Основные тенденции, проявившиеся в последнее десятилетие в области оценки качества образования презентация

Содержание

Базисные изменения социально-экономической ситуации в экономике - это переход к рыночной экономике и соответствующим ей формам трудовой занятости населения и рынка труда в целом; в политике  - изменение роли

Слайд 1 Основные тенденции, проявившиеся в последнее десятилетие в области оценки качества

образования

Слайд 2Базисные изменения социально-экономической ситуации
в экономике - это переход к рыночной

экономике и соответствующим ей формам трудовой занятости населения и рынка труда в целом;
в политике  - изменение роли государства, демократизация социального устройства и движение к гражданскому обществу;
в социальной жизни - глобализация и либерализация общества, усиление его открытости

Слайд 3В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской

Федерации отмечается

«… необходимо сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».


Слайд 4 Основные тенденции, в области оценки качества образования
Изменение понимания качества образования:

в системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителей, рынка труда, общества и государства);
Комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (наличие образовательных стандартов, оценки достижения стандартов независимыми организациями, обеспечение автономии образовательных учреждений и пр.).

Слайд 5Основные тенденции, в области оценки качества образования
Развитие новых элементов системы оценки

качества образования как сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание оценочной деятельности как средства отчетности, так и средства оказания поддержки образовательного учреждения в его развитии и др.;
Использование многоуровнего системного моделирования при планировании исследований качества образования и анализе результатов: выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (общероссийский, региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения), а также показателей, характеризующих инвестиции в образование, образовательный процесс и образовательные достижения;


Слайд 6Основные тенденции, в области оценки качества образования
Более широкое понимание образовательных достижений;

вводятся следующие показатели образовательных достижений:
образовательные достижения по отдельным предметам;
динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам;
ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.);
удовлетворенность образованием;
степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.);
дальнейшее образование и карьера выпускника.

Слайд 7Основные тенденции, в области оценки качества образования
Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества

образования на общероссийском, региональном, муниципальном уровнях, уровне общеобразовательного учреждения как основы для принятия управленческих решений.

Слайд 81. «Качество образования» и современные образовательные реалии.


Слайд 9Качество образования
представляет собой категорию, которая выражает степень соответствия образовательных результатов требованиям

к системе образования со стороны личности, государства и общества как основных «заказчиков» и «потребителей» образования.

Слайд 10Законом Российской Федерации «Об образовании» (п. 6 ст. 2)
закреплен государственно-общественный

характер управления образованием как принцип государственной политики в области образования, однако прямые указания закона об участии представителей работодателей, общественности в процедурах контроля и оценки качества образования в современном законодательстве России отсутствуют.

Слайд 11Исторически сложившаяся  в России практика оценки качества образования не в полной

мере соответствует целям и задачам ОСОКО по следующим основаниям:

1. Существующая в настоящее время практика оценки качества в процедурах государственной итоговой аттестации выпускников и аттестации образовательных учреждений выявляет только один аспект качества - соответствие образовательных результатов выпускников государственным требованиям, аккумулированным в государственных образовательных стандартах общего среднего образования, как зафиксированной документально норме качества образования. Таким образом, по своей сути эта оценка является ведомственной (отраслевой), отражающей потребности и интересы только одного «заказчика» образования (государства).


Слайд 12Исторически сложившаяся  в России практика оценки качества образования не в полной

мере соответствует целям и задачам ОСОКО по следующим основаниям:

2. В настоящее время в отечественной системе образования в недостаточной степени достигается «прозрачность» и открытость процедур оценки качества образования. Результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности;  не распространена традиция официальных и общественных рейтингов образовательных учреждений.


Слайд 13Исторически сложившаяся  в России практика оценки качества образования не в полной

мере соответствует целям и задачам ОСОКО по следующим основаниям:

существующая сегодня практика оценки качества образования носит преимущественно ведомственный, закрытый характер и отражает требования к качеству образования только одного «заказчика» образования - государства. Ни в постановке целей обучения, ни в оценке степени их достижения обучаемыми не принимают участия работодатели и местное сообщество как потребители «продукта», произведенного в системе образования.


