Слайд 1Организация учебного процесса
Бакалавриат, 1 курс
2014/2015 учебный год
Практические занятия
Слайд 2Преподаватель кафедры генетики, цитологии и биоинженерии, к.с-х.н.
Рабочее место в ауд. 185
Телефон
кафедры в лаборантской, к. 184
220-88-76
Валентина Павловна Мясина
Слайд 3Хицова Людмила Николаевна
д.б.н., профессор кафедры зоологии и паразитологии
Лекционный курс читает
Слайд 4Лекции 18 часов
Практические занятия 36 часов
Промежуточная аттестация – зачёт, зимняя сессия
1-го семестра
Структура курса
Слайд 5Посещение занятий и запись содержания занятий в тетради
Выполнение заданий – ответы
на вопросы семинаров, разработка презентаций и портфолио, написание эссе и проч.
Успешное выполнение контрольных работ на практических занятиях и лекциях
В итоге необходимо получить допуск по практическим занятиям к итоговой контрольной работе (тесту) по лекционному курсу
Требования
Слайд 6Помощь в адаптации студентов к условиям обучения в вузе
Освоение новых технологий
и методик обучения в вузе
Социализация, знакомство студентов друг с другом
Цели дисциплины
Слайд 7Организация образовательного процесса в ВГУ
Тема 1
Слайд 8РЕКТОР
Дмитрий Александрович Ендовицкий
Структура ФГБОУ ВПО ВГУ
Ректорат
Главный управляющий аппарат ВГУ
7 Проректоров +
Учёный секретарь
Проректор по научной работе Василий Николаевич Попов
Проректор по учебной работе и стратегическому развитию
Елена Евгеньевна Чупандина
Проректор по воспитательной и социальной работе Олег Викторович Гришаев
1
2
3
4
5
6
7
9
8
10
11
Слайд 9Объединение ведущих профессоров ВГУ
1. Учёный совет
Слайд 10В ВГУ 18 факультетов
Биолого-почвенный факультет
Деканат
Декан БПФ ф-та профессор, д.б.н.
Валерий Григорьевич Артюхов
Кафедры
на
БПФ ф-те 10 кафедр
2. Факультеты
Слайд 11Приёмная комиссия
Канцелярия
Бухгалтерия
Отдел кадров
3. Отделы и службы
Слайд 12Профком студентов
(матпомощь, путёвки, льготные билеты)
Профком преподавателей
Волонтёрские организации
Турклуб «Белая гора»
4. Общественные организации
Слайд 13Ботанический сад ВГУ им. Б.М.Козо-Полянского
Заповедник «Галичья гора»
5. Научные подразделения
Слайд 14В ВГУ 6 научно-исследовательских институтов
6. НИИ
Слайд 159 отделов во всех корпусах,
читальные залы,
электронные каталоги
Сайт lib.vsu.ru
7. Научная библиотека
Слайд 16В ВГУ 7 музеев,
на БПФ 3 музея:
Зоологический музей
Музей растительного покрова
Почвенный музей
8.
Музеи
Слайд 17Лиски
Старый Оскол
9. Филиалы ВГУ
Слайд 18В ВГУ 8 Центров
БУНЦ «Веневитиново»
Институт международного образования
10. Центры
Слайд 19
11. Административно-хозяйственные подразделения
Слайд 20Узнайте место ВГУ в рейтингах российских вузов и других мировых рейтингах
вузов
Рейтинг БПФ (популярность, кол-во профессоров, научные достижения и проч.
Познакомьтесь со структурой сайтов
ВГУ и БПФ
vsu.ru bio.vsu.ru
д/з
Слайд 21Квалификации, степени и звания в науке и образовании
Слайд 22Выпускники вузов: бакалавр двухуровневая
магистр система (4+2г.)
специалист
Учёные степени: кандидат наук (к.б.н., к.х.н.)
доктор наук (д.б.н.)
В европейских странах степень Доктор философии PhD условно равна Канд. наук
Квалификации, степени и звания в науке и образовании
Слайд 23Аспирантура
- кандидатская диссертация –
- защита в специализированном Учёном совете
-
– присвоение учёной степени канд. наук –
-активная научная работа, статьи, монографии –
- докторская диссертация –
- защита в специализированном Учёном совете –
- присвоение учёной степени докт. наук
Система подготовки научных кадров
Слайд 24В вузах
Доцент (канд. наук)
Профессор (доктор наук)
В академии наук (РАН)
Член-корреспондент
Академик
Учёные звания
Специалитет
(бакалавр (специалист)
1, 2…4 года обучения)
Магистратура Аспирантура
(магистр (аспирант) канд. наук
1, 2 года обучения)
Докторантура
(докторант) докт. наук
Ступени образования
Слайд 26Это совокупность требований к организации образовательного процесса.
Существуют ФГОСы дошкольного образования, полного
среднего, среднего специального образования, а также ФГОС по разным направлениям подготовки
Какой будем анализировать?
Федеральный государственный образовательный стандарт
Слайд 27Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлнию подготовки 020400
Биология (квалификация(степень) «Бакалавр»)
Слайд 28
Структура ФГОС
ФГОС Основа (фундамент)для разработки
ООП
основная
образовательная
программа
программы
учебных
курсов
Учебные материалы
КИМы
Организация
образовательного
процесса (что изучать, когда, сколько)
Финансовое обеспечение
образования
(кому деньги и на что)
Контроль за соблюдением
Закона об образовании в РФ
ГИА (гос. итоговая и
промежуточная аттестация
Аттестация педработников
Слайд 29С 2000 года
С 2005 г. Основной ориентир: формирование ЗУМ (знаний, умений,
навыков)
С 2009 г. (приказ 2010)
Основной ориентир: выработка у студентов общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.
Компетентностный подход к современному образованию
Поколения ГОС
Слайд 30Реализация ФГОС в вузе
На основе ФГОС Учебный отдел
разрабатывает
ООП -
это комплекс
Учебный план
(что
изучать,
сколько времени)
Учебный график
(сроки и порядок
изучения дисциплин)
Рабочие программы
по дисциплинам
Методические материалы
(учебные пособия, КИМы)
Слайд 31Направление - 020400 Биология
Квалификация - Бакалавр
Срок освоения ООП - 4 года
Трудоёмкость
- 240 зачётных единиц (кредитов)
1 кредит = 36 аудиторных часов
= 27 аудиторных часов
1 аудиторный час = 45 минут
1 пара = 2 академических часа
Нормативные сведения о
ФГОС ВПО
Слайд 32Сколько академических часов надо отучиться в бакалавриате?
Сколько пар отсидите в универе
за 4 года?
А за год? А в неделю?
Задание
Слайд 33В бакалавриате примерно 50% учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу.
Успехов!
Самостоятельная работа
Слайд 35Тема 3
Основная образовательная программа
(ООП)
Слайд 36Структура бакалавриата по направлению «Биология»
Задание
Откройте учебное пособие на стр. 7.
Рассмотрите рис.
1 и проанализируйте по вопросам (преподавателя)
Запишите схему в тетрадь
Слайд 37Зачётная единица (кре́дит)
Трудоёмкость дисциплины измеряется в зачётных единицах – кре́дитах.
Кредит -
мера трудоёмкости, мера трудозатрат учебной работы, необходимых для освоения образовательной программы.
Слайд 38Виды учебной работы
Аудиторная работа – лекции, лабораторные работы, практические работы (семинары).
Самостоятельная
работа
Написание курсовых и дипломных работ
Подготовка к экзаменам
Слайд 39Пример распределения часов
1. Философия
4 кредита =144 ауд. часа
36 ч. на подготовку 108 ч
экзамен
54 ч. 54 ч.
самост. работа : аудиторная работа (2:3 или 1:1 или 3:2)
18 ч. 36 ч.
лекции : практические занятия
(1:3 или 1:1)
Слайд 40Пример 2. Общая биология
2 кредита =72 ауд. часа
0 ч. на
подготовку
зачет самост. работа аудиторная работа
36 ч. 36 ч.
лекции лабораторные
18 ч. 18 ч.
Слайд 41Пример 3. Паразитология
3 кредита =108 ауд. часа
36 ч.
72 ч
экзамен
18 ч. 54 ч.
самост. работа аудиторная работа
18 ч. 36 ч.
лекции лабораторные занятия
Слайд 42Максимальная учебная нагрузка в неделю
1,5 кредита = 54 часа
Аудиторная 30 часов
Самостоятельная
работа 24 часа
Слайд 43Европейская система взаимозачета кредитов (ECTS)
ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System —
Европейская система перевода и накопления кредитов) — общеевропейская система учёта учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса.
Слайд 44Значение
Кре́диты (определённое количество зачётных единиц) позволяют оценивать уровень освоения учебных программ
студентами, обучающимися в разных университетах, и таким образом обеспечивают мобильность студентов
Слайд 45Значение
Привязка нормативов трудоемкости образовательных программ в ГОС-3 к ECTS является основой
гармонизации российского образования не только с европейским, но в широком смысле и с мировым образовательным пространством
Слайд 46Вопрос
Чем принципиально отличается ФГОС 3 от
ГОС 1 и 2?
Слайд 47Компетентностный подход к современному образованию
Слайд 48Компетентность
- наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной
предметной области
Слайд 49Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить)
— способность применять знания, умения, успешно действовать
на основе практического опыта при решении задач в определенной области.
— совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно–продуктивной деятельности.
Слайд 50ЗУН
Знания – элементы информации, основные закономерности предметной области,
Умения – освоенный
способ выполнения действия
Навыки – автоматизированные компоненты сознательного действия
Слайд 51Компетенции vs ЗУН
В чём отличие?
Слайд 52Компетенции
Общекультурные (ОК 1-18)
Профессиональные (ПК 1-24)
Слайд 53График учебного процесса
Методическое пособие,
стр.9, табл.2
Слайд 54Сводный график учебного процесса
Слайд 55Опрос
Охарактеризовать с помощью эмоций и действий
Моё пребывание в вузе – это
…
Моё личное время - …
Моя будущая профессия - …
Слайд 57Организация учебного процесса
Бакалавриат, 1 курс
2014/2015 учебный год
Практические занятия
Слайд 59Постановка проблемы:
объект
образ
образ
образ
Почему происходит «искажение» объекта?
Слайд 60Тема 4
Выявление ведущего канала восприятия
Слайд 61Тезис
Разные люди имеют более развитым один из каналов восприятия информации об
окружающем мире
Слайд 62Задание
Прочитайте на стр. 14 в методическом пособии о цели занятия и
его структуре.
Итак,
Какова цель занятия?
Чем будем заниматься для реализации поставленных задач?
Слайд 64Восприятие (перцепция) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Получение информации
извне и её обработка в сознании.
Процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.
Слайд 65Ведущий канал восприятия (модальность)
Ведущий канал – это канал, по которому человек
лучше всего воспринимает информацию из окружающего мира.
Модальность — (от лат. modus — способ, качественная характеристика ощущений) форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).
Слайд 66Репрезентативная система
- преимущественный способ обработки, хранения и воспроизведения информации.
Слайд 67Задание
Откройте учебное пособие на стр. 15, найдите таблицу 3, прочитайте, проанализируйте
информацию по вопросам преподавателя, запишите содержание таблицы.
Слайд 68Репрезентативные системы человека
визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;
аудиальная — опирающаяся,
в основном, на слуховой канал информации;
аудиально-тональная — выделяющая, в первую очередь, звуки и тональные последовательности;
аудиально-дигитальная — выделяющая символы (слова);
кинестетическая — опирающаяся, в основном, на обонятельный-осязательный канал информации.
дискретная (дигитальная) — опирающаяся на субъективно-логическое осмысление человеком сигналов, полученных по трем вышеперечисленным каналам.
Слайд 69Тестирование
Выявление ведущих каналов восприятия и репрезентативных систем
Пользуясь тестами из учебного пособия,
заполните бланки ответов и сделайте заключение.
Тест анонимный, укажите только пол.
Слайд 70Разработка рекомендаций по самоорганизации учебного процесса с учётом ведущего канала восприятия.
Слайд 71Задание
Проанализируйте и запишите таблицу на стр. 21 учебного пособия,
Дополните образец «лекция»
своим материалом,
Д/З. Заполните все графы таблицы по образцу (будем проверять)
Слайд 72Организация учебного процесса
Бакалавриат, 1 курс
2014/2015 учебный год
Практические занятия
Слайд 74Вывод
Эффективная и успешная учебная деятельность должна строиться на общих принципах обучения
с учетом индивидуальных особенностей – ведущего канала восприятия и репрезентативной системы
Слайд 76Цель занятия
Откройте учебное пособие на стр. 22
Прочитайте цель занятия 6 и
его структуру.
Расскажите в группе, как вы поняли чем и зачем будем сегодня заниматься.
установки разные
запоминание
понимание= осмысленное механическое
установление + + нужно знать
логических формулы и проч.,
связей. неэкономично
Понято=
само запомнилось
-
Слайд 78Память
произвольная
непроизвольная
требует волевых усилий не требуются волевые усилия
+ прочная
- фрагментарная
утомление активация памяти
осознание цели чтобы знать
чтобы сдать
+
-
взаимодействие
Слайд 79Приёмы запоминания текста
Структуризация – разделение на смысловые блоки, составление плана, плана-конспекта,
трансформация текста в логико-структурные схемы
Визуализация – составление опорных конспектов, иллюстрирование текста рисунками, графиками
Повторение – активное и пассивное
Использование преимуществ ведущего канала восприятия и репрезентативной системы
Слайд 80Методы и принципы конспектирования
Слайд 81Варианты ведения конспекта
стандартная стенография
перевод в образы запись под быстро и символы
диктовку долго учиться
- - много тренироваться ?
? трудно читать
+
-
-
+
Слайд 82Правила сокращения
Не сокр. неск. сл. подр.
