Слайд 2Образовательный процесс
Образовательный процесс – педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и
развития в рамках реализации образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Слайд 3Движущие силы образовательного процесса
Внутренней движущей силой педагогического процесса является обострившееся противоречие
между выдвигаемыми социальными требованиями к образованности членов общества, выпускников определенного типа образовательных организаций, и реальными достигаемыми обучающимися в образовательном процессе результатами, их возможностями удовлетворять этим требованиям.
Слайд 4Состав образовательного процесса
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ
Процесс обучения
Процесс преподавания
Процесс учения
Процесс
воспитания
Процесс воспита тельных воздей ствий
Процесс принятия личностью воспитательных воздействий
Процесс самовоспитания
Слайд 5Компоненты и структура образовательного процесса
Слайд 6Компоненты процесса
Обусловлены составом деятельности, взаимодействия
Деятельность как иерархия:
Особые виды деятельности
Действия
Операции
Психофизиологические функции
Слайд 7Структура
Цель – системообразующий признак, который обусловливает наполнение всех других компонентов
и связывает их между собой
Структура иерархичная (цель – главный элемент)
Выбор содержания определяет выбор методов, а затем – организационных форм
Слайд 8Структура деятельности
Потребность – нужда в чем-либо (дискомфорт, неудовлетворенность, поиск)
Мотив (опредмеченная
потребность), осознаваемый либо нет – предмет, ради которого совершается деятельность
Цель - осознаваемый образ желаемого результата
Смысл деятельности: отношение цели к мотиву
Совокупность действий, вызываемых мотивом
Деятельность
Совокупность операций, подчиненных цели
Психофизиологические функции, обеспечивающие действия
Слайд 9Компоненты образовательного процесса
Мотивационно-целевой
Содержательный
Организационно-деятельностный
Аналитико-результативный
Слайд 10МОДЕЛЬ
Начальный уровень студентов и системы
в целом
Мотивационно-целевой компонент
Содержательный компонент
Организационно-деятельностный
или процессуальный компонент
Аналитико-результативный компонент
Достигнутый уровень
Социальный заказ
Слайд 11Основания построения модели
Начальное состояние системы (уровни образованности обучающихся, их индивидуальные особенности,
педагогические и иные условия)
Цель (обусловлена социальным заказом; является синтезируемой)
Слайд 12Мотивы образования -
конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки
Слайд 13Мотивы образования
широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения); прежде
всего это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус;
узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);
мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в человеческом сообществе);
широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения;
учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
Слайд 14Цели образования
(комплекс целей разных субъектов)
Обучение (усвоение знаний, освоение умений, приобретение
навыков, овладение компетенциями)
Воспитание (социализация личности, развитие качеств личности, освоение личностью социальных ценностей, формирование собственной системы ценностей)
Развитие познавательных процессов (познавательных, эмоциональных, волевых); психических свойств (направленности, темперамента, характера, способностей); психических образований (знаний, умений, навыков, компетентности, привычек)
Слайд 15Содержание образования –
педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта
творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности
Источник содержания образования – социальный опыт, закрепленный в материальной и духовной культуре
Слайд 16Содержание образование
Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение
которых обеспечивает формирование в сознании обучающимися естественнонаучной картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
Система умений и навыков, т. е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета, общих для всех, формирующихся на базе полученных знаний и помогающих человеку сохранять и воспроизводить добытое человечеством.
Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Последнее предполагает:
— самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
— видение новой проблемы в знакомой ситуации;
— видение новой функции объекта;
— самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых;
— видение структуры объекта;
— альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы;
— нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.
Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности.
Их дополнение, обогащение самими обучающимися
Слайд 17Процессуальный компонент
охватывает:
методы и
организационные формы образования
Слайд 18Учебно-педагогического взаимодействие -
основа образовательного процесса, отражает его сущность
Содержание трактуется
как средство этого взаимодействия
Слайд 19Методы образования
Метод (от греческого «методос» – путь) – способ взаимодействия педагога
и студента в целях его образования.
Слайд 20Организационные формы образования – это
конструкции (структуры) отрезков процесса образования, реализующихся
в учебно-педагогическом взаимодействии, направленных на освоение части содержания образования
виды учебных занятий и видов учебных работ, отличающихся друг от друга целями, составом обучающихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием учебно-педагогического взаимодействия .
Слайд 22По источникам передачи и характеру восприятия информации
словесные методы (рассказ, беседа,
лекция и пр.);
наглядные (показ, демонстрация и пр.);
практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
Слайд 23По характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся- система методов обучения И.Я.Лернера
- М.Н.Скаткина:
объяснительно-иллюстративный метод,
репродуктивный метод,
метод проблемного изложения,
частично-поисковый, или эвристический, метод,
исследовательский метод.
