Слайд 1Компетентностный
подход
в образовании.
Пути повышения его качества.
Подготовила Капралова Н.В.
директор МОУ-
Преснецовская СОШ
2009 г.
Слайд 21. Введение
В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости
реализации компетентностного подхода в образовании.
Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности.
Слайд 3
Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них
такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней.
Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять.
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.
Слайд 4Именно компетентностный подход в состоянии, по мнению многих авторов, адекватно ответить
на многие вопросы:
Во-первых, компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают в традиционной школе зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практически релевантных
( зависящих) ситуациях.
Во-вторых, в понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата".
В-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, соотвествующих относительно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.). Имеется еще и ряд других веских причин в пользу введения компетентностного подхода.
Слайд 5
Компетентностный подход-
это совокупность общих принципов определения целей образования,
отбора
содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Слайд 6 2. Предыстория
Компетентностный
подход в бизнесе
(не в образовании!) появился в середине ХХ века,
когда в 1959 году Р. Уайт в книге
«Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности» использовал этот термин для описания особенностей, связанных с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц. Выяснилось, что успешные и эффективные исполнители отличаются от менее успешных не только и не столько знаниями, сколько эффективной саморегуляцией, самосознанием и развитыми социальными навыками.
Утверждают, что само слово competence в английском языке появилось еще в 1596 году.
Слайд 7
В итоговом докладе «Образование: сокрытое сокровище» были сформулированы четыре основополагающих принципа
образования в XXI веке.
Для того чтобы быть современным, нужно научиться:
1) сосуществовать (что проявляется в осуществлении совместных проектов или разумном и мирном решении неизбежных конфликтов);
2) учиться (сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин);
3) работать (совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле — приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть);
4) жить (поскольку XXI век требует от всех большей
самостоятельности, способности к оценке и усиления личной ответственности в коллективных проектах).
Слайд 8В теории компетентностного подхода выделяются два базовых понятия:
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных
качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов.
Компетентность соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Слайд 9
Компетенция —
это скорее процедурное умение
(как делать?),
а не декларативное знание (что?).
Слайд 10У слова компетентность появилось множество новых значений:
1) степень выраженности
присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности;
2) глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также соответствующих умений и навыков;
3) совокупность знаний, позволяющих профессионально судить о чем-либо;
4) черта личности государственного служащего, менеджера, специалиста, заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать в связи с этим нужное решение и достигать практического или иного значимого результата,
5) совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Слайд 11
Содержание понятия компетентность не только шире, чем просто знания,
или умения, или навыки, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы.
Слайд 12
3. Ключевые компетентности
Ключевые компетентности характеризуются тем, что они:
позволяют решать сложные задачи
(неалгоритмические);
полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);
переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования...);
реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).
Слайд 13 Ключевые компетентности- наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и
умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личности и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения
проявляются в деятельности
переносимы( применимы в новых ситуациях)
Слайд 14
Под ключевыми компетентности применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно
действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Слайд 15В образовательном процессе ключевые компетентности могут быть приобретены участниками образовательного процесса,
если создаются следующие условия:
Деятельностный характер работы, т.е. включение в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за процесс и результаты своей деятельности,
Создание условий для понимания собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,
Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации,
Организация продуктивной групповой работы,
Демонстрация директором своего собственного компетентного поведения.
Слайд 16
Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода
является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.
Слайд 174. Отличие компетентностного
подхода от традиционного
4.1. Отличие по
целям образования
4.2. Различные подходы к составлению
учебных программ
Слайд 184.1. Отличие по целям образования
При традиционном подходе
под образовательными целями
понимаются личностные новообразования, которые формируются у школьников. Цели обычно формулируются в терминах, которые описывают эти новообразования: ученики должны освоить такие-то понятия, сведения, правила, умения, у них необходимо сформировать такие-то взгляды, качества и т.д.
Определение образовательных целей через описание личностных новообразований учащихся вступает в противоречие с новыми социальными ожиданиями в сфере образования.
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на сохранение экстенсивного пути развития школы. С позиций этого подхода чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.
Слайд 19 Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает
описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательнойдеятельности.
Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:
Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.
Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.). Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования
Слайд 204.2 Различные подходы к составлению учебных программ
Для того
чтобы достичь нового качества образования, нужны изменения и в учебных программах, точнее — в самом характере этих программ.
Слайд 21
При традиционном подходе программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга.
Связи между ними представлены в лучшем случае на уровне выделения общих понятий.
С позиций компетентностного подхода программы по отдельным предметам должны рассматриваться как элементы образовательной программы школы.
Слайд 22Образовательная программа школы не может быть сведена к совокупности предметных программ.
Она имеет более сложную структуру
Образовательная программа школы — это программа достижения целей образования в условиях данной школы.
Такой подход к пониманию сути образовательной программы привёл к выводу о необходимости создать ещё один существенный элемент программы. Поскольку общие цели образования можно осуществить лишь при взаимодействии различных предметов, то возникла идея разработать надпредметные программы как программы достижения конкретных метапредметных результатов.
Слайд 23В надпредметной программе указываются:
1. ключевые компетентности, для формирования которых она составлена;
2.
предметы, на материале которых реализуется программа;
3. виды познавательной и практической деятельности;
4. формы совместной работы по различным учебным предметам (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля).
Слайд 24Разработка надпредметных программ
может стать одним из перспективных направлений инновационной
деятельности образовательных учреждений, поскольку содержание этих программ может и должно учитывать особенности конкретной школы — социальной среды, состава учащихся, потенциала педагогического коллектива.
Слайд 25
5. Проблемы реализации компетентностного подхода
Существует
ряд проблем в системе общего образования, которые, формально не затрагивая сущность и структуру компетентностного подхода, очевидным образом влияют на возможности его применения.
Среди них:
проблема учебника, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;
проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;
проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности;
проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании буквально по всем поводам;
проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации, в том числе: идеи профилизации старшей школы и, одновременно, перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развития школьного самоуправления и централизации системы финансирования образования и др.
Слайд 26Существуют ряд факторов, препятствующих развитию компетентностей
Это
сложный комплекс, состоящий из субъективных и объективных факторов. Первые связаны, с одной стороны, с психологическими состояниями взрослых, имеющих дело с воспитанием и образованием детей - родителей и учителей – как то: стрессы, депрессии, страх перед самостоятельностью детей и связанные с ней неудобства и т.д., с другой стороны, с ценностями и установками, привычками мышления, препятствующими созданию развивающей среды (например, когда взрослые не разделяют ценности развития компетентностей как образовательной цели). Объективные факторы – это прежде всего материальная необеспеченность и организационные формы, так или иначе препятствующие развитию среды, способствующей росту компетентностей. Например, традиционные формы оценивания достижений учащихся, бюрократические формы внутришкольного управления, сковывающие инициативу отдельных учителей, которые, вследствие этого, не могут демонстрировать примеры компетентностного поведения и др.
Слайд 27
Сдерживающим фактором является непросвещенность учителей и руководителей в отношении
компетентностного подхода. Им не хватает необходимых понятий («создание словаря») для разъяснения новых целей, которые должна перед собой ставить школа. Даже если директор или управленцы выступают за новые подходы, они еще должны адекватно эти подходы объяснить как учителям и родителям, так и широкой общественности.
Слайд 286. Пошаговое осуществление компетентностного подхода
Из данного выше описания сущности компетентностного подхода видно, что он требует по сути изменения всего уклада школьной жизни. Добиться таких радикальных перемен сразу невозможно. Поэтому из всего набора компетентностей были выделены две наиболее существенные. Они и предлагаются школам на первом этапе экспериментальной работы в рамках внедрения компетентностного подхода.
Координаторы проекта считают, что наиболее актуальными для российской школы и востребованными в общественной жизни в настоящее время оказываются
компетентность в решении проблем (задач) и коммуникативная компетентность
Слайд 296.1 Компетенция решения
проблем ( задач)
определяется в книге Р.Ланга «Ключевые квалификации» следующим образом:
«Это способность руководителя или члена рабочей группы:
а) узнавать, описывать и анализировать проблемы, возникающие на рабочем месте (по ходу работы) или в окружающем мире, в связи с трудовой деятельностью (т.е. узнавать проблемы, как проблемы); узнавать, вычленять ядро проблемы; описание наличного состояния, проблемной ситуации;
б) осуществлять процесс решения проблемы поэтапно и планомерно, что значит: определить желаемое состояние (цель), обсудить и согласовать его с другими; разбить конечную цель на составные промежуточные цели; определить ближайшие цели и мотивировать сотрудников к их достижению (только они приводят к успеху); из различных вариантов решения выбирать наилучший; обсудить этот путь в группе, чтобы и другие могли взять на себя ответственность за достижение успеха;
в) реализовывать план, работать по плану и проверять осуществление намеченного, контролировать успех; сравнивать запланированное желаемое состояние с наличным достигнутым.
Слайд 30Компетентность в решении проблем
– это способность видеть, ставить и решать определенные
типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.
Условиями формирования компетентности являются: опыт успешных действий по решению реальных практических задач, развитие рефлексии (умение оценивать).
Слайд 31
Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных
задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Коммуникативная компетентность - это достаточно сложное по структуре образование, включающее в себя и способность к рефлексии, и целый ряд умений, и определенные навыки, и представление о коммуникации в целом, и готовность к изменениям, и установку на понимание другого.
Слайд 327. Заключение
Компетентностный подход в общем образовании объективно соответствует
и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Вместе с тем этот подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, деятельности педагогов, работы школьной администрации. На данном этапе развития общеобразовательной школы осуществить компетентностный подход скорее всего можно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений. Наряду с этим необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования.