Организация учебного процесса по дистанционной форме обучения презентация

Содержание

Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33 (доб. 1152) Определение Дистанционная форма обучения (ДФО) – одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и

Слайд 1Организация учебного процесса по дистанционной форме обучения
ознакомительный семинар для преподавателей

и сотрудников СКГУ

Слайд 2Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Определение

Дистанционная форма обучения (ДФО) – одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств.


Слайд 3Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Технологии ДО

Кейсово-сетевая технология – технология, основанная на комплектовании наборов мультимедийных учебно-методических материалов на электронных носителях и включающая формы интерактивного взаимодействия участников учебного процесса на основе использования сети Интернет.


Слайд 4Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Общие положения

Кейсово-сетевая технология дистанционного обучения обеспечивает:
каждого обучаемого учебной литературой по дисциплинам рабочего учебного плана специальности;
возможность проведения предусмотренных рабочим учебным планом лабораторных и практических занятий реально либо с применением технологий дистанционного обучения;
доступ к средствам дистанционного обучения, которые реализуют двустороннюю связь между университетом (преподавателями, методистами) и студентами.


Слайд 5Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Общие положения

Обучение студентов по дистанционной форме проводится по соответствующим утвержденным учебным планам специальностей заочной формы обучения.


Слайд 6Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Общие положения

Для полноценного обеспечения учебного процесса по ДФО в СКГУ используется система дистанционного обучения «Прометей 4.1».


Слайд 7Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Участники процесса ДО


Разработчик

Тьютор

Организатор

Администратор

Студент


Слайд 8Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Учебный процесс дистанционной формы обучения

График учебного процесса на первом курсе ДФО предусматривает проведение 3-х сессий:
установочной сессии;
зимней учебно-экзаменационной сессии;
летней учебно-экзаменационной сессии.
График учебного процесса на остальных курсах обучения предусматривает проведение 2-х сессий в каждом учебном году:
зимней учебно-экзаменационной сессии;
летней учебно-экзаменационной сессии.


Слайд 9Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Учебный процесс

ДФО предусматривает проведение аудиторных (во время сессии) и внеаудиторных (между сессиями) учебных занятий.
К аудиторным учебным занятиям относятся:
установочные занятия;
консультации;
лабораторные (практические) занятия.
К внеаудиторным учебным занятиям относятся:
самостоятельная работа студента (работа с ЭУМК);
самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) (интерактивные индивидуальные консультации по всем учебным материалам дисциплины (чат, форум)).

!Аудиторные учебные занятия в период учебно-экзаменационной сессии проводятся в объеме 50% от аудиторных занятий учебных планов заочного обучения соответствующих специальностей.
!Аудиторные учебные занятия на установочной сессии проводятся в полном объеме аудиторных занятий учебных планов заочного обучения соответствующих специальностей.


Слайд 10Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Учебный процесс ДФО

В период между сессиями дистанционная форма обучения предполагает изучение студентами теоретического материала и дистанционное консультирование студентов преподавателями СКГУ (посредством СДО «Прометей» и электронной почты).


Слайд 11Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Учебные материалы для ДФО

Для обучения студентов по ДФО необходимо наличие ЭУМК по всем дисциплинам образовательных программ, реализуемым с использованием дистанционных технологий.
Подготовка ЭУМК осуществляется разработчиком курса по утвержденным рабочим учебным программам, разработанным в строгом соответствии с типовой учебной программой, и должна включаться в индивидуальные планы преподавателей в раздел методической работы.
Примечание. Разработчиками курса (авторами) могут быть преподаватели, ведущие дисциплины в текущем году у студентов дистанционной формы обучения, а также авторский коллектив преподавателей кафедр.


Слайд 12Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Структура электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК)

ЭУМК каждой дисциплины должен включать обязательный и дополнительный комплекты.
Обязательный комплект должен состоять из:
типовой учебной программы;
рабочей учебной программы (содержание предмета, календарно-тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульное разбиение курса, график проведения дистанционных консультаций);
курса лекций;
материалов практических и семинарских занятий;
лабораторного практикума (задания, примеры, методические указания);
заданий для СРС и СРСП;
материалов по организации рубежного контроля (контрольные работы, тестовые задания, индивидуальные задания и др.);
материалов по организации итогового контроля (тестовые экзаменационные задания, вопросы к экзамену, билеты, экзаменационные контрольные работы).
Дополнительный комплект может включать методические указания по выполнению контрольных, курсовых работ; компьютерные программы обучающего характера: тренажёры, репетиторы, справочно-методические материалы, мультимедийные варианты исполнения учебных и учебно-методических пособий и прочие материалы, помогающие усвоению учебного материала дисциплины.