Слайд 24По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая
три большие группы методов обучения:
методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Слайд 25По характеру воздействия на обучающегося методы воспитания делят на
убеждение,
упражнение,
поощрение и
наказание
Слайд 26И.Г.Щукина выделяет три группы методов воспитания:
методы формирования сознания (рассказ, объяснение,
разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Слайд 27Организационные формы
Лекции
Практические занятия
Семинары
Лабораторные работы
СРС
Экскурсии
Выездные занятия
Конференции
Круглые столы
Деловые игры
Тренинги
Слайд 28Лекция
Лекция выполняет следующие функции:
информационную
обучающую
воспитывающую
развивающую
ориентирующую
разъясняющую
убеждающую
стимулирующую
Слайд 30По дидактическим задачам:
вводные,
установочные,
обзорные,
текущие,
заключительно-обобщающие,
лекции-консультации
Слайд 31По способу изложения материала:
бинарные или лекции-дискуссии,
проблемные,
лекции-конференции,
лекции-визуализации
Слайд 32Нестандартные способы проведения лекций
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки
проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить.
Лекция с заранее запланированными ошибками
Лекция вдвоем (межпредметная)
Лекция пресс-конференция
Лекция-беседа
Лекция-дискуссия
Слайд 33Семинар
«seminarium» - рассадник
форма занятий, во время которой студенты должны
не только глубже усвоить теоретические знания, но и сформировать свою позицию по обсуждаемым вопросам
Слайд 34Виды семинаров:
Просеминар -ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой
работы над ними.
Собственно семинар:
а) развернутая беседа по заранее известному плану;
б) небольшие доклады студентов;
в) дискуссия;
г) круглый стол
Слайд 35По фунциям:
Междисциплинарный.
Проблемный.
Тематический.
Ориентационный.
Системный.
Слайд 36Практические занятия
форма занятий, в которой студенты осваивают знания, учатся их
применению на практике, а также осваивают компетенции в деятельности (упражнения, имитация профессиональной деятельности)
Слайд 37Лабораторные работы
опыты, как правило, с использованием аппаратуры, в условиях, моделирующих
реальность
Слайд 38Самостоятельная работа –
это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта
с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные методические материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу обучающихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.
Слайд 39Инновационные методы и формы образования
Активные и интерактивные
Ситуационные методы, «контекстное» образование,
методы case-study
Компьютерная симуляция
Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
Ролевые и деловые игры
Тренинги
Встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций
Мастер-классы экспертов и специалистов
Сетевая форма образования
Дистанционная форма образования
Слайд 40Аналитико-результативный компонент
Связан с реализацией функций: контроля, оценки, анализа, сравнения достигнутых и
ожидавшихся результатов и коррекции
Для его реализации необходимы: оцениваемые параметры, критерии их оценки, методики измерения и оценивания
Слайд 41Результаты образования
Образованность, компетентность
Здоровье
Система ценностных отношений
Слайд 42Контроль
Функции:
1. Диагностирующая (обратная связь и систематический учет результатов).
2. Обучающая,
управляющая.
3. Развивающая (развитие памяти, внимания, логического мышления, мотивации, интереса к предмету, творчества), стимулирующая.
4. Воспитывающая (дисциплинирующая, воспитывающая трудолюбие и т.п.).
Слайд 43Виды контроля:
Предварительный (поэтапный) контроль (до начала обучения).
Текущий контроль (во
время семестра).
Рубежный контроль (по результатам прохождения модуля)
Итоговый контроль (во время сессии).
Заключительный контроль.
Слайд 44Оценка
Способ определения соответствия достигнутых результатов нормативным требованиям
Для управления необходима аналитическая
деятельность по сопоставлению достигнутого и ожидавшегося уровня результатов
Отметка или балл – количественное выражение оценки
Слайд 45Функции образовательного процесса
Обучение
Воспитание
Развитие
Слайд 46Коррекция модели образовательного процесса
Начинается с констатации нового состояния системы, постановки новой
цели, что влечет за собой изменение других компонентов модели
Таким образом, осуществляется преобразование образовательного процесса
Слайд 47Закономерности образовательного процесса
Социальная обусловленность целей, содержания и методов образовательного процесса.
Взаимная
обусловленность деятельности педагогов и обучающихся.
Целостность и единство образовательного процесса.
Динамичность образовательного процесса.
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности, достижений; образовательной среды; образовательного процесса.
Эффективность педагогического управления зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами; величины, характера и обоснованности воздействий на обучающихся.
Закономерность стимулирования. Продуктивность образовательного процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных,
моральных, материальных и других) стимулов.