Слайд 142. «Качество образования» и «общественная составляющая» управлением качества образования.


Слайд 15Задача формирования государственно-общественного характера управления качеством образования может быть реализована путем

создания в республике¸ муниципальном образовании, школе условий и ресурсов для развития такой модели управления качеством образования, в которой предусмотрены распределение, согласование, разграничение функций, полномочий и ответственности всех социальных партнеров (субъектов управления качеством образования).

Слайд 16Одним из условий реализации принципа государственно-общественного управления в сфере образования
выступает создание

в республике, муниципальном образовании, школе государственно-общественной системы независимой оценки результатов и условий деятельности производителей образовательных услуг (государственных и негосударственных образовательных учреждений/организаций, реализующих образовательные программы разных уровней на территории республики), а также качества образования учащихся.

Слайд 173. Понимание общероссийской системы качества образования (ОСОКО)


Слайд 18Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО)
совокупность организационных и функциональных структур,

обеспечивающей основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений школьников, оценку качества образования в конкретном общеобразовательном учреждении, а также качество образования на федеральном, региональном, муниципальном и уровнях.

Слайд 19Создание общероссийской системы оценки качества образования в РФ направлено на достижение

следующих целей:

обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
обеспечение единого образовательного пространства;
повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);
принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования на уровне отдельного общеобразовательного учреждения, а также муниципальных, региональных и федеральных уровней образования;
создание прозрачной картины для потенциальных инвесторов в систему общего и профессионального образования.


Слайд 20Достижение поставленных целей требует построения системы оценки качества образования на основе

следующих принципов:

реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
возрастно-психологической адекватности процедур и показателей;
учета типовых социально-экономических и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования;


Слайд 21Достижение поставленных целей требует построения системы оценки качества образования на основе

следующих принципов:

повышения потенциала внутренней оценки, самооценки;
осуществления внешней оценки структурами, функционально и ресурсно независимыми от системы управления образованием;
централизованной разработки процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов
широкого обсуждения в профессиональном сообществе содержания, процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований;
соблюдения преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образования.


Слайд 22Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО):
1. Оценка

готовности к обучению учащихся в начальной и основной школе для учета индивидуальных особенностей обучающихся при их обучении в начальной и основной школе.
2. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации по завершению основной и старшей школы и отбора для поступления на следующую ступень обучения.

Слайд 23Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО):
3. Формирование

системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования, в том числе оценку качества образовательного учреждения (с использованием процедур государственной (итоговой) аттестации школьников и государственной аккредитации образовательных учреждений), оценку качества образования, предоставляемого в региональных и муниципальных системах в том числе с использованием российских и зарубежных мониторинговых исследований.

Слайд 24Основные пользователи информации, представляемой общероссийской системой оценки качества образования:
обучающиеся и их

родители;
педагогические коллективы школ;
 система повышения квалификации работников образования и методические службы;
 органы управления образованием;
работодатели.

Слайд 25К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести

следующие:

ориентация на требования внешних пользователей;
учет потребностей системы образования;
минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);


Слайд 26К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести

следующие:

оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
иерархичность системы показателей;
сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.


Слайд 27Необходимо развивать существующие организационные структуры, механизмы и процедуры по следующим направлениям:
упорядочивание

информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации; вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на уровне общеобразовательного учреждения, муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и др. служб контроля и оценки) и координация их деятельности;

Слайд 28Необходимо развивать существующие организационные структуры, механизмы и процедуры по следующим направлениям:
объективизация

существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля;
введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений;
осуществление централизованной разработки диагностических средств;
разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования.

Слайд 29Также предполагается создание новых организационных структур и механизмов:
федерального информационно-аналитического центра оценки

качества образования, осуществляющего разработку показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования, сбор и обобщение информации, подготовку ежегодного отчета о состоянии образования в России и рекомендации по развитию системы образования;
системы мониторинга качества образования, направленного на выявление тенденций развития российской системы образования и ее основных проблем (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований), и на его основании принимать те или иные управленческие решения по результатам, которые будут получаться в системе ОСОКО;
системы сертификации педагогических тестовых материалов.

Слайд 304. Моделирование региональной системы оценки качества образования (РСОКО) РСО-Алания (региональный, муниципальный

уровни, уровень общеобразовательного учреждения)

Слайд 31 Региональная система оценки качества  образования РСО-Алания
представляет собой  целостную систему диагностических

и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества  образования, а также совокупность организационных структур и их нормативно-правовые регламенты, обеспечивающие управление качеством образования.

Слайд 32 Цели деятельности РСОКО РСО-Алания:
информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по проблемам

повышения качества образования и развития РСОКО РСО-Алания;
использование результатов оценки и самих оценочных процедур в качестве механизма влияния на реализацию приоритетных направлений  развития системы образования (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения) и повышение его качества;
формирование механизма трансформации запросов субъектов внешней среды, представляющих личность, государство и общество, в требования (заказ) к качеству образования;


Слайд 33РСОКО РСО-Алания включает в себя:
оценку качества образования в процедурах итоговой государственной

аттестации выпускников учреждений общего среднего образования;
оценку качества образования учащихся в процедурах аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы на территории РСО-Алания;
оценку условий реализации образовательных программ в процедурах лицензирования общеобразовательных учреждений;
мониторинги различных параметров качества образования в соответствии с приоритетами региональной образовательной политики и по запросам различных заказчиков образования (работодателей, общественности и т.д.);
общественно-профессиональные рейтинги общеобразовательных учреждений различного уровня, реализующих программы на территории РСО-Алания, и отдельных образовательных программ.


Слайд 34Согласно принципу иерархичности, РСОКО РСО-А имеет следующие уровни
федеральный уровень,
региональный уровень,


муниципальный уровни,
уровень общеобразовательного учреждения, каждый из которых решает задачи сквозного характера, обеспечивающие федеральную «вертикаль», и задачи собственного уровня.

Слайд 35функциональная наполненность деятельности по оценке качества на каждом уровне характеризуется:
- инвариантной

составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня (федеративный) в вопросах управления качеством образования;
- вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования республики, муниципалитета, отдельного образовательного учреждения.

Слайд 36Основными информационными источниками для организации РСОКО РСО-Алания выступают:
процедуры лицензирования, государственной аттестации

и аккредитации общеобразовательных учреждений (инвариантная составляющая);
единый государственный экзамен (ЕГЭ) (инвариантная составляющая);
новая форма аттестации выпускников 9-ых классов (вариативная составляющая);
итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов (все, что вне ЕГЭ) (вариативная составляющая);


Слайд 37Основными информационными источниками для организации РСОКО РСО-Алания выступают:
данные государственной образовательной статистики

и ведомственной статистики, собираемой органами управления образованием (инвариантная и вариативная составляющие);
данные государственной статистики других ведомств, демографическая статистика и т.д. (инвариантная и вариативная составляющие);
процедуры текущего контроля общеобразовательных учреждений: образовательные достижения учащихся, мониторинг и диагностика обученности и т.д. (вариативная составляющая);
внешний и внутренний образовательный аудит (вариативная составляющая);
процедуры профессиональной аттестации педагогов всех уровней (вариативная составляющая);

Слайд 38Основными информационными источниками для организации РСОКО РСО-Алания выступают:
профессиональные конкурсы мастерства (вариативная

составляющая);
данные федеральных мониторингов качества образования (инвариантная составляющая);
данные международных исследований качества образования: PISA, TIMSS и др. (инвариантная составляющая).