Писать все предлоги и знаки препинания
Оставлять
поля для пометок
Записывать тему части лекции, не законспектированной
Сначала осмыслить текст, а потом записывать
Слайд 83Наиболее употребимые сокращения
Гипераббревиация – запись одной буквой (З, П, И), буква
в обёртке @
«Буква на службе» - V, pH, T, t, f
Пикрограммы +, -,
Иностранные слова – if, use, const, pss, st
Вбрс бкв
Использование контекста для объёма
Слайд 84Наиболее употребимые сокращения
Преобразование фразы – запись смысла, переформулировка
Рубрикация – использование разных
способов выделения разделов, пунктов, подпунктов (графически, пространственно)
«Светофор» - выделение нового
«Красная нить» - разные цвета для разной инфы
Кванторы – перевернутые буквы
Слайд 85Тренинг - конспект
Прослушайте текст «Дыхательная система позвоночных животных».
Напишите краткий конспект фрагмента
лекции с использованием информации занятия
Слайд 86Задание
Запишите форму титульного листа самостоятельных работ в ВГУ
На следующем занятии -
эссэ
Слайд 87МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Биолого-почвенный факультет
Кафедра <название кафедры>
<Тема работы>
Курсовая работа/Эссе/Реферат
Специальность 020400
Студент <подпись> <расшифровка подписи>
__.__.20__
Руководитель/преподаватель <подпись> <расшифровка подписи>
<учёная степень, звание> __.__.20__
Слайд 88Организация учебного процесса
Бакалавриат, 1 курс
2014/2015 учебный год
Практические занятия
Слайд 89Тема 6
Техника написание реферата и эссе
Слайд 90Реферат
Рефера́т (от лат. refere — докладывать, сообщать) – краткое изложение в письменном виде
содержания научной работы или литературы по определённой теме.
Слайд 91Задание для самостоятельной работы
Трансформировать текст «Виды рефератов» в структурированный план-конспект или
структурно-логическую схему.
Время выполнения задания – 10 минут
Слайд 92Виды рефератов
Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит
содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.
В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.
Слайд 93Виды рефератов
продуктивные
репродуктивные
реферат-конспект реферат-резюме
реферат-доклад реферат-обзор
несколько источников, сопоставление различных точек зрения
развёрнутый анализ первоисточника, оценка проблемы
обобщение, иллюстрации,
методы и результаты исследования, применение.
только основные положения темы
изложение содержания текста
творческое и/или критическое осмысление текста
Слайд 94Виды рефератов
1. Продуктивный - содержит творческое и/или критическое осмысление реферируемого источника.
а)
реферат-доклад: анализ информации первоисточника, объективная оценка проблемы, развёрнутый характер
б) реферат-обзор: анализ нескольких источников, сопоставление различных точек зрения.
2. Репродуктивный - воспроизводит содержание первичного текста, иллюстрированный материал, сведения о методах и результатах исследования, возможностях их применения.
а) реферат-конспект: фактическая информация в обобщённом виде
б) реферат-резюме: только основные положения данной темы
Слайд 95Цели реферата
Систематизация
Закрепление теоретических знаний
Расширение
Формирование
умений:
отбирать
группировать
анализировать собранную
обобщать информацию
обсуждать
Слайд 96Структура реферата
Титульный лист
Содержание
Введение
Главы (основная часть реферата)
Выводы/заключение
Список литературы/Список использованных источников
Слайд 97Требования к оформлению рефератов
рефераты и т.п. (эссе) оформляют на листах формата
А4 (210х297), текст печатается на одной стороне листа через полтора интервала;
параметры шрифта: гарнитура шрифта - Times New Roman, начертание - обычный, кегль шрифта - 14 пунктов, цвет текста – авто (черный);
параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки -12,5 мм, межстрочный и интервал между абзацами - полуторный;
поля страницы для титульного листа: верхнее и нижнее поля – 20 мм; правое и левое поля – 15 мм;
поля всех остальных страниц: верхнее и нижнее поля – 20 мм, размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм;
Слайд 98МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Биолого-почвенный факультет
1 курс ДО, 1 группа
Экологическая этика
Эссе
Специальность 020400
Студент _____________ Иванов И.И.
__.10.2014
Преподаватель
канд. с-х наук _____________ Мясина В.П.
__.10.2014
Воронеж 2014
Слайд 100Введение
Проблема, актуальность (значимость) темы
Цель
Задачи
Слайд 101Главы (основная часть)
Изложение основного содержания темы в точном соответствии с рубрикацией
раздела «Содержание».
Лаконично, аргументировано
Ссылки на использованные источники
(Иванов, 2014)
Слайд 102Заключение / выводы
необходимо делать в строгом соответствии с поставленными во введении
актуальностью, целями и задачами.
В заключении должно быть мнение его автора об обсуждаемой проблеме
Слайд 103Список использованной литературы
Обычно в реферате не менее 5 источников
Библиографическое описание по
ГОСТ Р 7.0.4-2006.
(Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления. Национальный стандарт Российской Федерации .— Изд. офиц. — Введен 2007. 01. 01 .— Введен 01.01.2007 .— М. : Стандартинформ, 2006 .— II, 43 с. : табл. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу) .
Для надёжности см. в электронном каталоге библиотеки ВГУ на сайте lib.vsu.ru и в методических пособиях по правилам оформления студенческих работ на БПФ
Выпускные квалификационные работы: правила оформления : учебно-методическое пособие для вузов / Воронеж. гос. ун-т; сост.: Ю.А. Лысенко, М.Ю. Грабович .— Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2007 .— 22 с. : ил. — Библиогр.: с. 18
http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/m07-9_.pdf
Слайд 104Плагиат
Развитие Интернета привело к активному распространению уже готовых рефератов.
В некоторых высших
учебных заведениях за плагиат студентам грозит отчисление.
Существуют специальные программы, которые выявляют скачанные из Интернета работы, например, «Антиплагиат».
Слайд 105Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание»)
— литературный жанр,
прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объёма и свободной композиции.
Эссе выражает личные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую трактовку темы.
Стилю эссе свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, доверительная откровенность, разнообразная и даже разговорная интонация, эмоциональность, экспрессивность.
Слайд 106Эссе студента
- самостоятельная письменная работа на заданную тему, содержащая рассуждения о
проблеме/вопросе; это реплика, адресованная подготовленному читателю.
Цель – развитие навыков творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Задачи:
научиться чётко, лаконично и грамотно формулировать свои мысли на научные темы,
структурировать информацию,
выделять причинно-следственные связи,
иллюстрировать понятия/термины примерами,
формулировать и аргументировать выводы,
овладеть научным стилем речи
Слайд 107Структура эссе
Титульный лист
Введение – формулировка проблемы/вопроса для рассуждения, актуальность и значимость
темы (обоснование выбора темы), её суть
Основная часть
Заключение – обобщение и выводы по теме, итог рассуждения
Слайд 108д/з
Напишите эссе* на одну из предлагаемых тем, оформите в строгом соответствии
с правилами, распечатайте и сдайте на проверку
------------
* 2-3 страницы машинописного текста, скрепить
Слайд 109Задание для самостоятельной работы
Напишите эссе по любой биологической проблеме, о которой
вы хорошо знаете и она вам интересна. Время выполнения – до конца занятия
Слайд 110Темы эссе
Экологические катастрофы
Основные экологические угрозы.
Современные антропогенные экологические системы
Экологический мониторинг
Охрана
среды обитания человека
Глобальные экологические проблемы современности
Региональные особенности экологической деятельности
Последствия неразумной антропогенной деятельности
Новые технологии: шаг в будущее
Безотходные технологии: миф или реальность?
Думай-Ешь-Сохраняй; Оставляй меньше пищевых следов
Экология и будущее жизни на Земле
Качество жизни и качество окружающей среды.
Локальные, региональные и глобальные уровни экологической проблемы.
Нравственное отношение к природе
Проблемы экологического воспитания и образования
Рациональное природопользование – дорога к сотрудничеству человека и природы
Техногенная цивилизация и глобальные проблемы современности.
Урбанизация
Экологическая культура
Экологическая этика.
Экологические движения
Слайд 111
Экологическое образование.
Экологическое сознание.
Экочеловек: особенности формирования личностных качеств
Слайд 112Организация учебного процесса
Бакалавриат, 1 курс
2014/2015 учебный год
Практические занятия
Слайд 114Проверка выполнения д/з
Сдайте работы на проверку
На следующем занятии узнаете свои оценки:
а)
за оформление в баллах 1 2 3 4 5
б) за содержание «зачтено/не зачтено»
Слайд 115Тема 7
Образовательная технология «Портфолио»
Слайд 116Задание
В учебном пособии прочитайте цель занятия и его учебно-целевую структуру.
Итак,
Чем
будем заниматься?
Зачем вам это нужно и чему захотелось научиться?
Слайд 117Вопрос
Что означает термин «Портфолио»?
Слайд 119Какого рода слова «портфолио»?
Мой портфолио?
Моё портфолио?
Слайд 120Какого рода слова «портфолио»
Портфолио – портф'олио, нескл., муж. и ср.
В русском
орфографическом словаре РАН — указан мужской и средний роды (т.е. допустимо говорить как «моё портфолио», так и «мой портфолио»).
В §149 Справочника по правописанию, произношению, литературному редактированию Д.Э.Розенталя: «несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к среднему роду». Но есть исключения.
Портфолио — это подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.
Этимологически родственное слово «портфель» не имеет значения, близкого к значению слова «портфолио». Не выступает оно и как родовое понятие по отношению к «портфолио». Соответственно, слово «портфолио» среднего рода («моё портфолио»).
Но допустимо использование мужского рода.
Слайд 121Способ накопления индивидуальных образовательных, профессиональных, творческих и личных достижений его владельца
Портфолио
Слайд 122Типы портфолио
Задание.
Прочитайте в Учебном пособии с.31-32.
Напишите план-конспект «Типы портфолио»
Расскажите о каждом
типе портфолио в группе
10 минут
5 минут
Слайд 126Портфолио отзывов
Характеристики
Рецензии
Отзывы
Рекомендательные письма
или
Письменный анализ своей деятельности и её результатов
Слайд 127Комплексные портфолио
Наиболее востребованы и эффективны
Слайд 128комплект документов, совокупность образовательных результатов и достижений, индивидуальная образовательная траектория;
эффективное средство
мониторинга процесса обучения - позволяет оценивать освоение ОК и ПК.
Портфолио студента
Слайд 129Основная цель создания портфолио
студента
–
сбор и наглядное, красочное
представление основных
достижений в процессе обучения в вузе!
Слайд 130Студенческое портфолио
1. Папка индивидуальных достижений обучающихся
2. Педагогическая технология обучения:
самооценка учебной деятельности,
поддержка
и стимуляция учебной, профессиональной и карьерной мотивации,
формирование умения учиться
постановка целей,
планирование, организация и индивидуализация учебной деятельности).
Слайд 131Учебные портфолио
Аудиторные и самостоятельные работы по программе и сверх
Рефераты
Наглядные пособия, фото,
иллюстрации
Аудио и видеоматериалы
Дипломы, награды
Слайд 132Структура студенческого портфолио (типичная структура)
Введение – базовая информация о себе
Мои
достижения
Я в мире людей – опыт социальной жизни
Взгляд на себя и в будущее - самооценка и планы
Заключение - обобщение в соответствии с целями и адресной направленностью портфолио
Слайд 133Часть 1. «Введение»
1.1. Фото
1.2. Резюме
1.3. Цели и задачи портфолио
1.4. О структуре
портфолио
1.5. Специфические характеристики портфолио
Слайд 1342. Мои достижения
2.1. Официальные документы. Документы об окончании школы, сертификаты официально
признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы, сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах, журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах, список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован.
2.2. Жизненный опыт. Автобиография, эссе «Взгляд в прошлое», анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни, основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это, газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев, характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас, отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.)
2.3. Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка. Ваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, основные периоды и этапы учения, изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, список курсовых и дипломных работ, отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, список мест прохождения практик и выполненных работ
2.4. Научная деятельность. Список научных работ, научная переписка, аннотации к своим работам, рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, отзывы на ваши работы, эссе «О науке» и т.п.
2.5. Курсы по выбору и творческие работы. Список дополнительных курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.
Слайд 1353. Я в мире людей
3.1. Участие в общественной жизни. Характер вашей
общественной активности, занимаемые посты, проекты и программы, в которых участвовали, их результативность.
3.2. Друзья, любимые люди. Ваши близкие друзья в вузе и вне его, сфера их занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п., родные и близкие люди, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты.
3.3. Мои кумиры. Люди: актеры, ученые, писатели спортсмены и т.п., являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты.
3.4. Хобби, интересы. Сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности.
Слайд 1364. Взгляд на себя и в будущее
4.1. «Я». Взгляд на свое
«Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни.
4.2. Мои ценности и идеалы. То, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете.
4.3. Мир вокруг меня. Ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностей и опасностей.
4.4. Мои жизненные планы. Ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.
4.5. Мой девиз. Ваш девиз, кредо на новом этапе жизни.
Слайд 1375. Заключение для…
5.1. Важнейшие аспекты личности
5.2. Наиболее важные компетенции
5.3. Важнейшие аспекты
опыта
5.4. Направления взаимодействия с работодателем и/или использования
Слайд 138Бумажный
Электронный
Веб-портфолио
История портфолио: три этапа
Слайд 139Веб-портфолио
Рекомендую
Панюкова С. В., Гостин А. М., Кулиева Г.
Создание веб портфолио студента
Методические
рекомендации
http://4portfolio.ru/artefact/file/download.php?file=32013
Слайд 140д/з
Разработать портфолио-презентацию
(только в электронном виде слайды презентации, НЕ распечатывать)
Подготовиться к рассказу
о себе на занятии с использованием слайдов презентации
Слайд 141План портфолио-презентации
Титульный слайд с базовой информацией: ФИО , курс, группа, факультет,
университет.
Структура портфолио.
Резюме.
Моё прошлое: школьные достижения, увлечения и проч.
Моё настоящее: научные интересы, учебные достижения, семья, друзья, увлечения/хобби, любимые книги, музыка, фильмы, кумиры
Будущее: цели, планы, мечты.
Заключение: взгляд на себя со стороны - 5 моих плюсов и 5 моих минусов, мой девиз сейчас и на будущее
Слайд 142Автобиография
Прочитайте в учебном пособии п.4 «Автобиография»
Обсудим текст по вопросам
Слайд 143Автобиография
Описание в произвольной форме основных этапов своей жизни.
Автобиография необходима при приёме
на работу, в военкомате или при поступлении на учебу.
Автобиография пишется от руки на листе бумаги формата А4 или на специальном бланке.
Форма изложения – повествовательная, от первого лица единственного числа.
Основная структура:
название документа;
фамилия, имя, отчество автора;
дата и место рождения;
образование (место и период учебы, присвоенная квалификация и специальность);
вид трудовой деятельности;
последнее место работы и занимаемая должность;
награды, грамоты;
семейное положение;
сведения о родителях и ближайших родственниках (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы / учебы и адрес проживания);
дата составления автобиографии;
личная подпись.
Слайд 144Резюме, CV
Прочитайте в учебном пособии раздел «Резюме», с. 37
Запишите принципы составления
и структуру резюме
Беседуем о резюме и curriculum vitae
Напишите своё резюме для презентации портфолио
Слайд 145Резюме, CV
Это визитная карточка соискателя, от того, как оно составлено, зависит
решение работодателя о приглашении человека на собеседование. Поэтому к его написанию необходимо относиться с большой ответственностью. Чтобы добиться приглашения на собеседование, нужно постараться показать себя в резюме с наилучшей стороны, сделать упор на профессиональных успехах и достижениях, сильных сторонах.
Слайд 146Организация учебного процесса
Бакалавриат, 1 курс
2014/2015 учебный год
Практические занятия
Слайд 148План занятия
Организационный момент
Выступление с презентациями
Заполнение бланков анализа презентации портфолио
Подведение итогов
Слайд 149Критерии для анализа презентации портфолио
Слайд 150Критерии для анализа презентации портфолио
Слайд 151Организация учебного процесса
Бакалавриат, 1 курс
2014/2015 учебный год
Практические занятия
Слайд 152План занятия
Итоги презентации портфолио
Изучение технологии модульного обучения
Групповая самостоятельная работа – разработка
логической структуры модуля
Отчёт о самостоятельной работе
Слайд 154Тема 9
Технология модульного обучения
Слайд 155Откройте учебное пособие на стр. ☺
Найдите занятие № ☺
Прочитайте Учебно-целевую структуру
занятия
Вопросы:
1. Чем будем заниматься?
2. Что вы больше всего захотели узнать и
чему научиться на занятии?
Задание
Слайд 156В учебном пособии в разделе 1
«Сущность модульного обучения»
найдите ответы на следующие
вопросы:
verte
Задание
Время выполнения -10 минут
Слайд 157Определение понятий «модульное обучение» и «модуль»
Основная идея и цель инновационной технологии
модульного обучения
Деятельность учителя?
Деятельность учащихся?
Преимущества модульного обучения?
Вопросы
Слайд 158Организация учебного процесса по учебной программе, составленной из модулей (блоков, частей,
узлов).
Пример: стр. 44, рис. 4. Макет модульной программы
Модульное обучение
Слайд 159Целостная функциональная часть (блок, узел) технологии модульного обучения, включающая:
учебную цель;
банк
информации (учебное содержание);
практические задания;
методическое руководство - целевую программу действий;
систему диагностики успешности обучения
Модуль
Слайд 160Образец модуля
На стр. 44-45-46 в учебном пособии найдите все учебные элементы
модуля
учебную цель;
банк информации (учебное содержание);
практические задания;
методическое руководство - целевую программу действий;
систему диагностики успешности обучения
Слайд 161Познавательная самостоятельность учащихся
Развитие навыков учебного труда и самообразования
2. Основная идея
и цель инновационной технологии модульного обучения
Слайд 162Создание оптимальных условий для активной познавательной деятельности учащихся (организация и управление)
А
не просто информирование и трансляция знаний
3. Деятельность учителя
Слайд 163Мотивирование
Организация
Координация
Консультирование
Контроль
3. Деятельность учителя подробно
Слайд 164 Само-
Самообучение
Самоопределение
Самоконтроль
Самооценка
Самоанализ
Самореализация
4. Деятельность учащихся
самообразование
☺ ну почти
Слайд 1655. Преимущества модульного обучения
В центре учебного процесса - учащийся,
а не преподаватель
Слайд 166Основные трудности модульного обучения
Волевые
качества
трудные трудности ☺
Слайд 167Бегло прочитайте таблицу 4, найдите ответы на вопросы (через 5 мин.
анализируем таблицу)
Где, в каких образовательных учреждениях применяются модульные технологии?
Кратко сформулируйте цели модульных технологий обучения в различных учреждениях образования.
В чем принципиальная разница
в МТ разного уровня?
Задание. Время - 5 минут
Слайд 168повторение - мать учения
Модуль – это …?
Слайд 169Целостная функциональная часть (блок, узел) технологии модульного обучения, включающая:
учебную цель;
банк
информации (учебное содержание);
практические задания;
методическое руководство - целевую программу действий;
систему диагностики успешности обучения
Модуль
Слайд 170Структурная единица модуля УЭ – учебный элемент
Структура модуля
Слайд 171Образец выполнения и оформления самостоятельной работы
Слайд 172Логическая структура модуля по дисциплине «Зоология позвоночных»
Цель: Изучить особенности организации Млекопитающих
Задачи:
Познакомиться с внутренним и внешним строением млекопитающих
Научиться определять анатомические структуры млекопитающих
Слайд 1731. Диагностика
исходного
уровня знаний
Характеристика
млекопитающих
8. Итоговый
контроль
знаний
2. Кожа и её производные
3. Строение черепа
4. Строение
осевого скелета,
скелета конечностей и их поясов
5. Внутреннее строение
6. Кровеносная и нервная система
7. Разнообразие
млекопитающих
Лаб. работа
Лаб. работа
Практическая работа
в Зоологическом музее
Слайд 174Разработайте логическую структуру модуля по образцу (слайды и стр. 47, рис.
4.)
по любой изучаемой дисциплине: культурология, история,
зоология беспозвоночных,
химия, физика
Задание для групповой работы
Слайд 175Принципы комплектование групп из 2-5 человек
Кто с кем хочет работать
Кто с
кем рядом сидит на занятии
Кто какие предметы любит/не любит
Кто с кем рядом живёт (в общежитии)
С кем препод укомплектует ☺
Объединяйтесь!
Слайд 176Отчёт о самостоятельной работе
На следующем занятии один человек из группы разработчиков
логической структуры модуля представляет общую работу (устно, 3 минуты)
Схема должна быть написана в тетрадях у всех
Оценку (1,2 или даже 3 балла) получает отвечающий, остальным –
«зачтено/не зачтено», если в тетради схема
есть/нет
Слайд 177Организация учебного процесса
Бакалавриат, 1 курс
2014/2015 учебный год
Практические занятия
Слайд 178План занятия
Отчёт о самостоятельной работе
Изучение алгоритма научного исследования.
Знакомство с методом case
stady
Групповая самостоятельная работа – анализ ситуационной задачи и разработка плана её решения
Отчёт о самостоятельной работе
Слайд 179Отчёт о самостоятельной работе
Один человек из группы разработчиков логической структуры модуля
рассказывает о нём 3 минуты и получает 1,2 или даже 3 балла.
Все студенты конце занятия сдают тетради на проверку и получают «зачтено/не зачтено», если в тетради схема есть/нет.
Тетрадь подпишите, чтоб мне знать, кому зачёт-то ставить.
Слайд 181Цель: изучить структуру научного метода познания
Задачи:
Познакомиться с методом проектов
Изучить алгоритм
научно-исследовательской работы студента
Цель и задачи
Слайд 182Принципы научного познания?
Детерминизм
Практика – критерий научной истины
Назовите основные методы биологии
Наблюдение, описание,
эксперимент, статистические методы, моделирование
Какой из этих методов является основным в естественных науках?
Актуализация знаний
и др.
Слайд 183Способ организация самостоятельной работы студентов для решения учебно-исследовательских и научных проблем.
Результат
–
оформленный курсовая работа
отчёт диплом
о работе статья
реферат и проч.
Метод проектов в вузе
Слайд 184Исследовательские
Творческие
Игровые
Информационные
Прикладные
Межпредметные
Типы проектов
Слайд 185Алгоритм научно-исследовательской работы студента
выбор темы
определение проблемы
изучение проблемы
выдвижение гипотезы
прогнозирование результатов
эксперимент
опровержение
гипотезы
подтверждение
гипотезы
новая
гипотеза
повторная проверка
формулировка выводов,
законов,
теории –
оформление результатов
Слайд 186Желаю вам успехов в научно-исследовательской работе (НИРС)
Слайд 187Кейс-стади – интерактивный метод обучения, метод анализа конкретных ситуаций/случаев
Метод case stady