Слайд 13Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Нормативы объема учебных материалов

При создании ЭУМК 1 (лекционный) час должен соответствовать не менее 4 стандартным страницам.
Стандартная страница – страница текста формата А4, набранная в MS Word, имеющая параметры:
левое поле не менее 3 см;
правое поле не менее 1 см;
верхнее поле не менее 1,5 см;
нижнее поле не менее 2 см;
междустрочный интервал – одинарный;
шрифт Times New Roman;
кегль 12;
режим «выравнивание по ширине».


Слайд 14Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Примечание

ЭУМК могут состоять из электронных аналогов печатных изданий (электронные издания, в основном воспроизводящие соответствующие печатные издания, в т.ч. расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания), а также из самостоятельных электронных изданий (не имеющих печатных аналогов).


Слайд 15Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Определения СТ-РК 34.017-2005 «Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание»,

Электронное издание (ЭИ) – совокупность цифровой, текстовой, графической, аудио-, видео- и другой информации, которая имеет средства программного управления и документации и может быть размещена на любом электронном носителе информации или опубликована в компьютерной сети.
Электронное учебное издание (ЭУИ) – ЭИ, предназначенное для автоматизации обучения и контроля знаний, обязательно соответствующее учебной дисциплине, а также позволяющее определить траекторию обучения и обеспечивающее проведение различных видов учебных работ.
Электронный учебник (ЭУ) – ЭУИ, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины и обладающее официальным статусом данного вида издания, который присваивается государственным органом.
Электронное учебное пособие (ЭУП) - ЭУИ, содержащее наиболее важные разделы учебного курса, а также сборник задач, справочники, энциклопедии, карты, атласы, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию и др.; обладающее официальным статусом данного вида издания, который присваивается государственным органом.


Слайд 16Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Основные положения п.8, СТ-РК 34.017-2005 «Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание».

Контент ЭУМК должен быть разбит на трехуровневые семантические единицы обучения: уровень 1 - модули, уровень 2 – блоки, уровень 3 – учебные занятия.
Модуль является крупной синтаксической, семантической и прагматической единицей обучения и состоит из последовательности логически связанных блоков, имеющих смысловые связи по нарастанию объема и содержания информации от блока к блоку.
Блок является средней синтаксической, семантической и прагматической единицей обучения и состоит из последовательности логически связанных уроков, имеющих смысловые связи по нарастанию объема и содержания информации от урока к уроку.
Учебное занятие является минимальной синтаксической, семантической и прагматической единицей обучения и состоит из нескольких элементов обучения. Обязательными элементами обучения в уроке должны быть теоретический материал, примеры, задания, вопросы-ответы и тесты. Необязательными элементами обучения могут быть справочник, графика, аудио и видео, которые позволяют осознать, осмыслить, запомнить учебную информацию и обеспечить информационную плотность.


Слайд 17Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Состав учебного занятия

Теоретический материал должен содержать актуальную информацию по выбранному учебному курсу и быть достаточным для самостоятельного изучения, выполнения заданий и прохождения контроля знаний без дублирования изложения уже приобретенных знаний на предыдущих уроках. Теоретический материал должен иметь специфические дидактические средства в виде подчеркивания или изменения цвета текста.
Примеры должны обеспечивать детальный разбор отдельных важных аспектов теоретического материала в виде выполнения упражнений, решения задач, формулировки ответов на вопросы и т.п.
Задания должны быть направлены на выявление внутренних связей изучаемых объектов, процессов и явлений, на исследование их функциональных характеристик при различных внешних воздействиях и на приобретение практических навыков выполнения упражнений и решения задач. Формулировки заданий должны сопровождаться пояснениями порядка выполняемых действий, а также требованиями к ожидаемым результатам и форме их представления.
Вопросы-ответы должны быть направлены на усвоение знаний и приобретение навыков выполнения практических работ. В целях активизации познавательной деятельности обучаемого вопросы должны варьироваться по уровню сложности, характеру и формам представления ответов. Средства ввода ответа должны быть простыми. Обучаемый должен иметь возможность отвечать на вопросы, а не думать о технике его ввода. Обучаемый должен иметь механизм подтверждения правильности ответа.
Тесты должны содержать вопросы и варианты ответов на них. Содержание тестовых заданий должно полностью соответствовать стандарту образования. Констатирующие части вопроса и правильного варианта ответа не допускают неоднозначных толкований. Неправильные варианты ответов должны содержать только типичные ошибки или правдоподобные варианты. Текст вопроса и правильного варианта ответа задания составляется грамотно (не допускаются различного рода ошибки, научная терминология используется корректно). В тексте вопроса и правильного варианта ответа должны отсутствовать логические,  смысловые или другие неточности. Информация,  содержащаяся в вопросе тестового задания, должна быть достаточной, но не избыточной для решения тестового задания.
Справочник должен содержать текстовые, табличные, графические и другие учебно-методические сведения, касающиеся учебного материала, а также правила или указания по выполнению упражнений, решению задач или проведению эксперимента, подготовке курсовых, дипломных или других работ.
Графика, аудио и видео предназначены для представления дополнительных дидактических материалов, которые необходимы для раскрытия и демонстрации наиболее важных сторон и состояний объектов, процессов и явлений, изучаемых в учебном курсе.
Тезаурус должен содержать словарь терминов и сокращений, касающихся предметной области ЭУИ.


Слайд 18Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Предварительная содержательная экспертизы кафедры

В результате предварительной содержательной экспертизы:
в паспорте ЭУМК указываются данные о рассмотрении и утверждении на заседании кафедры;
формулируется и оформляется аннотация к ЭУМК, которая в обязательном порядке заверяется заведующим кафедрой.

! ЭУМК может использоваться в учебном процессе только при положительном решении кафедры.


Слайд 19Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Аннотация к ЭУМК

Аннотация к ЭУМК включает:
оценку объема материала и степени разработки тем (соответствие обязательному минимуму по ГОСО, актуальность, новизна, оригинальность и пр.);
оценку содержания в целом;
педагогическую оценку (соответствие интересам преподавателя, обучаемого; организация материала и пр.);
методическую состоятельность продукта (оценка используемых методик, системы контроля и пр.).


Слайд 20Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Некоторые положения опубликования ЭУМК для ДО

Разработанные ЭУМК представляются лично разработчиком в электронном виде методисту СДО УИС за 1 месяц до начала установочных занятий, согласно графику учебного процесса заочного обучения соответствующей специальности.
Прием ЭУМК осуществляется только при наличии паспорта и аннотации.
Если данный материал имеется только в бумажном виде, то автор представляет его в СДО УИС не позднее чем за 2 месяца до начала установочных занятий.
Техническая помощь в наборе материалов, которые имеются только в бумажном виде, осуществляется методистом СДО УИС или методистом ДФО деканата.
Автор материала не позднее чем за 1 месяц до начала установочных занятий обязан произвести выверку набранного материала.


Слайд 21Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Библиотека СДО «Прометей»

ЭУМК, реализованный с возможностью распространения через сеть Интернет, размещается в СДО «Прометей» с разграничением прав доступа для различных категорий пользователей.


Слайд 22Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Система подсчета рейтинговых баллов за разработку ЭУМК следующая:

за 2000 символов - 1,5 балла;
за 1 рисунок, диаграмму, схему, чертеж, фотографию - 0,3 балла;
за 1 минуту непрерывного видео - 0,5 балла;
за 1 минуту непрерывного звука - 0,25 балла;
за наличие интерактивности:
системы регистрации пользователей - 7 баллов;
навигации – 5 баллов;
организации просмотра содержания – 5 баллов;
тезауруса – 8 баллов;
системы тестирования – 10 баллов;
статистического учета – 10 баллов

! Отдельные элементы содержания ЭУМК оцениваются аналогично полному.
! Общее количество баллов за ЭУМК делится на число разработчиков.


Слайд 23Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Работа тьютора

проводить аудиторные занятия согласно расписанию учебных занятий;
получать у инженера-программиста СДО УИС логин и пароль для входа в СДО «Прометей»;
обращаться в СДО «Прометей» не менее 4 раз в неделю;
организовывать самостоятельную работу студентов;
за 1 месяц до начала установочных занятий заполнять форму мероприятий по изучению дисциплины;


Слайд 24Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Работа тьютора

консультировать студента посредством СДО «Прометей» при помощи подсистемы общения (написание объявлений; передача файлов студенту (-ам); общение в чате);
создавать в форуме СДО «Прометей» стартовые темы для обсуждения со студентами различных вопросов, а также своевременно, не позднее чем за семь дней со дня создания студентом стартовой темы, отвечать на его вопросы;
предоставлять студенту результаты выполнения заданий, лабораторных и практических работ посредством подсистемы общения СДО «Прометей»;
контролировать обращения студентов к учебным материалам (через журнал посещений);
выдавать допуск студентам на тестирование;


Слайд 25Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Работа тьютора

создавать в СДО «Прометей» тесты при помощи дизайнера тестов, и/или конвертировать уже имеющиеся тесты в электронном банке ОКТ (из системы Web-тестирования, использующейся в СКГУ для студентов очной и заочной формы обучения, в СДО «Прометей»), для чего оформляется заявка;
выставлять оценки по результатам проверки учебных достижений оцениваемых мероприятий;
обновлять в течение учебного года банки контрольных заданий и вопросов (при необходимости).