Слайд 39Открытость и «прозрачность» информации в сфере оценки качества образования достигаются
на основе

публикаций в средствах массовой информации
на веб-сайте;
составления и публикации общественных рейтингов общеобразовательных учреждений по различным аспектам качества образования;
информирования работодателей, общественности и т.д.

Слайд 40В зависимости от целевых групп пользователей информационными продуктами, созданными в рамках

РСОКО РСО-Алания, на уровне муниципальных управлений образования необходимо разработать

организационные схемы процесса обеспечения информацией о качестве образования с указанием сроков, периодичности, форматов, ответственных за предоставление информации на республиканском, муниципальном, школьном уровнях.


Слайд 41Требования к показателям/индикаторам, подлежащим оценке в процессе мониторингов в системе оценки

качества образования (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения),

полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки;
необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам системы оценки качества);
оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений);
экономическая целесообразность (процесс измерения и расчета показателей/индикаторов  должен быть относительно дешевым по трудозатратам);


Слайд 42Требования к показателям/индикаторам, подлежащим оценке в процессе мониторингов в системе оценки

качества образования (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения),

универсальность (система показателей должна быть инвариантной относительно социально-экономических и других особенностей субъекта РФ в целях технологического обеспечения сравнительного анализа мониторинговой информации на федеральном уровне);
однозначность интерпретации значений показателей (информация, которую обеспечивают показатели, не должна допускать возможности многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений);
открытость системы показателей мониторинга для пользователей как условие инвестиционной привлекательности региональных систем образования и эффективного использования ее ресурсов.


Слайд 43Важнейшими задачами РСОКО РСО-Алания на ближайшее время являются:
осуществление внешней оценки

учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования;
 проведение системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых общеобразовательными учреждениями;
обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики;
проведение сопоставительного мониторинга учебных достижений учащихся,

Слайд 44Концепция построения РСОКО РСО-Алания (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения) основывается

на следующих основных принципах:

профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, справедливость, периодичность, преемственность, подотчетность, непрерывность развития и международное сотрудничество.


Слайд 45Составляющими модели региональной системы оценки качества образования (РСОКО) РСО-Алания должны стать:
распределенная

по региону система опорных баз проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур не только для итоговой аттестации, но и работающих на постоянной основе; 
материально-техническое и информационно-технологическое оснащение распределенных пунктов проведения и автоматизированной обработки результатов тестирования;
система подготовки специалистов для обеспечения правильности проведения контрольно-оценочных процедур по новым технологиям и использования их результатов в образовательной практике;

Слайд 46Составляющими модели региональной системы оценки качества образования (РСОКО) РСО-Алания должны стать:
банк

валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, обеспечение конфиденциальности контрольно-измерительных материалов на всех этапах контрольно-оценочного процесса;
республиканский банк валидной образовательной статистики; обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (школы, управления образования, вузы, родители, учащиеся, учителя и т.д.).

Слайд 47В структуре республиканской, муниципальной систем оценки качества образования должны быть и

внутришкольные системы.

обеспечение объективной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений учащихся и среднестатистических достижений общеобразовательных учреждений в целях коррекции учебного процесса и учебной активности выпускников;
индивидуализация учебного процесса на основе результатов контроля, обеспечивающая условия для практической реализации личностно ориентированной, развивающей и других технологий обучения;
получение объективной информации об уровне и качестве подготовки обучающихся для выставления итоговых оценок при переходе на следующую ступень обучения с помощью новых форм, методов и средств контроля;


Слайд 48В структуре республиканской, муниципальной систем оценки качества образования должны быть и

внутришкольные системы.

обеспечение условий для самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности учащихся;
методическая поддержка школьников и преподавателей при подготовке к сдаче ЕГЭ и аттестации;
проведение внутришкольного мониторинга учебных достижений по основным дисциплинам;
определение потребности в повышении квалификации преподавателей, качества преподавания и обучения.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика