Слайд 1 Основные тенденции, проявившиеся в последнее десятилетие в области оценки качества
образования
Слайд 2Базисные изменения социально-экономической ситуации
в экономике - это переход к рыночной
экономике и соответствующим ей формам трудовой занятости населения и рынка труда в целом;
в политике - изменение роли государства, демократизация социального устройства и движение к гражданскому обществу;
в социальной жизни - глобализация и либерализация общества, усиление его открытости
Слайд 3В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской
Федерации отмечается
«… необходимо сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».
Слайд 4 Основные тенденции, в области оценки качества образования
Изменение понимания качества образования:
в системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителей, рынка труда, общества и государства);
Комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (наличие образовательных стандартов, оценки достижения стандартов независимыми организациями, обеспечение автономии образовательных учреждений и пр.).
Слайд 5Основные тенденции, в области оценки качества образования
Развитие новых элементов системы оценки
качества образования как сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание оценочной деятельности как средства отчетности, так и средства оказания поддержки образовательного учреждения в его развитии и др.;
Использование многоуровнего системного моделирования при планировании исследований качества образования и анализе результатов: выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (общероссийский, региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения), а также показателей, характеризующих инвестиции в образование, образовательный процесс и образовательные достижения;
Слайд 6Основные тенденции, в области оценки качества образования
Более широкое понимание образовательных достижений;
вводятся следующие показатели образовательных достижений:
образовательные достижения по отдельным предметам;
динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам;
ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.);
удовлетворенность образованием;
степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.);
дальнейшее образование и карьера выпускника.
Слайд 7Основные тенденции, в области оценки качества образования
Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества
образования на общероссийском, региональном, муниципальном уровнях, уровне общеобразовательного учреждения как основы для принятия управленческих решений.
Слайд 81. «Качество образования» и современные образовательные реалии.
Слайд 9Качество образования
представляет собой категорию, которая выражает степень соответствия образовательных результатов требованиям
к системе образования со стороны личности, государства и общества как основных «заказчиков» и «потребителей» образования.
Слайд 10Законом Российской Федерации «Об образовании» (п. 6 ст. 2)
закреплен государственно-общественный
характер управления образованием как принцип государственной политики в области образования, однако прямые указания закона об участии представителей работодателей, общественности в процедурах контроля и оценки качества образования в современном законодательстве России отсутствуют.
Слайд 11Исторически сложившаяся в России практика оценки качества образования не в полной
мере соответствует целям и задачам ОСОКО по следующим основаниям:
1. Существующая в настоящее время практика оценки качества в процедурах государственной итоговой аттестации выпускников и аттестации образовательных учреждений выявляет только один аспект качества - соответствие образовательных результатов выпускников государственным требованиям, аккумулированным в государственных образовательных стандартах общего среднего образования, как зафиксированной документально норме качества образования. Таким образом, по своей сути эта оценка является ведомственной (отраслевой), отражающей потребности и интересы только одного «заказчика» образования (государства).
Слайд 12Исторически сложившаяся в России практика оценки качества образования не в полной
мере соответствует целям и задачам ОСОКО по следующим основаниям:
2. В настоящее время в отечественной системе образования в недостаточной степени достигается «прозрачность» и открытость процедур оценки качества образования. Результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности; не распространена традиция официальных и общественных рейтингов образовательных учреждений.
Слайд 13Исторически сложившаяся в России практика оценки качества образования не в полной
мере соответствует целям и задачам ОСОКО по следующим основаниям:
существующая сегодня практика оценки качества образования носит преимущественно ведомственный, закрытый характер и отражает требования к качеству образования только одного «заказчика» образования - государства. Ни в постановке целей обучения, ни в оценке степени их достижения обучаемыми не принимают участия работодатели и местное сообщество как потребители «продукта», произведенного в системе образования.
Слайд 142. «Качество образования» и «общественная составляющая» управлением качества образования.
Слайд 15Задача формирования государственно-общественного характера управления качеством образования может быть реализована путем
создания в республике¸ муниципальном образовании, школе условий и ресурсов для развития такой модели управления качеством образования, в которой предусмотрены распределение, согласование, разграничение функций, полномочий и ответственности всех социальных партнеров (субъектов управления качеством образования).
Слайд 16Одним из условий реализации принципа государственно-общественного управления в сфере образования
выступает создание
в республике, муниципальном образовании, школе государственно-общественной системы независимой оценки результатов и условий деятельности производителей образовательных услуг (государственных и негосударственных образовательных учреждений/организаций, реализующих образовательные программы разных уровней на территории республики), а также качества образования учащихся.
Слайд 173. Понимание общероссийской системы качества образования (ОСОКО)
Слайд 18Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО)
совокупность организационных и функциональных структур,
обеспечивающей основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений школьников, оценку качества образования в конкретном общеобразовательном учреждении, а также качество образования на федеральном, региональном, муниципальном и уровнях.
Слайд 19Создание общероссийской системы оценки качества образования в РФ направлено на достижение
следующих целей:
обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
обеспечение единого образовательного пространства;
повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);
принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования на уровне отдельного общеобразовательного учреждения, а также муниципальных, региональных и федеральных уровней образования;
создание прозрачной картины для потенциальных инвесторов в систему общего и профессионального образования.
Слайд 20Достижение поставленных целей требует построения системы оценки качества образования на основе
следующих принципов:
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
возрастно-психологической адекватности процедур и показателей;
учета типовых социально-экономических и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования;
Слайд 21Достижение поставленных целей требует построения системы оценки качества образования на основе
следующих принципов:
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки;
осуществления внешней оценки структурами, функционально и ресурсно независимыми от системы управления образованием;
централизованной разработки процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов
широкого обсуждения в профессиональном сообществе содержания, процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований;
соблюдения преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образования.
Слайд 22Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО):
1. Оценка
готовности к обучению учащихся в начальной и основной школе для учета индивидуальных особенностей обучающихся при их обучении в начальной и основной школе.
2. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации по завершению основной и старшей школы и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
Слайд 23Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО):
3. Формирование
системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования, в том числе оценку качества образовательного учреждения (с использованием процедур государственной (итоговой) аттестации школьников и государственной аккредитации образовательных учреждений), оценку качества образования, предоставляемого в региональных и муниципальных системах в том числе с использованием российских и зарубежных мониторинговых исследований.
Слайд 24Основные пользователи информации, представляемой общероссийской системой оценки качества образования:
обучающиеся и их
родители;
педагогические коллективы школ;
система повышения квалификации работников образования и методические службы;
органы управления образованием;
работодатели.
Слайд 25К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести
следующие:
ориентация на требования внешних пользователей;
учет потребностей системы образования;
минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
Слайд 26К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести
следующие:
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
иерархичность системы показателей;
сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
Слайд 27Необходимо развивать существующие организационные структуры, механизмы и процедуры по следующим направлениям:
упорядочивание
информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации; вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на уровне общеобразовательного учреждения, муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и др. служб контроля и оценки) и координация их деятельности;
Слайд 28Необходимо развивать существующие организационные структуры, механизмы и процедуры по следующим направлениям:
объективизация
существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля;
введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений;
осуществление централизованной разработки диагностических средств;
разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования.
Слайд 29Также предполагается создание новых организационных структур и механизмов:
федерального информационно-аналитического центра оценки
качества образования, осуществляющего разработку показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования, сбор и обобщение информации, подготовку ежегодного отчета о состоянии образования в России и рекомендации по развитию системы образования;
системы мониторинга качества образования, направленного на выявление тенденций развития российской системы образования и ее основных проблем (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований), и на его основании принимать те или иные управленческие решения по результатам, которые будут получаться в системе ОСОКО;
системы сертификации педагогических тестовых материалов.
Слайд 304. Моделирование региональной системы оценки качества образования (РСОКО) РСО-Алания (региональный, муниципальный
уровни, уровень общеобразовательного учреждения)
Слайд 31 Региональная система оценки качества образования РСО-Алания
представляет собой целостную систему диагностических
и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и их нормативно-правовые регламенты, обеспечивающие управление качеством образования.
Слайд 32 Цели деятельности РСОКО РСО-Алания:
информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по проблемам
повышения качества образования и развития РСОКО РСО-Алания;
использование результатов оценки и самих оценочных процедур в качестве механизма влияния на реализацию приоритетных направлений развития системы образования (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения) и повышение его качества;
формирование механизма трансформации запросов субъектов внешней среды, представляющих личность, государство и общество, в требования (заказ) к качеству образования;
Слайд 33РСОКО РСО-Алания включает в себя:
оценку качества образования в процедурах итоговой государственной
аттестации выпускников учреждений общего среднего образования;
оценку качества образования учащихся в процедурах аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы на территории РСО-Алания;
оценку условий реализации образовательных программ в процедурах лицензирования общеобразовательных учреждений;
мониторинги различных параметров качества образования в соответствии с приоритетами региональной образовательной политики и по запросам различных заказчиков образования (работодателей, общественности и т.д.);
общественно-профессиональные рейтинги общеобразовательных учреждений различного уровня, реализующих программы на территории РСО-Алания, и отдельных образовательных программ.
Слайд 34Согласно принципу иерархичности, РСОКО РСО-А имеет следующие уровни
федеральный уровень,
региональный уровень,
муниципальный уровни,
уровень общеобразовательного учреждения, каждый из которых решает задачи сквозного характера, обеспечивающие федеральную «вертикаль», и задачи собственного уровня.
Слайд 35функциональная наполненность деятельности по оценке качества на каждом уровне характеризуется:
- инвариантной
составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня (федеративный) в вопросах управления качеством образования;
- вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования республики, муниципалитета, отдельного образовательного учреждения.
Слайд 36Основными информационными источниками для организации РСОКО РСО-Алания выступают:
процедуры лицензирования, государственной аттестации
и аккредитации общеобразовательных учреждений (инвариантная составляющая);
единый государственный экзамен (ЕГЭ) (инвариантная составляющая);
новая форма аттестации выпускников 9-ых классов (вариативная составляющая);
итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов (все, что вне ЕГЭ) (вариативная составляющая);
Слайд 37Основными информационными источниками для организации РСОКО РСО-Алания выступают:
данные государственной образовательной статистики
и ведомственной статистики, собираемой органами управления образованием (инвариантная и вариативная составляющие);
данные государственной статистики других ведомств, демографическая статистика и т.д. (инвариантная и вариативная составляющие);
процедуры текущего контроля общеобразовательных учреждений: образовательные достижения учащихся, мониторинг и диагностика обученности и т.д. (вариативная составляющая);
внешний и внутренний образовательный аудит (вариативная составляющая);
процедуры профессиональной аттестации педагогов всех уровней (вариативная составляющая);
Слайд 38Основными информационными источниками для организации РСОКО РСО-Алания выступают:
профессиональные конкурсы мастерства (вариативная
составляющая);
данные федеральных мониторингов качества образования (инвариантная составляющая);
данные международных исследований качества образования: PISA, TIMSS и др. (инвариантная составляющая).
Слайд 39Открытость и «прозрачность» информации в сфере оценки качества образования достигаются
на основе
публикаций в средствах массовой информации
на веб-сайте;
составления и публикации общественных рейтингов общеобразовательных учреждений по различным аспектам качества образования;
информирования работодателей, общественности и т.д.
Слайд 40В зависимости от целевых групп пользователей информационными продуктами, созданными в рамках
РСОКО РСО-Алания, на уровне муниципальных управлений образования необходимо разработать
организационные схемы процесса обеспечения информацией о качестве образования с указанием сроков, периодичности, форматов, ответственных за предоставление информации на республиканском, муниципальном, школьном уровнях.
Слайд 41Требования к показателям/индикаторам, подлежащим оценке в процессе мониторингов в системе оценки
качества образования (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения),
полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки;
необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам системы оценки качества);
оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений);
экономическая целесообразность (процесс измерения и расчета показателей/индикаторов должен быть относительно дешевым по трудозатратам);
Слайд 42Требования к показателям/индикаторам, подлежащим оценке в процессе мониторингов в системе оценки
качества образования (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения),
универсальность (система показателей должна быть инвариантной относительно социально-экономических и других особенностей субъекта РФ в целях технологического обеспечения сравнительного анализа мониторинговой информации на федеральном уровне);
однозначность интерпретации значений показателей (информация, которую обеспечивают показатели, не должна допускать возможности многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений);
открытость системы показателей мониторинга для пользователей как условие инвестиционной привлекательности региональных систем образования и эффективного использования ее ресурсов.
Слайд 43Важнейшими задачами РСОКО РСО-Алания на ближайшее время являются:
осуществление внешней оценки
учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования;
проведение системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых общеобразовательными учреждениями;
обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики;
проведение сопоставительного мониторинга учебных достижений учащихся,
Слайд 44Концепция построения РСОКО РСО-Алания (региональный, муниципальный уровни, уровень общеобразовательного учреждения) основывается
на следующих основных принципах:
профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, справедливость, периодичность, преемственность, подотчетность, непрерывность развития и международное сотрудничество.
Слайд 45Составляющими модели региональной системы оценки качества образования (РСОКО) РСО-Алания должны стать:
распределенная
по региону система опорных баз проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур не только для итоговой аттестации, но и работающих на постоянной основе;
материально-техническое и информационно-технологическое оснащение распределенных пунктов проведения и автоматизированной обработки результатов тестирования;
система подготовки специалистов для обеспечения правильности проведения контрольно-оценочных процедур по новым технологиям и использования их результатов в образовательной практике;
Слайд 46Составляющими модели региональной системы оценки качества образования (РСОКО) РСО-Алания должны стать:
банк
валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, обеспечение конфиденциальности контрольно-измерительных материалов на всех этапах контрольно-оценочного процесса;
республиканский банк валидной образовательной статистики; обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (школы, управления образования, вузы, родители, учащиеся, учителя и т.д.).
Слайд 47В структуре республиканской, муниципальной систем оценки качества образования должны быть и
внутришкольные системы.
обеспечение объективной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений учащихся и среднестатистических достижений общеобразовательных учреждений в целях коррекции учебного процесса и учебной активности выпускников;
индивидуализация учебного процесса на основе результатов контроля, обеспечивающая условия для практической реализации личностно ориентированной, развивающей и других технологий обучения;
получение объективной информации об уровне и качестве подготовки обучающихся для выставления итоговых оценок при переходе на следующую ступень обучения с помощью новых форм, методов и средств контроля;
Слайд 48В структуре республиканской, муниципальной систем оценки качества образования должны быть и
внутришкольные системы.
обеспечение условий для самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности учащихся;
методическая поддержка школьников и преподавателей при подготовке к сдаче ЕГЭ и аттестации;
проведение внутришкольного мониторинга учебных достижений по основным дисциплинам;
определение потребности в повышении квалификации преподавателей, качества преподавания и обучения.