. Панина, Г. Н. Подчалимова, Р. М. Шерайзина и др.).
исследование психолого-педагогических вопросов специфики образования взрослых (Б. Г. Ананьев, Т. Г. Браже, С. Г. Вершловский, С. И. Змеев, А. М. Новиков, Т. В. Шадрина и др.).
Слайд 12 В последнее время много работ по проектированию,
построению и развитию информационно-образовательной среды ДПО. Этой ныне одной из самых актуальных проблем ДПО посвящены работы А. Г. Абросимова, А. А. Андреева, Ю. Н. Афанасьева, И. Г. Захаровой, В. П. Мозолина, Ю. М. Насонова, Ю. С. Песодкого, В. Н. Платонова, В. В. Рубцова, К. В. Шапиро, В. А. Ясвина. В исследованиях Н. В. Апатова, А. Г. Гейн, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, М. П. Лапчик, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Э. Г. Скибицкого и др. Это и понятно – ведь именно для ДПО нужны современные информационно-образовательные технологии и формы работы.
Слайд 13В этой исследовательской области достигнуты некоторые важные результаты, например:
сформулированы самые общие принципы построения обучающих систем ДПО;
показаны возможности технологии мультимедиа;
разработаны дидактические и технологические принципы формирования и функционирования систем открытого образования и дистанционного обучения и др.
Слайд 14Здесь перечислены далеко не все работы по проблематике ДПО, да
и не все авторы, но в этом и нет нужды
На наш взгляд, важно совсем другое – в исследовательском поле современной науки проблемы функционирования и развития ДПО не только присутствуют, но притягивают свое внимание философов, педагогов, психологов, разработчиков информационных технологий, управленцев, маркетологов и др.
Слайд 15К сожалению, большинство исследователей
чаще всего и не обоснованно
переносят на ДПО содержательные, организационные, технологические научные разработки общего высшего профессионального образования без должного учета специфики этого звена образовательной системы.
Ясно, что это принципиально неверно и учет специфики ДПО должен присутствовать во всех подходах, принципах, концепциях ДПО.
Слайд 16Именно этим общим, теоретико-методологическим вопросам ДПО
мы и посвящаем
свою первую лекцию из нашего цикла лекций, посвященных проблемам ДПО на современном этапе развития нашей страны.
Отметим, что в этот цикл наших лекций вошли следующие:
Слайд 17Цикл лекций В.К. Батурина:
Основополагающие принципы и задачи государственной политики РФ
в области дополнительного профессионального образования – 2 часа;
Актуальные вопросы дополнительного профессионального образования преподавателей вузов страны: фундаментальные проблемы социально-экономического и духовно-политического развития России в современном глобализирующемся мире – 2 часа;
Российская наука и образование на современном этапе развития страны: принципиальные исторические вызовы и реальные практики научной и образовательной деятельности – 2 часа;
Слайд 18Продолжение:
Современные педагогические технологии в сфере дополнительного профессионального образования -
2 часа;
Классификация и принципы педагогических технологий - 2 часа;
Педагогическая техника – важнейший компонент профессионального мастерства и индивидуальный уровень владения педагогической технологией – 2 часа;
Слайд 19Продолжение
Метод проектов и кейсов в программах дополнительного профессионального образования
-
2 часа;
Креативные технологии, используемые в деятельности преподавателя и пути совершенствования мышления
– 2 часа.
Слайд 21 Основополагающие принципы и задачи государственной политики РФ в
области дополнительного профессионального образования
Ясно, что центральными принципами здесь являются два фундаментальных принципа, признанных во всем мире и реализуемыми в различных формах международных программ и проектов в образовании.
Первый принцип, напрямую относящийся к ДПО, содержится во «Всемирной декларации об образовании для всех», принятой в 1990.
Его содержание вынесено прямо в сам заголовок этого документа – образование для всех, "каждый человек имеет право на образование".
Слайд 23 Согласно содержанию этого первого принципа, образование является основополагающим правом
всех людей, женщин и мужчин, любого возраста во всех странах мира. Это право необходимо не только отдельным людям всей планеты, но и миру в целом, ибо именно образование может способствовать созданию более безопасного, здорового, процветающего и экологически чистого мира и одновременно содействует социальному, экономическому и культурному прогрессу, терпимости, а также международному сотрудничеству.
Слайд 24В качестве примера:
в конце двадцатого века в Японии главной
задачей японской нации объявлена и успешно реализуется задача обеспечения бесплатного обязательного высшего образования для всех граждан страны. С высшим образованием в Японии более 70% от общего количества населения! Ясно, что такой человеческий капитал – мощный ресурс развития страны и ему по плечу любые задачи.
Слайд 25 Во «Всемирной декларации об образовании для всех» не раз
подчеркивается, что образование является, хотя и недостаточным условием, но необходимым ключом для совершенствования личности и улучшения социальных условий, причем знание традиций и национальное культурное наследие любого народа и соответствующих стран ценны и законны сами по себе и способны определять развитие всего человечества.
Слайд 26Второй принцип ДПО:
его суть очень проста:
в современном мире каждый человек должен учиться всю свою жизнь, поскольку никакого, даже самого фундаментального образования, полученного на старте жизни, совершенно не достаточно на все ее время. Поэтому его постоянное обновление и совершенствование – необходимость для профессиональной и личностной самореализации и достижения поставленных жизненных целей и задач.
Слайд 27 Второй принцип ДПО – это принцип непрерывного образования, принцип
образования длиною во всю жизнь всех людей мира.
Ясно, что это уже совсем другое образование – как по содержанию, так и по формам и методам его осуществления, обеспечения мотивации обучаемых, фиксации уровней овладения изучаемого и т.д.
Слайд 28В настоящее время все развитые государства мира
реализуют программы формирования
систем непрерывного образования. Так, доля экономически активного населения, участвующая в непрерывном образовании, составляет в Австрии – 89,2% , Дании – 79,9%, Финляндии – 77,3%, Швеции – 71%, Швейцарии – 68%, тогда как в России всего 10 % взрослого населения.
Слайд 29Из этих двух основных принципов ДПО
следуют и другие
его принципы, конкретизирующие содержание, формы, методы, подходы осуществления ДПО.
В этом плане, например, крайне важен принцип интеграции системного, аксиологического, андрагогического, акмеологического теоретико-методологических подходов при организации образовательного процесса в ДПО.
Слайд 30 По каждому слову, содержащемуся в этом принципе, можно говорить
бесконечно:
о системности,
об аксиологии,
об акмеологии и т.д.
– все эти материи для ДПО имеют исключительно важное значение, но времени на это, к сожалению, нет совершенно. Поэтому идем дальше.
Слайд 31 Важными принципами ДПО так же являются еще целый ряд
важных исследовательских результатов решения проблем ДПО:
Слайд 32 Принцип разработки и использования принципиально вариативной и обобщенной
структуры образовательного процесса ДПО, задающей действительно индивидуальные образовательные траектории для обучаемых.
Слайд 33 Принцип опоры осуществляемого ДПО на информационно- компьютерные технологии
Слайд 34 Принцип индивидуализации и дифференциации работы с обучаемыми профессиональными работниками
за счет применения модульно-компетентностного подхода к осуществлению ДПО
Слайд 35 Принцип работы ДПО в условиях создания особой информационной образовательной
среды в учреждениях ДПО как принципиально открытой и доступной системы, аккумулирующей разнообразные образовательные и профессиональные ресурсы
Слайд 36Принцип работы ДПО в опоре на создание особых организационно-педагогических условий, обеспечивающих
функционирование, развитие и модернизацию ДПО в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны и общества и др.
Слайд 37В новом законе об образовании
использованы так же и такие принципы:
1) признание приоритетности сферы образования;
2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образовании;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;
Слайд 38продолжение
4) единство федерального образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных
культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
6) свобода в образовании, включая право выбора форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям человека;
7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адап-тивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Слайд 39За неимением времени остановится на подробном анализе содержания этих принципов не
представляется возможным.
Но даже беглого обзора их содержания достаточно, чтобы сделать вывод о самом главном: ДПО – это особая образовательная инфраструктура со своим содержанием, методами, технологиями, подходами, организационными и психолого-педагогическими условиями. А если учесть, что она должна удовлетворять требованиям двух фундаментальных принципов – учить всех и учить всех непрерывно, то нетрудно сделать вывод о том, что в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, такой системы ДПО пока еще просто нет.
Слайд 40Именно поэтому во многих исследованиях подчеркивается, что
ДПО современной
России не обеспечивает имеющимися средствами формирование профессиональной компетентности работающих кадров и не отвечает образовательным запросам субъектов образовательного процесса.
Этот вывод полностью отражает существо положения дело в российском ДПО и необходимо предпринять еще значительные усилия для преодоления различных диспропорций и дисфункций образования возможностями ДПО.
Слайд 41Куда и как идти в процессе создания современной системы ДПО
замечательно обозначают разобранные нами принципы ДПО. Они в этом плане выступают некими «дорожными ориентирами» в достижении целей и задач ДПО, а на самом деле - его теоретико-методологическими основами.
Отметим, что усилия нашего государства в этой работе пока явно не достаточны и именно поэтому предприятия и организации вынуждены создавать свои собственные образовательные центры и институты. Если раньше образовательные программы дополнительного профессионального образования были реализуемы в образовательных учреждениях и научных организациях, то теперь круг таких организаций существенно расширен.
Но ясно, что без усилий государства всех задач ДПО все же не решить.
Слайд 42В качестве теоретической основы будущей российской системы ДПО можно обозначить следующие
истинно российские научные наработки:
положения общей теории обучения (Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Я. А. Коменский, И. Я. Лернер, К. Д. Ушинский и др.);
системный анализ педагогических явлений (В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, Г. Н. Филонов, Т. И. Шамова и др.);.
идеи непрерывного образования (А. П. Владиславлев, А. В. Даринский, Э. Д. Днепров, В. И. Жуков, Н. Э. Касаткина, Н. Н. Нечаев, А. М. Новиков, В. Г. Онушкин, В. А. Поляков, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. Н. Турченко и др.);
теории самоорганизации систем и межинституционального взаимодействия в образовании (К. А. Абульханова-Славская, Е. М. Князева, Г. Н. Сериков, Н. Ф. Талызина и др.);
теории профессионального становления и самоопределения личности в профессиональной деятельности, а также результаты диагностирования профессионально важных качеств специалистов (Н. А. Аминов, Ш. А. Амонашвили, С. А. Батышев, П. Я. Гальперин, А. С. Запесоцкий, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, И. П. Смирнов, Б. А. Федоришин, С. Н. Чистякова);
Слайд 43Продолжение
концепции и инновационные процессы дополнительного профессионального образования (В. Г. Воронцова, Г.
Г. Гранатов, И. А. Колесникова, В. Г. Онушкин, Т. С. Панина, Н. М. Чегодаев, Р. М. Шерайзина и др.);
положения теории деятельности, определяющие специфику целостного педагогического процесса, концепции развития человека как субъекта деятельности, личности, индивидуальности (В. В. Давыдов. В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.);
теории разработки и применения ИКТ и технических средств в образовании, исследования процессов информатизации образования (Н. И. Бабкин, A. К. Бешенков, Ю. И. Дик, А. А. Кузнецов, Е. С. Полат, Л. П. Прессман, И. В. Роберт, К. М. Тихомирова и др.);
теория открытых систем (С. Н. Бушуев, Н. Н. Моисеев, И. Н. Пригожин, Б. А. Резников, А. И. Уемов и др.) и т.д.
Слайд 44Дальнейшее развитие ДПО в органической связи с другими участниками образовательной деятельности
требует решения принципиальных задач, к которым относятся:
Формирование государственной политики развития производства и выработка на ее основе стратегий развития предприятий.
Создание эффективной государственной поддержки и регулирование сферы подготовки кадров.
Укрепление финансовой базы учреждений системы ДПО и совершенствование системы налогообложения организаций, получающих образовательные услуги.
Слайд 45продолжение
Организация деятельности образовательных учреждений в соответствии с потребностями производства. Повышение эффективности
системы ДПО путем применения активных форм и методов обучения, увязки содержания обучения с практическими потребностями специалиста, приближения обучения к конкретному рабочему месту за счет использования новых информационных технологий.
Подготовка руководителей предприятий к решению задач развития эффективного менеджмента.
Организация на предприятиях современных служб управления персоналом.
Слайд 46продолжение
Организация обучения менеджеров среднего и низшего звена управления предприятием.
Адаптация к
российской специфике программ технической помощи.
Гарантия работодателя работнику возможности повышения квалификации путем отражения соответствующих требований в уставе предприятия, в коллективном договоре, в стандартах внедряемых на производстве систем качества ISO 900.
Повышение статуса общественных профессиональных объединений в системе ДПО.
Слайд 47 Хорошо видно, что задач в дальнейшем развитии ДПО много
и они весьма сложные, но есть и достаточный теоретико-методологический задел для настоящей - мощной и современной - системы ДПО в нашей стране. Все у нас получится, если на это будет политическая воля и желание рассмотренные принципы ДПО воплотить в жизнь.
Думаю, что все это будет осуществляться в самое ближайшее время, ибо сама жизнь настойчиво заставит идти к системе ДПО.