Слайд 1
Урбанович Инна Александровна,
специалист по учебно-методической работе
центра средовых исследований и
развития
инклюзивного образования
ОГАОУ ДПО ИРО
Организация образовательной деятельности в ДОУ с учетом изменений нормативных требований к дошкольному образованию
Слайд 2ФГТ
Комплексные и парциальные программы
Вариативность разделов
Комплексна я программа представляет собой ЕДИНСТВО содержания
Свободное
соотношение направлений по усмотрению авторов
1. Примерная ООП ДО
ООП ДОУ
Четко заданы образовательные области
Программа состоит из 2 частей: обязательная и вариативная (80\20)
Равнодолевое соотношение объема обязательной части ООП ДО по 25 % на каждое направление
Слайд 3ФГТ
2. Системно-деятельностный подход
2. Культурно-исторический, деятельностный, личностный подходы
Смена методологии
Слайд 43. ЗУНы
4. ПРС
5. Основная форма организации - занятия
3. Интегративные качества (интеллектуальные,
физические, личностные)
4. ПРС
5. Основная форма организации – совместная партнерская деятельность взрослого и детей
НОД
ОД РМ
СД
ВС по реализации ООП ДОУ
Слайд 56. Планирование
перспективное
календарное
7. Принцип сезонности
8. Диагностика
9. Открытые просмотры (занятия)
10. Штатное расписание (узкие
специалисты)
6. Планирование
циклограмма образовательной деятельности (КТП)
7. Принцип интеграции
8. Мониторинг
9.Открытые просмотры (деятельность детей в центрах и формы организации детей)
10. Штатное расписание (отказ от узких специалистов)
Слайд 6Концепция долгосрочного социально-экономического
развития до 2020г. (№ 1662-р от 17.11.2008г)
Национально-образовательная стратегия
«Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 21.01.2010г.)
Постановление Правительства РФ «Об утверждении
Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении» (№ 666 от 12.09.2008г.)
Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (№ 593 от 14.08.2009г.)
Нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОУ
Слайд 7Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (№ 655 от 23.11.2009г.)
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (№ 2151 от 20 июля 2011г., вступил в силу 2 декабря 2011г.)
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
Методические рекомендации о разработке ООП ДО – приказ МОиН РФ от 21.10.2010 № 03-248
Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 04.08.2010 № 75-37-1238/10 «Об изменения в документах на лицензирование»
Слайд 8Постановление Главного государственного санитарного врача РФ СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ( № 91 от 22.07.2010г.)
«Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены 20 декабря 2010 года Постановлением № 164 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СанПиН 2.4.1.2731-10 )
Проект федерального закона «Об образовании в РФ»
ФЦПРО на 2011-2015 годы (Постановление правительства РФ от 7 февраля 2011г № 61 )
Региональная программа "Развитие образования в Иркутской области" на 2011-2015гг. (утверждена Постановлением Правительства Иркутской области от 22.06.2011 № 162-п).
Слайд 9Проект федерального закона «Об образовании в РФ»
Дошкольное образование - ступень(уровень )
в общей системе образования РФ
Обязательность предшкольной подготовки для детей 5-7 лет
Слайд 10Глава 10 Дошкольное образование
Дошкольная образовательная организация – это тип образовательной организации,
создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми.
Слайд 11Для системы дошкольного образования Иркутской области характерны следующие особенности:
1. Спрос населения
на услуги дошкольного образования не соответствует имеющемуся предложению мест в учреждениях дошкольного образования. По сравнению с 2006 годом увеличение количества детей в дошкольных образовательных учреждениях составило 5,8 тыс. человек, так как возросла рождаемость (в 2006 году в области родилось 30,5 тысячи детей, в 2009г. – 38,0, в 2010 г. - 39,5 тыс. детей)
2. Принимаемые меры по открытию дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях, строительству к ним пристроев, реконструкции ранее закрытых и введению вариативных форм дошкольного образования не решают проблему удовлетворения спроса.
3. На учёт по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения поставлено 39 тысяч детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе 14,5 тысячи детей – в возрасте от 3 до 7 лет.
Слайд 12В рамках реализации Региональной программы в "Развитие образования в Иркутской области"
на 2011-2015гг.
Модернизация муниципальных систем дошкольного образования:
1) увеличение количества вариативных форм дошкольного образования в соответствии с потребностями населения (детских садов и групп полного дня, групп кратковременного пребывания в детском саду, групп для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, групп семейного типа, предшкольной подготовки, филиалов детских садов на дому);
2) создание стажировочных площадок для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в области модернизации муниципальных систем дошкольного образования на базе Института развития образования;
3) максимальное удовлетворение потребности населения Иркутской области в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения;
4) снижение социальной напряженности в связи с неудовлетворенным спросом на их услуги; улучшение условий пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
5) повышение социально-экономической эффективности функционирования системы дошкольного образования.
Слайд 13
Механизм решения проблемы:
В 2010 году:
Создано дополнительно почти более 1905 мест в
ДОУ.
открыто 17 новых детских садов.
В 2011-2015 году предстоит закрепить достигнутые темпы ввода детских садов с учетом растущей рождаемости
Слайд 14Вариативные формы дошкольного образования
строительство новых детских садов и пристроев
возвращение помещений детских
садов в систему ДО
открытие дополнительных групп полного дня
группы кратковременного пребывания в при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.
открытие групп для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования
группы предшкольной подготовки
группы семейного типа
филиалы детских садов на дому
Слайд 15Доля первоклассников, прошедших предшкольную подготовку в дошкольных образовательных учреждениях
(группах), от общего количества первоклассников
2011 г. – 67%
2015 – 87%
Слайд 16Кадровая политика в системе образования
Преобразование требований к работникам системы образования -
привлечение в сферу специалистов, не имеющих базового образования;
Руководитель - Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет
Воспитатель - Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Слайд 17Методические рекомендации о разработке ООП ДО – приказ МО и Н
РФ от 21.10.2010 № 03-248
В настоящее время примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования является программа «Успех»[1]. /С. 5/ Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» и другие комплексные программы дошкольного образования, авторские коллективы которых в настоящее время корректируют свои программы, дорабатывают их на предмет соответствия ФГТ («Радуга», «Из детства в отрочество», «Детский сад – дом радости» и др.) для включения в указанный перечень также будут обязаны пройти экспертизу. /С.7/
Дошкольным учреждениям рекомендуется разработать (скорректировать) свои Образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и данными рекомендациями. /С.8/
Слайд 18Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (№ 655 от 23.11.2009г.)
2.1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.
Слайд 19Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области
от 04.08.2010 № 75-37-1238/10 «Об изменения в документах на лицензирование»
До появления данного нормативно-правового документа федерального уровня в качестве примерных программ выступают авторские основные общеобразовательные (комплексные, специализированные, коррекционной направленности) программы дошкольного образования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольные образовательные учреждения реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с видом образовательного учреждения.
Слайд 20Методические рекомендации о разработке ООП ДО – приказ МО и Н
РФ от 21.10.2010 № 03-248
Программа должна раскрыть:
как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;
как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.
Слайд 21
Установить определенный переходный период для внедрения ФГТ
Разработать план
поэтапного перехода дошкольных образовательных учреждений к реализации ФГТ
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ № 03-248 от 21.10.2010г.
«О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Слайд 22В процессе переходного периода перед дошкольными учреждениями возникла проблема выбора:
1) самостоятельно
корректировать содержание комплексных и парциальных программ в соответствии с ФГТ, по которым ранее работало учреждение
2) опираться на примерную ООП ДО «Успех», рекомендованной Департаментом общего образования Минобрнауки РФ для обсуждения и возможности ее использования.
Слайд 23ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
…режим пребывания ребенка в ДОУ –
это основание экспертизы здоровье-сберегающего пространства …
Слайд 24Проектирование режима пребывания детей в ДОУ с учетом
вида образовательного учреждения,
направленности групп, функционирующих в ДОУ;
приоритетных направлений деятельности;
возраста воспитанников и основных направлений их развития
Слайд 25
СаНПиНов пример
ФГТ пример
Проектирование режима пребывания детей в ДОУ с учетом
Слайд 26Принципы построения образовательного процесса в ДОУ
Принципы проектирования
образовательной среды ДОУ
Учебный
Предметно-
средовый
Комплексно-
тематический
Слайд 27Реализация КТПр построения образовательного процесса
КТПр ВАРИАТИВЕН в
П ООП ДО
Слайд 29ПРИ КТ ПЛАНИРОВАНИИ
Количество тематических блоков (недель) самостоятельно определяется самими педагогами;
Соотношение
80/20 (Ф/Р)
Формы подготовки и проведения образовательной работы по тематическому блоку (неделе) носят интегративный характер;
Рекомендуемое время работы по тематическому блоку (неделе) не регламентировано и определяется педагогическим коллективом;
Образовательная работа по тематическому блоку (неделе) заканчивается итоговым мероприятием.
Слайд 30Организационная основа реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса
организующие моменты,
тематические недели,
события,
реализация проектов,
сезонные явления в природе,
праздники,
традиции
Слайд 31Структура КТП
1. Тема + (образовательная цель тематической недели)
2. Виды детско-взрослого взаимодействия
(содержание и формы работы с детьми)
3. Планируемые продукты детско-взрослого взаимодействия
Итоговое мероприятие
Пример Пример Пример
Слайд 32Реализация принципа интегрированного подхода
в процессе организации как совместной деятельности педагога
с детьми, так и самостоятельной деятельности детей
Слайд 33Принцип интеграции
Интеграция содержания дошкольного образования - состояние (или процесс, ведущий к
такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Н.В.Федина
Слайд 34ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ
Интеграция
содержания и задач
психолого-
педагогической
работы
Интеграция
детских видов
деятельности
Слайд 36Планирование содержания и форм образовательной деятельности педагога
пример
непосредственно образовательная деятельность
образовательная деятельность в ходе режимных моментов
самостоятельная деятельность
взаимодействие с семьями воспитанников пример
Слайд 37
региональных, муниципальных проектов,
дополнительных образовательных
программ по приоритетным направлениям деятельности
авторских образовательных программ,
проектов, реализуемых в ДОУ
пример пример пример пример пример пример
коррекционной работы (Логопункт) пример
Содержание вариативной части образовательной программы реализуется за счет
Слайд 38Результаты освоения ООПДО
текущие (промежуточные): определяются дважды в каждом возрастном периоде (младшем,
среднем и старшем возрасте) – в начале и конце подпериода – по определенным параметрам, выступающим в качестве ориентиров на пути продвижения ребенка к намеченной ООПДО цели его развития, обозначенной в понятии «качества» (физические, личностные, интеллектуальные);
итоговые: определяется физическая и психологическая готовность к школьному обучению в процессе психолого-педагогической диагностики.
Слайд 39Качества как образовательные результаты
Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы
ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе, его морально-нравственное развитие.
Физические качества – качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физиометрические показатели.
Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Пример
Слайд 41Основные идеи отслеживания образовательных достижений …
В процессе мониторинга исследуются
физические,
интеллектуальные,
личностные качества ребенка
Методы диагностики:
наблюдение за ребенком,
беседа,
экспертные оценки,
критериально-ориентированные методики нетестового типа,
критериально-ориентированное тестирование,
скрининг-тесты и др.
Слайд 42Система мониторинга образовательного процесса
в программе “Детство”
Авторы программы “Детство” предлагают выстроить систему
мониторинга образовательного процесса по двум направлениям:
оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по десяти образовательным областям;
оценка уровня развития интегративных качеств ребенка.
В помощь воспитателям разработаны альбомы для каждой возрастной группы “Результаты мониторинга образовательного процесса” по этим двум направлениям.
Слайд 43 Система мониторинга образовательного процесса
в программе “Детство”
Система мониторинга проводится в два
этапа.
На первом этапе предлагается оценить развитие каждого ребенка и проставить баллы в ячейке указанного параметра, а затем просчитать итоговый показатель. Второй этап – это подсчет итогового показателя по группе.
В основе технологии организации мониторинга лежит пятибалльная система по принципу “чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка”.
Нормативными вариантами развития авторы предлагают считать среднее значение по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 балла. Показатель менее 2,2 балла свидетельствует о выраженном несоответствии развития ребенка по возрасту.
Слайд 44 Система мониторинга образовательного процесса
в программе “Детство”
Критерии оценки по 5-балльной шкале
следующие:
1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;
2 балла – ребенок имеет отрывочные бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;
3 балла – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;
4 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями предложения по указанному критерию интегративного качества;
5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию качества.
Слайд 45Система мониторинга образовательного процесса
в программе “От рождения до школы”
К программе “От
рождения до школы” вышло пособие “Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. Тетрадь для мониторинга детского развития” (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.)
До конца 2011 года планируется выпуск тетрадей для мониторинга детского развития для всех групп детского сада, начиная со второй младшей группы, а также компьютерная программа на CD-диске, которая позволит проводить анализ динамики развития ребенка, а также сравнивать интегративные показатели по группе и по детскому саду в целом.
Слайд 46Система мониторинга образовательного процесса
в программе “От рождения до школы”
Оценка детского развития
осуществляется в три этапа. Итоги отражаются в тетради, которая заполняется на каждого ребенка группы детского сада.
Все характеристики детского развития объединены в девять разделов. Каждый из них характеризует одно из интегративных качеств детского развития, определенного Федеральными государственными требованиями (ФГТ).
На первом этапе оцениваются все показатели развития по каждому интегративному качеству. Для этого заполняются соответствующие таблицы, представленные в тетради. Каждый показатель оценивается в баллах: от 0 до 3 баллов.
На втором этапе суммируются полученные ребенком баллы по каждому разделу. На основании суммы баллов определяется итоговое значение, характеризующее развитие соответствующего интегративного качества (от 1 до 5 баллов). На основании итоговых значений заполняется сводная таблица результатов мониторинга и строится диаграмма развития интегративных качеств.
На третьем этапе проводится качественный анализ развития ребенка, основная задача которого — определение проблемных моментов детского развития.
Подводя итоги мониторинга, педагог заполняет сводную таблицу результатов и строит диаграмму развития интегративных качеств.
Слайд 47Система мониторинга образовательного процесса
в программе “От рождения до школы”
Диаграмма развития интегративных
качеств позволяет педагогу оценить гармоничность развития ребенка. Для этого он отмечает в диаграмме количество набранных дошкольником баллов по каждому интегративному качеству и соединяет показатели линией.
На диаграмме проведена горизонтальная пунктирная линия. Если значение итогового показателя по какому-либо интегративному качеству располагается ниже этой линии, то необходимо провести дополнительную оценку развития данного качества другими специалистами. (Если результат по одному или нескольким интегративным качествам ниже 2 баллов, то требуется корректирующая работа педагога. Если результат ниже 1 балла, то требуется внимание специалиста.)
Если будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративного качества
Слайд 48Система мониторинга образовательного процесса
в программе “Истоки”
Авторы программы “Истоки” предлагают выстроить систему
мониторинга образовательного процесса следующим образом.
Мониторинг промежуточных результатов освоения программы проводится по разработанным листам оценки, соответствующим возрастным периодам. В Программе приводятся листы для оценки промежуточных результатов ее освоения на границе психологических возрастов. В конце каждого психологического возраста, можно сделать выводы об успешности решения программных образовательных задач. Предлагается 2-х уровневый подход к оценке.
Первый уровень – низкоформализованные методы, применяемые воспитателем. Второй уровень – высокоформализованные методы, применяемые специалистами (педагогами – психологами, дефектологами, учителями- логопедами).
Оценки по разделам физического и музыкального развития дают педагог по физической культуре и музыкальный руководитель. Отдельные пункты в картах детей первого года жизни и выпускника детского сада заполняет медицинский работник.
Слайд 49Система мониторинга образовательного процесса
в программе “Истоки”
Предлагается использовать показатели: “достаточный”, “уровень близкий
к достаточному”, “недостаточный уровень”. Если по каким-то направлениям присутствуют оценки “недостаточный уровень”, процесс мониторинга переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного диагностического обследования.
В “Листах оценки промежуточных результатов” даны параметры оценки (“достаточный”, “близкий к достаточному” или “недостаточный”).
Преобладание оценок “достаточный уровень” свидетельствует об успешном освоении программы, если по каким-то направлениям преобладает “близкий к достаточному”, следует усилить индивидуальную работу. Если по каким-то направлениям преобладает “недостаточный”, процесс переходит на второй уровень - это проведение комплексного психологического диагностического обследования (проводит педагог-психолог).
Слайд 50Система мониторинга образовательного процесса
в программе “Истоки”
Итоговые результаты освоения программы реализуются через
заполнение “Карты развития ребенка 6-7 лет”, предполагающее применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты, (в виде отдельных поручений), беседы и т.д. В ней отражены основополагающие линии развития ребенка.
Карта заполняется в конце последнего года пребывания дошкольника в детском саду перед его поступлением в школу. Она прошла экспертизу в ряде научных учреждений РАО, МГУ, а также в широких практических кругах. По мнению авторов - разработчиков Карта индивидуального развития дошкольника должна стать обязательным документом при приеме в первый класс школы.
Пример
Слайд 51Система мониторинга образовательного процесс
в программе “Успех”
В Программе выделен раздел “Планируемые результаты
освоения программы”, где представлен “Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования” и краткое разъяснение основных составляющих этого портрета. Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств в каждый возрастной период (тексты даны в программе.)
Авторами (И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопова, Е.К. Ягловская) выпущено пособие “Мониторинг достижения детьми планируемых результатов”, которое состоит из методических рекомендаций для педагогов и 14 иллюстраций для работы с детьми. В нем также предлагается по четыре задания для детей каждой возрастной группы, которые оцениваются с помощью карты развития.
Слайд 53Нормативно-правовая основа реализации образовательной программы
протокол педагогического Совета о принятии ООП ДОУ;
приказ
по ДОУ о реализации ООП ДОУ с указанием ответственных за те или иные направления; пример
план реализации ООП ДОУ;
приказ по ДОУ (на текущий учебный год) о создании группы мониторинга в ДОУ.
план повышения профессиональной компетентности педагогов по внедрению ФГТ
пример
Слайд 54Спасибо за внимание!
Координаты:
Центр средовых исследований и развития инклюзивного образования факультета развития
образовательных систем ОГАОУ ДПО ИРО
Телефон 8(3952) 53-40-83
E-mail: innlab@mail.ru