Слайд 26Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Возможности тьютора


выбирать методы, средства и технологии дистанционного обучения, которые наиболее полно отвечают содержанию дисциплины, индивидуальным особенностям студентов и обеспечивают высокое качество учебного процесса;
назначать дополнительные очные консультации;
создавать индивидуальные планы изучения дисциплины для студентов ДФО;
использовать ЭУМК или его часть, разработанную другими авторами, при условии их согласия (для этого преподавателем оформляется соответствующая служебная записка на имя начальника СДО УИС, визируется заведующим кафедрой, автором ЭУМК и передается в СДО УИС);
отражать свои отзывы, предложения и пожелания в книге отзывов СДО «Прометей»;
работать с электронной библиотекой СДО «Прометей» (в режиме поиска и чтения).


Слайд 27Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Навыки тьютора

Для успешного использования интерфейса СДО «Прометей» тьютору необходимо обладать следующими навыками:
владеть персональным компьютером на уровне пользователя;
понимать принципы работы веб-браузера.


Слайд 28Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Работа студента


посещать аудиторные занятия согласно расписанию учебных занятий;
соблюдать внутренний распорядок университета;
получать у инженера-программиста СДО УИС логин и пароль для входа в СДО «Прометей»;
обращаться в СДО «Прометей» не менее 4 раз в неделю;
изучать в полном объеме материалы ЭУМК по дисциплинам, выложенным в электронную библиотеку СДО «Прометей»;
в обязательном порядке участвовать во всех мероприятиях курса, согласно календарному плану;
работать с группой и выполнять задания;
вовремя выполнять лабораторные и практические задания;
передавать выполненные задания преподавателю только посредством подсистемы общения СДО «Прометей» (раздел «Файлы»);
обсуждать текущие вопросы в форуме;
регулярно изучать объявления;
иметь электронный адрес.


Слайд 29Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Права студентов:


получить карточку пользователя корпоративной сети NKZU.Net;
работать в любом компьютерном классе СКГУ;
тестироваться в режиме самопроверки в СДО «Прометей»;
просматривать результаты тестирования и выполнять работу над ошибками;
отражать свои отзывы, предложения и пожелания в книге отзывов СДО «Прометей»;
работать с подсистемой часто задаваемых вопросов.


Слайд 30Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Электронная библиотека СКГУ

Главная страница

Выбор материала

Просмотр архива

Иерархия меню

Загрузка материала


Слайд 31Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Порядок опубликования электронных изданий в электронной библиотеке СКГУ

1. В ЭБ СКГУ публикуются ЭИ различных типов, форматов и объемов.
2. Пользователями ЭБ СКГУ могут быть все пользователи корпоративной сети NKZU.Net (преподаватели, сотрудники, студенты всех форм обучения).
3. Разработанные ЭИ передаются в СДО УИС лично автором на любом электронном носителе.
4. При передаче электронных материалов для издания в электронную библиотеку в книге учета электронных материалов СДО УИС фиксируется следующая информация:
кафедра;
Ф.И.О. разработчика;
дата представления;
название дисциплины (полное название по учебному плану);
тип материала (ЭУМК или часть ЭУМК);
подпись разработчика;
примечания.
5. Для более четкого представления смыслового содержания в паспорте ЭИ автором оформляется аннотация и передается в СДО УИС вместе с ЭИ.
6. Опубликование осуществляет инженер-программист СДО УИС.


Слайд 32Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел. 49-32-33

(доб. 1152)

Нормативные акты

Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 7 июня 1999 года № 389-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 597 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об образовании").
СТ РК 34.016-2004 Технические и программные средства дистанционного обучения.
СТ РК 34.017-2005 Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание.
Постановление правительства РК «О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 г. № 596».
Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2005 года №195 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования».
Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 ноября 2004 года № 953 об утверждении Правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях образования.
Регламент учебного процесса. Петропавловск: СКГУ, 2005.
Правила работы в компьютерных классах СКГУ от 30 апреля 2004 года.


Слайд 33Спасибо за внимание!
Вопросы, комментарии, предложения.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика